Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Продукт средств массовой информации



Несомненно, что без помощи средств массовой информации Адольф Гитлер не смог бы привлечь к себе внимание широкой публики. В качестве местного оратора его влияние едва ли вышло бы за границы Баварии. Он очень рано понял значение прессы и еще задолго до прихода к власти владел газетой «Фелькишер Беобахтер». Эта газета превратилась во всегерманский рупор нацистской политической агитации, созданный по всем правилам бульварной прессы. Нацисты методично укрепляли и расширяли свое влияние в печатных средствах массовой информации. Для разных категорий приверженцев НСДАП существовали свои газеты. «Дас Шварце Корпс» отражал радикальные и слегка элитарные воззрения СС. «Дер Штюрмер» был предназначен для любителей порнографии и антисемитизма.

Однако решающую роль в нацистской пропаганде сыграло радио, которое Гитлер начал использовать довольно рано и которое сделало из фюрера первую медиа‑звезду современности. После создания германской промышленностью достаточно дешевого приемника количество радиоточек постоянно росло, и к 1941 году они имелись в 65% немецких домов. Кроме того, немцы слушали выступления Гитлера на своих рабочих местах. Нация льнула к приемникам, когда из динамиков доносились слова «Говорит фюрер». Во время войны общество постоянно поддерживалось в напряжении радиосводками с фронтов, которые сопровождались исполнением популярных мелодий. Так, когда немецкие подлодки успешно топили суда союзников в Атлантике, по радио передавали шлягер «Когда мы выступим против Англии». Вести о победах на Восточном фронте сопровождались исполнением прелюдий Листа – музыкой, которую выбрал для этой цели сам Гитлер.

Канадский иезуит Маршалл Маклухан классифицировал исторические эпохи по степени развития средств коммуникаций и массовой информации. По его мнению, жесткий рациональный порядок книгопечатания дисциплинировал тогдашнее общество, что впоследствии позволило создать вымуштрованные армии и систему фабричного труда с четкой организацией рабочего времени.[119] В 1938 году Орсон Уэлес наглядно продемонстрировал, какой силой может обладать радио. Во время его передачи «Вторжение с Марса», транслировавшейся на большую часть территории США, многие американцы впали в панику, поскольку поверили, что на землю действительно высадились зеленые человечки.[120] Это событие привлекло внимание Адольфа Гитлера, который, выступая 8 ноября 1938 года в мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер», заявил: «Немецкий народ не боится попасть под бомбы, прилетевшие с Марса или Луны».

Вторая мировая война стала временем расцвета радиопропаганды. Прослушивание вражеских радиопередач в третьем рейхе каралось смертью. Среди немецких солдат особой популярностью пользовалась радиостанция «Белград», чьи вечерние передачи заканчивались исполнением шлягера «Лили Марлен», который с удовольствием слушали в окопах по обе стороны фронта.

Адольф Гитлер считал радио «горячим» средством массовой информации, пригодным для использования возбуждающей демагогии, противопоставляя его «холодному» телевидению. В действительности же, сегодня на телеэкране Гитлер со своей жестикуляцией и всем остальным выглядел бы более чем захватывающе.

Однако телевидение положило конец романтике войны. Реалистические картины боевых действия во Вьетнаме, которые американцы каждый вечер видели на экранах своих телевизоров, развивали у населения неприятие этой войны. В эпоху телевидения возбуждающая демагогия больше не приемлема, куда большим успехом пользуется дружелюбная болтовня, которую использовал американский президент Рональд Рейган, полностью противопоставив свой имидж агрессивному стилю Гитлера.

В лице министра пропаганды Йозефа Геббельса Гитлер нашел виртуозного мастера демагогии, который представлял своего фюрера в средствах массовой информации. По его распоряжению в кинотеатрах перед каждым сеансом показывали сборник новостей «Ди Дойче Вохеншау», а режиссер Лени Рифенштальв 1934‑1935 годах создала зачаровывающие документальные ленты о партийных съездах нацистов.

Гитлера как главнокомандующего воодушевляли киновыпуски новостей, которые использовались в целях военной пропаганды. «В 1938‑1939 годах между министерством пропаганды и ОКВ было заключено "Соглашение о ведении пропаганды во время войны", по которому пропагандистские кампании, сопровождающие важнейшие операции на фронте, были признаны полноценным средством ведения войны».[121] Кадры, снятые германскими военными операторами, демонстрировались даже в США, так что ход боевых действий в Польше и Норвегии был показан только с немецкой точки зрения.

Не были забыты и другие способы агитации. Как пишет Й. Дюльффер, «на пачках сигарет печатали фотографии из альбома "Адольф Гитлер", который был выпущен в 1936 году тиражом в 100 тысяч экземпляров. На этих снимках фюрер был изображен в неестественных позах, которые в обычной жизни не свойственны людям».[122]

Адольф Гитлер был исторически обезличен во время Нюрнбергского процесса над военными преступниками, где победители впервые представили ужасные фотографические доказательства жестокости побежденных. Намного большее впечатление, чем показания жертв нацизма, произвели облетевшие весь мир фотографии экскаватора, хоронившего трупы заключенных в только что освобожденном концентрационном лагере Бельзен. Победители не только управляли ходом процесса, они полностью доминировали в средствах массовой информации.

За границу не просочилось ни одной фотографии, иллюстрирующей ужасы советского Архипелага ГУЛАГа. Все фотографические свидетельства бесчисленных массовых убийств, совершенных китайскими коммунистами во время культурной революции, сводятся к нескольким снимкам унесенных течением и выловленных в Гон‑Конге трупов, которые сделали американские корреспонденты. Таким образом, количество документальных свидетельств не всегда соответствует масштабу исторических событий. Во время правления Гитлера эсэсовцы уничтожили в концлагерях миллионы людей, не создавая при этом терриконы трупов. Эти горы тел появились сразу после освобождения, когда за несколько дней умерло больше заключенных, чем при СС. Причиной этого стал не недостаток продуктов питания для огромного количества заключенных, с которым внезапно столкнулись освободители, а эпидемия тифа, вспыхнувшая после того, как изолированные эсэсовцами в специальных бараках больные вышли на свободу и разнесли инфекцию. Эсэсовцы никогда не оставляли трупы своих жертв, они выбивали из челюстей погибших золотые зубы, а затем кремировали трупы и захоранивали уже пепел. Специальные команды самым тщательным образом очищали вагоны, в которых несчастных привозили в лагерь, от следов их присутствия. Засыпанная гравием площадь, на которой евреи раздевались перед тем, как оправиться в газовую камеру, также чисто убиралась перед прибытием каждой новой партии. В настоящих лагерях смерти, таких как Собибор или Треблинка, в которые по специальным железнодорожным веткам ежедневно подвозили для уничтожения все новые и новые партии людей, не осталось каких‑либо доказательств, которые можно было бы сфотографировать. После отступления немцев эти лагеря были разрушены, а местность, где они стояли, заросла лесом.

 

 

Честолюбивый психопат

Такой диагноз был поставлен Гитлеру его современником, психиатром, который несколько раз наблюдал фюрера, но не был полностью уверен в своих выводах. В 1948 году В. Ланге‑Айхбаум диагностировал заболевание Адольфа Гитлера как «истеричное, психогенное ослепление, первопричиной которого должно было быть постоянное чувство страха, которое он испытывал на фронте».[123] Личный хирург фюрера Карл Брандт лечил тремор его левой руки – классический случай психогенного синдрома Паркинсона, который начал развиваться у Гитлера вскоре после покушения Штауфенберга. В 1952 году Бумке следующим образом охарактеризовал уровень образования Гитлера: «Он держал в голове множество фактов и данных, которые не были упорядочены, сведены в какую‑либо систему и связаны между собой».[124] Не указывая прямо на Гитлера, но довольно ясно давая присутствующим понять, о ком идет речь, еще в 1932 году во время одной из своих лекций психиатр назвал фюрера «честолюбивым психопатом и шизоидным фанатиком». Подобным же способом он объяснял холодность и недоверчивость Адольфа Гитлера, равно как его фанатизм и жестокость.

