Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы устранения коллизий. Превентивные меры



В литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий и их устранения.

Среди них первое место отводится принятиюнового акта взамен коллизирующих или отменуодного из противоречащих друг другу актов.

Другой способ - разработка коллизионных норм и принципов,устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы.

Еще один радикальный способ устранения коллизий - судебный порядокрассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское.

Данный способ считается одним из эффективных, так как судебные решения носят императивный характер, общеобязательны. Кроме того, в судебном заседании спорящие стороны могут представить доказательства, изложить свои доводы, аргументировать позиции и др. Особенно эффективными представляются решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые вступают в действие немедленно после оглашения и не подлежат обжалованию.

Важное средство разрешения коллизий - судебные толкования.Они позволяют устранить

коллизионность норм, актов, процедур и т.д. Толкования конституционных норм со стороны

Конституционного Суда Российской Федерации имеют прецедентное значение как для самого

Суда, так и других государственных органов и должностных лиц. Важное значение имеют также толкования действующего законодательства Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

В качестве средств разрешения юридических коллизий называют законодательное закрепление возможности обжаловатьте или иные акты или действия в судебном или административном порядке. Целям устранения коллизий служит и опротестованиеактов органами прокуратуры в установленном порядке.

К средствам разрешения коллизий, как уже указывалось, относятся и согласительно-

примирительныепроцедуры. Они наиболее эффективны при разрешении коллизий компетенции, при различных позициях спорящих сторон и др.

Предлагают также в качестве средства разрешения коллизий вводить временные или

специальные режимы.Эти режимы могут включать приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица. В международной практике таким специальным режимом являются экономические санкции, экономические блокады, режим чрезвычайного положения и др.

 

34 вопрос. Понятие и способы толкования норм права.

 

 

Толкование правовых норм и актов представляет интеллектуальную деятельность, в ходе которой познаются глубинные свойства права, устанавливаются воля законодателя или иного

правотворческого органа (должностного лица), социальная направленность нормы и цели ее

принятия и др. При этом основным объектом толкования выступает текстнормы или толкуемого акта.

 

Толкование- сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление

точногосмысла правовой нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя.

 

Толкование в форме уясненияпредставляет собой внутренний мыслительный процесс,

проходящий в сознании субъекта толкования (интерпретатора). При этом используются различные приемы толкования - грамматический, логический и др.

Толкование в форме разъяснения(интерпретации) является продолжением мыслительной

деятельности на предыдущей стадии, но эта сторона деятельности адресована другим субъектам.

Разъяснения содержания правовой нормы дают государственные органы, должностные лица,

другие специально уполномоченные на толкование норм права субъекты.

 

Толкования-разъяснениябывают двух видов:

1) официальное и

2) неофициальное. Некоторые ученые называют и третий способ толкования - по объему.Оно применяется при несовершенстве закона, а точнее, при недостатках в юридическом оформлении воли законодателя. В результате налицо несоответствие между волей законодателя и словесным ее оформлением или выражением.

 

 

Толкования-разъяснения права различаются в зависимости от субъектов:

 

 

 


Официальное Неофициальное.

 

 


Обыденное

нормативное казуальное

Профессиональное

 

 

аутентичное легальное Доктринальное

 

 

! Способы (приемы) толкования права-представляют собой совокупность средств, позволяющих установить содержание нормы ивыраженной в ней воли законодателя.

В литературе выделяют следующие способы толкования права:

1) грамматический, (языковой)

2) логический,

3) систематический,

4) историко-политический,

5) специально-юридический. (правила юр техники!!!)

Грамматическийспособ толкования права (иначе его называют "филологический, текстовой") основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др.

Логическийспособ состоит в том, что он предполагает исследование логической связи между

отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, поскольку смысл

предписания не всегда совпадает с его словесной формой. Анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотношение между ними.

Систематическийспособ определяется тем, что каждая норма права есть часть системы права, следовательно, взаимодействует с множеством норм. Поэтому при систематическом способе смысл нормы уясняется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права. Кроме того, раскрываются юридические связи толкуемой нормы с другими нормами, близкими ей по содержанию. Это помогает установить сферу действия данной нормы, круг субъектов, на которых она распространяется, позволяет также выяснить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые фактически не действуют.

При толковании используется связь норм Общей части кодекса с Особенной частью. Это также дает возможность более полно раскрыть смысл и содержание толкуемой нормы права.

Историко-политическийспособ состоит в определении тех или иных условий и обстоятельств (экономических, политических, социальных и иных), которые вызвали к жизни данную правовую норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную сферу общественных отношений. Без учета историко-политической обстановки, в которой принималась данная норма или данный акт, создается опасность принятия решений формально правильных, но по существу противоречащих тем задачам, которые ставились при регулировании общественных отношений.

Специально-юридическийспособ толкования права представляет собой изучение технико-

юридических приемов выражения воли законодателя. Иначе говоря, данный способ базируется на правилах юридической техники. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций. Считается, что специально-юридическое толкование предполагает следующие приемы:

а) нормативное толкование, т.е. установление нормативности правила поведения;

б) уяснение особенностей юридических конструкций;

в) определение отраслевой принадлежности нормы;

г) терминологическое толкование;

д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, оговорками и другими приемами.

 

35 вопрос. Виды толкования права по объему и по субъектам. интерпретационные акты.

 

Толкование- сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление

точногосмысла правовой нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя.

 

Толкования-разъяснения права различаются в зависимости от субъектов:

 

 

 


Официальное Неофициальное.

