Весьма сложная задача организации многоплановой деятельности компании, разработка системного видения деятельности компании «как надо» требуют от ее менеджеров и специалистов системно построенной работы по развитию, интеграции, гармонизации и описанию применяемых методов организации и управления. Удобным способом интегрированного описания деятельности является структурирование компании в форме корпоративной архитектуры.
Корпоративная архитектура — это описание целей организации, способов достижения этих целей с помощью бизнес-процессов и методик повышения эффективности обслуживания бизнес-процессов с применением различных технологий.
Компоненты корпоративной архитектуры
• бизнес-архитектура, основой которой являются миссия, стратегия компании, описание требующихся для реализации этой стратегии бизнес-процессов и проектов, как существующих, так и потенциально необходимых, описание организационной модели, отражающей организацию основных подразделений и центров компетенции в привязке к бизнес-процессам и проектам;
• архитектура системы управления, структурированная как по уровням и функциональным сферам, так и по функциям управления в привязке к основным бизнес-процессам;
• архитектура информационных технологий, основой которой являются программные решения и вся технологическая инфраструктура, необходимая для реализации бизнес-архитектуры и архитектуры системы управления.
Все эти компоненты должны рассматриваться как единое целое, и вместе они составляют так называемую корпоративную архитектуру компании и при документарном представлении могут играть роль методологического руководства верхнего уровня по организации ее деятельности (см. рис.5. 1).
Рис. 4. 1 Сферы детализации описания корпоративной архитектуры
Составляющие корпоративной архитектуры
Рис. 4.2. Составляющие корпоративной архитектуры
Корпоративное управление (corporate government) – контролирующая и управляющая система акционерного общества, которая устанавливает права и обязанности различных участников организации (членов Советов директоров, менеджеров и акционеров), а также содержит основные правила и процедуры, обеспечивающие принятие управленческих решений.
Стратегическое управление – формирование целей и методов их реализации, установление правил и регламентов деятельности
Операционное управление – обеспечение (при заданных правилах и регламентах) операционных результатов, соответствующих поставленным целям обеспечивающих реализацию целей.
Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные
Происхождение понятия
Понятие «корпоративная архитектура» в последнее время все чаще стало востребовано для описания новых реалий в информатизации бизнеса. Оно все прочнее утверждается в сфере взаимодействия информационных технологий и бизнеса: ИТ-службы современной компании перестают быть простыми поставщиками технологических компонентов, приложений и сервисов для бизнес-подразделений. На первый план выходит синхронизация развития бизнеса и ИТ.
У наиболее продвинутых компаний целью информационной стратегии сегодня становится построение глобальной информационной инфраструктуры, так называемого «адаптивного предприятия» (Adaptive Enterprise).
Происходит очередная смена парадигмы компьютеризации бизнеса: как в свое время процессы (ERP, CRM, SCM и т.п.) пришли на смену функциям (АРМ), так теперь их место занимает развивающаяся бизнес-система (Adaptive Enterprise). Новый объект информатизации требует новых методов и средств описания, а именно систем моделирования, охватывающих не отдельные процессы, а эту самую «корпоративную архитектуру», организацию деятельности всего предприятия в целом (см. Рис. 5.3).
Рис. 4.3. Парадигмы информатизации управления в бизнесе