Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предъявленные обвинения



Homo гитлер: психограмма диктатора

 

 

Манфред Кох‑Хиллебрехт

Homo Гитлер: психограмма диктатора

 

В спокойные времена мы изучаем их, во время кризисов они нас тиранят.

Эрнст Кречмер

 

Книга

Адольф Гитлер удостоился внимания множества биографов. Его эпоха как никакая другая освещена в историографии. Однако самой личности Гитлера, его характеру, психологическим причинам геноцида уделялось крайне мало внимания. Используя многочисленные исторические материалы, данная книга дает развернутый анализ психологии диктатора. Психограмма Гитлера затрагивает три основных аспекта.

Гитлер страдал тяжелым нервным заболеванием – болезнью Паркинсона, развившейся в последние годы его жизни. Постепенно паркинсонизм стал решающим фактором, определяющим его поведение. Это оказало значительное влияние на ход войны.

С самого раннего детства Гитлер был эйдетиком. Он обладал феноменальной фотографической памятью, которая позволяла ему в точности запоминать все, что он видел и слышал. Благодаря этому качеству Гитлер поражал генералитет своими познаниями и осведомленностью, однако именно эйдетизм не позволял ему провести четкую грань между своими фантазиями и реальной действительностью.

Кроме того, диктатор был скрытым гомосексуалистом, который подавлял свои сексуальные влечения. Это определило его женское поведение по отношению к мужчинам.

Учитывая все эти факты, благодаря глубокому психологическому анализу личность Гитлера предстает в совершенно новом свете.

 

 

Автор

Профессор Кобленцкого университета доктор Манфред Кох‑Хиллебрехт родился в 1928 году. Он изучал психологию, философию и психопатологию в Тюбингене и Цюрихе. В 1958 году получил степень доктора. Занимался исследованиями средств массовой информации в Мюнхене, был советником Людвига Экхарда, работал референтом в пресс‑службе федерального правительства. Автор многочисленных книг по психологии личности политика.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предъявленные обвинения

 

4 апреля 1945 года 4‑я танковая дивизия США обнаружила концентрационный лагерь вблизи тюрингского городка Ордруф. Начальство и охрана лагеря бежали, бросив почти 10 тысяч заключенных. Прибывшие в это ужасное место три американских генерала были в шоке. В свежевырытых рвах лежало более 3200 до крайности истощенных обнаженных трупов. Тела других заключенных лежали прямо на улице, там, где они упали и умерли. На желтой коже, плотно обтягивавшей их кости, копошились вши. Когда генерал Паттон, известный своей безрассудной храбростью, увидел все это, его вырвало. Эйзенхауэр издал приказ, по которому все дислоцированные вблизи воинские части должны были посетить лагерь.[1]

Так американцы впервые столкнулись со зверствами национал‑социалистов, о которых они имели весьма смутное представление даже после освобождения советскими войсками в начале 1945 года фабрики смерти Освенцим. Другие концлагеря представляли собой сходную картину. В Бергзен‑Бельзене трупы заключенных пришлось хоронить при помощи экскаватора.

Главный виновник всех этих преступлений избежал ответственности. 30 апреля 1945 года он покончил с собой в Берлине.

Мало кто из людей причинил столько горя человечеству. Несмотря на это, сегодня слишком мало уделяют внимания самому Гитлеру и слишком много говорят о вине добровольных помощников Гитлера. При помощи документов намного проще сделать последнее. По словам Эберхарда Йекеля, «если все имеющиеся в нашем распоряжении документы сложить в одну кучу, по высоте она сравняется с египетскими пирамидами».[2]

Раскрыты преступления вермахта, который запятнал себя участием в расовой войне. Выдвинуто обвинение против полностью нормальных мужчин, почтенных отцов семейств, которые в составе резервных полицейских батальонов без тени сомнения убивали евреев.[3] Немецкие железнодорожники виновны в том, что на их поездах евреев отвозили на смерть в Освенцим.[4] Страховые компании виновны в том, что они страховали строения в концлагерях на случай пожара. Кроме того, виновны химики, которые производили отравляющий газ «циклон‑Б», строительные фирмы, проектировавшие бараки, а также женщины, которые вели домашнее хозяйство, пока их мужья‑убийцы служили в концлагерях. Они не только заботились о том, чтобы каждое утро форма их супругов была наглаженной и очищенной от пятен крови, но также создавали им дома уютную обстановку и изо всех сил старались, чтобы губительная атмосфера фабрики смерти не отразилась на душевном здоровье палачей.[5]

