Такая связь, безусловно, существует. В чем именно будет проявляться – и не только для России – влияние членства в ВТО и, особенно, участие в Генеральном соглашении о торговле услугами (GATS) пока не вполне ясно. Не только в России, но и в Западной Европе по этому поводу проявляют обеспокоенность, в частности, Европейская ассоциация университетов и Национальные союзы студентов Европы. Дело в том, что GATS высшее образование причисляет к услугам и распространяет на образование, соответственно, принципы торговли услугами. Однако, во-первых, и Болонская декларация, и другие документы Болонского процесса справедливо настаивают на том, что высшее образование – это общественное достояние; как минимум, следовало бы эксплицитно признать, что в случае бюджетного финансирования образование, не являясь возмездной (платной) услугой, не может подпадать под действие торговых соглашений. Во-вторых, вне зависимости от источника финансирования образование не может быть полностью приравнено к продаваемым/покупаемым услугам. Достаточно сказать, что высшее образование, как уже отмечалось, есть важнейший фактор формирования национальной культуры, поэтому импорт образования – это одновременно импорт культуры, что не может быть безразличным для общества. Кроме того, при «торговле» образованием нельзя исходить только лишь из соотношения спроса и предложения: экспортер образования должен ориентироваться на стандарты качества, принятые в стране-импортере. Из сказанного не следует, что нужно полностью отказаться от транснационального образования. Россия заинтересована как в том, чтобы больше иностранных студентов получали российское образование (за счет увеличения контингента иностранных студентов, приглашения российских преподавателей в вузы Западной Европы, использования дистанционных методов обучения), так и в обучении отечественных студентов в западных вузах – особенно там, где уровень развития соответствующих дисциплин отличается от российского в лучшую сторону. Но еще до вступления в ВТО необходимо добиваться принятия условий непричинения ущерба для российского высшего образования.
Какова структура управления Болонским процессом?
Высшим органом, принимающим решения по всем вопросам структуры и развития Болонского процесса, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года. Между совещаниями министров руководящим органом Болонского процесса является Болонская рабочая группа (Bologna Follow-up Group), в которую входят по 2-3 представителя от каждой их стран, обычно один из соответствующего министерства и один – от академического сообщества страны. Председательствует в Болонской группе представитель страны, которая в данный период времени председательствует в Евросоюзе. Группа утверждает график международных тематических семинаров по проблемам Болонского процесса, собирает информацию для очередного совещания министров, обсуждает доклады стран-участниц перед их вынесением на совещания и т.д.
Из членов Болонской группы избирается Совет (Board), который состоит из председателя, вице-председателя, представляющего страну проведения ближайшего совещания министров, представителей стран, которые председательствовали в предыдущем году в Евросоюзе и будут председательствовать в следующем, представители трех стран, избираемые Группой на один год, а также председатель Еврокомиссии и, с правом совещательного голоса, представители Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и Национальных союзов студентов Европы (ESIB).
Формируется также секретариат: его составляют 3 сотрудника Министерства образования страны – места проведения ближайшего совещания министров. Секретариат осуществляет организационную и техническую работу, обеспечивая деятельность Группы и Совета.