Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ю.С. КАЛЯГИН, Е.Н. ТВЕРИТИНОВА, А.Г. ЕСИПОВ



 

Калягин Юрий Сергеевич, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук.

 

Тверитинова Екатерина Николаевна, магистрант факультета юридической психологии Московского психолого-педагогического университета.

 

Есипов Александр Геннадьевич, магистрант факультета юридической психологии Московского психолого-педагогического университета.

 

На протяжении исторического развития государств вопросы борьбы с преступностью и воспитания законопослушного гражданина остаются актуальными. Соблюдение человеком правил поведения в обществе, а также традиции уважения к закону основаны на наличии определенного уровня правосознания. Сегодня правосознание является предметом исследования юристов, психологов, социологов и философов [1, 3, 13, 24].

Не претендуя на детальный анализ имеющихся точек зрения на правосознание и охват всех связанных с ним аспектов, авторы в статье предприняли попытку рассмотреть правосознание в контексте института оказания содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

 

Ключевые слова: правосознание, психология, содействие граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности.

 

Legal conscience in the context of psychology of assistance of citizens to subjects of operational-investigative activities

Yu.S. Kalyagin, E.N. Tveretinova, A.G. Esipov

 

During the whole period of historical development of states the issues of fighting crime and education of a law-abiding citizen remain topical. Compliance with rules of behavior in society and traditions of respect of law are based upon the certain level of legal conscience. Today legal conscience is a subject-matter of study for lawyers, psychologists, sociologists and philosophers [1, 3, 13, 24].

Without pretending to a detailed analysis of the existing viewpoints the article attempts to consider legal conscience in the context of the institute of assisting agencies effectuating operational-investigative activities.

 

Key words: legal conscience, psychology, assisting subjects of operational-investigative activities.

 

Специалист в области юридической психологии В.Л. Васильев [2, с. 86] под правосознанием в широком смысле понимает правовой опыт поведения личности, группы, общества и в первую очередь относит к этому психологический механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального правосознания и противоправным поведением.

На отражательной способности сознания концентрируются В.Н. Смирнов [19, с. 92] и А.М. Столяренко [20, с. 52], которые подчеркивают наличие внутренней структуры в правосознании. У В.Н. Смирнова это общественное, государственное и индивидуальное сознание. По мнению В.Н. Смирнова, правосознание отражает правозначимую действительность в форме социальных ценностей, закрепленных в праве и отношений к праву.

А.М. Столяренко по глубине отражения правовых явлений выделяет обыденное и теоретическое правосознание, в то же время по широте распространения правосознание характеризуется автором как массовое, специализированное и локальное. Дополнительно по принадлежности правосознания к конкретным субъектам А.М. Столяренко говорит о правосознании общества, групп и индивидов [20, с. 52].

Через отношение людей к любым объектам и явлениям, связанным с правовой сферой, правосознание определяет О.А. Гулевич [4], которая также структурирует правосознание, основываясь на аттитюдах по отношению к закону, к преступлениям, к преступникам, к наказанию, к работникам правовых институтов.

В России деятельность по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств реализуется посредством Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Цели указанного Закона конкретизированы в задачах, сформулированных в ст. 2: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

В ст. 17 указанного нормативного акта законодателем предусмотрена возможность реализации гражданами своего права на оказание помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Наиболее эффективным и распространенным видом содействия является негласное содействие граждан [15, с. 142]. По мнению автора статьи, индивидуальное правосознание играет важную роль в психологических основах содействия граждан. Можно сказать, правосознание является одной из детерминант содействия граждан правоохранительным органам.

Вместе с этим, по мнению А.В. Шахматова [12], указанный Закон не обеспечил нравственную "легализацию" в общественном сознании вышеназванного института. Соглашаясь с позицией автора, следует констатировать, что это свидетельствует о пока еще недостаточно развитом уровне правосознания российского общества. Сейчас деятельность граждан, связанная с оказанием содействия правоохранительным органам, лишена широкой общественной поддержки. Например, опрос <1>, проведенный авторами, показал, что среди учащихся выпускных классов лишь менее 10% пошли бы на сотрудничество с органами правопорядка для пресечения тяжкого и особо тяжкого преступления. При этом отказ от сотрудничества молодыми людьми мотивировался в основном морально-нравственными и этическими причинами. Схожую ситуацию О.А. Гулевич [4] объясняет со ссылкой на исследование О.П. Николаевой [14], которое показало, что уровень правового развития российских респондентов имеет культурную специфику: предпочтение моральных норм закону происходит на фоне принципиального отторжения последнего. Как отмечают А.В. Федоров и А.В. Шахматов [23, с. 6], в России существует мнение, что скрывать от людей "лихих людей" - благо, вместе с этим лицо, информирующее государственные органы о правонарушителях, в понимании значительной части наших соотечественников является доносчиком, неприятным, порочным и ущербным человеком.

