В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб.
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.
В брошюре в краткой и доступной форме излагаются базовые позиции Болонского процесса. Материал подан в виде ответов на вопросы, которые чаще всего задаются российскими участниками семинаров и конференций по Болонскому процессу. В приложении даны переводы основных документов Болонского процесса.
Издание подготовлено в рамках проекта «Научно-методическое обоснование структуры и содержания дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" ГОС ВПО на основе преемственности с программами среднего (полного) общего образования и с учетом специфики образовательных программ ВПО и в контексте Болонского процесса». Проект осуществляется УМУ СПбГУ совместно с Научно-методическим отделом по работе с молодыми учеными и специалистами СПбГУ.
Брошюра предназначена для работников высшей школы всех уровней, а также для студентов, абитуриентов и их родителей.
Предисловие
В последние несколько лет вузовскую общественность России живо интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под именем «Болонского процесса», в модернизации российской высшей школы. Прошло немало конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций (среди них особенно надо отметить монографические публикации В.И. Байденко и его сотрудников, статьи Г.А. Лукичева, Е.В. Шевченко и др.). Создаются сайты и вэб-страницы, отражающие события в рамках Болонского процесса и «вокруг» него. Вместе с тем опыт участия в семинарах, конференциях, обсуждениях показывает, что подчас даже руководящие работники вузов, не говоря уже о «рядовых» преподавателях, тем более студентах, не имеют достаточно полного представления об основных положениях Болонской декларации и иных документах, содержащих основополагающие принципы Болонского процесса, не вполне точно понимают существо целей и задач этого движения. Отчасти это понятно. На сегодняшний день существует огромный объем литературы, посвященной Болонскому процессу, он постоянно растет и скоро станет практически необозримым. В то же время практически отсутствуют публикации, в которых в краткой и по возможности доступной форме излагались бы базовые позиции Болонского процесса. Заполнить, в какой-то степени лакуну и призвана настоящая небольшая брошюра. Она предназначена для работников высшей школы всех уровней, а также для студентов, абитуриентов и их родителей – ведь, в конечном счете, именно для студентов осуществляются все реформы и модернизации в области высшего образования.
Вопросно-ответный способ подачи материала выбран из дидактических соображений: опыт показывает, что этот традиционный способ хорошо способствует усвоению содержания работы. К тому же вопросы не приходилось изобретать. В основе своей это как раз те вопросы, которые чаще всего задаются российскими участниками семинаров и конференций по Болонскому процессу. Большинство из вопросов – это вопросы сомневающихся, «евроскептиков», т.е. тех наших коллег, которые не уверены в целесообразности далеко идущего единения России с Западной Европой и подозрительно относятся ко всему, что как-то напоминает о глобализации. Хотелось бы надеяться, что содержание этой брошюры в определенной степени развеет опасения сомневающихся – а также покажет, что сторонники развития Болонского процесса и деятельного участии в нем России (к которым относят себя и авторы брошюры) ничуть не меньше пекутся о сохранении плодотворных традиций российского высшего образования, чем «евроскептики».
В некоторых случаях – преимущественно там, где участники Болонского процесса еще не достигли соглашения относительно той или иной проблемы – авторы выходили за рамки толкования положений «болонских» документов и давали свою интерпретацию обсуждаемых вопросов. Необходимо оговорить, что и в целом настоящая брошюра отражает личную точку зрения авторов, которая может отличаться от взглядов европейской или национальной рабочих групп по проблемам Болонского процесса.
То, что брошюра выпущена Санкт-Петербургским университетом, не случайно. Именно Санкт-Петербургский университет был главным инициатором вхождения России в Болонский процесс, что получило поддержку Министерства образования РФ, и было реализовано 19 сентября 2003 года на Берлинском совещании министров образования европейских стран – участниц Болонского процесса.
В Приложении к брошюре представлена хронология основных событий Болонского процесса и воспроизведены или даны в сокращенном изложении его основные документы и иной иллюстративный материал, знакомство с которым полезно для получения более полного представления о Болонском процессе.
Что такое «Болонский процесс»?
«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно – и по праву – считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году. В настоящее время (2004 год) Болонский процесс объединяет 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония («бывшая югославская республика Македония»), Россия, Сербия и Черногория. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.