УО «Белорусский государственный экономический университет»
К.А.Шиманский
Б У Х Г А Л Т Е Р С К И Й
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ
Тестовый практикум
Учебно-методическое пособие
Минск 2009
УДК
ББК
Рецензенты:
Снитко М.А., профессор кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита в промышленности, к.э.н., профессор
Р е к о м е н д о в а н о кафедрой бухгалтерского учёта, контроля и финансов Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет»
Основная цель организации учебного процесса в высшей школе в современных условиях заключается в том, чтобы студент получил знания не в готовом виде, а приходил к нужным выводам в процессе активных творческих поисков. Результативность подобного обучения достигается через формы и методы организации учебного процесса, в частности, использования обучающих тестов, задач, ситуаций. Тестовые методы обучения и контроля знаний, представляя собой органическую часть всего процесса обучения, дают возможность получать необходимую оперативную информацию о знаниях и умениях обучаемых, выявлять сильные и слабые их стороны в предметной области и отдельных разделах, темах, формировать навыки самостоятельной работы обучаемых. Тестирование является действенным инструментом в исследовании и анализе процесса обучения. В основе теста находится высказывание, которое подлежит оценке специалиста, обучаемого. Не всякие высказывания пригодны для включения в тест, а только те, которые:
· логически осмыслены и выражают те или иные суждения;
· имеют прямое отношение к предмету изучения.
Формы тестовых заданий разнообразны: понятий и определений, на соответствие, утверждения и отрицания, последовательных действий, в виде ситуаций, задач и упражнений, на карточках, с использованием ПЭВМ и др. Учебные педагогические тесты – это система заданий определенного содержания, позволяющего объективно оценить структуру и измерить уровень знаний и умений по дисциплине, теме или разделу учебного плана.
Учебные тестовые задания составляются в форме утверждения и отрицания, которые в зависимости от ответов превращаются в истинные или ложные высказывания. Тесты понятий и определений представляют собой набор терминов и их определений, расположенных в разных позициях контрольной карты. Обучаемый на заданный термин (вопрос) выбирает правильный ответ из множества (5-10), таким образом, развивают свое мышление и память.
Тестовые экзаменационные задания (билеты) целесообразно формировать из 5 отдельных тестов, каждый из которых относится к той или иной теме, дисциплине. В каждом тесте целесообразно предусматривать не более пяти возможных ответов и среди них один правильный, а остальные ложные.
В зависимости от учебной цели и предмета, сложности тестовых упражнений, выносимых на испытание обучаемого, число тестовых заданий может быть в пределах 10-30 вопросов, из которых задается процент (60-70%) или уровень правильно выполненных тестов, допустимый к оценке (зачету) контроля знаний.
В тестовом практикуме представлены в комплексе тестовые задания важнейших категорий, понятий, ситуаций и упражнений в предметной области из учебных программ по дисциплинам «Бухгалтерский учет», «Ревизия и аудит», изучаемым студентами всех специальностей экономического профиля.
В структурном отношении тестовый практикум включает набор аналитических и экономических упражнений и ситуации, расчетные и процедурные задания. Выполнение тестов позволит студентам проверить свои знания и понимание основных терминов и принципов, которыми оперируют учебные дисциплины бухгалтерский учет, ревизия и аудит. В тестовом практикуме даны ответы на тесты, что позволит проверить знания в оперативном режиме.
Практикум позволит студентам получать определенные навыки в изучении учетно-аналитических и контрольных дисциплин и применения знаний на практике.
Раздел I «Бухгалтерский учет».
Бухгалтерский учет изучается как профилирующая дисциплина для подготовки специалистов экономического профиля. Изучение курса формирует у специалистов теоретические знания и практические навыки организации и ведения бухгалтерского учета у субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики.
Целью изучения курса является усвоение студентами нормативных и законодательных документов о бухгалтерском учете, принципов его построения, порядке регистрации, документирования хозяйственных операций, технологий обработки учетно-аналитической информации, проблем совершенствования учета с использованием международных принципов и стандартов.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
ЗНАТЬ методику бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современных условий реформирования экономики, международного опыта ведения учетных процедур и применения стандартов;
УМЕТЬ самостоятельно регистрировать, обрабатывать и хранить информацию хозяйственной деятельности, оформлять бухгалтерские документы, выполнять расчеты бухгалтерских показателей, формировать сводную бухгалтерскую отчетность;
ИМЕТЬ НАВЫКИ в организации рационального документооборота и контроля операций бухгалтерского учета, использовании законодательных и нормативных актов в области учета, анализа, контроля, налогообложения, ценообразования, инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
Содержание тестового тренинга по бухгалтерскому учету сформировано в соответствии с учебной программой по дисциплине и практическими ситуациями, нормативными и законодательными актами, изданными в учебных пособиях по бухгалтерскому учету и опубликованных в специальных журналах и средствах массовой информации.