--------------------------------

<1> Опрос проводился в семи общеобразовательных школах г. Москвы, общая выборка исследования составила 50 человек. - Прим. авт.

 

Указанные авторы отмечают, что во всем мире осведомитель, информатор, сообщающий властям о противоправных действиях, - обычное явление, поддерживаемое большинством населения. Представляется обоснованной позиция А.В. Федорова и А.В. Шахматова, которые видят причину этого в многовековых традициях законопослушания граждан и высоком уровне общественного правосознания.

Например, в мировой практике использование института негласного содействия граждан является важной составляющей деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В США более 85% тяжких преступлений раскрывается ФБР с помощью негласных агентов-информаторов [15, с. 142].

Нельзя забывать и о другой стороне данного вопроса, речь идет о правовой культуре сотрудников правоохранительных органов, которая зачастую сформирована на недостаточном уровне, хотя, по мнению В.А. Середнева, соблюдение оперативными работниками правовой культуры во взаимоотношениях с лицом, привлеченным к негласному сотрудничеству, является непременным условием [16, 17]. Не секрет, что сотрудники с низким уровнем правовой культуры на профессиональном сленге используют для обозначения лиц, оказывающих содействие, порою унизительные названия. Вместе с этим следует согласиться с мнением А.Г. Лекаря [21, с. 126 - 127] о том, что факты проявления неэтичных действий отдельными недостаточно опытными или неквалифицированными оперативниками не означают наличия неэтичности и аморализма в самой оперативно-розыскной деятельности.

Очевидно, что отдельные проявления низкой правовой культуры у сотрудников не прибавляют популярности институту содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, это не укрепляет положительный имидж правоохранительных органов и не повышает эффективность оперативно-розыскной деятельности. Это свидетельствует о необходимости акцентировать внимание на специальном обучении эффективным технологиям взаимодействия с различными категориями населения путем формирования определенного уровня правовой культуры у будущих сотрудников правоохранительных органов [8]. Актуальность этого подчеркивается ст. 9 Федерального закона "О полиции", вступившего в силу с 1 марта 2011 г., где говорится о стремлении полиции обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан, о понимании гражданами действий сотрудников полиции. Пункт 6 указанной статьи определяет общественное мнение как один из основных критериев официальной оценки деятельности полиции.

В нашей стране, учитывая исторические факторы, в том числе связанные с массовыми репрессиями в 30 - 40-х гг. прошлого века, морально-нравственный аспект рассматриваемого явления по-прежнему остается дискуссионным. Вместе с этим необходимость негласного содействия Середнев [17] лаконично иллюстрирует словами архивариуса Шарлеманя из "Дракона" Е.Л. Шварца: "Единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного". Споры об институте негласного содействия, по всей вероятности, будут продолжаться ровно столько, сколько в обществе будет потребность в искоренении преступности.

Ответ на этот вопрос в начале прошлого века искал один из последних начальников Московского охранного отделения П.П. Заварзин [23, с. 7], который писал: "Возможно ли обойтись без внутренней агентуры и чем ее заменить? Таков важнейший вопрос по работе политического и уголовного розыска. Ответ определенный. Ничем ее заменить нельзя, а потому она необходима и существует во всех без исключения странах мира. Без розыскного органа ни одно государственное не существовало и существовать не будет".

Наш современник, теоретик оперативно-розыскной деятельности А.Ю. Шумилов [27, с. 113] считает принципиальным вопрос использования негласной помощи граждан, без этого компонента теряется смысл оперативно-розыскной деятельности как таковой. Теряется также и смысл категории "оперативный работник" как вида профессиональной деятельности, сущностью которой является принадлежность к государственному органу, уполномоченному на проведение ОРД, непосредственное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также деятельность по привлечению граждан к конфиденциальному содействию [7].

Таким образом, несмотря на критику воинствующих моралистов, данный институт будет существовать, принося пользу в виде криминального оздоровления общества.

В рассмотрении содействия граждан правоохранительным органам и правосознания предлагается опереться на структуру правосознания, предложенную О.А. Гулевич [4], которая выделяет четыре основные тематические области: аттитюды по отношению к закону, аттитюды по отношению к преступлениям и преступникам, аттитюды по отношению к наказанию, аттитюды по отношению к работникам правовых институтов. В каждую тематическую область О.А. Гулевич включает три компонента: когнитивный, аффективный, поведенческий.

К числу базовых понятий психологии конфиденциального содействия следует отнести индивидуальное правосознание граждан, уровень развития которого лежит в основе эффективности рассматриваемого инструмента в борьбе с преступностью. Среди основных мотивов для установления данного вида отношений теоретики оперативно-розыскной деятельности [15, с. 149] в первую очередь выделяют добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и убеждениях и чувстве долга. Существование этого мотива представляется маловероятным у лиц с деформированным правосознанием. Вместе с этим органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в интересах решения вышеуказанных задач ОРД, используются субъектами оперативно-розыскной деятельности и другие мотивы, о которых можно говорить, что они основаны на деформациях правосознания у некоторых категорий граждан, это: возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного содействия раскрытию преступлений, возмещению нанесенного ущерба; стремление улучшить условия своего содержания в исправительном учреждении; месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности к конкретному работнику правоохранительных органов; тяга к риску; материальная заинтересованность [15, с. 149 - 150].

Перечисленные мотивы, безусловно, эффективны с точки зрения мотивирования на сотрудничество с правоохранительными органами и противодействия преступности в целом, но не снимают вопросы морально-этического свойства, которые, как уже упоминалось выше, имеют определяющее значение для российского общества.

Открытым остается и вопрос по противодействию негативному влиянию, которое оказывается на сотрудника, мотивирующего гражданина на содействие правоохранительным органам с использованием деформационных изменений его правосознания [11].

В целом анализ литературы по психологии правосознания и психологии конфиденциального сотрудничества показал, что эти явления рассматриваются без учета их очевидной, по нашему мнению, взаимосвязи.

Если говорить о конфиденциальном содействии, которое основано на недеформированном правосознании, то очевидность указанной взаимосвязи заключена в том, что, пользуясь структурой правосознания О.А. Гулевич [4], аттитюды по отношению к работникам правовых институтов играют немаловажную роль в привлечении граждан к любому виду содействия, в том числе и на конфиденциальной основе. Это и когнитивный компонент в виде представлений гражданина о мотивационной составляющей оперативных работников правоохранительных органов, представления о характере их деятельности (имеется в виду сложность и рискованность профессии и т.п.). В установлении отношений сотрудничества важную роль играет аффективный компонент правосознания, иными словами, это эмоциональное отношение гражданина к оперативному работнику. И безусловно, важен компонент, который О.А. Гулевич определила как поведенческий, - это желание гражданина взаимодействовать с правоохранительными органами.

Несмотря на очевидность взаимосвязи индивидуального правосознания граждан и психологии оперативно-розыскной деятельности, в немногочисленной литературе по вопросам правосознания и оперативно-розыскной деятельности эта связь не упоминается. По всей вероятности, данное положение дел сложилось из-за дефицита диагностического инструментария. Если психология оперативно-розыскной деятельности активно берет на вооружение психодиагностические методики, то в отношении диагностики правосознания ситуация не вселяет оптимизм.

Исследования в этом направлении малочисленны, наиболее заметной в этом отношении является работа Н.А. Ведешкина, который в кандидатской диссертации "Психодиагностика правосознания личности кандидатов на службу в органы внутренних дел" в результате анализа методик психодиагностики правосознания личности утверждает о недостаточности адекватных методик, направленных на психологическую диагностику правосознания личности, и делает свой выбор в пользу "Методики оценки правового сознания личности" Л.А. Ясюковой [28].

Не оспаривая обоснованность выбора методики Л.А. Ясюковой, следует констатировать, что для определения особенностей правосознания в контексте содействия граждан правоохранительным органам данная методика не совсем подходит, так как определяет правосознание лишь в самых общих чертах. По всей вероятности, для дальнейших исследований в этой области необходимо дополнительно проанализировать психодиагностический арсенал и выбрать методики, соответствующие целям нашего исследования. Для исследования правосознания в контексте рассматриваемого в статье института содействия граждан правоохранительным органам более адекватными могли бы стать специально разработанные опросники, а также уже зарекомендовавшие себя в исследованиях правосознания методы, основанные на семантическом дифференциале Ч. Осгуда [1, 4, 10].