Также представляют интерес данные из области психиатрии, которые содержат сведения о распространенности душевных заболеваний среди населения. Почти 5% людей, живущих в индустриально развитых странах, страдают шизофренией, маниакально‑депрессивным психозом, эпилепсией, дебилизмом и психопатией. Во время кризиса их маниакальные идеи имеют шанс завоевать популярность в обществе, а они сами могут прийти к власти. «В спокойные времена мы изучаем их, а в тяжелые – они тиранят нас», – предупреждал в своей лекции Эрнст Кречмер.

В традициях психоанализа принято объяснять отклонения в характере Гитлера событиями его раннего детства. Фюрера пытались понять, приписывая ему такие невротические симптомы, как Эдипов комплекс или чувство неполноценности. Однако все это, включая ссылки на привязанность к матери и жесткое отношение со стороны отца, звучит неубедительно. Нет и не может быть никакой связи между наказанием от руки отца и Холокостом. Гитлер не был невротиком. Его историческую роль нельзя свести к примитивной психоаналитической схеме: игры невротика с таким же невротическим народом.

Одна из первых попыток интерпретировать характер Гитлера по системе Зигмунда Фрейда была сделана Рихардом Лангером в 1943 году по заказу Управления Стратегических Служб США.[125] Вскоре в руки американских армейских психологов попала Паула, младшая сестра Гитлера, захваченная в Берхтесгадене. Ее самым подробным образом расспросили о брате, и Паула рассказала, что отец жестоко наказывал маленького Адольфа. В результате антисемитизм и агрессивность Гитлера объяснили как результат эдиповой ненависти к отцу.

Эрих Фромм еще более запутал дело, выступив с тезисом, что Гитлер имел склонность к некрофилии. «На лице Адольфа Гитлера застыла мина человека, который к чему‑то принюхивается, о чем мы уже упоминали в нашей дискуссии о некрофилии, как будто он постоянно ощущал некий отвратительный запах; это прекрасно видно на многих фотографиях».[126] В качестве подтверждения якобы имевшейся у Гитлера склонности к некрофилии Фромм часто приводит цитату из мемуаров Шпеера: «Насколько я помню, когда на стол подавали мясной бульон, он называл его "трупным чаем", появление вареных раков он комментировал рассказом об умершей старушке, которую близкие родственники бросили в ручей как приманку, чтобы наловить этих тварей, если ели угрей, он не забывал упомянуть, что эти рыбы обожают дохлых кошек и лучше всего ловятся именно на эту приманку». Однако нет никаких доказательств того, что Гитлер действительно имел какую‑либо склонность к трупам.

Намного более убедительно звучит другое объяснение, основанное на другом глубинном психологическом факторе – комплексе неполноценности, описанном Альфредом Адлером. Как пишет Алан Буллок, «огромную роль во всей политике Гитлера играло присущее ему сильнейшее чувство зависти, он желал раздавить своих противников».[127] 13 августа 1939 года Гитлер заявил итальянскому министру иностранных дел Чиано, что причиной начала второй мировой войны стало пренебрежительное отношение стран западной демократии к Германии и Италии, которых они отказывались воспринимать в качестве равноценных политических партнеров. «Этот психологический момент презрения был, пожалуй, наиболее худшим и тяжелым из всех факторов, влиявших на развитие ситуации».

Объяснение, согласно которому действия австрийца Гитлера вытекали из природных особенностей немецкого национального характера, нельзя признать состоятельным. Авторы, которые пишут о неврозе, присущем немцам со времен Лютера, забывают о том, что Гитлер был католиком и, будучи баварским солдатом во время первой мировой войны, прилежно посещал полевые молебны и службы. Все вышесказанное распространяется на попытки вывести психологическое объяснение зверств СС из жестокости германских народных сказок.[128] Смешно говорить о прямой психологической связи между печкой, в которую ведьма посадила Хензеля и Гретель, и газовыми печами крематория в Освенциме. Также нелепо ссылаться и на любимые Гитлером приключенческие романы Карла Мая, проводя параллель между жестокими сценами скальпирования индейцами поселенцев и порядками в немецких концентрационных лагерях.

 

 

Коричневый мессия

Ключ к пониманию успеха и личности Адольфа Гитлера лежит в его личной религии, из которой он черпал невероятную по силе энергию. Был ли Гитлер религиозным человеком? Большинство современников были убеждены в этом. По мнению графини Марион Денхоф, фюрер нес на себе «отпечаток религиозности».[129] Причем этот отпечаток носил не только социально‑христианский характер, свойственный Австрии, но вобрал в себя общенемецкие черты.[130] Как пишет Фридрих Хеер, Гитлер был убежден, что борьба за Германию носит религиозный характер и ее высшей целью является самопожертвование в интересах священной империи немецкого народа.[131]

8 детстве Гитлеру доставляло удовольствие представлять, как он станет священником. Летом 1924 года, находясь в заключении в Ландсберге‑на‑Лехе – тюрьме, фюрер заявил своему другу Рудольфу Гессу, что «если бы он чувствовал в себе способность к лицемерию большого стиля, то, возможно, стал бы священнослужителем и, скорее всего, достигнув высокого положения, реформировал и революционизировал бы церковь».

9 марта 1927 года, во время первого публичного выступления после освобождения из тюрьмы, держа речь перед собравшимися в цирке «Крона» приверженцами, Гитлер ничтоже сумняшеся сравнил себя с Иисусом. Он не колеблясь пошел на кощунство и применил в политической риторике евангелический мотив «Esse Homo», сравнив свою судьбу с Христом, блуждавшим по пустыне. Истолкование национал‑социализма как политической религии является одной из самых старых попыток объяснить этот феномен, который своим экстремизмом напоминал эпоху детских крестовых походов или реформацию. В 1930 году Томас Манн интерпретировал национал‑социализм как возвращение в первобытное время: «От этой природной религиозности, сущность которой заключается в оргастическом, вакхическом разгуле, очень многое перешло в современный неонационализм. Однако если подумать, во что обошелся человечеству расцвет культов природы с их рафинированно варварской гностикой и сексуальным развратом мистерий в честь Молоха, Ваала и Астары, можно только удивляться, с каким легкомыслием сегодня отрицается возможность возрождения чего‑либо подобного».

В 1938 году Эрик Фегелин разглядел в нацистском движении «внутреннюю религиозность», которая воплощается в народе как «партикулярная церковь». В своих выступлениях Гитлер несет народу как бы «святую правду».[132] «Связь с популистской демагогией, целям которой блестяще служат даже саркастические насмешки, которые вместе с усиленной жестикуляцией политического миссионера придают его словам огромное убеждающее действие, особенно видна в глазах простых слушателей».[133]

Герман Гессе был поражен этим аспектом культа Гитлера. В 1934 году он писал: «У меня есть одна знакомая, дама хорошего вкуса, швейцарка, из либеральной приличной семьи. В потаенной каморке своей квартиры эта дама устроила нечто вроде домашней молельни. Однажды в минуту откровенности она отвела меня туда. У стены одиноко стоял шкаф, на передней стенке которого висел портрет Гитлера в половину натуральной величины… рядом стоял подсвечник, слева лежал Новый Завет, а справа – "Майн кампф"».[134]

Религиозный философ Романо Гвардини усмотрел в нацистском приветствии «Хайль Гитлер» выражение «народного благочестия». На Гитлера как бы перенеслись «все чувства, которые испытывали к Иисусу Христу». По мнению одних современников, «никто бы не удивился, если бы он исцелял недужных и воскрешал мертвых». Другие насмехались над фанатичными приверженками Гитлера: «Она сидела на кухне и читала слова, сказанные человеком из Мюнхена. Ну чем не библейская земля обетованная?» Фридрих Хеер считал, что девиз «Восстань, Германия!», написанный на штандартах СА, профанировал пиитическую потребность в воскрешении после смерти и при помощи этого стремился перенести религиозные представления в сферу политики.

