Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СФОРМУЛЮЙТЕ ЗАГАЛЬНІ ПРИНЦИПИ ЗАСТОСУВАННЯ МЕТОДІВ ПСИХОДІАГНОСТИКИ В ПРАКТИЧНІЙ ДІЯЛЬНОСТІ ПСИХОЛОГА ЮРИДИЧНОЇ СФЕРИ



В юридичній практиці вирішення питання про міру покарання підсудного часто пов'язане з дослідженням стану , в якому він здійснив протиправну дію. Перед теоретичною наукою питання про виділення якостей людини , які суттєво впливають на виникнення емоційних станів , крім того , постає питання про динаміку цих станів та їх вплив на когнітивну сферу людини. Ці конкретні питання можуть бути вирішені тільки з опорою на категорії психології , про які ми вже згадували в попередньому розділі : категорії мотивації , дії , особистості. Опрацювання цих категорій на конкретному матеріалі вимагає від психолога, що займається теоретичної психодіагностикою , володіння особливими формами наукового мислення , що дозволяють здійснити це рух від абстрактного до конкретного , здійснити рефлексію на утримання свого наукового мислення. Іноді робота в теоретичній психодіагностику йде відносно незалежно від теоретичних общепсихологических розробок : виділяються і описуються (навіть не в наукових категоріях ) важливі змінні , що характеризують психічну реальність , тільки після цього вони осмислюються в більш широкому теоретичному контексті.

Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность:

Результаты психологических исследований всегда имеют личностный смысл для обследуемого.

Важнейшее требование профессиональной этики психолога — не причинить морального ущерба личности.

Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.

Как обоюдоострое оружие - диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы контроля за профессионально-этической деятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию).

1. Тесты должны отвечать требованиям - в «Стандартах для психологических и образовательных тестов».

2.Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».

Этические принципы психодиагностического обследования:

осознание испытуемым цели обследования, цели и способов её использования,

право на отказ от психологического обследования,

информирование обследуемого об использовании полученных результатов:

когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения,.

результаты обследования, по личной просьбе, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если человек не дает на это согласия.

если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены в официальные органы, испытуемый должен быть поставлен об этом в известность.

при тестировании детей до 16 лет необходимо согласие самого ребенка и его родителей,

родителям должны быть сообщены результаты тестирования,

доступ к полученным результатам подлежит строгому контролю,

обследуемый имеет право знать о результатах тестирования в доступном для него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут использованы полученные результаты.

при сообщении результатов учитывать особенности человека, которому они предназначены,

человеку не должны сообщаться результаты его обследования без интерпретации специалистами.

 

Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям.

Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат представлениям о себе.

Так в США учреждена Ассоциация издателей тестов.Члены этой организации взяли на себя обязательство следовать принципу честности в распространении своей продукции, а также содействовать повышению их ценности в глазах общественности.

В популярных изданияхавторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну, описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.

В связи с этим выделяют перечень принципов социальной нравственности, которые касаются каждого специалиста, в той или иной степени работает с людьми.Эти принципызакреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов:

Принципы социальной нравственности:

принцип ответственности(исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации);

принцип компетентности(знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);

принцип этической и юридической правомочности(использование полученной информации в рамках действующего законодательства);

принцип квалифицированной пропаганды психологии(организация работы с целью создать у испытуемого в результате исследований благоприятное впечатления о психологической диагностике);

принцип конфиденциальности(неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);

принцип благополучия испытуемого(испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение. Ему не должен быть нанесен вред);

принцип профессиональной кооперации(возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также психодиагностической оценки испытуемых);

принцип информирования клиента о целях обследования(испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики, но это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки);

принцип морально-позитивного эффекта обследования(добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и снизилась вероятность проявления негативных особенностей поведения);

принцип гражданственности и патриотизма(умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.