Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БОГ, КОТОРЫЙ ВЕРНУЛСЯ С НЕБЕС



Можно ли сказать, что пересечение путей Авраама и Мардука в Харране было случайным совпадением или за этим стоит невидимая рука судьбы?

Этот вопрос не дает нам покоя, потому что место, в котором Господь сообщил Аврааму о возложенной на него миссии и в которое вернулся Мардук после тысячелетнего отсутствия, впоследствии стало ареной удивительных событий — можно даже сказать, чудес, — повлиявших на судьбы как человечества, так и богов.

Эти важные события, записанные очевидцами для потомков, начались и закончились исполнением библейских пророчеств относительно судеб Египта, Ассирии и Вавилона. К ним относится уход бога из своего города и храма, вознесение на небо, а затем — полвека спустя — возвращение с небес.

По причине скорее метафизической, чем географической или геополитической, на протяжении двух тысячелетий, начиная с того момента, когда Совет Богов решил даровать человечеству цивилизацию, средоточием всех главных событий был Харран.

Выше мы уже вскользь упоминали о посещении Эсархаддоном Харрана. Подробности этого паломничества записаны на глиняной табличке, которая являлась частью царской переписки Ашшурбанипала, сына и преемника Эсархаддона. Эсархаддон выступил в поход против Египта, но вдруг повернул не на запад, а на север, направившись к «храму из кедрового дерева» в Харране. Там он увидел бога Сина с посохом в руке и двумя коронами на голове. Рядом стоял бог Нуску. Царь вошел в храм, и Син возложил на его голову корону, благословляя будущие завоевания. После этого Эсархаддон покинул храм и покорил Египет. (Нуску, как нам известно из Шумерского списка богов, входил в состав свиты Сина.)

Вторжение Эсархаддона в Египет — это исторический факт, полностью подтверждающий пророчество Исайи. Подробности посещения ассирийским царем Харрана также подтверждают присутствие там в 675 году до нашей эры бога Сина; несколько десятилетий спустя Син «разгневался на город и его людей» и покинул его — вознесся на небо.

Город Харран и сегодня стоит на том же месте, где стоял в то время, когда в нем жил Авраам со своей семьей. За разрушенной крепостной стеной (она осталась со времен мусульманского господства) по-прежнему наполнен водой колодец, у которого Иаков встретил Ребекку, а в окрестностях точно так же, как и несколько тысяч лет назад, пасутся стада. В прошлом Харран был крупным научным и культурным центром, где после походов Александра Великого греки получили доступ к знаниям халдеев (одним из следствий этого процесса стали труды Бероса), а затем происходило взаимопроникновение мусульманской и христианской культур. Однако гордостью этого города (рис. 91) считался храм, посвященный богу Сину, развалины которого на протяжении нескольких тысячелетий хранили письменные свидетельства о чудесах, связанных с Нанной/Сином.

И это не просто слухи, а свидетельства очевидцев, причем не анонимных — рассказывают об увиденном женщина по имени Адда-Гуппи и ее сын Набонид. Свидетели эти совсем не похожи на современного сельского шерифа и его мать, сообщающих, что видели НЛО в безлюдной местности.

 

Рис. 91.

Женщина была верховной жрицей великого храма Сина — святилища, которое почиталось на протяжении тысячелетий; ее сын был царем Вавилона, могущественнейшей империи тех времен.

Верховная жрица и ее сын записали рассказ о тех событиях на стелах — каменных колоннах, испещренных клинописными значками и рисунками. Четыре из них

 

были обнаружены археологами в этом столетии, и ученые полагают, что царь и его мать установили стелы в каждом из углов Э.ХУЛ.ХУЛ («храм двойной радости»), знаменитого храма бога Луны в Харране. На двух стелах записан рассказ матери, а на других двух свидетельства сына. Уход из храма великого бога Сина и вознесение его на небо описаны на стелах Адда-Гуппи, а чудесное возвращение бога — на стелах царя Набонида. Проявив незаурядное чувство истории, а также характерное для жрицы владение пером, Адда-Гуппи приводит точные даты удивительных событий, связанные, как это было принято в ту эпоху, с годами правления известных царей, — это обстоятельство позволяет современным ученым оценить их достоверность.