 

 


Обыденное

нормативное казуальное

Профессиональное

 

 

аутентичное легальное Доктринальное

 

1. Официальноетолкование-разъяснение права:

а) дается уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; данное полномочие закрепляется в специальных актах;

б) имеет обязательное значение для других субъектов;

в) является юридически значимым, так как вызывает юридические последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы.

 

Неофициальноетолкование права дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально толковать нормы права. Оно дается в форме

рекомендаций, советов и не вызывает юридических последствий, т.е. лишено властной силы.

 

1.1. Нормативноетолкование - это разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Оно может вызываться как неясностью закона, неадекватным выражением воли законодателя, так и неправильным пониманием закона правоприменяющими органами и должностными лицами. Следовательно, нормативное официальное толкование имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев (подобно нормативному правовому регулированию).

 

 

1.1.1.Аутентичноеофициальное толкование исходит от органа, издавшего данный акт. Иначе говоря, аутентичное толкование вправе давать всеправотворческие органы, но в отношении только своих актов. Например, законодатель может давать толкование всех законодательных актов, Правительство - толковать лишь свои акты и т.д. Законодательный орган имеет право поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснять тот или иной закон, но это будет акт легального толкования.

1.1.2. Легальноетолкование носит подзаконныйхарактер и осуществляется по поручению органа,

издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие

законодателем. Например, Верховный Суд Российской Федерации, обобщая судебную практику, дает судам разъяснения по вопросам применения закона к той или иной категории дел. Эти разъяснения обязательны для всех судов. Примером официального нормативного легального толкования служат постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в частности толкования Конституции Российской Федерации.

 

 

1.2. Казуальноетолкование также относится к официальному виду. Оно дается компетентным органом по конкретномуслучаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него.

Необходимость данного вида толкования возникает в случаях неправильного применения

действующего законодательства по конкретному юридическому делу. Хотя казуальное толкование обязательно только для конкретного случая, однако оно служит образцом для других органов, рассматривающих аналогичные дела или применяющих данную норму.

 

2. Неофициальноетолкование может быть как устным, так и письменным. Различают три

разновидности неофициального толкования: обыденное; профессиональное; доктринальное

(научное).

Обыденноетолкование нормы права может даваться любым гражданином в повседневной жизни. Это также толкование, даваемое при обсуждении законопроектов.

Профессиональное (или компетентное) толкование исходит от лиц, имеющих специальное

образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты и др.).

Доктринальноетолкование осуществляется специальными научно-исследовательскими

институтами, учеными или группами ученых в статьях, научной литературе, в комментариях, при юридической экспертизе законопроектов и т.д. Этот вид толкования не является обязательным, но его сила основывается на авторитете научного учреждения или отдельного ученого и оказывает большое влияние на процессы правотворчества и правоприменения. В частности, комментарии кодексов и отдельных наиболее важных законов получили большое распространение в судебной и иной юридической практике. И хотя на них нельзя ссылаться в обоснование принимаемого решения, однако они служат незаменимым справочным материалом и способствуют укреплению законности.

 

Толкование норм права по объему

 

В зависимости от результатов толкования различают

1) буквальное(адекватное)- "дух" и "буква" закона не расходятся, совпадают.

2) расширительное,

3) ограничительноетолкование нормы права.

 

 

Расширительноетолкование нормы права, иногда его называют распространительным,имеет место тогда, когда словесное выражение нормы у́жеее действительного смысла, т.е. "дух" закона шире его "буквы". Например, в Конституции Российской Федерации закреплено: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону" (ч. 1 ст. 120). В действительности имеются в виду не только законы, принятые представительными законодательными органами власти, но и подзаконные акты.

 

 

Ограничительноетолкование применяется в случаях, когда словесное (текстуальное) выражение нормы шире содержательного ее смысла. Например, перечисленные в Уголовном кодексе РФ обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно

 

Интерпретационные акты

 

!! Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей

правовых актов.

Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единствес теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов. Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках.

Например, акты толкования Пленума Верховного Суда Российской Федерации издаются в

"Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации", постановления Конституционного Суда – в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

 

Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они:

1. закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

2. представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т.д.;

3. имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;

4. принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;

5. носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;

6. обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия. Например, решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. По мнению проф. Н.В. Витрука, решения Конституционного Суда по своей юридической силе приравнены к самой Конституции Российской Федерации, они окончательны и не подлежат обжалованию. Решение Конституционного Суда нельзя преодолеть решением государственного органа, какое бы высокое

место он ни занимал;

7. вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;

8. являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;

 

Акты толкования классифицируются по различным основаниям:

  1. По внешней формеони подразделяются на письменные и устные.

Письменные акты имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму, что и толкуемый акт - указ, постановление, инструкция и т.д.

2. По субъектутолкования акты толкования можно делить на:

а) акты законодательных органов (например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъяснения принятых законов;

б) акты судебного толкования - Конституционного Суда Российской

Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства;

в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства,

конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;

г) акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.

3. По юридической значимостиакты толкования делятся на акты нормативного и казуального толкования.

4. По юридической силеакты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это

зависит от местаинтерпретационного органа в иерархии государственной системы.

5. Акты толкования можно выделять по отраслямтолкуемых норм - уголовно-правовые,

административно-правовые, гражданско-правовые и др.

6. Акты судебногои административноготолкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями:

а) они имеют характер официального документа;

б) обязательны для нижестоящих судов;

в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на

систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении

законодательства. Отсюда можно сделать вывод, что акты официального толкования, в том числе судебные и административные, имеют правотворческийхарактер и служат источниками права.

 

36 вопрос. Понятие и виды правоприменительных актов.

 

Правоприменительный акт – это правовой документ, содержащий индивидуально-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.