Даже еврейские авторы обратили внимание на религиозный контекст нацизма. Саул Фридлендер писал о «продолжающихся вплоть до сегодняшнего дня попытках привнести мессианскую веру и апокалиптическое видение истории в политическую, бюрократическую и технологическую системы высокоразвитого индустриального общества».[135]

Великий социолог Макс Вебер определил новое время как эпоху, в которой религиозность будет загнана в подполье. Опираясь только на молитвы, нельзя не регулировать воздушное сообщение, не строить автомобили или атомные станции.[136] Однако Просвещение и его идеалы торжествуют только на сравнительно небольшом временном отрезке истории Европы. Принятие обществом псевдорелигиозных идей Гитлера коренится в разрушительном вневременном протесте против разума и рациональности.

В отличие от варваров реакция религиозных общин носит сакраментальный характер. Так, свидетели Иеговы решительно выступили против поползновений псевдорелигиозных нацистов. Они отказались использовать приветствие «Хайль Гитлер», поскольку посчитали это богохульством, за что были отправлены в концлагеря.

Когда во время выборов в рейхстаг 1933 года по радио сообщили, что въезд Адольфа Гитлера в Кенигсберг сопровождался колокольным звоном, евангелическая церковь Восточной Пруссии поспешила заявить, что колокола звонили вовсе не в честь фюрера, просто его приезд совпал с началом службы в церквах.[137] В мае 1936 года руководство церкви с прискорбием отметило, что фюрер и рейхсканцлер принимает «почитание в форме, которая подобает только Господу Богу». В следующем 1937 году Ватикан издал энциклику «Со жгучей скорбью», в которой четко и ясно отделил христианство как единственный носитель духовности от расистской псевдорелигии Гитлера.

Адольф Гитлер был убежден в том, что он был призван уничтожить «противостоящую расу», «роковой принцип истории». Герман Грамль определил антисемитизм как «государственную религию» третьего рейха, а преследования евреев как «религиозную войну».[138] По его мнению, все политические успехи Гитлера усиливались его убежденностью в том, что ему предначертано уничтожить еврейский народ.

Как писал Гаральд Штром, идея фикс Адольфа Гитлера о том, что всемирная история является ареной борьбы между высшей арийской расой и еврейскими недочеловеками, которые, портя благородную кровь, вступая в сексуальные контакты с ее носителями, берет свое начало в гнозисе.[139] «Арийцы утратили чистоту своей крови и за это были изгнаны из рая», – писал Адольф Гитлер. Фюрер был убежден, что черноволосые еврейские юноши часами выслеживают белокурых арийских девушек, чтобы осквернить их, выступая тем самым как гностик, исповедующий борьбу света и мрака. Если бы Гитлер попал в неогностическую секту, его болезненная, далеко выходящая за рамки нормального духовная форма стала бы свидетельством богоизбранности.

Клаус Фондунг выводит дуалистическую схему мышления Гитлера, основанную на противопоставлении ариец‑еврей, из ветхозаветной Книги пророка Даниила и Откровения Иоанна Нового Завета.[140] В этих текстах отражена кризисная ситуация, сходная с тем положением, в котором оказалась Германия во время и после первой мировой войны. Библейские книги четко разграничивают смертельных врагов, виновных во всех бедах, и избранных, которые теперь страдают, но в скором времени одержат победу над силами зла. Две эти силы должны были сойтись в битве апокалипсиса, «решительном всемирном сражении», как назвал его Альфред Розенберг. Борьба будет идти не на жизнь, а на смерть. Победит только та сторона, у которой к концу сражения на поле боя останутся солдаты, поголовно истребившие противника. Убежденность Адольфа Гитлера в неизбежности последнего сражения между силами света и тьмы, которая особенно окрепла в последние недели его жизни, доказывает акопалиптические корни его воззрений.

 

 

Парцифаль

В 1997 году исследователь Иоахим Келер назвал Гитлера исполнителем пророческих идей Рихарда Вагнера.[141] Как известно, его оперы служили в первую очередь не отвлеченным эстетическим, а вполне реальным политическим целям – борьбе с евреями. Покрытая зеленью вершина в Байройте была не столько храмом чистой музыки, сколько центром антисемитской агитации. Именно Вагнер первым высказал мысль о необходимости поголовного уничтожения евреев. Одного из главных любителей музыки Вагнера, баварского короля Людвига II, никак нельзя причислить к антисемитам. Однако зять композитора Хьюстон Стюарт Чемберлен был близким другом кайзера Вильгельма II, известного своей враждебностью к евреям. Уже лишенный трона Вильгельм 15 августа 1929 года писал: «Евреи и комары досаждают человечеству, и оно должно избавиться от них тем или иным способом».[142]

После проигранной первой мировой войны в Германии непременно должен был появиться Парцифаль, который избавит немецкий народ от ужаса и бедствий, устроенных евреями. Это мог быть только человек из народа. Именно такого человека разглядел поклонник Вагнера капитан Майер в австрийском ефрейторе, отличавшемся ораторскими способностями и детальным знанием всех опер композитора. Другой вагнерианец Экарт Дитрих добился того, что Гитлера пригласили в Байройт, где с ним встретился Чемберлен, который подтвердил догадку Майера. Ефрейтор действительно оказался тем Парцифалем, которого ждал немецкий народ. Затем вагнерианцы Брукманны и Бехштайны ввели Гитлера в общество и поддержали его финансово. Правда, перед этим будущего фюрера пришлось прилично одеть и немного пообтесать, преподав ему несколько уроков этикета.

По мнению Келера, Гитлер и сыграл эту роль. Перед тем как его провозгласили «Парцифаль», он считал себя просто «барабанщиком». В свете данной теории борьба Гитлера против евреев предстает воплощением навязчивой идеи Рихарда Вагнера. Таким образом, лозунг «Евреи должны исчезнуть», ставший основой мировоззрения Гитлера, первоначально был воспринят как театральная идея, нечто вроде сценической задумки режиссера. Гитлер представлял себе уничтожение евреев как театральное действие, происходящее на сцене. Стоит только открыть люк, и зло исчезнет со сцены, провалившись в подпол. Фюрер в неприкосновенности перенес идеи из опер Вагнера прямо в живую политику, не без определенных трудностей реализовав концепцию, созданную композитором, на практике.

Однако нервы актеров и зрителей не всегда выдерживали воплощение этой идеи. Так, Гиммлер, в подчинении которого находились СС, реализовавшие этот поражающий своей жестокостью сценарий, в августе 1942 года в Минске оказался свидетелем резни, которая поставила его перед дилеммой. Оказалось, что теперь злодеев не всегда можно с первого же взгляда отличить по костюму. В толпе евреев, которых вели на казнь, рейхсфюрер СС увидел двадцатилетнего блондина с голубыми глазами и в некотором замешательстве спросил несчастного:

– Вы еврей?

– Да.

– Оба Ваши родителя евреи?

– Да.

– Есть ли среди Ваших родственников хоть один не еврей?

– Нет.

– Тогда я ничем не могу Вам помочь, – после минутного колебания ответил Гиммлер.[143]

Выступая 4 и 6 октября 1943 года в Познани сперва перед группенфюрерами СС, а затем перед имперскими чиновниками и гауляйтерами, Гиммлер впервые открыто заявил об «истреблении еврейского народа». Там же не без жалости к самому себе он посетовал на несоответствие между постоянно подгоняющими указаниями Гитлера и медленным их выполнением частями СС, не справляющимися с потоком заключенных. Офицерам СС Гиммлер говорил: «Еврейский народ должен быть уничтожен, – слышим мы от каждого партийного функционера, – все ясно, так записано в нашей программе, уничтожение, этим мы и занимаемся… Среди тех, кто так говорит, нет ни одного человека, который бы видел, как это делается, или принял бы в этом участие». Перед простыми эсэсовцами он выступал в несколько другом стиле: «Большинство из нас знает, как выглядит груда из 100, 500 или 1000 трупов».

