Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВІЙ ОЦІНЦІ МНЕСТИЧНИХ ПРОЦЕСІВ



Закономерности памяти и их проявление в профессиональ- ной деятельности юриста.Мнемическая деятельность (от «мнемони- ка» — искусство запоминания) складывается из следующих процессов: запоминание, воспроизведение, забывание.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого проис- ходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запо- минание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, образов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование и вклю- чение в систему уже усвоенных знаний.

Объем памяти у людей в зависимости от индивидуальных особен- ностей, возраста различен. Установлено, что в среднем человек запоми- нает 7 (±2) отдельных элементов из десяти. Люди с хорошей памятью удерживают 7—9 элементов, люди с плохой памятью — всего лишь 4— 5 изолированных элементов.Существенное влияние на запоминание оказывает семантическая (смысловая) организация материала, благода- ря которой количество элементов, которые мы запоминаем, может уве- личиваться.В этом проявляется положительная роль вербально-логи- ческой памяти, которая очень тесно связана с мышлением.

Элементарной формой непроизвольного запоминания как одной из разновидностей образной памяти являются последовательные образы.Это те результаты отражения, которые сохраняются в сознании в тече- ние очень короткого времени после того, как раздражитель уже пере- стал действовать на анализатор.Поэтому последовательные образы представляют собой проявление кратковременной памяти в элементарной форме.Чаще всего последовательные образы появляются в резуль- тате воздействия на зрительные, слуховые анализаторы.

Для следственной, судебной практики могут представлять интерес наглядные (эйдетические) образы.Некоторые люди обладают спо- собностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его продолжа- ют видеть перед собой. «Отличие эйдетических образов от последова- тельных образов заключается в том, что они сохраняются без всяких изменений четкости, не обнаруживают никаких явлений расплывания и флюктуации, могут произвольно вызываться в любой момент, в том числе и через очень большие промежутки времени, после того, как они были зафиксированы»1. И если такой способностью обладает свидетель, у следователя, незнакомого с. этим явлением, могут возникнуть сомне- ния в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц.Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношес- ком возрасте.

Наконец, запечатление может происходить в виде образов-пред- ставлений.У каждого человека в памяти содержится большое количе- ство самых различных представлений.И когда, например, следователь спрашивает свидетеля, не видел ли он нож у подозреваемого, у допра- шиваемого возникает в сознании определенный образ ножа.Если он действительно видел нож, то возникший образ будет наделен какими-то признаками, отличающими его от всех других предметов (не ножей), либо выделяющими его среди различных ножей.Как считал наш извест- ный ученый А.Р.Лурия, образы-представления состоят из следов раз- личных восприятий (зрительных, осязательных и т.д.).

Множественность признаков образа, усвоенных в ходе повседнев- ной практики, делает представление о нем гораздо богаче, чем просто его внешний вид.Это объясняется тем, что представление несет на себе печать интеллектуальной переработки впечатления о предмете.Возни- кает его обобщенный образ.«В образе-представлении наша память не пассивно сохраняет отпечаток раз воспринятого, но проделывает с ним глубокую работу, объединяя целый ряд впечатлений, анализируя содер- жание предмета, обобщая эти впечатления, объединяя собственный на- глядный опыт со знаниями о предмете»2.

Образ-представление является, по существу, свернутым продуктом нашей перцептивной и мнемической деятельности с вычленением в нем его наиболее обобщенных, существенных признаков.Представление о предмете является результатом глубокой переработки хранящегося в памяти образа.Эта закономерность образной памяти, связанная с про- дуцированием образов-представлений, должна побуждать следователя критически оценивать показания любого свидетеля, какими бы убеди- тельными они ни казались.

Образы-представления могут возникать не только у свидетеля, но и у следователя, например во время осмотра места происшествия.Иска- женно трансформируясь в результате интеллектуальной переработки следователем, такие представления иной раз могут увести его далеко в сторону от истины.

Определенные искажения при запоминании события преступления может носить эмоциональная память, особенно память, связанная с от- рицательно окрашенными аффективными переживаниями, в результате которых некоторые события могут гиперболизироваться, а иногда, наобо- рот, вообще вытесняться из сознания.Однако эмоциональная память иг- рает не только отрицательную, но и положительную роль, являясь своего рода пусковым механизмом в последующем припоминании событий.