Работники финансовых служб повинны в том, что не задумываясь конфисковывали у евреев имущество, административные служащие – в том, что перед отправкой своих сограждан в лагеря уничтожения они отравляли им жизнь мелочными распоряжениями, запрещавшими им ездить в трамваях, покупать мебель, пользоваться швейными машинками и телефонами‑автоматами. Домашние же телефоны у евреев были обрезаны.[6]

Немецкая элита сама добровольно связала себя с этими преступлениями. Министерство иностранных дел оказалось замешанным в депортации евреев,[7] а без помощи антропологов и врачей программа эвтаназии оказалась бы невыполнимой.[8]

Юрген Хабермас считает, что Освенцим стал возможным потому, что немцы переродились биологически. Причем вина за это лежит не только на современниках Гитлера, но и на их потомках, поскольку все они связаны своими порочными традициями. И то, что немцы пытаются снять с себя ответственность, ссылаясь на то, что родились уже после всех этим преступлений, является всего лишь никчемной отговоркой.[9]

Даже те, кто были противниками немцев, не избежали обвинений. Правительство Франции скомпрометировало себя тем, что не противостояло оккупации Гитлером демилитаризованной Рейнской зоны. Британский премьер‑министр покрыл себя позором, когда в рамках абсолютно безответственной политики умиротворения пошел на уступки тогда еще слабому Гитлеру. Хотя Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта нельзя упрекнуть в отсутствии решимости в борьбе с нацизмом, они все равно виноваты в том, что не сделали все возможное для прекращения Холокоста, несмотря на то что, как и сами немцы, прекрасно знали о массовом истреблении евреев. Английская разведка с самого начала Русской кампании заполучила секретные немецкие коды и смогла расшифровать все радиограммы нацистской военной полиции. В этих сообщениях, поступавших ежедневно, было достаточно информации о массовых убийствах. Более того, союзники бомбили сам Освенцим и подъездные железнодорожные пути к нему, несмотря на то что прекрасно знали о том, что в этом концлагере содержатся евреи.[10]

Большинство жителей Советского Союза были бесчувственны до такой степени, что «злобно наблюдали» за истреблением еврейского населения, предоставив им довольствоваться «жребием, который евреям уготовили немцы».[11]

Ту же участь разделили и нейтральные страны. Швейцарские банки принимали золото, отобранное нацистами у заключенных концлагерей. Начальник пограничной стражи Генрих Ротемунд и швейцарские власти с 1938 года ставили в паспорта немецких и австрийских евреев красный штамп «J».

Кроме того, виновны все страны, представители которых в июле 1938 года по инициативе президента Рузвельта собрались на конференции в Эвиане, французском курорте на берегу Женевского озера, и отказались принять евреев, стремившихся эмигрировать из Германии, чтобы спасти свою жизнь. Американская эмиграционная служба отказалась выдать визы 140 тысячам евреев, которые первоначально должны были переехать в Англию. Канада также ответила категорическим отказом, не пожелав принять такое большое количество евреев. Ее поддержало правительство Австралии, которое не захотело выдать визы еврейским эмигрантам, опасаясь возникновения у себя в стране «расовой проблемы».[12]

Имеет ли смысл в свете всех этих хитросплетений уделять внимание личности Гитлера? Достаточно беглого взгляда на историю, чтобы усомниться в том, что его жестокость нужно воспринимать как исходный пункт для анализа. Руки любой сколько‑нибудь значимой исторической личности измазаны кровью. Еще Гегель назвал это «бойней всемирной истории». Во французском и английском королевских домах во время французской и русской революций людей скальпировали, резали, гильотинировали и расстреливали. Революционеры, вешавшие на фонарях аристократов, вполне могли отчитаться в своих действиях по примеру генерала Вестермана, который в 1793 году писал в Комитет общественного спасения: «Вандея больше не существует… Я опустошил ее, все дороги завалены трупами. В некоторых местах убитых столько много, что их тела сложены в пирамиды».[13]

Сравнение с французской и особенно с русской революцией идет на пользу нацистам, действия которых не были столь кровавыми. По всей видимости, Гитлер чувствовал, что может сознательно увеличивать свой счет по убитым и замученным только до определенной цифры, чтобы затем занять выбранное им самим место в истории.