Как пишет Келер, Винифред Вагнер, невестка композитора, снабдила Гитлера, отбывавшего срок в Ландсбергской тюрьме, не только бумагой и письменными принадлежностями, но и идеей. Он был «вдохновлен мифологией Байройта, превратившей жизнь безработного в скитания вагнерианского героя, призванного в реальность, чего же больше можно было предложить на сцене».[144] Наиболее часто цитируемая фраза Гитлера из «Майн кампф» «Так я решил стать политиком» перекликается с текстом автобиографии Вагнера «Я решил стать музыкантом». Даже религиозность Гитлера была выражением его стремления сыграть на политической сцене священное представление, некую смесь из «Мейстерзингеров» и «Парцифаля».

 

 

Угнетенная личность

 

 

Кровосмешение

Отец фюрера Алоиз родился в лесистой части Нижней Австрии в 1837 году как внебрачный сын крестьянской дочери Марии Анны, прозванной Марианной, Шикльгрубер. Спустя пять лет бабушка Гитлера вышла замуж за Йогана Георга, прозванного Хансъергом, Хидлера. Его брат Иоган Непомук Хюттлер вырастил Алоиза. В 1877 году, уже после смерти своего брата и невестки, состоятельный крестьянин смог добиться от властей признания 40‑летнего Алоиза Шикльгрубера как сына Йогана Георга и своего законного племянника. Приходский священник в Деллерсхайме сделал соответствующую запись в церковную книгу, и будущий отец фюрера стал Алоизом Гитлером.

Адольф Гитлер, прекрасно знавший свое происхождение, «еще в юности был благодарен отцу за то, что тот переменил фамилию. Он считал, что Шикльгрубер звучит слишком просто и несколько комично». Изменение фамилии сыграло не последнюю роль и в карьере фюрера. В действительности трудно представить, чтобы в качестве немецкого приветствия произносили бы «Хайль Шикльгрубер». «Хайль Гитлер» было куда как благозвучнее. В ответ на соответствующий запрос 3 июля 1933 года рейхсканцелярия телеграфировала на места: «Рейхсканцлер в принципе запретил кому бы то ни было выбирать в качестве имени фамилию "Гитлер"».[145]

В точки зрения расовой чистоты происхождение Адольфа Гитлера было безупречно. Все его предки были крестьянами из поросшей лесами низинной части Австрии, которые никогда не занимались ремеслом, являясь готовой иллюстрацией к доктрине «Кровь и земля». Даже их фамилии, Шикльгрубер, Пельцль, Гешль и Декер, были баварского происхождения. Только принятая в 1877 году Алоизом и не употреблявшаяся ранее в роду фамилия Гитлер, по‑видимому, происходит от чешской Гидларчек, распространенной среди евреев, о чем свидетельствует могильный камень с надписью «Адольф Гитлер», обнаруженный журналистами на старом еврейском кладбище в Будапеште.

Однако Адольф Гитлер старался не афишировать свои деревенские корни. В «Майн кампф» он подчеркнул, что родился в Браунау, хотя это и произошло только потому, что его отец служил на местной таможне. Вскоре Алоиза перевели в другое место, и этот городок не играл какой‑либо роли в дальнейшей жизни его сына Адольфа. Своим родным городом Гитлер считал Линц, хотя и там у него не было никаких корней. Тем не менее до последних дней жизни он планировал полностью перестроить этот город, подарить ему ценное собрание картин и, возможно, возвести там свой мавзолей. С родной деревней его бабушек и дедушек фюрер обошелся таким образом, как будто там проживали славяне либо другие «недочеловеки», – она была снесена, и на этом месте устроили военный полигон.

Уже его отца, которого тяготила узость деревни, влекло в город. В глазах Гитлера отдаленная к чешской границе местность, его историческая родина, не была ничем другим, как захолустьем и местом преступных кровосмешений, с которым он не желал иметь ничего общего.

Именно из‑за этого Адольф Гитлер, чья любовь к детям была широко известна, не желал обзаводиться собственным потомством. Более того, он даже подвел под свое решение солидные биологические аргументы. У гениального человека, а он ни на минуту не сомневался в том, что является гением, очень часто рождаются кретины. «Когда Гитлера спрашивали, почему он не женится и не заводит детей, он всегда отвечал: "Можно служить своему народу и не имея сыновей. Однако отцу всегда приходится бояться, что его дети могут наследовать от какого‑либо дальнего предка плохие качества"».[146]

Оценивая себя с этой точки зрения, Гитлер приходил к весьма печальным выводам. Члены его семьи редко доживали до преклонного возраста. Его родители также умерли довольно рано. Кроме того, у сестры его матери Иоганны (Ханитант) был горб. Убежденность в слабости своего здоровья и предчувствие ранней смерти заставляли Гитлера постоянно спешить с осуществлением своих жизненных планов. Даже необходимость агрессии против Советского Союза он объяснял тем, что должен справиться со столь сложной задачей, пока у него еще есть силы, поскольку жить ему осталось не так долго. Сравнивая себя с пышущим здоровьем Муссолини, он говорил, что похож на человека, «у которого тьма уже застилает глаза, а в обойме остался только один патрон».[147]

Во главу угла был поставлен темп. Именно скорость, порой даже в ущерб основательности, была возведена нацистами в ранг новой национальной добродетели; внутренняя и внешняя политика понимались как некий всеобщий забег на короткую дистанцию. Летом 1939 года в доверительной беседе Адольф Гитлер сказал своему адъютанту по военно‑воздушным силам Николасу фон Белову: «Я не собираюсь ждать именно потому, что у меня нет времени на ожидание».

Как истинный ипохондрик Гитлер подчинил свой образ жизни тому, чтобы укрепить здоровье. Еще в молодости он бросил курить. Более того, по окончании войны фюрер собирался вообще запретить курение. Начиная с апреля 1939 года было запрещено курить во всех партийных учреждениях. 4 марта 1944 года Гитлер поручил своему секретарю Борману подготовить документ о запрещении курения в трамваях. Фюрер вообще не употреблял спиртное, пил в основном только минеральную воду и питался исключительно вегетарианской пищей. Чтобы укрепить свою жизненную силу, он получал от личного врача уколы и проходил курс лечения для обновления кишечной флоры.

Ранняя смерть его матери от рака вполне могла вызвать у Гитлера особенный страх перед этим заболеванием. Когда в 1935 году у фюрера обнаружили в голосовых связках узел, он был убежден, что у него рак гортани. Гитлера пугала печальная судьба германского императора Фридриха III, который умер от этой страшной болезни. Как и следовало ожидать, опухоль у Гитлера оказалась доброкачественной. С нескрываемым облегчением Геббельс записал в своем дневнике: «Профессор Айкен, истинный германский врач, сохранил голос фюрера». Такой же ужас Адольф Гитлер испытывал и перед инфекционными засолеваниями. Он с неохотой подавал для пожатия руку незнакомым людям и всегда боялся заразиться бациллами, из‑за чего крайне редко прикасался к деньгам. 24 июля 1942 года армейский адъютант сделал следующую запись: «Особое внимание уделяется тому, чтобы исключить любую возможность заражения фюрера инфекционными болезнями. Каждый человек, который непосредственно находится в контакте с фюрером либо его окружением, должен быть исследован на предмет отсутствия у него возбудителей болезней (прежде всего блох и вшей)».[148]

В этой связи одно из наиболее страшных преступлений Гитлера, программу эвтаназии, можно рассматривать как реакцию фюрера на то, что он сам стал жертвой кровосмешения предков. Это же послужило и основанием для нежелания Гитлера иметь детей, поскольку они могут родиться дебилами. Несмотря на то что фюрер объяснял это собственной гениальностью, истинная причина все же была в нездоровой наследственности, о которой он был прекрасно осведомлен.