Стела, сохранившаяся лучше других, начинается с краткой автобиографии самой верховной жрицы:

Я госпожа Адда-Гуппи, мать Набонида, царя Вавилона, почитающая Сина, Нингала, Нуску и Садарнунну, моих богов, которым я служила с самого детства.

Адда-Гуппи сообщает, что родилась в двадцатый год правления царя Ассирии Ашшурбанипала — то есть в середине седьмого века до нашей эры. В надписи верховной жрицы ничего не говорится о ее происхождении, но другие источники дают основания предполагать, что она была царского рода. По ее собственным словам, она пережила нескольких ассирийских и вавилонских царей и ей уже исполнилось девяносто пять лет, когда произошли чудеса, которые она описывает. Ученые выяснили, что годы правления упомянутых ею Царей совпадают с данными из ассирийских и вавилонских анналов.

 

Вот как Адда-Гуппи рассказывает о первом из удивительных событий:

Это было в шестнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилона, когда Син, царь богов, разгневался на свой город и храм и поднялся на небо; а город и его жители погибли.

Особого внимания заслуживает год, когда это случилось. События этого года — известные нам из других источников — подтверждают свидетельства Адда-Гуппи. Именно в 610 году до нашей эры ассирийская армия отступила в Харран, ставший ее последним оплотом.

В приведенной выше цитате есть много такого, что требует пояснений. Почему Син разгневался на горожан — не потому ли, что они впустили ассирийцев? Что заставило бога покинуть город, приближение ассирийской армии или орд умман-манда? Каким образом он «поднялся в небо» и куда он направился? В какое-то другое место на Земле или в небесную обитель? В надписи Адда-Гуппи нет никаких сведений на этот счет, и мы тоже пока оставим эти вопросы без ответа.

В любом случае верховная жрица прямо говорит о том, что после ухода Сина город и его жители «погибли». Некоторые ученые предпочитают переводить это слово не как «гибель», а как «запустение», полагая, что оно точнее передает положение дел в некогда процветавшем Харране, о котором пророк Иезекииль (27:13) говорил как об одном из крупнейших центров международной торговли, откуда шли караваны с «драгоценными одеждами, шелковыми и узорчатыми материями» в «дорогих ящиках, сделанных из кедра и хорошо упакованных». И действительно, упадок опустевшего Харрана вызывает ассоциацию с первыми строками библейской

 

Книги Плача, описывающими разоренный Иерусалим: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником».

Адда-Гуппи не последовала примеру остальных жителей и не покинула город. «День за днем, месяц за месяцем, год за годом» она продолжала приходить к заброшенным святыням. В знак скорби она сняла одежды из шерсти, не носила драгоценных камней, золотых и серебряных украшений, перестала пользоваться духами и не умащала себя благовониями. В рубище она беззвучно, как призрак, бродила по опустевшим храмам.

Затем в одном из святилищ она нашла одежды Сина. Вероятно, это было роскошное одеяние наподобие тех мантий, что носили в то время разные боги (судить о них можно по изображениям на месопотамских памятниках, см. рис. 28). Впавшая в отчаяние верховная жрица восприняла эту находку как знамение — как будто Син сообщал ей о своем физическом присутствии. Она не могла оторвать взгляда от священных одежд, посмев прикоснуться лишь к их кайме. Адда-Гуппи пала ниц и — как будто бог стоял рядом и слышал ее — обратилась к Сину с такой мольбой:

Если ты вернешься в город, все черноголовые люди будут поклоняться тебе!

«Черноголовыми людьми» называли себя шумеры, и использование этого термина верховной жрицей из Харрана вызывает крайнее удивление. Государство Шумер перестало существовать за полторы тысячи лет до рождения Адда-Гуппи, когда в 2024 году его столица Ур была уничтожена смертоносным радиоактивным облаком. Во времена Адда-Гуппи Шумер остался лишь в преданиях, его столица Ур лежала в руинах, а народ («черноголовые люди») рассеялся по всей Земле. Как могла тогда верховная жрица из Харрана обещать Сину восстановить его власть в далеком Уре и вновь сделать его богом всех шумеров, где бы они ни жили?

Это предвидение возвращения бога и восстановления его власти в древнем культовом центре сравнимо с библейскими пророчествами. Для достижения этой цели Адда-Гуппи предложила Сину сделку. Если он вернется и использует свое влияние и божественную власть, чтобы посадить на трон ее сына Набонида, сделав его царем и Вавилона и Ассирии, то Набонид восстановит храм Си-на в Уре и возродит почитание Сина во всех землях, где живут «черноголовые люди».

. Богу Луны понравилась эта идея. По словам верховной жрицы, Син услышал ее мольбу, с улыбкой взглянул на нее и принял ее клятву. Гнев его смягчился, и он «помирился» со своей божественной обителью, храмом Эхульхуль в Харране.

Улыбающийся бог, сообщает Адда-Гуппи, принял ее предложение:

Син, царь богов, был благосклонен к моим словам.

Набонида, моего единственного сына, порождение моего чрева, на царство он призвал

царем Шумера и Аккада.

Все земли от границы Египта, от Верхнего Моря до Нижнего Моря

он ему вручил.

Исполненная благодарности и взволнованная Адда-Гуппи воздела руки к небу и поблагодарила Сина, «произнесшего имя Набонида, призвавшего его на царство». Затем она стала умолять Сина, чтобы тот обеспечил успех Набонида — уговорил других великих богов стать на его сторону в сражениях, позволить ему сдержать

 

слово и восстановить храм Эхульхуль, а также возродить былое величие Харрана.

В постскриптуме, добавленном к надписи, когда 104-летняя Адда-Гуппи находилась на смертном одре (или эти слова были записаны сразу же после ее смерти), говорится, что обе стороны выполнили условия сделки. Адда-Гуппи сообщает, что успела собственными глазами увидеть, что Син сдержал слово: в 555 году до нашей эры ее сын стал царем возрожденного Шумера и Аккада. Набонид, в свою очередь, восстановил храм Эхульхуль в Харране и возродил почитание бога Сина и его супруги Нингаль. Божественная чета в сопровождении вестника богов Нуску и его супруги (?) Садарнунны вернулась в храм Эхульхуль в сопровождении пышной и торжественной процессии.

Надпись на второй стеле содержит девятнадцать дополнительных строк, добавленных, вне всякого сомнения, сыном Адда-Гуппи. В этом отрывке сообщается, что на девятый год правления Набонида — в 546 году до нашей эры — верховная жрица умерла. Ее сын, царь Вавилона Набонид, похоронил мать в склепе, приказав облачить ее в царские одежды и завернуть в белую льняную ткань. Он украсил ее тело золотом и драгоценными камнями, умастил ароматным маслом и оставил лежать «в тайном месте».

Весь народ оплакивал смерть матери царя. В Харран приезжали люди из Вавилона и Борсиппы, цари, принцы, наместники всех провинций — от границы с Египтом на Верхнем море до Нижнего моря. Траурные церемонии, когда скорбящие посыпали пеплом голову, плакали и наносили себе раны, продолжались семь дней.

Прежде чем перейти к надписям самого Набонида и описываемым в них чудесам, стоит задуматься над следующим вопросом. Каким образом Адда-Гуппи — если считать ее рассказ правдивым — могла разговаривать с богом, если он, по ее же утверждению, больше не жил в храме и городе (на самом деле он вознесся на небо)?

Поначалу все понятно: верховная жрица молилась, адресуя свои молитвы Сину. Мы до сих пор прибегаем к молитве как к средству поведать богу о своих печалях и заботах, попросить у него здоровья, удачу, долгую жизнь или даже совета в повседневных делах. После появления письменности в Древнем Шумере возникла традиция записывать молитвы, хотя люди стали обращаться к богам еще раньше. По свидетельству Библии это произошло после появления Homo sapiens, в те времена, когда родился Енох, внук Адама и Евы, —- «тогда начали призывать имя Господа» (Бытие, 4:26).

Коснувшись края божественных одежд и пав ниц, Ад-да-Гуппи смиренно молилась. Она приходила в храм на протяжении многих дней, пока ее молитвы не были наконец услышаны.

Далее начинается непонятное. Каким образом ей отвечал Син и как его слова достигали ушей верховной жрицы? Ответ дает сама надпись на стеле: бог разговаривал с Адда-Гуппи во сне. Когда она лишилась чувств — возможно, это был похожий на транс сон — Син обратился к ней:

Во сне

Син, царь богов, возложил на меня ладони.

Он сказал мне:

«По твоей просьбе

боги вернутся жить в Харран.

Я доверю твоему сыну Набониду

божественную обитель в Харране.

Он восстановит Эхулъхулъ

и улучшит его;

он возродит Харран и сделает его

прекраснее, чем прежде.

 

Такой способ общения богов с людьми не был чем-то необычным — наоборот, именно он применялся чаще всего. Во всем Древнем мире цари и священники, патриархи и пророки получали божественные послания во снах. Это могли быть вещие сны — либо только слова, либо образы. Библия приводит слова Господа, который говорил Моисею во время Исхода: «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним».

Набонид тоже сообщает о божественных посланиях, полученных во время сна. Однако его свидетельство этим не ограничивается — надпись на стеле рассказывает о таком редком событии, как богоявление. Вершины двух стел Набонида (ученые обозначили их Н2А и Н2В) украшены изображением царя, который держит в руке необычный посох и обращен лицом к символам трех небесных тел, или трех почитаемых им планетарных богов (рис. 92). Длинная надпись начинается с описания великого чуда и его уникальности:

Это великое чудо Сина, которое не случалось на земле с дней старины;

которое народ земли не видел и не записал на

глиняных табличках, чтобы сохранить навеки:

что Син, господин всех богов и богинь, обитающий в небе, спустился с небес, и предстал пред очами Набонида, царя Вавилона.

Утверждение об уникальности этого чуда вполне правомерно, поскольку оно включало в себя сразу два события, возвращение бога и богоявление — то есть два аспекта общения бога с людьми, которые, как подтверждает сама надпись, случались «в дни старины». Неизвестно, заявил ли об этом Набонид (которого некоторые ученые прозвали «первым археологом» из-за его страсти к раскопкам древних городов) «на всякий случай», или древние тексты действительно рассказывали о подобных событиях, случавшихся в незапамятные времена и в дальних странах. Как бы то ни было, факт остается фактом — такое действительно происходило.

 

Рис. 92.

 

Так, например, в неспокойные времена, закончившиеся гибелью Шумера приблизительно в 2000 году до нашей эры, отсутствовавший бог Энлиль поспешил вернуться в Шумер, когда получил известие об опасности, грозящей его городу Ниппуру. По свидетельству шумерского царя Шу-Сина Энлиль летел «от горизонта к горизонту, пересек земное небо с севера на юг».

 

Однако это возвращение было внезапным, не объявленным заранее и не сопровождалось богоявлением.

Примерно через пятьсот лет — но все еще почти за тысячу лет до возвращения и явления бога Сина — случилось величайшее из всех зафиксированных богоявлений. Произошло это на Синайском полуострове во время Исхода евреев из Египта. Заранее предупрежденные и проинструктированные, как приготовиться к этому событию, сыны Израиля — все 600 тысяч — наблюдали, как Господь спустился на гору Синай. В Библии подчеркивается, что произошло это «пред глазами всего народа». Тем не менее это явление Бога не было возвращением.

Уход и возвращение богов, в том числе вознесение на небо и спуск с неба Сина, предполагают, что великие аннунаки обладали необходимыми для этого летательными аппаратами — и это действительно так. Иегова приземлился на горе Синай в объекте, который в Библии называется «кавод» и который выглядел как «огонь поядающий» (Исход, 24:17); пророк Иезекииль описывал «кавод» (обычно этот термин интерпретируется как «слава», но в буквальном переводе означает «нечто тяжелое») как блестящий и излучающий сияние аппарат с колесами. Возможно, он имел в виду нечто похожее на круглую колесницу, в которой изображен ассирийский бог Ашшур (рис. 85). У Нинурты была «Божественная Черная Птица», а в святилище, построенном в Вавилоне для Мардука, имелось специальное помещение для его «великого путешественника» — вполне возможно, это тот же самый летательный аппарат, который египтяне называли Небесной Лодкой Ра.

А что нам известно о Сине и его способности летать?

Тот факт, что он обладал летательным аппаратом, — необходимое условие вознесения на небо и возвращения с небес, о которых сообщается в надписях из Харрана, — подтверждается многочисленными гимнами в его честь. В одном из шумерских гимнов описывается Син, летящий над своим любимым городом Уром, и даже говорится о том, что Небесная Лодка составляет его «славу»:

Отец Нанна, владыка Ура, Чья слава — священная Небесная Лодка...

Ты сияешь, когда поднимается твоя Небесная Лодка.

Энлилъ вложил в твою руку скипетр.

Бессмертный, ты возносишься над Уром в Небесной Лодке.

Ученым до сих пор не удалось найти описание Небесной Лодки, хотя такое описание, возможно, существует. На главном маршруте, соединяющем Восток с Западом, на берегу реки Иордан расположен Иерихон, один из древнейших городов мира. Священное Писание (и другие древние тексты) говорит о нем как о городе бога Луны — именно так переводится его библейское название. Здесь библейский Бог повелел пророку Илие (в девятом веке до нашей эры) переправиться через реку Иордан, чтобы затем вознестись на небо в огненной колеснице. Это событие, описанное во 2 главе 4 Книги Царств, было отнюдь не случайным — о нем знали заранее. Пророк Илия отправился в свое последнее путешествия из Галгала в сопровождении своего друга и ученика Елисея и еще группы учеников. Когда они добрались до Иерихона, ученики спросили Елисея: «Знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею?» Елисей ответил, что знает, и посоветовал им молчать.

Когда путники достигли реки Иордан, Илия потребовал, чтобы его оставили одного. Пятьдесят учеников остановились на берегу Иордана, но Елисей отказался покинуть учителя. «И взял Илия милоть свою, и свер нул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху». На противоположном берегу реки:

Рис. 93.

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.

В 20-х годах XX века археологическая экспедиция, организованная Ватиканом, приступила к раскопкам на территории Иордании в местечке под названием Тель-Хассул («холм вестника»). Здесь были найдены одни из самых древних поселений на территории Ближнего Востока. На рухнувших стенах зданий ученые обнаружили превосходные многоцветные фрески с удивительными изображениями. Одна из них представляла собой восьмиконечную «звезду», больше похожую на компас, указывающий на четыре страны света и промежуточные направления, а на другой был изображен сидящий бог, перед которым проходила ритуальная процессия. Еще одна роспись открывала взору черные округлые «вихри» с похожими на «глаза» отверстиями и выступами, или ногами (рис. 93), — вполне возможно, что именно на такой «колеснице огненной» вознесся пророк Илия. И действительно, это могло быть то самое место, откуда был взят на небо Илия — с вершины холма виден протекающий неподалеку Иордан, а на другом берегу можно различить город Иерихон.

Иудеи верят, что пророк Илия еще вернется на землю, чтобы объявить о приходе Мессии.

Адда-Гуппи и ее сын считали, что «время Мессии» настало и свидетельством тому служит возвращение бога Луны. Они считали, что теперь наступит эра мира и благоденствия, началом которой послужит восстановление храма в Харране.

В тот же период появились похожие пророческие видения — только в отношении Иерусалимского Храма и его Бога. На данное обстоятельство редко обращают внимание, хотя именно об этом говорит в своем пророчестве Иезекииль, когда «отверзлись небеса» и он увидел окруженную вихрем сияющую небесную колесницу.

Согласно харранским надписям — приведенные в них данные ученые сверяли с ассирийскими и вавилонскими анналами — Адда-Гуппи родилась в 650 году до нашей эры. Син покинул свой храм в Харране в 610, а вернулся в 556 году до нашей эры. Именно в этот период священника из Иерусалима по имени Иезекииль, который вместе с другими изгнанниками жил в Месопотамии, посетило пророческое видение. В самом начале своего пророчества он сообщает нам точную дату: «И было в тридцатый год, в четвертый {месяц], в пятый [день] месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре». Это случилось в 592 году до нашей эры!

 

Река Ховар (или Хабур, как ее теперь называют) является одним из притоков великой реки Евфрат и берет начало в горах на востоке современной Турции. К востоку от Хабура течет еще один крупный приток Евфрата, река Балих; именно на берегу Балиха стоит город Харран.

Иезекииль оказался так далеко от Иерусалима на берегу одной из рек верхней Месопотамии, на границе земель хеттов, потому что был в числе нескольких тысяч князей, священников и других знатных людей Иудеи, отправленных в изгнание вавилонским царем Навуходоносором, который захватил Иерусалим в 597 году до нашей эры.

