Задолго до появления телевидения людей привлекали драмы, разворачивающиеся в зале суда, и многие судебные процессы вошли в историю. Мы далеко ушли от библейской нормы, когда приговор выносился на основании показаний двух свидетелей. От свидетельских показаний суды перешли к рассмотрению документальных доказательств и даже результатов анализа ДНК
Обнаружив, что строение всех живых существ определяется крошечными молекулами нуклеиновых кислот, которые — объединяясь в цепочки, получившие название хромосом, — несут в себе индивидуальную и наследственную информацию, современная наука сумела расшифровать «буквы» двойной спирали ДНК и прочитать индивидуальный для каждого организма «код». Использование ДНК для доказательства вины или невиновности стало кульминацией судебных драм.
Что это — не имеющее себе равного достижение технологии двадцать первого века? Нет, это научное достижение прошлого, сыгравшее важную роль в судебной драме, происшедшей в далеком прошлом.
Этот знаменитый судебный процесс имел место в Египте в ту эпоху, когда страной правили не люди, а боги, и участниками его были тоже боги. Противниками в суде выступали Сет и Гор, и конфликт зародился еще во времена соперничества двух сводных братьев, Сета и Осириса. Как известно, Сет не погнушался убийством, чтобы избавиться от Осириса и захватить его владения. Сначала он обманом уложил Осириса в сундук, который затем быстро запечатали и утопили в Средиземном море. Однако Исида нашла сундук и при помощи Тота оживила Осириса. Во второй раз Сет разрубил тело Осириса на четырнадцать частей. Инанна разыскала разбросанные куски, собрала из них тело супруга и мумифицировала его, что послужило основой для веры в загробную жизнь. Не смогла она найти лишь фаллос Осириса — Сет уничтожил его, чтобы лишить своего врага способности иметь потомство.
Исида, полная решимости родить сына, который отомстит за отца, обратилась за помощью к Тоту, Хранителю Божественных Тайн. Выделив «сущность» Осириса из мертвого тела, Тот помог Исиде забеременеть, и она родила сына по имени Гор.
Эта «сущность» (не семя!), как нам теперь известно, представляла собой не что иное, как ДНК — нуклеиновые кислоты, имеющие вид двойной спирали и соединяющиеся в цепочки, образуя парные хромосомы (см. рис. 38Ь). При зачатии, когда мужской сперматозоид проникает в женскую яйцеклетку, двойные спирали расцепляются, и одна мужская нить соединяется с одной женской, в результате чего образуется новая двойная спираль ДНК, определяющая наследственные признаки потомства. Поэтому для зачатия очень важно не только соединить две ДНК, но и добиться разделения — раскручивания — двойных спиралей с последующим соединением нитей из разных источников в новую двойную спираль ДНК
Древнеегипетские рисунки дают основание предполагать, что Тот — сын Птаха/Энки — был хорошо знаком с этим биогенетическим процессом и использовал его в своих генетических экспериментах. На одной из фресок из Абидоса (рис. 40) изображен фараон Сети I, который выступает в роли Осириса. Бог Тот возвращает мертвому Осирису жизнь (символ «акх»), получая от него две отдельные нити ДНК. На одной из иллюстраций из египетской Книги Мертвых изображено рождение Гора (рис. 41) — две «богини рождения» помогают Тоту, держа по одной нити ДНК, а двойная спираль ДНК разделяется, чтобы только одна нить соединилась с нитью ДНК Исиды (на рисунке она держит новорожденного Гора).
Исида растила ребенка, никому не открывая тайны. Когда он возмужал, мать решила, что пришла пора заявить о своем праве на наследство отца. Поэтому однажды — к великому удивлению Сета — перед Советом Богов предстал Гор и объявил, что является сыном и наследником Осириса. Просто отмахнуться от этого крайне важного заявления было никак невозможно. Неужели юный бог действительно сын умершего Осириса?
Рис. 41.
