Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социалистическое государства. (Диктатура пролетариата)



Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся масс, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Это высший тип правовой системы общества, противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

Основы учения о государстве диктатуры пролетариата заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны - первой попытке создания такого государства, а В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство, государство демократии для большинства - пролетариев и диктатуры в отношении меньшинства - эксплуататорских классов, возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Политическая власть в таком государстве принадлежит пролетариату. По сути, это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждает, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является, собственно государством, а становится отмирающим "полу-государством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

«Далее, при переходе от капитализма к коммунизму подавление еще необходимо, но уже подавление меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых. Особый аппарат, особая машина для подавления, «государство» еще необходимо. Переходное государство, это уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров большинством вчерашних наемных рабов дело настолько сравнительно легкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих, что оно обойдется человечеству гораздо, дешевле. И оно совместимо с распространением демократии на такое подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать. Эксплуататоры, естественное дело, не в состоянии подавить народа без сложнейшей машины для выполнения такой задачи, но народ подавить эксплуататоров может и при очень простой «машине», почти что без «машины», без особого аппарата, простой организацией вооруженных масс (вроде Советов рабочих и солдатских депутатов -- заметим, забегая вперед)». В.И.Ленин, ПСС, 4 изд., т.25.

Широкий демократизм пролетарского государства основан на системе Советской власти, при которой буржуазный парламентаризм заменяется пролетарским, основанным на производственном принципе выборности депутатов, их сменяемости в любое время. Избираемые депутаты наряду с представительными функциями осуществляют и функции исполнительные. Иначе говоря, разделение властей, прекращает свое существование, но его место приходит ответственность единого государственного органа за принятие и исполнение решений.

Сильное качественное изменение в пролетарском государстве претерпевают основные институты политической власти. Происходит изменения в сфере публичной власти - законотворчества и исполнения законов. Профессиональная армия становиться милиционной, т.е. строится по системе всеобщего вооружения народа. Кроме того, она осуществляет, совмещает в себе сразу две функции: охрану от внешней угрозы; поддержание внутреннего порядка. Заработная плата чиновников осуществляется на уровне средней заработной платы рабочего, что, безусловно, ставит в прямую зависимость интересы чиновничества от общего уровня жизни всего населения.

В экономической сфере средства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работ, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочих, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал.

Пролетариат берет общественную власть и обращает силой этой власти, ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства.

Политический переворот октября 1917 года положил начало переходному периоду диктатуры пролетариата в нашей стране. В последующем в СССР боролись противоположные тенденции: реставрации капитализма, с одной стороны, и развития диктатуры пролетариата, с другой. Эта борьба закончилась откатом в капитализм

В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально - освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) - экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин. В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, «перешагнув» традиционные этапы общественного развития. « С пролетариата передовых стран, писал Ленин, - отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития - к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития» Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 41 С. 246

Подтверждением правильности данной концепции считалась победа социалистической революции в Монголии, социалистический путь развития народов Средней Азии, советского Севера и Дальнего Восток, которые переходили к социализму от родоплеменных и раннефеодальных отношений.

Государства капиталистического развития по мере формирования производственных отношений, ориентированных преимущественно на частную собственность, должны перейти к буржуазному типу государства.

Важное место в марксистко-ленинской типологии занимает положение о смене исторических типов государств, преемственности в развитии государства и права различных типов. Первопричина смены исторических типов государств считается социально - экономическое развитие общества. Рост производственных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособственнических производственных отношений. Вследствие чего в истории классово- антагонистических формаций наступает эпоха революций, которая меняет экономическую основу общества.

Один из важнейших моментов марксистко-ленинского учения состоит в том, что в развитии исторических типов государства и права - это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства и права к феодальному, и от него к буржуазному означает движение от более простой к более развитой государственно-правовой организации. Однако в отдельных странах под влиянием внутренних и внешних факторов возможен возврат к старой более низкой с точки зрения прогрессивного исторического движения государственности.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям развития общества. Задачи, функции каждого последующего типа государства намного богаче и сложнее, чем в предшествующих формациях.

Преемственность между историческими типами государств заключается, главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства. Каждый новый господствующий класс, отмечается в марксисткой литературе, заимствует те элементы государственной и правовой организации старых классов, которые приемлемы для него и могут быть наполнены новым классовым содержанием (например, организация, полиция, судов, уголовное и гражданское судопроизводство).

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма - ленинизма в эксплуататорских типах государств, которые роднит их общая эксплуататорская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму. Маркс писал, что только социалистическая революция открывает подлинную историю человечества. Решительно разрушая эксплуататорскую государственную машину и правовую систему буржуазии, рабочий класс берет от старого общества только то, что может служить интересам трудящихся. При переходе к социализму преемственность государственно-правовой организации общественной жизни, таким образом, гораздо меньшая, чем при прежних революциях, и касается исключительно научно-технических средств данной эпохи. Такой вывод делается исходя из того, что социалистическое, государство это не только высший, но и совершенно новый противоположенный эксплуататорскому, исторический тип государства.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств, марксистско-ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями, которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком.

Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.

Все эксплуататорские государства стоят над обществом, и все более отчуждают себя от него.

По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально - экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

В отличие от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:

Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Социалистическое государство - это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов, и всего народа.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.