Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальные последствия



 

 

Нацисты как имитаторы

Влияние эйдетизма на поведение и мировоззрение Гитлера имело весьма серьезные исторические последствия. Сперва он навязал собственную идеологию своей партии, а затем и всему народу. По мнению Мессершмидта, нельзя говорить о какой‑либо внешней политике национал‑социализма, поскольку существовала только личная политическая линия Адольфа Гитлера.

Поскольку сам Гитлер воспринимал заимствованные идеи как свои собственные, не делая между ними никаких различий, воспринимая имитацию как личное творчество, другие нацисты также копировали существовавшие образцы, после чего искренне считали их своими собственными изобретениями. Между нацистами и итальянскими фашистами, которые первые пришли к власти, развернулась «не слишком офишируемая борьба за право первородства».

Первая попытка заимствования оказалась неудачной. Адольф Гилтер любил, когда его называли «немецким Муссолини». Запланированный «марш на Берлин», который фюрер желал устроить по образцу фашистского «марша на Рим», в ноябре 1923 года свелся к «маршу к Фельдхеррнхалле», закончившемуся расстрелом демонстрантов баварской полицией.

В качестве примера, как Гитлер успешно использовал в политике однажды позаимствованный принцип, можно привести лозунг гитлерюгенда «Молодежью управляет молодежь». Этот принцип нравился подросткам, которые, привыкнув подчиняться дома родителям, а в школе учителям, с удовольствием подчинялись и уважали руководителей, которые были всего на несколько лет старше их самих.

Адольф Гитлер перенял этот метод воспитания от Бальдура фон Шираха, который, в свою очередь, позаимствовал его из летнего детского лагеря в Бан‑Берке. В этом лагере в течение 9 лет использовали новаторские методики педагога Германа Лица, главной идеей которого было воспитание молодежи самой молодежью.[214]

Вообще, большинство успешных методов работы гитлерюгенда были подражаниями уже существующим образцам. «Для своего гитлерюгенда фон Ширах заимствовал у скаутов очень многое из того, что нравилось детям, а именно: знамена, значки, кортики, походы, палаточные лагеря, игры и марши горнистов».

Другие подразделения партии также несли на себе следы имитации. Так, знаменитые дисциплина и жестокость СС, которые принято считать типично нацистскими качествами, на самом деле являются заимствованиями. Рабское повиновение ордена «Мертвая голова» первыми начали практиковать иезуиты. Девиз СС «Моя честь – это верность» заимствован у французского иностранного легиона. Принятый в XIX в. принцип «честь и верность» требовал от легионеров победы над врагом пусть даже ценою собственной жизни.

Брозцат пишет о «паразитическом характере» национал‑социалистического мировоззрения, которое использовало романтизированные образы прошлого: «принцип господства аристократии превратился в народное "дворянство крови", "расы господ", божьей милостью князь – в фюрера немецкого народа, управляющего при помощи плебисцитов, пассивные верноподданные – в активную национальную свиту». Ядро нацистской идеологии, расовое учение, родилось из «вульгарной философии мелких бюргеров». Причем речь не идет о «сознательно заимствованных учениях и теориях», они были превращены в некий конгломерат, приобрели анонимность, упростились и опустились до «соответствующего уровня понимания». Адольф Гитлер черпал свои главные идеи из «компостной ямы мелкобуржуазного мировоззрения».[215] Затем эйдетическое мышление фюрера перерабатывало эти заимствования таким образом, что они казались продуктами его собственных раздумий и жизненного опыта. Так, по глубокомысленному заключению этого выскочки‑естествоиспытателя уже первый поверхностный взгляд на окружающий мир свидетельствовал о наличии «железного основного закона бесчисленных форм выражения жизненной силы природы, который несет в себе ограниченную форму размножения и расширения. Каждое животное влечет и сочетается с себе подобным. Синица идет к синице, зяблик – к зяблику, аист – к аисту, полевая мышь – к полевой мыши, домашняя – к домашней, волк – к волчице».