Как говорится в одном из древних текстов, известном под названием «Папирус Честера Битти I», появление Гора удивило собравшихся на Совет Богов, и в первую очередь Сета. Когда совет принялся рассматривать неожиданное заявление, Сет внес компромиссное предложение: прекратить обсуждение и дать ему возможность встретиться с Гором и попробовать уладить дело полюбовно. Он пригласил Гора погостить у него в доме, и юный бог согласился. Однако Сет, который уже однажды обманул Осириса, задумал новую уловку.
Когда настала ночь, для Сета и Гора расстелили постель, и они легли на ложе вдвоем. Думая, что Гор уснул, Сет излил свое семя между бедер Гора.
После того как обсуждение в Совете Богов возобновилось, Сет выступил с удивительным заявлением. Теперь уже неважно, сказал он, является ли Гор действительно сыном Осириса. Теперь семя Сета находится внутри Гора, что делает его наследником Сета, а не его предшественником в очереди наследования.
Однако возражение Гора еще больше поразило богов. Наоборот, заявил Гор, именно Сет, а не он сам должен быть отодвинут назад в очереди на наследство Осириса. Он рассказал, что не спал в тот момент, когда излилось семя Сета, и «собрал его в ладони». Утром он рассказал о происшествии матери, и у той созрел оригинальный план. Она посоветовала Гору излить свое семя в чашку, а затем побрызгала им салат в саду Сета — любимый завтрак хозяина. Таким образом Сет, даже не подозревая об этом, съел семя Гора. Поэтому, сказал Гор, мое семя находится внутри Сета, и теперь он должен следовать за мной в списке наследников трона Осириса, а не наоборот...
Озадаченный Совет Богов обратился к Тоту, чтобы он разрешил спор. Используя знания в области генетики, он проанализировал семя, которое Исида сохранила в горшке, и выяснил, что оно принадлежит Сету. Затем он обследовал Гора и не обнаружил у него в организме следов ДНК Сета. При обследовании Сета в его желудке была найдена ДНК Гора.
Выступая в роли судебного эксперта и обладая техническими возможностями, еще не достижимыми для современной науки, Тот представил результаты анализа ДНК Совету Богов. Все единогласно проголосовали за передачу власти над Нижним Египтом Гору.
(Отказ Сета выполнить волю Совета Богов привел к конфликту, который мы назвали Первой войной пирамид и в котором Гор впервые в истории привлек людей к участию в войне богов. Подробно эти события описаны в книге «Войны богов и людей».)
Новейшие открытия в области генетики проливают свет на кажущиеся на первый взгляд странными законы наследования богов и свидетельствуют об их глубоком знании биогенетики
Важная роль супруги-сестры в законах наследования, действовавших среди богов Месопотамии и Египта, нашла отражение и в греческих мифах, повествующих о жизни богов. Древние греки называли первую божественную чету, появившуюся из хаоса, Геей («Земля») и Ураном («Небо»). У них родились двенадцать титанов — шесть мужчин и шесть женщин. Браки между братьями и сестрами и многочисленное потомство стали причиной последующих конфликтов. В результате главенство захватил младший из титанов Крон, женой которого была его сестра Рея. У них было три сына: Гадес, Посейдон и Зевс, — а также три дочери: Гестия, Деметра и Гера. Несмотря на то что Зевсу удалось занять трон отца, он был вынужден разделить свое правление с братьями. Они поделили между собой Землю — по некоторым версиям при помощи жребия — примерно так же, как Ану, Эн-лиль и Энки. Зевс стал богом Неба (хотя обитель его находилась на земле, на горе Олимп), Гадесу достался подземный мир, а Посейдон получил водные пространства.
Три брата и три сестры — дочери Крона и Реи — составляли первую половину круга Олимпийцев, состоящего из двенадцати богов. Шестеро других были детьми Зевса от разных богинь. Одна из них, Лето, родила ему первенца — великого греческого и римского бога Аполлона. Однако когда пришло время назначить законного наследника, Зевс обратился к собственным сестрам. Самая старшая из них, Гестия, слыла затворницей и была слишком стара или больна, чтобы выходить замуж и рожать детей. Тогда Зевс принялся обольщать среднюю сестру, Деметру, но она вместо сына родила ему дочь Пер-сефону. Поэтому Зевс решил жениться на своей младшей сестре Гере, которая подарила ему сына Ареса и двоих дочерей (Илитию и Гебу). Когда греки и римляне, утратившие знания о внешних планетах Солнечной системы, давали имена известным им планетам, одну из них они назвали в честь Ареса (Марса), который хотя и не был первенцем Зевса, но считался его законным наследником.
