В юридичній практиці вирішення питання про міру покарання підсудного часто пов'язане з дослідженням стану , в якому він здійснив протиправну дію. Перед теоретичною наукою питання про виділення якостей людини , які суттєво впливають на виникнення емоційних станів , крім того , постає питання про динаміку цих станів та їх вплив на когнітивну сферу людини. Ці конкретні питання можуть бути вирішені тільки з опорою на категорії психології , про які ми вже згадували в попередньому розділі : категорії мотивації , дії , особистості. Опрацювання цих категорій на конкретному матеріалі вимагає від психолога, що займається теоретичної психодіагностикою , володіння особливими формами наукового мислення , що дозволяють здійснити це рух від абстрактного до конкретного , здійснити рефлексію на утримання свого наукового мислення. Іноді робота в теоретичній психодіагностику йде відносно незалежно від теоретичних общепсихологических розробок : виділяються і описуються (навіть не в наукових категоріях ) важливі змінні , що характеризують психічну реальність , тільки після цього вони осмислюються в більш широкому теоретичному контексті.
Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность:
Результаты психологических исследований всегда имеют личностный смысл для обследуемого.
Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.
Как обоюдоострое оружие - диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы контроля за профессионально-этической деятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию).
1. Тесты должны отвечать требованиям - в «Стандартах для психологических и образовательных тестов».
2.Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».
осознание испытуемым цели обследования, цели и способов её использования,
право на отказ от психологического обследования,
информирование обследуемого об использовании полученных результатов:
когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения,.
результаты обследования, по личной просьбе, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если человек не дает на это согласия.
если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены в официальные органы, испытуемый должен быть поставлен об этом в известность.
при тестировании детей до 16 лет необходимо согласие самого ребенка и его родителей,
родителям должны быть сообщены результаты тестирования,
доступ к полученным результатам подлежит строгому контролю,
обследуемый имеет право знать о результатах тестирования в доступном для него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут использованы полученные результаты.
при сообщении результатов учитывать особенности человека, которому они предназначены,
человеку не должны сообщаться результаты его обследования без интерпретации специалистами.
Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям.
Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат представлениям о себе.
Так в США учреждена Ассоциация издателей тестов.Члены этой организации взяли на себя обязательство следовать принципу честности в распространении своей продукции, а также содействовать повышению их ценности в глазах общественности.
В популярных изданияхавторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну, описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.
В связи с этим выделяют перечень принципов социальной нравственности, которые касаются каждого специалиста, в той или иной степени работает с людьми.Эти принципызакреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов:
Принципы социальной нравственности:
принцип ответственности(исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации);
принцип компетентности(знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);
принцип этической и юридической правомочности(использование полученной информации в рамках действующего законодательства);
принцип квалифицированной пропаганды психологии(организация работы с целью создать у испытуемого в результате исследований благоприятное впечатления о психологической диагностике);
принцип конфиденциальности(неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);
принцип благополучия испытуемого(испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение. Ему не должен быть нанесен вред);
принцип профессиональной кооперации(возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также психодиагностической оценки испытуемых);
принцип информирования клиента о целях обследования(испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики, но это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки);
принцип морально-позитивного эффекта обследования(добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и снизилась вероятность проявления негативных особенностей поведения);
принцип гражданственности и патриотизма(умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает).