Рассматриваемый далее метод выстраивания архитектуры предприятия базируется на концепции EAP (Enterprise Architecture Planning) и современных подходах к выполнению консалтинговых проектов в области информационных технологий.
В основе метода лежит процесс планирования, ориентированный на создание архитектуры для поддержки бизнеса предприятия (на основе того, какие конкретно данные, приложения и технологии наиболее полно отвечают его потребностям), а также на разработку плана реализации воплощения этой архитектуры. При этом предполагается, что созданию архитектуры предприятия предшествует разработка бизнес-стратегии, включающей миссию, бизнес-цели и способы их достижения.
Предлагаемый метод декларирует 10 этапов (см. рис. 5.4), определяющих состав и структуру слоев и элементов архитектуры, а также план ее проектирования, обеспечивающий реализацию как традиционных требований к архитектуре, так и специфических требований конкретного предприятия.
Рис.4.4 Этапы планирования корпоративной архитектуры
Этапы планирования корпоративной архитектуры
Инициация планирования
Этап включает в себя семь шагов, цели, задачи и основные результаты которых описаны далее.
Назначение первого шага состоит в формальном определении области и целей планирования архитектуры для понимания участниками проекта того, что будет достигнуто. К его результатам относятся перечень согласованных и утвержденных целей, а также список причастных к проекту подразделений предприятия.
Основными задачами шага являются:
обзор предприятия и определение его контекста (системных входов/выходов);
оценка благоприятствующих и неблагоприятствующих проекту характеристик предприятия (например, существующие информационные системы не отвечают требованиям и дороги в сопровождении, существует необходимость в интеграции и распределении данных, имеются в наличии неуспешные ИТ-проекты по причинам ограничения менеджмента по времени и бюджету и т. п.);
формирование перечня и определений целей и их достижимости;
формирование перечня подразделений, затрагиваемых грядущими изменениями ИТ-стратегии и корпоративной культуры.
Целью второго шага является исследование предприятия, системных входов/выходов и вариантов на основании встреч с менеджментом. Результатами являются согласованное и утвержденное видение предприятия, а также политическая поддержка менеджмента.
Основными задачами шага являются:
изучение всех исходных материалов по бизнесу (заказчики, продукты, сотрудники, цели и т. д.);
определение влиятельных персон, для которых необходима архитектура;
анализ предприятий, успешно выстроивших свои архитектуры;
формирование видения предприятия, демонстрирующего ИТ-среду,
обеспечивающую достижение целей.
Целью третьего шага является адаптация методологии планирования и создание руководства по методологии. Основными задачами шага являются:
формулирование принципов и требований к методологии;
оценка существующих на предприятии методов и стандартов;
изучение имеющихся на рынке подходов;
принятие решения об исполнителе (внутренние ресурсы или внешний консультант);
создание методологии, отвечающей нуждам данного предприятия;
разработка содержания каждого из отчетов, создаваемого на каждом из последующих этапов.
Целью четвертого шага является наведение порядка с компьютерными ресурсами и оценка инструментария создания ЕА. Основными задачами шага являются:
определение требований к инструментарию;
определение требований к аппаратуре;
оценка альтернатив для репозитария проекта;
выбор и приобретение подходящего программного инструментария;
разработка регламентов и процедур, обеспечивающих надлежащее использование продуктов;
разработка проектов отчетов, экранных форм и т. п.;
оценка трудозатрат на «канцелярскую» поддержку большого объема документации по ЕА;
доведение решений по инструментарию до всех подразделений — потенциальных пользователей ЕА.
Цель пятого шага — создание проектной команды. Основными задачами шага являются:
определение квалификационных требований по каждой из фаз создания ЕА;
оценка трудозатрат по каждой фазе создания ЕА;
определение необходимого числа участников;
спецификация ролей и областей ответственности членов команды;
подбор персонала;
обучение персонала (методологии и инструментарий);
выбор внешних консультантов, включая определение направлений их использования.
Цели шестого и седьмого шагов — подготовка рабочего плана и его презентация и утверждение. Основные задачи этих шагов традиционны, а их рассмотрение выходит за рамки статьи. В результате должен быть сформирован рабочий план и утвержден бюджет выполнения работ.