Все вышесказанное сыграло свою роль и тогда, когда в 1940 году ему на утверждение представили анкету, при помощи которой должен был пройти отбор тяжелых душевнобольных, содержащихся в лечебницах и санаториях, для последующей эвтаназии. Гитлер запретил проводить анкетирование. Возможно, одной из причин было то, что он не был уверен в том, что его тяжело больная мать смогла бы выдержать тестирование. Конечно, он ни на минуту не усомнился в физической полноценности своей матери, но не мог не думать о ней, когда речь шла о тяжелобольных.

Есть еще кое‑что, что указывает на страх Гитлера перед последствиями кровосмесительных связей: идея расовой гигиены и чистоты расы, которая красной нитью проходит через всю политику фюрера. Кровосмешение в лесной глухомани и страх смешать свою кровь с чужою вылились в конечном итоге в программу эвтаназии. Это наглядно показывает, в какой извращенной форме преломлялись в мировоззрении Гитлера личные проблемы.

Также, по‑видимому, с проблемой кровосмешения связан и сформировавшийся у него образ еврея. По мнению Гитлера, евреи представляют такую опасность потому, что они заключали браки только внутри своего народа, что сделало их сильнее других наций. 4 апреля 1942 года в ходе очередной застольной беседы Гитлер считал, что евреи обладают способностью адаптироваться в любом климате, что позволяет им приживаться даже в Лапландии и Сибири. Данная фраза содержит его настоящую оценку кровосмешения. По‑видимому, в данном случае Гитлер всего лишь следовал расовой теории Хьюстона Стюарта Чемберлена, который признавал только две чистые расы: арийскую и еврейскую. При желании мы могли бы расценить это как неосознанную идентификацию евреев. «Его ненависть была восхищением со знаком минус».[149]

Эта идентификация еврея как самого страшного врага свойственна почти всем антисемитам. Они отказывают евреям в праве на ассимиляцию. Еврей должен оставаться евреем, ариец – арийцем. Однако первоначально данное требование чистоты крови и строгой сегрегации не было свойственно ни христианству, ни иудаизму. Евреи адаптировались к морали и обычаям окружающего их большинства, а антисемиты самым курьезным способом воспринимали еврейский образ мысли.

 

 

Проблема инцеста

Сам по себе подбор партнеров для брака у нижнеавстрийских крестьян, живших у самой чешской границы, не представляет для истории особенного интереса. Его принципы мало чем отличались от традиций, бытовавших в других глухих районах Европы. Вопрос, была ли бабушка Гитлера Марианна Шикльгрубер беременна от ученика столяра или его брата, зажиточного крестьянина, не столь важен, поскольку в любом случае речь шла о связи между дядей и двоюродной племянницей. Здесь кровосмешение перерастает в инцест.

Более того, семья Гитлера поддерживала подобные традиции инцестов на протяжении более трех поколений. Подобно фараонам Древнего Египта, женившимся на собственных сестрах, Гитлеры брали в жены дочерей своих двоюродных сестер. Вслед за Марианной Шикльгрубер мать Гитлера Клара Пельцль не колеблясь вступила в связь со своим дядей. С подкупающей непосредственностью даже после брака она не перестала называть своего мужа «дядя Алоиз». Хотя сам Гитлер избрал для себя несколько другой вариант, он также недалеко ушел от инцеста. По примеру своего отца и деда Адольф Гитлер с удовольствием принимал в своей холостяцкой квартире красивую племянницу Гели Раубаль. Он сблизился с Гели настолько, насколько вообще мог сблизиться с женщиной. Однако в данном случае вряд ли могла идти речь о сексуальных отношениях, поскольку женщины не являлись для него привлекательными. Он спокойно позволял своему шоферу и другу Морису крутить интрижку с Гели у себя за спиной. Тем не менее это не помешало ему устроить настоящий спектакль после самоубийства племянницы. Теперь ему больше ничто не мешало поднять мертвую Гели на пьедестал и превратить в единственную женщину его жизни, которой он мог подарить свою любовь.

Разыграв театральное представление, Гитлер смог обмануть свое окружение, которое действительно поверило, что фюрер настолько дорожит памятью своей племянницы, что не может наладить отношения с другой женщиной. Именно этим объясняется парадоксальная дистанция, на которой Гитлер держал от себя Еву Браун. Теперь шеф не только не притрагивался к женщине, но и не ел мяса. Со дня смерти Гели Адольф Гитлер стал вегетарианцем.

Эрих Фромм считал, что в юности Гитлер принадлежал к тому типу детей, у которых имеется «нездоровая инцестуальная фиксация». Именно это, по его мнению, стало одной из причин развития у фюрера некрофилии. Подобные дети не в состоянии проломить «скорлупу собственного нарцисизма». «Они не воспринимают мать как объект своей любви, они не способны развить в себе привязанность к другим людям. С полным основанием можно говорить о том, что они смотрят как бы сквозь людей, как будто бы их окружают неодушевленные предметы, и часто проявляют особый интерес к механическим устройствам».[150]

Очень часто у антисемитов страх перед инцестом идет рука об руку с нездоровыми фантазиями на эту тему. Происходит странная инверсия. Они больше не усматривают «кровосмешение» в инцесте как таковом, но называют этим термином половую связь с представителем чуждой расы. Подобным образом мыслил и Гитлер. «Грех перед кровью и расой является первородным грехом этого мира, который приведет к концу предавшегося ему человечества», – писал он в «Майн кампф». Если следовать этой перекошенной логике, то инцест является противоположностью кровосмешения. Более того, инцест предстает как наиболее соразмерная форма размножения, оптимальный способ сохранения чистоты крови. Еще Рихард Вагнер идеализировал половые сношения между сибсами. По мнению Кристины фон Браун, композитор придал необозримое религиозное толкование инцестуальным связям между братьями и сестрами. «Когда пара сибсов Зигмунд и Зиглинда рождают Зигфрида, подобное происхождение должно свидетельствовать о несомненной богоизбранности и чистоте крови этого германского Христа, немецкого сына Бога».[151]

Таким образом, проблема кровосмешения является главной сюжетной линией в основном произведении Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Вполне возможно, что то сильнейшее впечатление, которое производили на Гитлера оперы Вагнера, и является признаком глубинных психических проблем его личности. По мнению Адорно, эта музыка несет в себе «элемент несублимированного», регрессивную слабость эго. Для Гитлера произведения Вагнера были скорее эротическим стимулом, нежели утонченным интеллектуальным удовольствием.[152]

Для заключения брака родителям Гитлера было необходимо особое разрешение Папы Римского. В подобном разрешении нуждался и главный работодатель таможенного чиновника Гитлера Его Величество Франц‑Иосиф I, поскольку он хотел сочетаться браком с баварской принцессой Елизаветой (Сиси) Виттельсбах. Налицо некая совершенно особенная историческая параллель между брачными традициями, бытовавшими в нижнеавстрийской лесной глухомани, сексуальными фантазиями антисемитов и правилами подбора супругов у правившей в Австро‑Венгрии династии Габсбургов. Франц‑Иосиф прекрасно знал об опасности, которую таит в себе подобная практика инцестов. Он взошел на трон в довольно молодом возрасте именно потому, что его дядя «добрый» кайзер Фердинанд был умственно неполноценен и больше не мог управлять империей. Несмотря на столь печальный наглядный пример, Франц‑Иосиф сочетался браком со своей близкой родственницей Елизаветой. Более того, он всячески противился любым попыткам влить чужую кровь в род Габсбургов. Его наследник Франц Фердинанд смог жениться на девушке из древнего графского богемского рода только после того, как отказался от прав на престол. Подобным же образом обстояло дело и с тетей императора Елизаветой (Эрцзи). Хотя она вышла замуж за чистокровного принца, поскольку его семья не была правящей династией, она больше не считалась принадлежащей к Габсбургам.

