По данным ООН, автомобили уносят в год около 200 тысяч жизней. И не удивительно: мировой автопарк насчитывает 650 млн. Автомашин, 200 млн. в США, 50 млн. в Японии; ежегодно производство выпускает 50 млн. машин.
Среди главных причин аварий статистика называет:
- различные нарушения правил дорожного движения;
- превышение скорости;
- управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
- плохие дороги (главным образом, скользкие);
- неисправность машины (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).
Что делать, если авария неизбежна? Вот несколько советов опытных водителей:
во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы – расслабляться нельзя до полной остановки;
- также до остановки нельзя покидать машину (это хорошо получается только в кино); исследования показывают, что шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании;
сохранять самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности;
- сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;
- при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером; не бойтесь, что мотор вдавится в салон: конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он уходил вниз.
Когда удар неизбежен, самое главное – препятствовать своему перемещению вперед и защищать голову. Вжаться в сиденье спиной и напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Этот вариант пригоден для автомашины, идущей на малой скорости. Если же скорость превышает 60 км/ час, а водитель не пристегнут ремнем безопасности, ему следует прижаться грудью к рулевой колонке. Все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряженными до полной остановки машины.
Пассажир же должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом с вами ребенок – крепко прижать, накрыть собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира – переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дорожного движения запрещают находиться там без специального устройства.
После того как удар произошел, первым делом надо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли, не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу – через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них скорее всего бессмысленно: они заклинены, и надо открывать или разбивать окна (у бывалого водителя монтировка всегда под рукой еще и на этот случай).
Если машина упала в воду (правда, такие аварии происходят гораздо чаще в кино, чем в жизни), она может некоторое время держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из нее выскочить. Однако двери открывать не следует – вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. Выбираться надо через открытое окно.
При погружении на дно с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Это немало. Можно включить фары (чтобы машину легче было искать), оценить обстановку, активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом "впрок"), избавиться от лишней одежды, развязать галстук, захватить из машины документы.
И самое главное – мысленно представить себе путь вверх. Вам предстоит выбираться через дверь или окно (если сможете через опущенное стекло – это лучший вариант), протиснуться наружу, взявшись руками за крышу машины, подтянуться, а затем резко плыть вверх. Если дверь заклинило и стекло не опускается, надо разбить лобовое окно – заранее поищите, чем вы будете это делать. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. Если резко распахнуть дверь и попытаться сразу же выбраться, вам помешает поток, идущий в салон.
Оказавшись вне машины, имейте в виду, что у вас не меньше 30-40 с. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность. Считается, что опасна глубина более 30 м, но "найти" ее падающему в воду автомобилю практически невозможно – разве что за бортом морского парома.
Водный транспорт
Мировой морской флот за год теряет в среднем 200-250 судов, аварию
терпят свыше 8000. Доля России – около 40 аварий в год на морях и около 30 – на реках.
Первая проблема, встающая при кораблекрушении, – паника. Командир и члены экипажа обязаны подавить ее любыми средствами. Это, должен быть
неожиданный и сильный раздражитель: звук, боль, личный пример, угроза и т.д. Паника редко начинается сразу у нескольких человек, зачинщиком обычно является один. Поэтому лучшее средство от неорганизованной попытки спасения – упреждающее внимание к потенциальным паникерам. Расчеты показывают, что вероятность спасения при организованном оставлении судна выше панического от 4 до 47 раз (в зависимости от спасательного плавсредства). Решение об оставлении принимает только капитан. Посадка в шлюпки и на плоты производится только по команде с мостика.
Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить (желательно и "ногами", проделав путь несколько раз) дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу. Во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
В первую очередь предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам. Разрешается брать с собой: документы, спички или зажигалку, одеяло, личные лекарства, деньги. Все другие предметы и личные вещи брать с собой запрещено. Опыт кораблекрушений показывает, что в основе этических правил лежит целесообразность. В конечном счете, это вопрос оптимальной стратегии действий, при которой выигрывают все. Капитан в любом случае покидает судно последним.
В открытом море на спасательных средствах должны соблюдаться два основных принципа: всем шлюпкам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути. Относительную близость берега можно определить по поведению некоторых видов чаек и т.д.
Общее представление о картине действий при кораблекрушении дает сводная таблица процедур по выживанию (в редакции ИМКО).
Высадка с судна
1. Надеть побольше одежды, включая перчатки, берет, сверху – защитный костюм из водонепроницаемой ткани.
2. Правильно надеть спасательный жилет.
3. Бросить плот и вытянуть линь.
4. По возможности высадиться сухим.
5. Если вынуждены прыгать, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет.
6. Так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плыть только к спасательному средству.
7. Если позволяют обстоятельства, погрузить одеяла и дополнительные
одежды. Если возможно, погрузить аварийное радио. Если позволяют