Под навесом лоджии Фельдхеррнхалле в Мюнхене, к которому 9 ноября 1923 года Гитлер вел колонну путчистов, стоит весьма впечатляющая статуя прославленного графа Тилли, под командованием которого в ходе Тридцатилетней войны католическая армия кайзера 20 мая 1631 года захватила Магдебург и устроила в городе такое, для чего, как впоследствии напишет в «Валленштейне» Фридрих Шиллер, «во всей истории нет языка, а у поэтов нет пера». В одной из церквей было обезглавлено 55 человек. Хорваты развлекались тем, что бросали младенцев в огонь. «Ужасающим, омерзительным и возмутительным является зрелище, которое ныне представляет собой человечество. Живые, задыхающиеся под грудами погибших… Младенцы, сосущие грудь своих убитых матерей. Чтобы расчистить улицы, в Эльбу пришлось сбросить более 6 тысяч тел».

Генерал Шерманн, именем которого был назван американский танк времен второй мировой войны, прославился и своей жестокостью. В ходе гражданской войны в США 1861‑1865 годов он систематически опустошал Юг. Он убеждал своих офицеров, что война должна «приносить бедствия и разрушение, категории вины и невиновности здесь неприемлемы. Война не обходится без убитых и мародеров, иначе это не война, а маскарад».[13]

Так что Гитлер не был одинок, и он также оставил потомкам свое мнение о роли жестокости в истории. 22 августа 1942 года он поразил слушателей познаниями в истории: «Когда белые впервые достигли Передней Индии, они обнаружили городскую стену, выложенную из человеческих черепов. Не Кортес научил мексиканцев жестокости, они прекрасно справлялись и до него: более чем у 20 тысяч человек были вырваны сердца во время жертвоприношений».

Однажды он заявил, что к историческим явлениям нельзя подходить с мерками буржуазной морали. Уголовный кодекс применим к магазинным воришкам, брачным аферистам и мошенникам, но не к историческим деятелям.

Флорентийский философ эпохи Ренессанса Макиавелли советовал своему государю не обращать внимания на угрызения совести. Этическая сфера государственного деятеля лежит «за пределами сферы обычной морали как целый мир, замкнутый сам в себе».[14] Гегель восторгался «действительностью, где господствует сила» и без чрезмерной сентиментальности утверждал: «Великая личность, утвердив свое господство, иногда давит беззащитный цветок, который оказался у нее на дороге». («Лекции по философии истории».)

Этого мнения придерживался и Гитлер. Вечером 24 августа 1942 года он заявил, что Сталин, конечно, бестия, «но все же выдающаяся по масштабу». Когда кто‑то назвал Сталина «бывшим грабителем банков», фюрер встал на его защиту, «сразу же пояснив, что Сталин грабил банки не для личной выгоды, но как революционер, добывая деньги на нужды коммунистического движения».[15] Во имя великой цели допустимо даже убийство, но только для того, кто имеет на это право. Вследствие этого в третьем рейхе было строго запрещено убивать евреев для сведения личных счетов или из садистских побуждений. Гиммлер издал директиву, по которой любой эсэсовец, присвоивший себе хотя бы марку из конфискованной еврейской собственности, подлежал немедленному уничтожению.[16]

Этот приказ действовал. Так, за сокрытие 200 тысяч марок и казнь трех заключенных, которые могли бы стать опасными свидетелями, 5 апреля 1945 года комендант Бухенвальда оберштурмбаннфюрер Карл Кох был расстрелян в собственном концлагере.[17] Когда раскрылся еще один факт коррупции, Гиммлер не ограничился увещеваниями, и коменданта голландского лагеря Херцогенбуш Карла Хмилекски постигла та же участь. За воровство бриллиантов он был отправлен в Дахау.