Эти трагические события подробно описаны в 4 Книге Царств (в основном в 24 главе). Примечательно, что на одной из вавилонских глиняных табличек (входящей в состав так называемых «Вавилонских хроник») запечатлены те же самые события и даты.

Интересно также отметить, что эти военные походы вавилонян — как и предыдущий, который предпринял Эсархаддон — начинались в окрестностях Харрана!

В вавилонском тексте подробно описывается, как был захвачен Иерусалим, пленен его царь, а на престол возведен ставленник Навуходоносора, а также говорится об изгнании (высылке в Вавилон) пленного царя и других вождей Иудеи. Именно так священник Иезекииль оказался на берегах реки Хабур в окрестностях Харрана.

Поначалу — на протяжении пяти лет — изгнанники верили, что бедствия, обрушившиеся на их город и храм, скоро закончатся. Царь Иехония был жив, хотя и находился в плену. Сокровища Храма захвачены вавилонянами, но сам Храм цел и невредим, а большая часть населения осталась на своей земле. Изгнанники, поддерживавшие связь с Иерусалимом посредством гонцов, надеялись, что Иехония скоро вернет себе трон, а священная слава Храма будет восстановлена.

Однако сразу же после того, как Иезекииль был избран Богом в качестве своего пророка (на пятый год изгнания, в 592 году до нашей эры), Господь повелел ему объявить людям, что ссылка и разграбление Иерусалима и Храма — это не конец испытаниям. Это лишь предупреждение людям, чтобы они стали на праведный путь — поступали друг с другом по справедливости и почитали Господа в соответствии с его заповедями. Однако люди, сказал Господь Иезекиилю, не стали на путь исправления, а наоборот, начали поклоняться чужим богам. Поэтому Иерусалим вновь подвергнется нападению, и на этот раз будет полностью разрушен — вместе с Храмом.

Орудием Божьего гнева вновь должен был стать царь Вавилона. Исторические факты говорят о том, что в 587 году до нашей эры Навуходоносор, перестав доверять царю Иудеи, которого он сам возвел на трон, вновь осадил Иерусалим. Н этот раз, в 586 году до нашей эры, город был сожжен и разрушен до основания; та же участь постигла Дом Господа, построенный Соломоном и простоявший пятьсот лет.

Это мы знаем точно. Но почему предупреждение было проигнорировано народом и его оставшимися в Иерусалиме вождями? Они считали, что «оставил Господь землю сию».

Сначала Иезекиилю в видении были показаны старейшины Иерусалима, «каждый в расписанной своей комнате», а затем пророк совершил «путешествие» по улицам города. Там он увидел, как попираются справедливость и нарушаются законы Божьи, поскольку люди считали, что не видит нас Господь, оставил Господь землю сию.

 

По свидетельству надписей из Харрана, в 610 году до нашей эры «Син, царь богов, разгневался на свой город и храм и поднялся на небо». В 597 году до нашей эры — прошло чуть больше десяти лет — Господь разгневался на Иерусалим и его жителей и позволил язычнику Навуходоносору, правившему милостью Мардука, войти в Дом Господа, разграбить и разрушить его.

И народ восклицал: «Оставил Господь землю сию».

Они не знали, когда Он вернется и вернется ли вообще.

 

Эпилог

Мать видела Набонида объединителем земель Шумера и Аккада, восстановившего славу прежних дней, однако новый царь не был готов к беспорядкам, с которыми ему пришлось столкнуться. Вероятно, он готовился к военному противостоянию, но не ожидал религиозных волнений, охвативших подвластные ему земли.

Как только он занял царский трон в Вавилоне — в результате соглашения между его матерью и богом Си-ном — он тут же понял, что Мардука, изгнанного из Вавилона, а теперь вернувшегося в город, следует умиротворить, воздав ему должные почести. Набонид сообщает о нескольких пророческих видениях, истинных или придуманных, в которых он получил благословение Мардука (и Набу) не только на царство, но и на обещанное восстановление храма Сина в Харране.

