Справочно-правовые системы распространены в России достаточно широко. Сопровождением подобных систем занято большое количество компаний. Сервисные фирм осуществляют поставку и текущее сопровождение систем. Крупные фирмы производят разработку программного обеспечения, наполнение и совершенствование СПС. К ним относятся:
· КонсультантПлюс (АО «Консультант Плюс»);
· ГАРАНТ (НПП «Гарант-Сервис»);
· «Кодекс» (Центр компьютерных разработок).
Эти системы являются результатом разработки коммерческих фирм, но есть и программные продукты созданные государственными предприятиями:
· «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ);
· «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ).
Перечисленные системы наиболее широко используются в России за счет высоких качественных показателей, а именно сервисного обслуживание и наличия удобных инструментов для обработки информации.
Перечисленные фирмы предлагают пользователям широкий набор сервисного обслуживания:
· стабильное и гарантированное информационное сопровождение систем с возможностью ежедневного обновления информации;
· обучение и консультирование пользователя;
· сервисная техническая поддержка систем и восстановление информационных массивов;
· поиск информации, не входящей в комплект поставки;
· демонстрация системы заказчику квалифицированным специалистом и возможность выбора вариантов наполнения информационных баз.
Большие объемы информации, включаемые в СПС, накладывают две группы требований на используемую технологию. Первая группа связана с потребностями пользователей СПС. Вторая группа требований к уровню и свойствам технологий связана с тем, что вводить и тщательно обрабатывать большой поток информации достаточно сложно. Очевидно, что ежемесячное введение в базу данных двух тысяч документов не представляет особого труда. Но если при этом вводимые документы связываются сотнями и тысячами ссылок как с документами, введенными ранее, так и между собой, если для них готовятся новые редакции, примечания, комментарии и т. д., то процесс параллельной обработки такого количества документов становится серьезной проблемой. Для ее решения программная технология должна быть хорошо продуманной и увязанной с организацией работы десятков людей в информационном отделе компании-разработчика.
В современных информационно-поисковых системах, как правило, используются следующие виды поиска:
· по реквизитам документов;
· полнотекстовый поиск;
· по специализированным классификаторам.
Современные информационные технологии, основанные на СПС, позволяют одновременно использовать несколько видов поиска, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. При совместном использовании может быть получен требуемый результат в кратчайшее время.
Оценка полноты, достоверности и оперативности обновления информации основывается на количественных показателях. Оценка же качества юридической обработки поступающих в информационный банк документов достаточно субъективна.
Без юридической обработки СПС является всего лишь электронным аналогом бумажных изданий. Ее цель – систематизация документов для повышения эффективности их дальнейшего использования.
Юридическая обработка обычно состоит из следующих основных этапов:
· классификации документов;
· выявления взаимосвязей между различными документами;
· составления примечаний к документу.
Классификация документов предназначена для последующего их поиска по некоторым признакам. Это могут быть как формальные признаки, такие как выходные данные, так и неформальные – темы, которые рассматриваются в этих документах. Классификация производится на основании классификатора данной системы. В общем случае классификатор – это иерархическая структура, содержащая все понятия, используемые для описания документов, входящих в информационную базу.[2]
Качество последующей юридической обработки документа, а также эффективность его поиска напрямую зависят от корректности классификации документа в системе.
Выявление взаимосвязей документа позволяет создать список документов, дополняющих его. Таким образом, пользователю предоставляется возможность максимально полно ознакомиться с интересующей его темой, начав работу всего лишь с одним документом.
В качестве примечаний к документу обычно используются ссылки на связанные с ним информационные ресурсы, данные о текущем статусе документа, комментарии юриста.
Необходимость хранения и регулярного обновления больших объемов информации накладывает на СПС ряд требований. Эти требования связаны с потребностями как пользователей системы, так и разработчиков, производящих обновленную юридическую обработку массива правовой информации. Объем ежемесячно вводимой и обновляемой информации может достигать нескольких тысяч документов, что вынуждает разработчиков с самого начала создания системы приспосабливать ее к таким условиям поддержки актуальности информационного банка СПС.
Поиск документов можно условно разделить на два вида:
· по реквизитам документов;
· по тексту документов.
Поиск по реквизитам документа позволяет найти документ с определенным номером, выпущенный определенным органом и т. д. Для повышения эффективности поиска условия в таком виде поиска можно сочетать, задавать интервалы номеров или дат.
Поиск по тексту документов заключается в простом переборе массива документов и нахождении среди них тех, которые содержат слово, заданное пользователем. Таким образом, описанный поиск позволяет найти документы по какой-либо теме. Недостатком поиска по тексту является большой шум, т. е. попадание в список найденных документов большого количества документов, удовлетворяющих запросу, но пользователю в данный момент не нужных. Уменьшить уровень шума может, пожалуй, лишь опыт составления запросов к системе.
Многие СПС позволяют использовать одновременно поиск и по реквизитам, и по тексту документов, что может существенно повысить эффективность поиска.
Некоторые СПС обладают дополнительными возможностями, позволяющими сделать работу с системой более простой и эффективной. Из таких возможностей наибольшее значение для пользователя имеют улучшенная навигация по темам в информационной базе, возможность сохранять личные предпочтения и подборки документов, возможности редактирования документов и вывода их на печать.
Для обеспечения удобной навигации по информационной базе обычно используют гипертекстовые ссылки между документами, а также перемещение по списку ранее просмотренных документов и использование закладок.