Однако, как это всегда бывает, у самого государства были развязаны руки. Гитлер запретил называть Карла Великого «палачом саксов». Карл должен был «применять жесткие меры», чтобы сплотить воедино германские племена. По мнению фюрера, правители Германской империи не были деспотами. Гитлер считал Вильгельма Телля «швейцарским бандитом» и во время войны запретил исполнение одноименной драмы Шиллера как призывающей к бунту. Примерно так же думал и Наполеон: чтобы приготовить омлет, нужно разбить яйца. Этот ряд циников замыкает Эйхманн: сотня убитых евреев – это несчастье, но миллионы убитых евреев – это уже статистика.

29 августа 1942 года, предаваясь философским размышлениям, Гитлер сказал, что человек «по природе не является стадным животным, он становится таким только под влиянием жестоких законов… Человеческое общество можно удержать в рамках закона только при помощи железной жестокости».

Иллюзорное и лишенное всякой жалости представление Гитлера о человеке стало достоянием традиции, а аморальность и вседозволенность власти он узаконил как основу государства. Не одни только русские цари ссылались на авторитет Бога, бичуя кнутом своих подданных, другие монархи также использовали жестокость как законное право, оправдывая свои действия интересами короны. По словам Фридриха Майнеке, «меч силовой политики, которым всегда пользовалась Англия», трактовался как «карающий меч правосудия».

Статистика свидетельствует, что в XX веке Гитлер по количеству загубленных жизней – 20 млн. 946 тыс. человек, находится на третьем месте после Иосифа Сталина – 42 млн. 672 тыс. убитых и Мао Цзедуна – 37 млн. 828 тыс., опережая только Чан Кайши – 10 млн. 214тыс.[18] Причем большинство жертв Гитлера были не евреи и физически неполноценные люди, а славяне. Все это навечно возвело его на позорный пьедестал истории.

С моральной точки зрения его преступления не имеют оправдания. Он обладал «твердой волей к убийству», которая была менее развита даже у советской системы, проявившей ее разве что при зверском убийстве в Екатеринбурге утром 17 июля 1918 года царской семьи, лейб‑медика, лакея, двух поваров и фрейлены.

Психологи, изучавшие развитие психики у детей, спрашивали у своих маленьких испытуемых, какой ребенок хуже: тот, который случайно уронил на землю пять конфет, или тот, кто преднамеренно втоптал в грязь только одну. Как правило, маленькие дети больше ориентируются на цифры, тогда как взрослые люди порицают злой умысел.[19] Конечно, малоразвитое этическое чувство назовет большими преступниками коммунистов, поскольку они погубили большее количество людей, но достаточно развитая мораль предпочтет обвинить Гитлера по причине его целенаправленного разумного зверства.

В связи с этим дискуссия о том, кто убил больше, Гитлер или Сталин, теряет всякий смысл. Ничто не показало так наглядно убогость использования статистики в гуманитарных науках, как списки жертв политических репрессий нашего века. Миллионы замученных растворились в них и утратили свою индивидуальность. Так жертвой Гитлера стала целая эпоха.

На его совести также те старые еврейские дамы, которые не смогли вынести превратностей эмиграции и умерли в Шанхае или грязном пригороде Мехико с разбитым сердцем от щемящей тоски по немецкой родине, родному языку и любимому черному хлебу. На его совести гибель Эгона Фриделлиса, который выпрыгнул из окна, когда увидел в дверях своего дома эсэсовца. Он так и не узнал, что офицер СС просто пришел в гости к одному из его соседей.

В первые месяцы после прихода нацистов к власти в январе 1933 года в гамбургской тюрьме Фульсбюттель во время допросов немецких коммунистов пытали. Охранники специально держали их связанными в камере, где стояла виселица.

И кто может возразить американскому президенту Рональду Рейгану, который, посетив в 1985 году во время празднования 45‑летия окончания второй мировой войны вместе с федеральным канцлером Гельмутом Колем военное кладбище Битбург в Эйфеле, сказал, что похороненные там молодые солдаты ваффен‑СС «такие же жертвы национал‑социализма, как и заключенные концентрационных лагерей»?