Все это подчеркивает, какое значение придавалось жене-сестре в анналах богов. Проблема наследования возникала постоянно: кто должен унаследовать престол — первенец или законный наследник, если второй был рожден единокровной сестрой? Похоже, этот спор оказывал решающее влияние на ход событий на Земле с того самого момента, когда Энлиль присоединился к Энки на нашей планете, а соперничество распространилось и на их сыновей (Нинурту и Мардука соответственно). В египетских мифах подобный спор разгорелся между наследниками Ра Сетом и Осирисом.
Вражда время от времени перерастала в настоящую войну (Гор в конечном итоге одержал верх над Сетом в поединке, состоявшемся в небе над Синайским полуостровом). Такие же споры из-за наследства имели место и на Нибиру, и сам Ану пришел к власти в результате ожесточенной борьбы.
Подобно обычаю, когда вдова, оставшаяся без сына, могла потребовать, чтобы брат умершего мужа «познал» ее и стал «суррогатным» отцом наследника, законы наследования аннунаков, отдававшие предпочтение сыну, рожденному единокровной сестрой, нашли отражение в традициях, которым следовали Авраам и его потомки. В случае с Авраамом первенцем был Измаил, рожденный служанкой Агарью. Однако законным наследником считался Исаак, родившийся у Авраама и Сарры в преклонном возрасте после божественного вмешательства. Почему? Потому что Сарра приходилась Аврааму единокровной сестрой. «Да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою», — объяснял Авраам.
Браки с единокровными сестрами были распространены среди египетских фараонов — как средство узаконить правление и право наследства. Тот же обычай мы встречаем у вождей инков в Перу, причем соблюдался он настолько строго, что природные катастрофы во времена правления одного из вождей объяснялись его женитьбой на женщине, которая не приходилась ему единокровной сестрой. Этот обычай инков уходит своими корнями в легенды о происхождении народов Анд, в которых утверждается, что бог Виракоча создал четырех братьев и четырех сестер, образовавших супружеские пары. Одна из этих супружеских пар получила золотой посох, при помощи которого можно было обнаружить «пуп Земли» на территории Южной Америки, и основала царство в городе Куско (древней столице инков). Именно поэтому вожди инков — при условии, что они рождались у супругов, которые были единокровными братом и сестрой — имели все основания объявлять себя прямыми потомками бога-творца Виракочи.
(Согласно легендам народов Анд Виракоча был Великим Богом Неба, спустившимся на землю в глубокой древности и выбравшим ареной своей деятельности регион Анд. В книге «Потерянные царства» мы отождествили его с месопотамским богом Ададом, или хеттским Тешубом, и указали на множество других — помимо обычая брать в жены единокровных сестер — сходных черт между древними культурами Анд и Ближнего Востока.)
Упорство, с которым поддерживалась традиция браков между единокровными братьями и сестрами, а также значение, придаваемое этому обычаю богов и простых смертных, на первый взгляд кажется поразительным. В лучшем случае этот обычай представляется не более чем стремлением сохранить власть в руках семьи, а в худшем — источником генетического вырождения Почему же легенды настойчиво утверждают, что анну-наки (примером тому могут служить неоднократные попытки Энки получить сына от Нинмах) стремились иметь сына именно от такого союза? Чем же были так
привлекательны гены единокровной сестры — родной дочери матери, но не отца мужчины?
