Исходными данными для выбора являются размеры и объемно-планировочное решение здания, параметры и рабочее положение грузов, метод и технология монтажа, условия выполнения работ. При этом кроме базовых моделей кранов необходимо также рассматривать и их модификации с различными видами сменного оборудования.
При выборе кранов сначала подбирают их типы и марки по техническим характеристикам, отвечающим предъявленным требованиям, затем определяют наиболее экономически выгодный вариант.
По техническим параметрам башенные краны проще всего выбирать аналитическим способом (рис. 4), определяя грузоподъемность , высоту подъема стрелы и вылет стрелы L при ширине здания В.
Монтажную массу определяют для наиболее тяжелых, наиболее удаленных и высоко расположенных элементов по формуле (2):
(2)
где – масса элемента;
– масса такелажных приспособлений (стропы, траверсы);
– масса монтажных приспособлений (подмости, стремянки);
– масса элементов усиления.
Монтажную высоту определяют по формуле (3):
(3)
где – высота монтажного горизонта от уровня стоянки крана;
h 0 – высота подъема элемента над опорой, равная 1 м;
h э – высота (толщина) монтируемого элемента;
– высота (длина) такелажного приспособления;
– высота полиспаста, равная 2 м.
Вылет крюка стрелы крана зависит от положения монтируемых элементов и принятой схемы монтажа. Для башенных кранов монтажный вылет крюка определяется по формуле (4):
L ≥ B + f + f ` + d + (4)
где f, f ` – расстояния от осей до выступающих частей здания;
d – расстояние между выступающей частью здания и хвостовой частью крана при его повороте, принимаемое равным 1 м;
– радиус, описываемый хвостовой частью крана при его повороте (задний габарит), ориентировочно принимаемый равным 3,5 м для кранов грузоподъемностью до 5 т; 4,5 м – от 5 до 15 т; 5,5 м – более 15 т.
Для стреловых кранов грузоподъемность и высоту подъема стрелы также находят по формулам, а вылет стрелы L и длину стрелы Lc проще определить графически (см. рис. 7), для чего в выбранном масштабе нужно вычертить контуры монтируемого сооружения, оси расположения монтируемого элемента и стрелы крана. Последняя должна пройти через точки А на высоте Нс и Ена расстоянии 1,0 м от крайней точки контура по горизонтали и вертикали.
Выше уровня стоянки крана (уровня земли) на 1,5 м проводят линию М – Мдо пересечения с осью стрелы, затем от этой точки откладывают по горизонтали 1,5 м (в зависимости от точки закрепления нижней части стрелы крана), определяющее расположение вертикальной оси вращения крана О – О. Требуемые параметры крана определяются по чертежу в масштабе.
При выборе кранов с гуськом или с башенно-стреловым оборудованием по горизонтали на высоте Нсв масштабе откладывают длины гуськов 3…10 м или маневровых стрел.