В содействии граждан правоохранительным органам скрыт значительный потенциал в борьбе с криминалом, однако уровень правосознания в российском обществе пока не позволяет реализовать этот потенциал. Речь идет о недостаточном уровне как правосознания граждан, так и правосознания сотрудников, охраняющих этих граждан.

Для улучшения положения дел в данном вопросе необходим комплекс системных мер, которые необходимо осуществлять при государственной поддержке. Как представляется, эти меры целесообразно реализовывать по трем основным направлениям. Первое - это формирование правильного понимания гражданами своего места, роли и значения в обеспечении правопорядка в стране, формирование у граждан просоциальных мотивов, о которых говорилось в статье.

Второе - это целенаправленная подготовка сотрудников правоохранительных органов, ориентированная на привитие правовой культуры, ответственности за авторитет государственной власти у граждан.

И третье, без которого маловероятна эффективная реализация первых двух направлений, - это научное обеспечение предлагаемых мер. Иными словами, необходимы комплексные научные исследования психологических основ правосознания граждан и института содействия граждан органам правопорядка в интересах решения задач, поставленных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

 

Литература

 

1. Белобородов А.Г. Образ права как смысловой уровень правового сознания и его особенности у преступников: Дис. ... канд. психол. наук. М.: Академия управления МВД России, 1998. 215 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2009. 608 с.

3. Ведешкин Н.А. Психодиагностика правосознания личности кандидатов на службу в органы внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Академия Управления МВД России, 2012. 22 с.

4. Гулевич О.А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. N 5 (7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.11.2013 г).

5. Ильичев В.А. Основные направления становления и развития оперативно-розыскной психологии // Оперативник (сыщик). 2006. N 3 (8). С. 15 - 18.

6. Ильин О.Ю. Правосознание: постклассическое правопонимание и личностная проекция: Дис. ... канд. филос. наук. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2011. 198 с.

7. Калягин Ю.С., Ениколопов С.Н. Некоторые вопросы психологии профессиональной деятельности оперативного работника // Электронный журнал "Психологическая наука и образование" PSYEDU.ru. 2010. N 3. URL: http://psyedu.ru/joumal/2010/3/Kalyagin_Enikolopov.phtml.

8. Калягин Ю.С., Филонов Л.Б. Проблемы социальной перцепции в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Электронный журнал "Психологическая наука и образование" PSYEDU.ru. 2011. N 3. http://www.psyedu.ru/joumal/2011/3/2416.phtml.

9. Ковалев О.Г. Оперативно-розыскная деятельность. Психологические и историко-правовые проблемы: Монография. М.: МПСИ, 2009. 376 с.

10. Кожевникова Н.В. Социально-психологические методы исследования профессионального правосознания сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: Омская академия МВД России. 2009. N 3. С. 67 - 68.

11. Коноплева И.Н., Калягин Ю.С. Формирование правосознания и личности юриста в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: Омская академия МВД России. 2010. N 3 (42). С. 25 - 28.

12. Коноплева И.Н., Калягин Ю.С. Личностные проявления профессиональной деформации субъектов оперативно-розыскной деятельности // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. N 1. http://psyedu.ru/journal/2011/1/2058.phtml.

13. Кузяков Н.О. Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества: Дис. ... канд. соц. наук. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2004. 150 с.

14. Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. М., 1995. С. 109 - 137.

15. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. И.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 383 с.

16. Середнев В.А. Нравственные основы оперативно-розыскной деятельности, их связь с принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина как одно из условий допустимости доказательств // Научный аспект. 2012. N 4. С. 25 - 26.

17. Середнев В.А. Тактика приобретения агентурного аппарата субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Научный аспект. 2013. N 1. 228 с.

18. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию. М.: Норма, 2008. С. 19.

19. Смирнов В.Н. Юридическая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 319 с.

20. Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2001. 638 с.

21. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К. Синилов. М.: Инфра-М, 2014. 712 с.

22. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". М.: Омега-Л, 2013. 19 с.

23. Федоров А.В., Шахматов А.В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. 338 с.

24. Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретическо-правовое исследование российского опыта): Дис. ... д.ю.н. СПб., 2005. 438 с.

25. Шевченко В.М., Эриашвили Н.Д., Цветков В.Л. и др. Психология оперативно-розыскной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2013. 257 с.

26. Смирнов В.Н. Юридическая психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 319 с.

27. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007. 375 с.

28. Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. N 4. 2000.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.