В поисках ответа полезно изучить другие библейские обычаи и традиции, имеющие отношение к отцовству и материнству. Времена Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа принято называть патриархальными, и большинство людей скажет вам, что изложенная в Ветхом Завете история представляет собой мужскую точку зрения. Однако факты свидетельствуют об обратном — именно матери руководили процессом, который в глазах древних народов придавал субъекту рассказа статус «существующего» — выбором имени. И действительно, не только родившийся ребенок, но и место, город, страна не считались существующими, пока не получали имени.
Эти представления уходят корнями в незапамятные времена. Так, например, дабы создать у читателя представление о том, что повествование относится к тому времени, когда еще не закончилось формирование Солнечной системы, первые строчки мифа творения «Энума элиш» звучат так:
Когда вверху не названо небо, А суша внизу была безымянна...
А в таком важном деле, как выбор имени сына, решающее слово принадлежало богам или матери. Когда «элогим» создали Homo sapience, они сами назвали новое существо Адамом (Бытие, 5:2), но когда человек обрел способность к размножению, именно Ева, а не Адам, получила право и привилегию выбрать имя своего первенца Каина (Бытие, 4:1), а также Сифа, который заменил убитого Авеля (Бытие, 4:25).
В самом начале «эры патриархов» (!) право выбрать имя для двоих сыновей Авраама было дано божественным существам. Его первенец, рожденный служанкой жены Агарью, был назван Измаилом Ангелом Господним (Бытие, 16:11), а законный наследник Исаак (Ицхак — «Тот, кто вызывает смех», потому что Сарра рассмеялась, услышав слова Господа о том, что у нее будет сын — Бытие, 17:19, 18:12) получил свое имя от одного из трех божественных существ, которые посетили Авраама перед уничтожением Содома и Гоморры. В отношении двух сыновей Исаака и Ребекки, Исава и Иакова, Библия не сообщает нам никаких подробностей (в Ветхом Завете просто приводятся их имена). Однако далее указывается, что Лия сама давала имена сыновьям, рожденным ею самой и ее служанкой от Исаака, и точно так же поступала Рахиль (Бытие, главы 29 и 30). Несколько столетий спустя, когда народ Израиля поселился в Ханаане, именно матери давали имена Самсону (Книга Судей, 13:24) и Самуилу (1 Книга Царств, 1:20).
В шумерских текстах не содержится такого рода информации. Нам неизвестно, к примеру, кто выбирал имя Гильгамешу — его мать-богиня или отец, который был верховным жрецом. Однако в легенде о Гильгамеше есть важный ключ к разгадке этой тайны: в тесте подчеркивается роль матери при определении иерархического статуса сына.
Вспомним, что поиски бессмертия, доступного лишь богам, сначала привели его на «место приземления» в Кедровых горах. Там Гильгамеша и его товарища Энкиду остановили робот-стражник и Небесный Бык. Затем Гильгамеш отправился к космопорту на Синайском полуострове. Подходы к нему охраняли устрашающего вида стражи: «Грозен их вид, их взоры — гибель, их мерцающий блеск повергает горы» (рис. 42). Однако Гильгамешу смертельное оружие не причинило вреда, и тогда один из стражей крикнул товарищу:
Тот, кто подходит к нам, — плоть богов — его тело!
Рис. 42.
Получив разрешение приблизиться, Гильгамеш подтвердил предположение стражника: он действительно оставался неуязвимым для смертоносных лучей, потому что его тело было «плотью богов». Он был даже не полубогом, а на две трети богом — божественное происхождение имел не его отец, а мать, которая была одной из женщин аннунаков.
Мы убеждены, что именно в этом кроется ключ к разгадке тайны законов наследования и других аспектов, подчеркивающих роль матери. Именно через нее герой или наследник (независимо от того, был ли это один из аннунаков или библейский патриарх) получал дополнительную «дозу статуса».
Это утверждение не имело смысла даже в 1953 году, после открытия двойной спирали ДНК и процесса разъединения двух нитей, предназначенного для того, чтобы вновь соединилась одна нить из материнской яйцеклетки и одна нить из отцовского сперматозоида и потомству передались бы наследственные признаки обоих родителей. И действительно, эти знания не позволяют объяснить заявление Гильгамеша о том, что он на две трети бог.
