Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и теория государства и нрава.
Метод науки — это способ изучения, выражающий общие исходные позиции и подход к данным явлениям. Метод науки характеризует ее философскую, мировоззренческую основу — ту философскую систему, на которой построена наука.
Научная теория содержит в себе не только сложившуюся систему знаний об объективном мире, но и способы, методы получения и приумножения знаний. Предмет науки, как известно, не остается неизменным. Напротив, он находится в постоянном развитии и изменении. Знание общих закономерностей позволяет заблаговременно распознать главные тенденции в развитии правовых явлений. Тем самым в качестве метода изучения новых знаний выступает сама теория, познанные закономерности. Но на конкретные вопросы повседневной жизни нельзя ответить, располагая только знанием общих законов. Поэтому наука должна разрабатывать разнообразную и широкую систему методов исследования объективной реальности во всем многообразии ее закономерных и случайных проявлений, способную чутко и быстро реагировать на все изменения быстротечной жизни.
Методология (от греч. methodos — «путь к чему-либо» и logos — «слово, понятие, учение») — это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.
Методологической основой теории государства и права является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Философия изучает наиболее общие законы развития объективного мира, человеческого общества и мышления, позволяет проникнуть за внешнюю видимость явлений общественной жизни, увидеть их связи и взаимосвязи, познать их сущность, законы, которые управляют ими. Как мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и человека, а также пути их осуществления. Она раскрывает смысл человеческого бытия, очерчивает ценностные параметры политического, правового, нравственного, эстетического и научного отношения человека к миру. Гегель считал, что всякая наука есть прикладная логика.
Общефилософские методы позволяют изучать государство и право в неразрывной связи с общественной практикой. Общественная практика, опыт государственного строительства, издание и действие юридических норм имеют существенное значение при исследовании государственно-правовых явлений. Такую роль играют, в частности, конкретные судебные и иные юридические дела, которые позволяют глубже познать юридические нормы. Практика служит критерием истинности научных выводов: их правильность проверяется на практике, в жизни. Как говорил великий французский мыслитель Вольтер, наука — это когда ее положения оправдываются на практике.
Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области — теория государства и права, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.
В теории государства и права познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный критерий — практику.
Во- первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мыслительные образы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий.
Во-вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т. е. явлениями реальной общественной жизни.
В-третьих, эти выводы проверяются в своей исторической истинности в качестве установок на творческое преобразование существующих условий.
Структура курса теории государства и права в современной учебной юридической литературе различается не только по объему материала , но и по последовательности его изложения, а также по содержанию.
Если рассматривать структуру курса, изложенного в так называемом «классическом университетском учебнике» (учебник МГУ под ред. проф. М.Н. Марченко), то она включает в себя, по сути, два блока: теорию государства и теорию права .
Наличие этих двух блоков характерно не только для данного, но и для многих других учебников по теории государства и права, и это то, что собственно их объединяет, правда, за редким исключением . В упомянутом учебнике по теории государства и права под редакцией проф. Михаила Николаевича Марченко, впрочем, как и во многих других изданиях, сначала рассматриваются вопросы предмета и методологии теории государства и права, а затем (что собственно и отличает многие учебники) вопросы: теорий происхождения государства и права; понятия и сущности государства, типологии государств; функций и форм государства, государственного аппарата и т.д. (см. приложение 1).
В учебнике под редакцией проф. Альберта Семеновича Пиголкина, после глав, посвященных предмету и методу науки теории государства и права, рассматриваются вначале вопросы, касающиеся характеристики первобытного общества, а только затем в одной главе – теории, типы и формы возникновения государства и права, в другой – сущность государства и права, в третьей – понятие и основные признаки государства и т.д. (см. приложение 2).
Проф. Владимир Михайлович Сырых, говоря о содержании и структуре теории государства и права, полагает, что всю совокупность многообразных проблем данной теории можно сгруппировать в шесть основных направлений:
1) проблемы внутренней организации права (проблемы сущности, содержания и формы права; проблемы структуры, строения и действия права);
2) проблемы внутренней организации государства;
3) общие проблемы истории государства и права;
4) проблемы путей и способов познания государства и права;
5) проблемы функционирования и развития юридической науки;
6) проблемы использования юридической техники, законодательной стилистики, методов толкования права в деятельности правотворческих, правоприменительных и иных органов и учреждений государства .
Кроме этой структуры В.М. Сырых выделяет еще и систему курса теории государства и права. В нем содержится восемь разделов. Первый посвящен теории государства (происхождение, функции и механизм государства, федеральные органы государственной власти, форма государства); второй раздел – правовому регулированию и основным понятиям (право как регулятор общественных отношений, нормы права, правосознание и правовая культура, механизм правового регулирования); третий – механизму правотворчества (правотворчество, нормативно-правовые акты в Российской Федерации, систематизация нормативных актов, система права); четвертый – механизму реализации норм права (толкование и реализация норм права, правовые отношения); пятый – механизму государственного принуждения (законность и правопорядок, правонарушения, юридическая ответственность); шестой – проблемам взаимосвязи права, государства, общества и личности (политическая система Российской Федерации, гражданское общество и правовое государство); седьмой – вопросам учения о сущности и природе права (правовые системы современности, типология государства и права); в восьмом разделе рассматриваются вопросы предмета, метода и системы теории государства и права . В отличие от приведенной В.М. Сырых структуры курса проф. Людмила Александровна Морозова обозначила четыре его раздела: 1) введение в теорию государства и права (предмет и методология государства и права, происхождение государства); 2) теория государства (понятие, сущность и типология государства, власть, форма, функции и механизм государства, политическая система); 3) теория права (понятие и сущность права, нормы и формы права, система права, правотворчество, теория реализации права, толкование права, юридическая техника и др.); 4) личность, общество, государство (государство и гражданское общество, социальное государство, правовое государство, институт прав человека в России . По мнению проф. Виталия Васильевича Оксамытного, в рамках единой общетеоретической юридической науки существует два важнейших ее компонента: теория государства и теория права.
Отдельные элементы структуры курса теории государства и права обозначены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 030501 – Юриспруденция .
Здесь в этом качестве называются: а) методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений;
б) закономерности исторического движения и функционирования государства и права;
в) взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека;
г) эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем;
д) основные проблемы понимания государства и права;
ж) характеристика современных политико-правовых доктрин.