ü Основные функции - наиболее важные функции, направленные на решение коренных, наиболее общих задач.
ü Неосновные функции - регулируют более узкие сферы общественных отношений. Входят в состав основных функций комплексно.
По формам деятельности, основанную на принципе разделения властей
· законотворческие
· управленческие
· судебные
По продолжительности
· постоянные
· временные
По значимости
· Главные
· Производные (функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля)
Правовые формыи методыосуществления функций государства
Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В.М. Сырых).
Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются:
· правовые
o законодательную или правотворческую,
o управленческую (исполнительную),
o судебную (правоохранительную)
o контрольно-надзорную
· организационные формы
o создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров (проф. М.И. Байтин).
Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные – чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов.
Методы:
1. Убеждение
2. Принуждение
Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:
1) метод нормативного правового регулирования,
2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения;
3) метод рекомендаций,
4) метод договорного регулирования
Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т. д. Так, в части 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;
5) методы надзора и контроля.
*В юридической литературе разграничиваются контроль и надзор. Основные различия между ними состоят в следующем:
а) контролю подлежат главным образом подчиненные (подведомственные) органы, в то время как надзор осуществляется при отсутствии такой подчиненности.
б) контролирующие органы вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную или управленческую деятельность контролируемых объектов. При осуществлении надзора такое вмешательство исключается;
в) контроль призван оценивать деятельность контролирующего объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности. При надзоре проверяется деятельность объекта исключительно с позиций законности;
г) органы контроля вправе привлекать к юридической ответственности правонарушителей, а органы надзора лишены полномочий непосредственно применять санкции за допущенные нарушения законности. Прокуратура ведет надзор от имени государства и подчинена только закону.
1) Правовые - однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием и исполнением нормативных актов. Подразделяется на правотворческую деятельность - издание нормативных актов, содержащих нормы права, и правоприменительную деятельность - исполнение законов и других НПА.
2) Неправовые - однородная деятельность государства, не влекущая юридических последствие. Решает те или иные задачи управления.