Две другие, на первый взгляд совершенно невинные привязанности Гитлера, любовь к детям и собакам, при более близком рассмотрении содержат подавленный эротический компонент. Альберт Шпеер, имевший шестерых детей, заметил, что любовь Гитлера к детям была слишком аффективной и не совсем нормальной: «Я часто задавал себе вопрос, действительно ли Гитлер так уж любил детей. Он уставал от общения с чужими или знакомыми ему детьми. Фюрер пытался взять в отношении с ними некий отеческо‑дружеский тон, что получалось у него довольно неубедительно. Он никогда не мог общаться с ребенком действительно непринужденно и после нескольких стандартных ласковых слов забывал о нем и обращался к другому. Он воспринимал детей только как представителей молодого поколения и мог оценить их внешний вид (светловолосые и голубоглазые), сложение (сильные и здоровые) или интеллект (умные и активные), но его совершенно не трогала сама сущность детства. Мои собственные дети не вызывали никакого отклика в его душе».[153]

Еще задолго до того, как Гитлер стал рейхсканцлером, он приглашал чужих детей посидеть у себя на коленях и старался, чтобы они оставались там как можно дольше. Одна мюнхенская дама рассказывала мне, что она довольно часто сидела у него на коленях, когда он обедал в ресторане «Остерия Бавария» на Шеллингштрассе. Больше всего Гитлер любил с ребенком на коленях есть краснокачанную капусту. Особую привязанность он испытывал к маленькому Бернели, которого в течение долгого времени посещал в Оберзальцберге. Когда же Мартин Борман выяснил, что у ребенка бабушка была еврейка, Гитлер очень разозлился и прекратил общаться с этим мальчиком.

В собаках Гитлера привлекала возможность полностью подчинить животное своей воле. Однажды врач Фердинанд Зауэрбрух и имперский руководитель прессы Отто Дитрих стали свидетелями припадка бешенства, который случился у фюрера. Зауэрбруха вызвали в ставку фюрера, поскольку Гитлер решил послать его на самолете в Турцию, где ему предстояло прооперировать министра иностранных дел. Когда врач ожидал в приемной, на него неожиданно бросилась собака фюрера. Ему удалось успокоить животное, и оно в конце концов село возле него, положив лапу ему на колено. В этот момент в комнату вошел Гитлер, увидел происходящее и закричал: «Эта собака была единственным верным мне существом! Что Вы с ней сделали? Я не желаю ее больше видеть! Берите эту дворняжку себе!»[154]

На следующую «измену» Блонды Гитлер отреагировал еще более необычным образом. «Когда он выгуливал свою любимую собаку Блонду на лугу перед домом в Оберзальцберге и на глазах у тысяч людей, несмотря на неоднократные команды, она не подчинилась его приказу и не подошла на его зов, я увидел, как кровь ударила ему в голову. Он пришел в сильное возбуждение, но вынужден был начать обычный прием посетителей. Когда спустя две минуты одна женщина передала ему прошение, Гитлер, к удивлению хорошо знавшего его сотрудника, случайно оказавшегося за спиной фюрера и наблюдавшего всю эту сцену, без всякой причины стал кричать и отказал ей без объяснения причины».[155]

Шпеер рассказывал об одном особенном свидетельстве доверия к нему фюрера. Гитлер разрешил ему присутствовать при кормлении им своей любимой собаки. Посторонним присутствовать на этой процедуре строго воспрещалось.[156]

Весной 1942 года Адольф Гитлер взял себе молодую овчарку. 20 мая 1942 года Йозеф Геббельс записал в своем дневнике: «В настоящий момент это животное является единственным живым существом, которое постоянно находится близ фюрера. Она спит подле его кровати, а когда он находится в своем спецпоезде – в его купе». С удивлением, которое граничило с завистью, рейхсминистр пропаганды писал, что собака «пользуется у фюрера такими привилегиями, которые никогда не смог бы получить ни один человек». Геббельс даже поинтересовался происхождением живого существа, которое добилось высшей благосклонности Гитлера: «Собака была куплена у мелкого почтового служащего в Ингольштадте, который, посетив фюрера и спросив, кто кормит животное, получил ответ: "Сам фюрер лично". Услышав это, он сказал: "Мой фюрер, я вас уважаю"». Особенно Геббельса поразило то, что любящий подольше поспать Гитлер позволял щенку рано утром забираться к себе в постель и будить себя ударами лап в грудь.

У Адольфа Гитлера был целый питомник, которым управлял специальный собаковод в звании офицера СС. В конце 1944 года его любимая овчарка Блонда родила щенка. Гитлер с самым большим участием наблюдал за ней и не раз хвалил за бережное материнское отношение к своему потомству. Одинокий мужчина, чье здоровье было окончательно подорвано, в последние дни своей жизни находил единственное утешение в своей собаке. Он назвал щенка Вольфом, а также дал ему фамилию, которую охотно использовал. Решив покончить жизнь самоубийством, Гитлер заставил принять яд не только Еву, но и забрал с собой в могилу своих собак. По его приказу ветеринар Штумпфенеггер отравил их цианидом.

Мы привели лишь несколько примеров проявлений подавленных эротических эмоций фюрера, которые заставляли его стремиться подчинить своей воле не только детей и собак, но и всех людей вообще, а в конце концов – весь мир. Вполне возможно, что если бы милый Адольф не утолил свои желания в кровавой бойне второй мировой войны, то проявил бы себя как педофил и содомит.

Кровосмешение, которое не встречается уже у высокоорганизованных животных, в человеческом обществе окружено целой системой культурных запретов. Склонность к инцесту не только подвергается осуждению на уровне самых элементарных общественных правил морали, но и является признаком врожденного отклонения от нормы. Здесь на передний план выступают архаические законы поведения, которые были забыты в процессе развития общества. Французский антрополог Рене Жирар рассматривал табу на кровосмешение как главный механизм сохранения и развития культуры, который шел рука об руку с запретом насилия. «Сексуальные табу, как и все другие запреты, являются вынужденными жертвами во имя культуры… Это означает, что секс и насилие между членами одной общности одинаково незаконны».[157] Как в политике, так и в личной жизни Гитлер не признавал каких‑либо запретов, в том числе и изначальных. Более того, как личность он был полностью лишен всех тех элементарных культурных тормозов, которые в человеческом обществе заменили инстинкты, регулирующие поведение животных.

Обобщая свои размышления над загадочной судьбой человечества, Фест писал: «На Гитлере закончился весь цивилизаторский оптимизм, который веками успешно боролся с варварскими инстинктами, он уничтожил веру в то, что, несмотря ни на что, мир эволюционирует в лучшую сторону».[158] Еще Фрейд писал, что задавленные потребности и влечения несут в себе угрозу господству разума и всей человеческой культуре. Где еще, кроме как в подавленной сексуальности, следует искать корень загадочной ненависти Гитлера к евреям, «постоянно подпитывавшей его животный антисемитизм, возникновение которого является одной из самых сложных проблем в анализе личности фюрера?»

 

 

Болезнь Паркинсона

Однако выходящие за рамки нормального сексуальные наклонности были не единственной отличительной особенностью Гитлера. Он проявлял специфические гомосексуальные наклонности, которые мы более близко рассмотрим в четвертой главе. Кроме того, он был эйдетиком, чему полностью посвящена вторая глава данной книги. Его отличала очень редко встречающаяся у взрослых людей форма памяти, которая свойственна некоторым детям.

В довершение Элен Гиббельс доказала, что в последние годы жизни у Гитлера развилась болезнь Паркинсона.[159] Это заболевание названо по имени английского врача, который первым описал его в 1817 году. В ходе более поздних исследований было установлено, что паркинсонизм является органическим поражением головного мозга. Ранняя гибель определенных групп нервных клеток ведет к деградации серого вещества экстрапирамидальной системы.

