Уже вскоре после смерти Сталина облегчили положение колхозов и колхозников, увеличили закупочные цены. Возвращались к нормальной жизни бывшие заключенные. Отменены были в середине 50-х уголовные наказания за трудовые проступки, разрешена свобода увольнения. Приняли важный закон о пенсиях. Колхозники, правда, все еще оставались гражданами второго-третьего сорта: у них не было паспортов, они не имели права на пенсии и пр. Сильным ударом по ним и многим горожанам стали и ограничения по разведению скота в подсобном хозяйстве. Миллионы людей лишились важного дохода, а страна – продуктов питания. Нельзя не сказать и о гонениях на церковь.
Новым курсом стало широкомасштабное строительство жилья для горожан, хотя после эти дешевые панельные дома иронично прозвали «хрущобами». Улучшался и быт селян. В целом за это десятилетие жизнь стала обеспеченнее, спокойнее, увереннее и свободнее. Намного больше выпускалось товаров для народа, в том числе и новых: телевизоров, холодильников, автомашин. Разумеется, дефицит в торговле сохранялся.
По-прежнему, однако, власть в отношении народа вела себя как начальник-самодур, который одновременно может и награждать, и наказывать. Одной рукой власть что-то давала людям, другой – забирала. В 1957 г. наконец-то прекратились принудительные займы, но выплаты по старым были заморожены на 20 лет. Запреты на подсобные хозяйства, рост денежных доходов и неудачи в сельском хозяйстве ухудшили снабжение городов. В 1962 г. впервые за много лет (после сталинских снижений!) были подняты цены на мясомолочные продукты на 25–30 %. Это вызвало недовольство, а в Новочеркасске (Ростовская область) даже стихийную демонстрацию. К подобным выступлениям трудящихся наши руководители относились как к самым страшным преступлениям. Поэтому шествие в Новочеркасске было трусливо и жестоко расстреляно.
В 1963 г. в связи с неурожаем в стране начались перебои с хлебом. Неудивительно, что известие о смещении надоевшего всем Хрущева было воспринято с радостью.
Промышленность и сельское хозяйство: реформы «на ощупь»
И их последствия
Перед экономикой стояло много задач: обеспечить рост передовых отраслей производства, улучшить дело с продовольствием, наладить выпуск товаров для народа и строительство жилья для него. Однако главной, как и прежде, было обеспечение военных потребностей, создание ракетно-ядерного паритетас США. Нищая, не залечившая военных ран страна собиралась создать такую мощь, чтобы угрожать США и НАТО. Расходы на новые виды вооружений были чудовищны. Советский народ по праву гордился достижениями в космосе, эти успехи воодушевляли миллионы. Однако мало кто знал, что главный космос – военный и он является поистине черной дырой в бюджете.
В конце своей карьеры президент США Эйзенхауэр предупредил американцев об опасности того, что в стране сложился военно-промышленный комплекс (ВПК).Однако его влияние на Штаты было гораздо меньше, чем влияние нашего ВПК. Ведь военно-промышленная верхушка срослась с партийно-государственной, а вся жизнь страны фактически была ориентирована на «оборону». Да и ВПК Соединенных Штатов был намного моложе нашего. Огромен был и ущерб природе, нанесенный военными.
В воспоминаниях Хрущев признавался, что часто осуществлял изменения «на ощупь», не представляя себе многих последствий. В результате многие его реформы оказались бестолковыми, а то и вовсе вредными. Хуже всего дела обстояли в той отрасли, которая являлась любимым делом Никиты Сергеевича – сельском хозяйстве. За попытку насадить в стране кукурузу (что при разумном подходе было правильным улучшением кормовой базы) народ прозвал его «кукурузником». Навязчивой идеей Хрущева были «агрогорода», в которых бы «стирались различия между городом и деревней». Возможно, поэтому он так преследовал подсобные хозяйства и стремился превратить колхозы в совхозы, а крестьян – в «рабочий класс».
Важнейшим делом стало освоение целины.Было распахано более 40 млн га пастбищ и степей. Первоначально целинные земли Казахстана, Заволжья и Сибири дали хорошие результаты, улучшилось положение с зерном. Однако пренебрежение законами природы привело к гибели плодородного слоя, экологической катастрофе, нарушению природного баланса. Постепенно производство зерна на новых землях становилось все дороже и сложнее, а неурожаи более частыми. В селах были реорганизованы МТС, а техника продана колхозам. В чем-то это было хорошо, но из-за непродуманности решений многие специалисты разбежались, уход за техникой ухудшился, а колхозы попали в трудное финансовое положение. Различные укрупнения и разукрупнения колхозов, преобразования их в совхозы (советские хозяйства)и прочие изменения явно ничего хорошего принести не могли. Реформы «на ощупь» привели в 1963 г. к неурожаю и закупкам зерна (более 10 млн т) за рубежом. Этим было положено начало постоянному приобретению хлеба за океаном.
Крупным мероприятием стала ликвидация центральных и республиканских отраслевых министерств (типа министерства черной металлургии, легкой промышленности и пр.). Вместо них было образовано более 100 Советов народных хозяйств в областях. В определенной мере это улучшило связи предприятий в одной местности, но в целом результат был малый. К тому же, не успели совнархозы утвердиться, как их стали реорганизовывать, ставить над ними центральные учреждения и т. п. Неудачными были и попытки разделить партийные комитеты так, чтобы один занимался промышленностью, а другой – сельским хозяйством. Более интересной была задуманная хозяйственная реформа с целью дать предприятиям определенную самостоятельность. Однако ее попытались провести в жизнь уже после Хрущева.
В 1956 г. был принят шестой пятилетний план, однако через три года неожиданно решили перейти к семилетке. Она закончилась в 1965 г. Большого развития достигла тяжелая промышленность: химическая, газовая, машиностроение (в том числе тепло- и электровозостроение) , электроэнергетика и др. Однако вновь не удались попытки одновременно развивать тяжелую (и военную) и легкую промышленность. Последней обычно жертвовали. Между тем денежные доходы выросли, дефицит товаров и продуктов стал острее. Лишние деньги пытались выкачивать усиленной продажей водки, отчего росли пьянство и преступность.