Все свои знания в области психологии поведения Гитлер позаимствовал из одной единственной книги. Самоучка страницу за страницей внимательно прочитал «Психологию масс» Густава Лебона и смог сделать правильные выводы. Не имея систематического образования, он надеялся и верил, что может найти философский камень и источник истинной мудрости в какой‑либо отдельной книге. Гитлер заимствовал основные идеи Лебона и затем выдал их за собственный политический рецепт. Нужно было предстать перед напуганной и по‑женски послушной толпой как ловкий оратор, навязать ей свою волю, и путь к власти был свободен.

Экономическая идеология фюрера была также продуктом быстрого чтения и выдергивания идей, которые затем были представлены как продукты собственных раздумий и превращены в догмы национал‑социализма. В «Майн кампф» Гитлер много написал о том, что только путем реорганизации уменьшенной по условиям Версальского договора Германии можно прокормить граждан, а все хлопоты по увеличению экспорта бесполезны. Этот тезис не являлся чем‑то оригинальным, он полностью соответствовал господствовавшим в то время экономическим воззрениям.[216]

Гитлер любил представлять дело так, как будто он добыл свою экономическую доктрину из реальной жизни. «Дело дошло до того, что Гитлер выдавал за собственное изобретение, противостоящее мировой экономической науке, широко известную доктрину Кейнса "деньги ничего не значат", на которой была основана эмиссионная политика Шахта».

Гитлер заимствовал идеи не только из серьезных, но также из весьма спорных научных доктрин, обращаясь к более чем сомнительным источникам. Так, тезис о том, что смешение рас необратимо ведет к гибели цивилизации, во всей видимости, был почерпнут из популярных утопических романов. Среди всего прочего книги подобного рода утверждали: «В то время как в США гнусный метис Том‑Том при поддержке социалистов и анархистов возглавил плебс, в Германии утвердилась не только воля к жизни, но и воля к власти».[217]

В этой бульварной литературе самого низкого пошиба рассказывали о сельскохозяйственных исправительных лагерях, законах, регулирующих деторождение, и массовых убийствах как средстве расовых чисток населения. Герои таких книг спасали народ, основывая тайный орден, высшей целью которого было господство германских стран севера над всеми другими народами. Из этих источников и заимствовал идеи автор «Майн кампф». Этот труд стал компиляцией идей, многие из которых уже давно обсуждали немецкие националисты и социалисты. Однако все эти идеи были представлены в форме боевых отчетов с места события, личного жизненного опыта.

«Идея народной общности, которая являлась одной из основ идеологии движения Гитлера, первоначально не имела ничего общего с национал‑социализмом. Это понятие родилось и вошло в употребление в неоконсервативных кругах начала 20‑х годов и, как и многие другие консервативные и националистические лозунги, было заимствовано нацистской пропагандой».[218]

Бросается в глаза, как бесцеремонно нацисты копировали планы своих политических противников. Тщательно проработанная программа строительства автобанов была давно готова, ее только нужно было достать из ящиков стола. Знаменитые меры по борьбе с безработицей, предпринятые Гитлером, были основаны «на проекте, разработанном кабинетом фон Шляйхера».[219]

Нацисты заимствовали методы даже своих заклятых врагов – коммунистов. Гитлер перенял у марксистов значительные элементы стиля партии: «красный цвет знамен, нарукавных повязок и рекламных плакатов, музыку боевых песен, а позднее и организационную структуру (первым это сделал Геббельс в Берлине)».[220]

1 октября 1933 года Томас Манн записал в своем дневнике: «Всеядность и духовная сумятица нацистского движения, которое заимствует идею у всех вокруг, одинаково велики и очевидны, как будто они сами себя бьют в лицо. Замершие по стойке смирно штурмовики у Фельдхеррнхалле бессовестно имитируют русский караул у мавзолея Ленина в Москве».