Болезнь Паркинсона медленно прогрессирует с возрастом, начинает развиваться на шестом десятке и практически неизлечима. По своему психологическому действию ее вполне можно сравнить с раком, которого так боялся Гитлер. Внешние признаки заключаются в появлении судорог мышц, уменьшении подвижности и дрожании конечностей, которое позднее распространяется по всему телу. Спустя десять‑двадцать лет после начала заболевания 80% пациентов полностью теряют трудоспособность. В отличие от эссенциальной (идиопатической) формы, которой страдал Гитлер, две другие разновидности этой болезни обусловлены внешними причинами. Если бы в молодости фюрер переболел энцефалитом, то это могло послужить причиной развития у него паркинсонизма. Данной точки зрения придерживался Ректенвальд[160], но Гиббельс доказала, что она не верна.[161] Маловероятно, чтобы болезнь развилась из‑за повреждения головы, что весьма часто случается у профессиональных боксеров, страдающих травматической энцефалопатией.[162] Также у Гитлера не наблюдалось каких‑либо симптомов сифилиса, который может вызвать паркинсонизм. Ввиду этого предположение Симона Визентхальса, что причина антисемитизма Гитлера заключается в том, что его заразила сифилисом еврейская проститутка, не верно.

Болезнь Паркинсона является наиболее часто встречающимся нервным заболеванием. В некоторых случаях она передается по наследству, но в случае Гитлера это не доказано. Эта болезнь очень сильно влияет на психику пациента. Как пишет Вильгельм Шайд, «в нарушениях, проявления которых не ограничиваются какой‑либо определенной частью тела, но захватывают весь организм, есть что‑то зловещее. Медленно слабеющий пациент вынужден наблюдать, как от него постепенно отдаляются люди, составлявшие ранее его окружение».[163]

Правда, когда Гитлер ушел из жизни, болезнь, поразившая его организм, находилась только на ранней стадии. По мнению Гиббельс, с середины 1941 года у фюрера развилась левосторонняя брадикинезия (замедленность движений), с 1942 года стала дрожать левая рука, с 1943 года осанка стала сгорбленной, в 1944 году появились нарушения походки и только в 1945 году началось расстройство мимики лица. В марте‑апреле 1945 года один из офицеров Генерального штаба охарактеризовал Гитлера как «развалину»: «Он передвигался по подземному бункеру медленно и с большим трудом, выбрасывая вперед верхнюю часть тела и подтягивая ноги. Гитлер не мог сохранять равновесие, и, если ему приходилось останавливаться, пройдя несколько десятков метров, он сразу же садился на заранее расставленные вдоль стен скамьи или опирался о плечо собеседника».[164]

«Когда он стоял, его тело было очень сильно наклонено вперед, обе руки беспрерывно тряслись, остекленевший взгляд был устремлен куда‑то вдаль», – так описала свою встречу с фюрером 26 апреля 1945 года летчица Ханна Райч.[165] Руководитель гитлерюгенда Артур Аксманн, находившийся в последние дни в бункере и награжденный Гитлером Золотым крестом Германского ордена, высшей наградой третьего рейха, рассказывал: «Гитлер наградил меня крестом, но не смог сам надеть его мне на шею, поскольку у него слишком сильно дрожали руки. Это пришлось сделать Отто Гюнше».

Однако Гиббельс подчеркивала, что болезнь Гитлера не оказывала какого‑либо влияния на принимавшиеся им политические и военные решения. Но современные исследования доказывают, что нередко психические изменения на десятилетие опережают моторные симптомы заболевания. И хотя на ранней стадии болезни интеллект в общем не страдает, нарушения умственной деятельности вполне могут иметь место. Данные, полученные при словесном тестировании по методу Бентона, показали, что у пациентов, страдающих болезнью Паркинсона, ухудшается способность распознавания логических структур и они склоняются к эмоциональному восприятию действительности.[166] Достоверно установлено, что к началу войны Гитлер уже был болен паркинсонизмом, и, возможно, заболевание начало развиваться с 1937 года.

Фельдмаршал фон Манштейн вспоминал, что между 1942 и 1944 годами «во время споров по оперативным вопросам, которые постоянно возникали у меня как командующего группой армий с фюрером, он с невероятным упорством отстаивал свою точку зрения. Я никогда не встречал людей, которые в подобных обстоятельствах проявляли бы столько же упрямства».[167] Альберт Шпеер подтверждает, что именно в это время у Гитлера необычайно развилось упрямство, которое является одним из признаков наступления старости.[168]

В марте‑апреле 1945 года офицер Генерального штаба писал: «В Гитлере странным образом уживались две полные противоположности: насколько быстро он с присущей ему остротой ума ставил задачи и разрешал тактические вопросы, делая правильные выводы на основе противоречивой информации из множества источников, сразу же распознавал опасность и мгновенно на нее реагировал, настолько он был умственно нерасторопен в стратегических вопросах, с большим трудом отказываясь от однажды избранной политической или военной цели. Он упорно стоял на своем, не желая отступать даже тогда, когда исчезали все предпосылки, определившие данную цель. Когда он шел по выбранному пути, на его глазах словно были шоры, которые мешали видеть то, что творилось справа и слева».[169]

Вполне возможно, что уже в 1939 году при возникновении особенно напряженных ситуаций у Гитлера происходили сбои в сторону персеверации поведения. Его мышление блокировалось как заевшая грампластинка, в царапину на поверхности которой попала игла проигрывателя. Шведский посредник Далерус, который незадолго до начала Польской кампании по просьбе Лондона вел переговоры с Гитлером, сообщил о странном поведении фюрера: «Внезапно он остановился посреди комнаты. Его голос зазвучал как‑то сдавленно, и все происходившее создавало впечатление чего‑то ненормального. Одну за другой он выпаливал прерывистые фразы: "Началась война, и я буду строить подводные лодки, подводные лодки, подводные лодки, подводные лодки…" Его голос становился все тише, и вскоре невозможно было понять, что он говорит. Внезапно он встряхнулся и закричал, как будто обращался к большой аудитории: "Я буду строить самолеты, строить самолеты, самолеты, самолеты, и я уничтожу моих врагов"». Оправившись от первого удивления, Далерус огляделся, чтобы посмотреть, как на это реагирует Геринг, но тот сделал вид, что ничего не происходит.

Адольфа Гитлера совсем не вдохновляло то обстоятельство, что его болезнь может пагубно сказаться на управлении войсками в ходе войны. Паркинсонизм ухудшал его умственные способности и вызвал неуверенность в своих силах. К примеру, он критиковал фон Манштейна, намеренно подчеркивая собственные заслуги, возможно, из‑за собственной боязни риска. Он осуждал фельдмаршала за склонность к «дерзким решениям». Гитлер, который всеми своими политическими успехами на ниве политики 1938 года был обязан решительности и дерзости, в военной области старался избегать малейшего риска. Фон Манштейн обвинял Гитлера в проведении жестокой и невнятной стратегической линии: «Его образу мыслей более импонировало зрелище груд окровавленных трупов противника перед нашими неприступными позициями, чем образ умелого фехтовальщика, уклоняющегося от выпадов нападающих, чтобы в нужный момент нанести смертельный удар. До самого конца искусство ведения войны ассоциировалось у него только с тупой грубой силой».[170]

Начиная с 1941 года, когда стали проявляться моторные симптомы паркинсонизма, отчетливо проявились и психические изменения личности фюрера. Гитлера, который славился тем, что держал в голове тысячи имен и фамилий, стала подводить память. Он стал постепенно уходить в разговорах от частностей, предпочитая обсуждать общие проблемы. Об этом свидетельствуют специальные пропуски, которые делали секретарши в надиктованных им записях. В разговоре он стал перепрыгивать с пятого на десятое. Так, 26 декабря 1941 года он дополнил приказ о запрете оставлять позиции без сопротивления (Совершенно секретно. Только для командования) совершенно банальными указаниями: «Необходимо учитывать и использовать погодные условия, такие как утренняя роса и дождь. Не следует использовать лесные массивы».

Время от времени его мысли путались. Осенью 1941 года фюрер принял одно из своих фатальных решений, приказав своим измотанным в боях войскам вместо логического движения на Москву захватить Крым, чтобы психологически надавить на Турцию, Донбасс – чтобы заполучить мощную сырьевую базу, Кавказ – чтобы занять нефтяные промыслы и надавить на Ирак, а Ленинград – просто для психологического эффекта. Все это больше напоминало составленный капризным ребенком список подарков на Рождество, чем реально выполнимый стратегический план.