Кроме объективно статистического аспекта преступления имеют еще и субъективную сторону. Испытывал ли Гитлер чувство вины, понимал ли всю тяжесть своих преступлений? Ответ на этот вопрос, по‑видимому, должен быть утвердительным. В любом случае во время беседы с глазу на глаз с министром пропаганды Геббельсом, состоявшейся 16 июня 1941 года незадолго перед нападением на Советский Союз, фюрер уже осознавал, насколько далеко он зашел: «На нашей совести уже столько всего, что мы должны победить любой ценой, иначе весь немецкий народ с нами во главе будет стерт с лица земли вместе со всем, что нам дорого».

Для себя он решил, что идет на преступления ради спасения отечества. Невозможно быть вождем нации, сохранив при этом чистые руки. Уже в «Майн кампф», оправдывая жесткие меры при борьбе с «неизлечимым недугом», Гитлер писал о том, что «непереносимая боль в течение столетия может избавить и избавляет от бедствия целое тысячелетие».

Он видел себя врачом, исцеляющим это столетие, хирургом, который вынужден недрогнувшей рукой сделать опасный надрез. Иногда Гитлер сравнивал решительные политические действия с работой стоматолога. 25 января 1942 года на совещании в ставке он заявил Гиммлеру: «Это нужно сделать как можно скорее. Представьте себе, что я медленно по несколько сантиметров в минуту вытаскиваю больной зуб. Но стоит резко выдернуть его, и боль пройдет. Евреи должны исчезнуть из Европы».

Под влиянием США и марксизма сегодня понятия общества, окружающей среды и классовой принадлежности доминируют над самими историческими событиями. Уже в XIX в. историк Генрих фон Трейчке писал, что историю делают люди. Это соответствует нынешнему направлению «истории общества». Отныне частное растворяется в общем, как одна пчела теряется в рое, как один лемминг в пищевой цепи тундры, как волк, который воет на Луну вместе со всей стаей и сливается с ней в единое целое. В 1968 году биолог Нико Тинберг утверждал, что только человеческая особь способна на массовые убийства и только человек может испытывать недовольство окружающим обществом.[20] «Жизнь и смерть суть одно», – еще в 1872 году лапидарно сформулировал Фридрих Ницше. В 1963 году известный исследователь поведения Конрад Лоренц выдвинул теорию, согласно которой современная агрессивность является предпосылкой для всех культурных достижений человека.[21] Ныне частное со всеми своими импульсами к убийству, страхами и даже чувством сострадания больше не представляет интереса, оно превратилось в параметр, которым можно пренебречь. Ученые посвятили себя «главным образом реконструкции и анализу институциальных и социальных структур третьего рейха», стараясь поставить на сцене оперу «Дон Жуан» Моцарта без главного героя.[22]

Совершенные нацизмом преступления нельзя объяснить нехорошим капитализмом, бедностью родителей, отсутствием детских садов и неорганизованным досугом подростков. Мы сразу же должны дистанцироваться от попыток приукрасить нацизм, обвинений в адрес соседних стран и других социальных систем, а также теорий коллективной вины. Как абсолютно верно заметил Ханнах Аренд: «Если виноваты все, то не виновен никто».[23] Психолог не может оперировать термином «коллективная вина» (если он считает, что индивидууму чуждо понятие вины, ему следует переквалифицироваться в теолога или специалиста по уголовному праву).

Как писал Карл Дитрих Брахер: «именно те, кто сводит исторические события, прежде всего такие, как причины второй мировой войны или газовые печи крематориев в концлагерях, к "ускорению социальной динамики" или "слепым исполнителям чужой воли"… привели к тому… что полностью выпадает криминальный аспект национал‑социализма, и варварство, совершенное с 1933 по 1945 год, не рассматривается как моральный феномен».[24]

Также совершенно недопустимы спекуляции на тему того, что все мы являемся потенциальными убийцами. И тем более уместен анализ личности Гитлера, о котором достоверно известно, что он‑то был убийцей, причем наиболее отвратительным из всех возможных. Исследованием его характера мы и займемся.