При организации концентрационных лагерей нацисты не стеснялись изучать и копировать советский опыт. Первый комендант Освенцима Рудольф Хесс написал в мемуарах перед казнью: «Комендант получил из Имперского управления безопасности обширный доклад о русских концлагерях. В этом документе содержалась подробная информация, полученная от тех, кому удалось бежать».[221]

Американский посол Додд в октябре 1933 года писал: «Нацисты жестоки, но не способны к созиданию». Они украли все наиболее пригодные идеи: экономическую политику – у Вальтера Ратенау, праздник 1 мая – у профсоюзов, день поминовения – у США, движение «Сила через радость» – у русских, Рабочий фронт – у итальянцев, выражение «товарищ по партии» – у социал‑демократов. «Даже антисемитизм придумали не они. Они просто стали первыми, кто организовывал его так, что ненависть к евреям стало возможным использовать как действенное оружие государства».[222] Шпеер был совершенно прав, когда снова и снова подчеркивал эпигонство архитектуры третьего рейха. В принципе Гитлер просто копировал венский стиль Рингштрассе.

Эмиль Людвиг писал: «Этот прообраз паразитического подражания превратил придуманную во Франции машину в бесчисленное количество танков, изобретенный в Америке самолет – в смертоносные армады бомбардировщиков, разработанные русскими прыжки с парашютом – в десантные войска, придуманное Муссолини обращение "дуче" – в титул "фюрер"».

Принципы организации труда, пропагандировавшиеся национал‑социалистическим Рабочим фронтом, были впервые применены на чешской обувной фабрике «Бата».

Заимствования Гитлера, сделанные по другую сторону Атлантического океана, не столь очевидны. Однако и США довольно часто становились примером для подражания. Пуци Ханфштенгль сообщал, что для регулирования ритма оваций на нацистских митингах использовался клич спортивной команды Гарвардского университета.

«Адольф Гитлер лично направлял развитие газеты "Фелькишер Беобахтер" (центрального органа НСДАП), которая находилась под его сильным контролем. Так, в конце августа 1923 года это издание стало выходить в очень большом формате, в чем, несомненно, видно влияние американской прессы». В 1960 году Виктор Клемперер провел исследование, в результате которого установил, что Гитлер очень широко использовал в своей речи американизмы.[223]

Даже знаменитые пикирующие бомбардировщики «Штука», символ гитлеровского блицкрига, имели американский прообраз. Данный тип самолетов был разработан и принят на вооружение люфтваффе по настоянию генерала Эрнста Удета. «В 1931 году на авиационной выставке в США Удет увидел американский пикирующий бомбардировщик, разработанный фирмой "Куртис"… Когда Геринг стал во главе люфтваффе, он изыскал средства для покупки Удетом двух самолетов "Хоук"». Несмотря на ожесточенное сопротивление авиационных технических служб, Удет добился разработки фирмой «Юнкере» пикирующего бомбардировщика «Ю‑87», который стал грозой для противника в ходе Польской и Французской кампаний.[224]

Адольфа Гитлера приводила в восторг организация производства на автомобильных заводах Форда в Детройте, и он желал скопировать ее для Германии. Еще во времена Веймарской республики крупные немецкие фирмы весьма успешно использовали американские промышленные методы. Нацисты просто продолжили дело своих предшественников и развили данную тенденцию.

Однако в этой области карикатурная имитация достигла у Гитлера небывалых форм и стала неким извращением. Можно сказать, что именно в программе рационализирования производства и рынка труда расовое безумие нацистов достигло своей вершины. В странах западной демократии излишние рабочие руки «не использовались рационально», людей выбрасывали на улицу, и правительство вынуждено было платить им пособие, перенапрягая бюджет. Нацисты, исходя из принципов рационализма, придумали радикальное решение этой проблемы.

Все не способные к работе инвалиды, симулянты и асоциальные элементы, не желавшие работать, подлежали либо стерилизации либо заключению в концентрационный лагерь, либо просто физически уничтожались. Таким образом, геноцид нес на себе все черты более чем рационального подхода. Как писала Мери Нолан, в нацистской Германии расизм и рационализм шли рука об руку друг с другом.[225]

Промышленное использование остриженных у жертв волос и вырванных у трупов золотых коронок только дополняет эту жуткую картину. Однако нацисты не варили мыло из убитых евреев, как утверждали на нюрнбергском процессе советские обвинители. Выдавленные на немецких кусках мыла, произведенного во время войны, буквы «RIF» или «RJF» вовсе не означали, как иногда утверждалось, «чистый еврейский жир». Эти аббревиатуры раскрывались как «имперское управление по производству промышленных жиров и моющих средств».

