Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Форма государства: понятие, элементы и виды



 

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

 

1. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

 

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

 

-- как создаются высшие органы государства и каково их строение;

 

-- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

 

-- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

 

-- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

 

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

 

Монархия -- это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

 

Общими признаками монархической формы правления являются:

 

-- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

 

-- наследственный порядок преемственности верховной власти;

 

-- юридическая безответственность монарха.

 

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

 

Республика -- это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

 

Общими признаками республиканской формы правления являются:

 

-- существование единоличного и коллегиального главы государства;

 

-- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

 

-- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

 

-- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

 

-- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

 

-- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

 

2. Форма государственного устройства -- это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

 

-- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

 

-- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

 

-- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

 

-- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

 

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

Унитарное государство-- это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

 

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

 

Конфедерация -- это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

 

3. Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим -- важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим -- понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов).

 

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма -- и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства -- и тоталитаризм, и правовая демократия.

 

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

 

1) соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим.

 

2) полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством. В таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами.

 

3) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ).

 

4) личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жесткие репрессивные меры.

 

5) милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.

 

6) игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

 

7) игнорирование религиозных убеждений населения.

 

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:

 

свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

 

реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.

 

эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов).

 

личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

 

реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах.

 

в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

 

основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государства, придают его деятельности плюралистический характер, учитывающий интересы всех индивидов и их общественных образований.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.