Запоминание всегда связано с действиями человека, его целевой ус- тановкой, которой они сопровождались.Этим во многом объясняется избирательный характер мнемической деятельности.Хорошо запомина- ется то, что включено в целенаправленную деятельность.Опыты отече- ственных психологов П.И.Зинченко, А.А. Смирнова убедительно дока- зали существование этой закономерности памяти: непроизвольно запо- минается лучше то, что имеет прямое отношение к достижению постав- ленной цели, к решению конкретной задачи, что особенно связано с преодолением препятствий на пути к достижению этой цели. Включе- ние новой деятельности также положительно влияет на запоминание.Среди различных действий лучше запоминаются те промежуточные действия, которые находятся в русле целенаправленной, мотивирован- ной деятельности.

Исследования памяти этими учеными подтвердили плодотворность деятельностного подхода, суть которого состоит в том, что психические явления (в данном случае память) необходимо рассматривать под углом зрения структуры, последовательности, предметного содержания дея- тельности.Более того, и сами психические явления, в частности па- мять, также становятся видами деятельности со своими мотивами, со- путствующими им целями.Это дает ключ к пониманию психологии сви- детельских показаний, лежащего в их основе преднамеренного или, что чаще бывает, непреднамеренного запоминания важных для дела обсто- ятельств.Вот почему «некоторые из показаний людей, бывших случай- ными свидетелями происшествия, оказываются так бедны, а иногда и недостаточно достоверны»1.

В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопыт- ное явление, имеющее также значение для психологии свидетельских показаний, которое получило название «эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В.Зейгарник, изучавшей зависимость за- поминания от эмоционально-мотивационной сферы.Общий вывод, к ко- торому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные.Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатле- ния, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стой- кие очаги возбуждения в коре головного мозга.Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующий следователя период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его заня- тий, личных дел.

В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретить- ся с так называемым фактором края.Как показали опыты, первые и пос- ледние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине.Хуже всего запоминаются элементы, не- сколько смещенные от центра к концу ряда.Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга.

Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последую- щие называется проактивным («вперед действующим») торможением.Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущие — ретро- активным («назад действующим») торможением.Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в па- мяти.Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально- логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпавши- ми из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в сознании.

Если при анализе свидетельских показаний мы чаще имеем дело с не- произвольной памятью, то в работе самого юриста гораздо больший удельный вес занимает произвольная, долговременная и оперативная па- мять.Характер профессиональной деятельности юриста диктует необхо- димость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками раследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов, событий.Поэтому в ряде случаев прокурор, следователь, судья и т.д.должны, пользуясь определенными приемами, повышать качество за- поминания. Перечислим некоторые приемы, улучшающие запоминание, которые могут использоваться в практической деятельности юриста:

• смысловая (семантическая) организация материала с выделени- ем в нем основных опорных пунктов, слов;

• составление плана, в котором раздельно отражаются: исходная информация; что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выясне- нию; при запоминании сложного материала смысловая группировка ма- териала проводится по различным основаниям: по интересующим сле- дователя лицам, по расследуемым эпизодам;

• составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отра- жением связей между различными элементами схемы, с фиксацией вре- менных и пространственных координат исследуемого события;

• сравнение сходных явлений, фактов, например выявление обще- го и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других ис- точниках доказательств;

• классификация, систематизация материала; неоценимую помощь данный прием может оказать юристу в изучении следственной и судеб- ной практики, текущего законодательства и других нормативных мате- риалов.

Воспроизведение можно охарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных вида воспроизведения: узнавание и собственно воспроизведение (припоминание).

Узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его вос- приятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным (с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом.Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.Узнать объект — это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний, идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем созна- нии образа.Существуют разные уровни узнавания.Наиболее элемен- тарный из них — ощущение знакомости, которое возникает при воспри- ятии какого-либо объекта.Однако отождествить его на данном уровне невозможно.

Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъяв- ления объекта.Оно также бывает непроизвольным, например в ходе обычной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда свидетелю предлагается рассказать о том, что ему известно по делу.В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминании.Разно- видностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с из- влечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.