Чтобы не оставлять сомнений в значимости этих снов-видений, царь сообщал, что Мардук особо интересовался, видел ли он «Великую Звезду, планету Мардук» — прямая ссылка на Нибиру, — а также спрашивал о соседствующих с ней планетах. Когда царь ответил, что это были «бог 30» (Луна, небесный аналог Сина) и «бог 15» (Иштар и ее аналог Венера), ему было сказано, что это сочетание планет не предвещает беды.

Тем не менее ни жители Харрана, ни жители Вавилона не были довольны этим «совместным правлением» богов — так же, как и последователи Иштар и «других божеств». Син, чей храм в Харране был в конечном итоге восстановлен, потребовал, чтобы его храм в Уре вновь стал центром его культа. Иштар жаловалась, что ее золотая целла в Уруке (Эрехе) требует реконструкции, и просила, чтобы ей вернули золотую колесницу, запряженную семью львами. Между строк царской надписи явственно читается, что он устал от претензий и требований разных богов и их жречества.

В тексте, озаглавленном учеными «Набонид и жрецы Вавилона» (эта глиняная табличка в настоящее время хранится в Британском музее), содержится длинный список обвинений, выдвинутых жрецами Мардука против Набонида. Среди его прегрешений — запущенность государственных дел (он не утверждает закон и порядок), экономический спад (разоряются крестьяне, не функционируют торговые пути), неудачные войны (знать погибает в сражениях). Но самое серьезное обвинение — ЭТО бОГОХуЛЬСТВО:

Он сделал изваяние бога, подобного которому не видели на этой земле;

он поместил его в храм

и поднял на пьедестал...

Он украсил его ляпис-лазурью

и возложил не его голову тиару...

Это была статуя необычного бога — невиданного прежде, как подчеркивали жрецы, — с волосами, спускавшимися до самой земли. Его вид был настолько странен, что о нем ничего не знали ни Энки, ни Нинмах, ни «мудрый Адапа». Более того, бога охраняли изваяния двух удивительных животных — один из них олицетворял Демона Потопа, а другой Дикого Быка. Богохульство усугублялось тем, что царь поместил эти «гнусные» изображения в храм Мардука Эсагиль и объявил, что в стране больше не будут отмечать праздник Акиту (наступление Нового года), который считался главным в отождествлении Мардука с планетой Нибиру.

Жрецы во всеуслышание объявили, что бог, покровительствовавший Набониду, теперь отвернулся от него, и что бывшего любимца богов теперь ожидают несчастья. Вслед за этим царь объявил, что покидает Вавилон и отправляется «в длительную экспедицию». На период своего отсутствия он назначил регентом своего сына Валтасара (того самого, о котором рассказывается в Книге пророка Даниила).

Набонид направился в Аравию, а среди его свиты были евреи из числа изгнанников из Иудеи. Он сделал своей резиденцией город Тейма (это название упоминается в Библии) и основал шесть поселений своих последователей; пять из них впоследствии (через тысячу лет) описывались приверженцами ислама как города иудеев. Некоторые ученые считают, что Набонид удалился в пустыню, чтобы подумать о введении монотеизма. Среди свитков Мертвого моря был найден фрагмент текста, в котором говорится, что в Тейме Набонид заболел какой-то кожной болезнью и исцелился лишь после того, как «еврей сказал ему, чтобы он воздал почести Богу Всевышнему». Тем не менее большинство фактов свидетельствуют о том, что он стремился распространить культ бога Луны Сина, символом которого был полумесяц — этот символ впоследствии переняли поклонявшиеся Аллаху жители Аравии.

Каковы бы ни были религиозные воззрения Набо-нида, их не принимали вавилонские жрецы. Поэтому после того, как персидские цари из династии Ахемени-дов захватили Мидийское царство и вторглись в Месопотамию, царь Кир был встречен в Вавилоне не как завоеватель, а как освободитель. Он поступил очень мудро, сразу же отправившись в храм Эсагиль, где «обе его руки взял в свои руки Мардук».

 

Так 539 год до нашей эры стал последним годом независимого Вавилонского царства.

Одним из своих первых указов Кир разрешил иудеям вернуться в Иерусалим и восстановить свой разрушенный Храм. Содержание этого указа, записанного на так называемом «цилиндре Кира» (в настоящее время он хранится в Британском музее), совпадает со сведениями, приведенными в Библии, где говорится, что это было сделано по велению Господа.