Личный врач фюрера Морелль слишком поздно диагностировал заболевание своего пациента.[171] Только 15 апреля 1944 года он впервые записал в журнале, что им обнаружена у Гитлера «разновидность дрожательного паралича», после чего попытался лечить его новейшими лекарствами от болезни Паркинсона. Однако за помощью к невропатологам не обратились. Для окружения Гитлера болезнь шефа не являлась тайной. Имеется масса свидетельств, в том числе от Генриетты фон Ширах, которые подтверждают сильные изменения личности, которые начались у Гитлера уже во второй половине 30‑х годов. Повод к размышлению дает и речь Гитлера на имперском съезде партии в 1938 году, которую он закончил словами: «Я не дрогну!» Уже 8 января 1942 года проблемы со здоровьем стали для Гитлера определяющими. В подписанном им приказе фюрер разъяснял, что исход борьбы против Советского Союза будет решен «в первую очередь благодаря крепости нервов руководства».

Посол Хевель, который в качестве доверенного лица министра иностранных дел фон Риббентропа постоянно находился при ставке фюрера и как «старый борец» (член партии до 1933 года) принадлежал к близкому кругу Гитлера, заметил, что «по сравнению с более ранним временем в течение войны фюрер довольно сильно изменился».[172] Присущие фюреру в старые времена независимость и блеск постепенно исчезали, уступая место злобе и гневу, которые все чаще открыто проявлялись при посторонних. «Гитлер превращался в восточного султана, окруженного двором, где никто не имеет права ни слова сказать».[173]

Когда Гитлер осознал, что неизлечимо болен, его психическая реакция могла оказать самое глубокое действие на все последующие поступки. Что, если стремление полностью уничтожить евреев, марксистов и соседние страны на самом деле было извращенным отражением безуспешной попытки Гитлера подавить болезнь внутри себя? Были ли агрессивные политические устремления Гитлера, его привычка использовать при малейшей угрозе насилие проявлением неосознанной реакции на смертельную угрозу заболеть раком? Могло ли упорство, с которым Гитлер подталкивал свою страну к войне, являться ответной реакцией на развивающуюся в его мозгу болезнь? В этом отношении весьма примечательно, что именно в день своего 50‑летнего юбилея, 20 апреля 1939 года, в самый разгар дорогостоящих празднеств, он собрал генералов, чтобы сообщить им о своем окончательном и бесповоротном решении начать войну.

Являлись ли гигантские статуи с атлетическими ягодицами и грудными клетками не только выражением сублимированных желаний склонного к гомосексуализму человека, но и своего рода компенсационным механизмом тяжело больного человека, который вскоре будет лишен возможности передвигаться? Бессильная злоба позволила фюреру покорить почти всю Европу и повелевать мощной армией в то самое время, когда его собственное тело изменчески отказывалось повиноваться своему хозяину. Не потому ли действия Гитлера отличались такой жестокостью, что речь шла прежде всего о его глубоко личной проблеме?

Бальдур фон Ширах, гауляйтер Вены, вспоминал, что на последнем совещании гауляйтеров, состоявшемся в еще не разрушенном бомбами здании рейхсканцелярии 24 февраля 1945 года, Гитлер рассказал собравшимся о своей болезни: «Мои руки дрожат, но мое сердце не дрогнет – и если судьбе угодно, чтобы все мы погибли, то нас может утешить тот факт, что мы прожили настоящую жизнь».[174] Затем он провел весьма странную параллель между своим здоровьем и судьбой немецкого народа: «Даже если вся левая сторона моего тела оказалась бы парализованной, я все равно призвал бы немцев не сдаваться, а сражаться до конца».[175]

Начиная с 1944 года Гитлер стал проявлять не свойственную ему ранее жалость к себе. 31 августа в беседе с генерал‑лейтенантами Вестфалем и Кребсом он пожаловался на состояние здоровья и, когда речь пошла о недавно состоявшемся покушении на него Штауфенберга, сказал: «Судьба могла распорядиться по‑другому, и если бы я погиб, то лично для меня, я могу сказать вам об этом, смерть стала бы только освобождением от забот, бессонных ночей и тяжелой болезни нервов. Доля секунды, и после освобождения от всего бренного наступает вечный покой и умиротворение».[176]

Принимая во внимание свойства личности Гитлера, неудивительно, что перед тем, как смириться с неизбежным действием заболевания, он в течение долгого времени боролся с симптомами болезни. Находясь в плену у союзников, военно‑морской адъютант фюрера капитан I ранга Асман писал: «Гитлер с невообразимой выдержкой и упорством сражался с физическими проявлениями своей болезни».[177]

Имперский руководитель печати Дитрих отмечал, что после покушения 20 июля 1944 года дрожание левой руки и изменения осанки Гитлера, проявлявшиеся в наклонении корпуса вперед, стали бросаться в глаза: «Тем не менее в умственном отношении наблюдалась совершенно противоположная реакция, выражавшаяся в сильнейшей концентрации воли».[178]

Особенности наклонностей Адольфа Гитлера помогают понять необычность его поведения и историческую роль фюрера. Еще в детстве мать фюрера заметила, что ее сын выделяется среди других детей. Своеобразие Гитлера бросалось в глаза как его товарищам по мужскому общежитию в Вене, так и однополчанам во время первой мировой войны.

Данные весьма специфические черты были не просто случайным набором отличительных личностных качеств фюрера, но скорее всего являлись симптомами глубинных нарушений, повлекших за собой тяжелые личностные и социально‑психологические отклонения. Они остались незамеченными предыдущими исследователями не в последнюю очередь потому, что диктатор всячески старался скрыть их. Его подавленные сексуальные желания стало возможным распознать лишь сегодня. Выяснить, что Гитлер страдал болезнью Паркинсона, удалось только благодаря тщательному исследованию Элен Гиббельс, которая диагностировала ее при помощи детективных методов. Изучая старые кадры выпусков новостей, она обнаружила, что у фюрера дрожала левая рука. Несмотря на то что все проявления нарушений двигательной активности фюрера были тщательно вырезаны цензурой, ей все‑таки удалось установить, что в последние годы жизни Гитлер, вне всякого сомнения, страдал паркинсонизмом.

Как и дрожь в левой руке, Адольф Гитлер скрывал от широкой общественности, что во время войны начал носить очки. Он запретил публиковать фотографии, на которых был запечатлен в очках.

С другой стороны, фюрер никогда не скрывал своих способностей эйдетика. Он рассматривал эйдетизм не как аномалию, но как особый талант, которым очень гордился. Тем не менее до сих пор не использовался этот феномен как отправной пункт психологического анализа личности фюрера.

Таким образом, предыдущие исследователи, анализируя Адольфа Гитлера, представляли его более нормальным, чем он был на самом деле. Тенденция усреднять и упрощать личность Гитлера лежала в основе пропагандистского метода преподносить фюрера как «человека из народа». Геббельс уверял, что «каждый немец испытывает чувство глубокой искренней любви к фюреру, который является плоть от плоти и кровь от крови народа».

Произведения иных историков похожи на этот образчик национал‑социалистической поэзии. Некоторые авторы усматривают «идеальное моральное соответствие фюрера и его народа, которое еще не встречалось в истории».[179] По крайней мере с точки зрения психологии между ними все же имелись коренные отличия. Большинство немцев не были ни латентными гомосексуалистами, ни эйдетиками и не страдали болезнью Паркинсона. Весьма немногие психиатры разделяют точку зрения, согласно которой больной подобен лучу света в кромешной тьме, что он более тонко ощущает и понимает нужды и потребности человечества, чем психически нормальные люди. Если согласиться с ними, то тогда можно спокойно назвать ненормального Гитлера более чем типичным немцем. Но даже тогда более точный психологический анализ укажет на то, что его личность слишком уж контрастирует с известными ранее игровыми типажами нормальных людей. В нашем исследовании мы впервые противопоставили тенденции нивелирования и

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.