В следственной практике в целях активизации памяти свидетелей, потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно воспроизведения.Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъ- явленные предметы, рассказать, есть ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел.Примером комбинированного вида воспроизведения может слу- жить выход обвиняемого на место преступления с одновременным пояс- нением подробностей своего пребывания там.

Особое криминалистическое значение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых свя- зей при отсроченном воспроизведении.Проведенные отечественным психологом Б.П.Красилыциковым исследования выявили реминисцен- цию в 40,5% опытов.Более того, в ряде случаев наблюдалось улучше- ние качества воспроизведения не только во второй, но и в третий раз.Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием силь- ного раздражителя, каким может быть акт преступного поведения.И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании.Поэтому повторные допросы свидете- лей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально.Объем, последователь- ность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимае- мым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.Однако, несмотря на индивидуальные особенности личности, в каждом случае прослеживаются общие тенденции искажения воспри- нятой реальности.

Английский психолог Ф.Ч.Бартлетт установил закономерности, влияющие на искажение воспринятых образов при передаче перцептив- ной информации людьми друг другу в процессе их общения между собой.Каждый опыт с определенным постоянством подтверждал тен- денцию опускать испытуемыми побочные детали.В процессе добросо- вестного воспроизведения выявлялось большое количество неточнос- тей относительно расположения предметов, происходило их смещение к центру.Наблюдалась большая путаница и забывание качественной характеристики предметов, особенности их цвета, размера и формы.При воспроизведении фраз отмечалось искажение формулировок.Это позволило сделать вывод, что запоминание с воспроизведением являет- ся в большей степени реконструкцией, чем точным повторением1.Дан- ная закономерность воспроизведения является одной из причин появле- ния слухов, формирования ошибочных мнений, добросовестных за- блуждений свидетелей.

Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, от его интересов, интеллекта, возраста, жизненного опыта.

У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е.стремление со- знательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти обра- зы элементами вымысла.Это явление чаще наблюдается у несовершен- нолетних, особенно у малолетних свидетелей.Отрицательно влияет на процесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чу- жому воздействию без достаточно критического отношения к фактам и событиям.

Большое влияние на качество воспроизведения оказывают также и объективные факторы: обстановка, в которой проходит допрос, форму- лировка вопросов следователем и некоторые другие обстоятельства.

Забывание — процесс памяти, обратный запоминанию и сохране- нию. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал использу- ется человеком в своей деятельности. На забывание действуют и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, перенапряже- ние нервно-психической деятельности, употребление алкоголя, недостаток сна. Также влияет на забывание проактивное и ретроактивное торможение.

В процессе расследования преступлений следователю приходится допрашивать людей с нарушениями памяти (амнезия).Чаще наблюда- ются нарушения памяти на текущие события у людей преклонного воз- раста.Однако это не является абсолютным правилом.Среди них есть люди, ведущие активную, творческую жизнь, которые сохраняют хоро- шую профессиональную память.

Серьезное разрушающее воздействие на память оказывают травмы головного мозга, например при автомобильных авариях.Вследствие этого события, которые предшествовали травме и следовали за ней, в памяти полностью или частично утрачиваются.Обычно травма черепа с потерей сознания вызывает полное забывание того, что ей предшест- вовало (ретроградная амнезия) и тех событий, которые следовали за ней (антероградная амнезия).

В одной из своих работ А.Р. Лурия описывает случай с мотоциклис- том, попавшим в аварию на 78 км дороги. В результате травмы из его па- мяти выпали все воспоминания начиная с 64 км пути. Если учесть, что скорость его движения была 60 км в час, то получается, что травма при- вела к потере следов в памяти, возникших за 10—15 мин до аварии. На этом основании ученый приходит к важному для следственной практики выводу: «человеку нужно 10—15 мин, чтобы следы памяти прочно закре- пились, или, как принято говорить в психологии, «консолидировались»1.

Последующие эксперименты, при проведении которых в качестве раздражителя использовалась резкая световая вспышка, подтвердили эту закономерность, т.е.необходимость определенного времени на за- крепление следов в памяти.Со всей очевидностью проявилось также разрушающее воздействие на процесс запоминания сильных, травмиру- ющих память раздражителей, что, безусловно, надо учитывать при про- ведении допросов потерпевших.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.