Восстановление Храма, которым руководили Эзра и Неемия, было завершено в 516 году до нашей эры — через семьдесят лет после его разрушения, как и предсказывал пророк Иеремия.

 

* * *

История краха Вавилона рассказана в одной из самых загадочных книг Библии, в Книге пророка Даниила. Представляя Даниила как одного из изгнанников из Иудеи, оказавшихся в вавилонском плену, Священное Писание рассказывает, как его вместе с тремя товарищами выбрали служить при дворе Навуходоносора и как он (подобно Иосифу в Египте) занял высокое положение, разгадав вещие сны царя.

Затем Книга Даниила переходит к событиям, случившимся при царе Валтасаре. Во время роскошного пира на стене царского дворца невидимая рука начертала слова: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. Ни один из мудрецов и волхвов царя не смог расшифровать эту надпись. В качестве последнего средства обратились к Даниилу, который уже давно удалился от придворных дел. Даниил растолковал царю Вавилона значение надписи: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему... ты взвешен на весах и найден очень легким... разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

После этого вещие сны стали сниться самому Даниилу. Смущенный, он обратился к ангелам за объяснением. Выяснилось, что каждый их этих снов — это описание событий будущего, которые произойдут после гибели Вавилона и даже после восстановления Храма. Было предсказано падение империи персов, приход греков в лице Александра Македонского, распад империи после его смерти, а также все, что за этим последовало.

Многие современные исследователи — но только не еврейские богословы или отцы христианской церкви — воспринимают эти пророчества (сбывшиеся лишь отчасти) как более поздние «вставки». Как бы то ни было, центральным для всех этих снов, видений и пророчеств является вопрос «когда». Когда наступит время последнего, «вечного» царства?

Это царство будет дано лишь «народу святых Всевышнего» — даже тем, кто умер, потому что они восстанут из мертвых. Даниил снова и снова повторяет свой вопрос когда?

В одном случае ангел отвечает пророку, что времена, когда нечестивый царь попытается изменить законы, продлятся до конца «времени и времен и полувремени» и только после этого царства будут отданы тем, кто поклоняется Господу Всевышнему.

В другой раз ангел сказал: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк».

Когда Даниил в очередной раз задал посланнику Господа вопрос: «Когда будет конец этих чудных происшествий?» — то получил загадочный ответ, что пророчество исполнится «к концу времени и времен и полувремени».

«Я слышал это, но не понял, — пишет Даниил, — и потому сказал: Господин мой! что же после этого будет?»

 

Ответ прозвучал все так же загадочно: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней».

Даниилу, который по-прежнему пребывал в растерянности, было сказано:

А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия

в конце дней...

...сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени.

«В конце дней», когда все народы Земли соберутся в Иерусалиме, им будут даны «уста чистые» (по словам пророка Софонии, само имя которого означает «зашифрованный Господом») — то есть отпадет необходимость в перестановке букв и чтении текстов в обратном порядке.

Вслед за пророком Даниилом мы продолжаем повторять все тот же вопрос. Когда?

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава первая

ЗВЕЗДНЫЕ КАМНИ....................................... 5

Глава вторая

У СУДЬБЫ ДВЕНАДЦАТЬ ОСТАНОВОК Глава третья

БОЖЕСТВЕННЫЕ ПОКОЛЕНИЯ . . Глава четвертая

МЕЖДУ СУДЬБОЙ И РОКОМ Глава пятая

О СМЕРТИ И ВОСКРЕШЕНИИ Глава шестая

КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ: ДНК.................................................... 120

Глава седьмая

ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ, СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ.......................... 142

Глава восьмая

СЕКРЕТНЫЕ КОДЫ, МИСТИЧЕСКИЕ ЦИФРЫ............... 172

Глава девятая

ПРОРОЧЕСТВА: ПОСЛАНИЯ ИЗ ПРОШЛОГО....................... 201

Глава десятая

ПУП ЗЕМЛИ...................................................................................... .223

Глава одиннадцатая

ВРЕМЯ ПРОРОЧЕСТВ.................................................................... 261

Глава двенадцатая

БОГ, КОТОРЫЙ ВЕРНУЛСЯ С НЕБЕС ............. 292

Эпилог. 310

 

Захария Ситчин

КОСМИЧЕСКИЙ КОД

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.