Не может быть и речи о релятивизме или редукционизме. Кому может прийти в голову, что третий рейх не старался всеми способами ограничить свободу действий отдельного человека? В связи с этим психограмма Гитлера более интересна, чем какой‑либо иной исторической личности. Из всего ряда предпосылок, повлиявших на ход событий, именно Гитлер был наиболее важным историческим явлением. Целая эпоха несет на себе отпечаток его личности. Его мощное присутствие ощущается до сих пор, его имя стоит почти на каждой странице любого исторического исследования, посвященного второй мировой войне или третьему рейху. И его невозможно убрать оттуда, поскольку нацистская система зародилась и существовала только вместе с Гитлером. Тираны более ранних эпох не обладали техническими возможностями подчинить своей воле такое огромное количество людей. Средства, которыми располагал Наполеон, не давали ему ни малейшего шанса удерживать свои войска в окруженном Сталинграде, где бы они сражались до последнего патрона. Карл Великий, Барбаросса и Чингисхан имели возможность эффективно править только там, куда могли доскакать их курьеры. Несмотря на то что в распоряжение президентов и премьер‑министров западных стран предоставлены самые современные электронные средства связи, позволяющие за долю секунды доставить их распоряжения в любую точку земного шара, их полномочия строго ограничены конституцией и парламентом. Русские правители никогда не были ограничены какими‑либо законами, но народ знал, что Россия большая и до царя очень далеко.[25]

Власть Гитлера в государстве не была ограничена традициями или институтами. Точно так же обстояло дело и внутри его партии. Эту особенность очень точно подметил Мартин Борман, когда на вопрос сына о сущности национал‑социализма ответил: «Национал‑социализм – это воля фюрера».

Гитлер постоянно присваивал себе все новые и новые полномочия как в государстве, так и в вермахте, и в течение четырех лет, с 1940 по 1944 год, сосредоточил в своих руках столько власти, сколько не было еще ни у кого в истории. По мнению Альберта Шпеера, важным для понимания сущности рейха Гитлера «является не то, что он поставил под свой контроль, а то, чем он не распоряжался и что выпало из его поля зрения».[26]

Все эти сведения очень слабо соотносятся с вышеназванными научными клише. «На протяжении многих лет наибольшей трудностью для меня было то, что каждая моя попытка сформулировать окончательное мнение относительно третьего рейха упиралась в этого человека», – писал Йекель.[27] Особое положение Гитлера в истории пробовали описать при помощи терминов «цезаризм», «бонопартистский диктатор», «единовластие», «монократия».

Если по словам Ханса Моммзена Гитлер и был «слабым диктатором», то его слабость заключалась только в том, что он зачастую неразумно и непродуктивно использовал свои практически неограниченные возможности.[28] По словам Бормана, игравшего роль функционального придатка фюрера, для того чтобы начался Холокост, «Гитлеру было достаточно просто кивнуть головой».[29]

На самом деле он сделал гораздо больше.[30] После того как в войну вступили США, в первые месяцы 1942 года Гитлер лично распорядился о начале самого жестокого этапа политики уничтожения евреев. В своем новогоднем обращении он обнародовал наиболее впечатляющее из своих пророчеств, что евреи не смогут уничтожить европейские народы, поскольку падут жертвами собственных козней. Нечто подобное он повторил во время выступлений 30 января во Дворце спорта и 24 февраля в мюнхенской пивной «Хофбройхауз», дав понять всем, кто внимательно его слушал, что развязка событий не за горами. Поскольку немецкие евреи больше не нужны были Гитлеру как средство шантажа и давления на американскую общественность, он согласился на депортацию, предложенную Геббельсом и другими гауляйтерами, и быстрое уничтожение Гиммлером безвинных людей.

Если бы Гитлеру не удалось пробраться в рейхсканцелярию, куда он попал по невероятно счастливому стечению обстоятельств при помощи горстки слепцов, личности типа Эйхманна и компании так и окончили бы свои дни в полном ничтожестве и безвестности.[31]

В 1984 году Мильтон Гиммельфарб пришел к весьма верному и лаконичному заключению: «Не было бы Гитлера, не было бы и Холокоста».[32] С этим согласны и немецкие авторы. По мнению Манфреда Мессершмидта, «война, которая разразилась 1 сентября 1939 года, никогда не началась бы в Европе без Гитлера».[33] Голо Манн писал: «Только он мог отдать приказ, который бы выполнили 57 млн. человек».[34] «Никто не придал за столь короткий период правления такой стремительный бег времени и никто не изменил мир настолько, как он», – считал Иоахим Фест.[35]

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.