Форма государства - способ организации и осуществления государственной власти. Она проявляется в системе государственных органов и отношений, которые складываются между ними и обществом. Еще со времен античности понятию формы государства придавалось важное значение, римские юристы говорили: «Форма дает бытие вещи».
Форма государства зависит от многих факторов, среди которых определяющее значение имеют конкретно-исторические условия возникновения и развития данного государства, исторические традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения, геополитические факторы и др. ТГП выработала модели форм правления, политико-территориальной организации государства (государственного устройства) и государственно-правовых режимов.
Элементы:
1. форма правления - организация верховной государственной власти, принципы взаимоотношений между органами этой власти, а также участие граждан в формировании этих органов (монархия и республика).
2. форма территориально-политического устройства - внутренняя организация государственной власти, деление государства на отдельные территориальные единицы, юридический статус этих единиц, принципы взаимоотношений между собой центральных и местных (региональных) государственных органов (унитарная, федеративная, конфедерация).
3. государственный режим - характеризует не юридически закрепленные взаимоотношения властей, а их фактическое положение в механизме государственной власти, в частности реальное взаимодействие законодательной и исполнительной власти, реальный объем их полномочий (демократический, авторитарный).
Форма правления: понятие и виды
Форма правления - организация верховной государственной власти, принципы взаимоотношений между органами этой власти, а также участие граждан в формировании этих органов. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.
1. Монархия - это такая форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу - монарху, получающего власть в порядке престолонаследия (с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие»)
Признаки:
а) Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внутренней и внешней политике, как его глава
б) Монарх осуществляет единоличное правление
в) Власть монарха объявляется священной
г) Отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.
д) Династическое наследование власти;
е) Пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти.
(НО: Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии.)
Виды
§ Абсолютная - власть монарха никем и ничем не ограничена: он издает законы, назначает и освобождает высших чиновников, собирает и расходует казну без контроля со стороны кого бы то ни было (Россия Петра I, Франция Людовика XIV, Саудовская Аравия, Оман).
§ Конституционная (ограниченная) - власть монарха ограничена конституцией.
o Дуалистическая (В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко)
Дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха
ü Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство.
ü Наличие двухпалатной структуры парламента: нижняя формируется выборным путем, верхняя назначается монархом
ü Правительство назначается и подчиняется монарху, который по своему разумению освобождает и назначает министров и т.д.
ü Монарх обладает правом абсолютного вето на принимаемые парламентом законы
o Парламентарная - «король царствует, но не правит» (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Япония). Власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. После -40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.
ü Монарх лишь формально утверждает состав правительства
ü Правительство формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах, главой правительства становится лидер этой партии
ü Исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом
ü Законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.
ü Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте.
ü Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента.
ü Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация).
Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма.
2.Республика - это такая форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту или президенту, наряду с ним существуют независимое правосудие и муниципальное самоуправление. (Италия, ФРГ, США, Россия, Франция)
Признаки:
1) верховная власть осуществляется выборными органами;
2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;
3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);
4) использование институтов демократии в разнообразных формах;
5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.