Гитлер успешно заимствовал и голливудский культ кинозвезд. Иоахим Фест считал, что одной из причин небывалого успеха фюрера стало то, что он понял социальную психологию культа звезд. Умело играя роль суперзвезды, он «стал самым современным явлением в немецкой политике того времени». Одновременно весьма заметны попытки подражания австрийскому имперскому прошлому. Так, 11 июня 1939 года во время посещения городского театра в Вене к большому удивлению присутствующих Гитлер был одет не в партийные коричневые цвета, а в белый армейский мундир. Фридрих Хеер уверен, что фюрер пытался подражать императору Францу‑Иосифу. Белый мундир напоминал о традициях императорской и королевской армии: «…таким образом, старая Австрия останется в памяти более поздних поколений».

Тщательно скрываемая самоидентификация Гитлера со старым кайзером проявилась и во фразе, которую он бросил Геббельсу перед тем, как занять пост рейхсканцлера: «Я прошу вас не делать из меня кайзера или короля».

Еще в молодости Гитлер восхищался строгой иерархией католической церкви. В качестве образца данной системы послужил бенедиктинский монастырь в Ламбахере, где он мальчиком пел в церковном хоре. В 1933 году, принимая епископа Оснабрюка Бернинга и берлинца, главного викария Займана, Гитлер заявил, что, преследуя евреев, он просто копирует христианство: «Я всего лишь повторяю путь, пройденный в течение последних 1500 лет».[226] Марш на Фельдхеррнхалле имитировал процессии во время праздника тела Христова, на официальных мероприятиях Адольф Гитлер пытался копировать епископа или Папу Римского, даже его собственное безбрачие напоминало обед католических священников.

Довольно часто он имитировал стиль проповеди католических священников. Как пасторы начинали свою проповедь как бы издалека, рассказывали об Адаме и Еве, так и «Гитлер в первой части речи говорил о создании партии в 1919 году, длительном периоде борьбы, а затем переходил к успехам, которых достигли нацисты, придя к власти». «Он следовал при этом методе, как католическая церковь, где перед началом проповеди читают из Евангелия».[227]

Выступая на партийном съезде 12 сентября 1936 года, Гитлер сказал: «Чудо, что вы нашли меня среди многих миллионов! И что я нашел вас, это – счастье для Германии!» Историк Домарус совершенно точно установил, что это – перефраз из Евангелия от Иоанна.[228]

Также Гитлер любил стилизовать окончания своих речей под католическую молитву. Речь, произнесенная 6 октября 1935 года в честь дня поминовения в Бюкеберге‑на‑Хамельне, заканчивалась словами: «Да сохранит наш народ правильную веру, да пребудет с ним внутренний мир и да преисполнимся все мы мудрости и благоразумия, чтобы вести праведные дела, и пусть наш народ и Германия живут вечно!» В личном завещании Гитлер в последний раз проявил свою самоидентификацию, написав, что «теперь, в конце своего жизненного пути» берет в жены девушку, которая так долго хранила ему верность. По мнению Фридриха Хеера, эта формулировка дословно заимствована из католических некрологов и надгробных проповедей.[229]

Выбор наследника после смерти Гитлера должен был сделать сенат, для которого в новой рейхсканцелярии был построен специальный зад. Однако этот орган так и не был создан. В фантазиях Адольфа Гитлера сенат мыслился как ватиканский совет кардиналов, избирающий Папу. 31 марта 1942 года Гитлер сказал, что «выборы фюрера должны будут проходить не на глазах всего народа, но за закрытыми дверями. Так же, как и во время выборов Папы, народ не знает, что происходит за кулисами. У кардиналов это однажды так далеко зашло, что они замуровали себя в зале выборов».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.