И только в 80-х годах двадцатого века утверждения, прозвучавшие в древних текстах, начали обретать смысл. Это произошло после того, как ученые обнаружили, что в клетках человека присутствует не только ДНК в виде двойной спирали, образующей хромосомы, но и еще одна разновидность ДНК, которая находится вне клеточных ядер. Эта разновидность получила название митохондриальной ДНК (мтДНК), а вскоре выяснилось, что передается она только по женской линии, то есть не расщепляется и не рекомбинирует с мужской ДНК
Другими словами, если мать Гильгамеша была богиней, то он унаследовал половину ее обычной ДНК плюс мтДНК, что делало его на две трети богом.
Открытие мтДНК и особенностей ее передачи позволило ученым сделать вывод, что все люди произошли от «одной митохондриальной Евы», которая жила в Африке примерно 250 тысяч лет назад.
Поначалу ученые полагали, единственная функция мтДНК — это обеспечивать клетку энергией, необходимой для бесчисленных биологических и химических реакций. Однако вскоре выяснилось, что митохондриаль-ная ДНК состоит из 37 генов, организованных в кольцевую структуру, напоминающую браслет, и что этот «браслет» содержит 16 тысяч пар генетических «букв» (для сравнения — каждая из хромосом ядра, половина которой наследуется от одного из родителей, состоит из 100 тысяч генов, или более чем трех миллиардов основных пар «букв»).
Потребовалось еще десять лет, чтобы понять, что нарушение функций мтДНК может привести к дегенеративным изменениям в организме, и особенно в нервной системе, сердечной и скелетных мышцах, а также почках. В 90-х годах двадцатого века ученые доказали, что дефекты («мутации») мтДНК также негативно влияют на выработку организмом 13 важных белков, что приводит к серьезным заболеваниям. Список этих заболеваний, опубликованный в 1997 году в журнале «Scientific American», начинается с болезни Альцгеймера и включает в себя различные расстройства зрения и слуха, а также нарушения работы мышц, костного мозга, сердца, почек и головного мозга.
Эти генетические заболевания представляют собой лишь часть более длинного списка болезней, которые вызываются дефектами ДНК, содержащейся в ядрах клеток. По мере расшифровки генома — полного генетического кода — человека (эта задача лишь недавно была решена для простейшей бактерии), становилась понятна функция каждого из генов (и, как обратная сторона медали, последствия его повреждения). Нарушение работы гена, отвечающего за синтез в организме определенного белка, энзима или другого соединения, может привести к раку молочной железы, замедлять формирование костной ткани, вызывать потерю слуха или зрения, сердечные болезни, ожирение или потерю веса — и так далее.
Интересно отметить, что именно с таким списком генетических болезней мы сталкиваемся в шумерских текстах, повествующих о том, как Энки при поддержке Нинмах создавал «примитивного рабочего». Попытка соединить нити ДНК гоминида с нитями ДНК аннуна-ков, чтобы получить новый гибрид, вылилась в процесс проб и ошибок, и поначалу получались существа либо с отсутствующими органами или конечностями, либо с их избытком. Вавилонский жрец Берос, который в третьем веке до нашей эры составил для греков историю шумеров, описал неудачные попытки создателей человека, сообщив о существах с двумя головами на одном теле. Подобные «монстры» встречаются на шумерских рисунках (рис. 43а) наряду с другой аномалией, существом по имени Усму с одной головой и двумя лицами (рис. 43Ь).
Отдельно упоминается существо, которое не могло удерживать мочу, а также создание со слабым зрением, трясущимися руками, с больной печенью и сердцем; еще один экземпляр человека преждевременно постарел. В тексте, получившем название «Энки и Нинмах: сотворение человека», описываются и другие уродства (негнущиеся руки, парализованные ноги), а также говорится о том, что Энки проявил сострадание и не уничтожил ущербных существ, а нашел каждому из них подходящее занятие. Так, например, человека со слабым зрением он наделил «искусством пения» — ему незачем было хорошо видеть.
Каждому из этих существ Энки определил судьбу. Затем он предложил Нинмах самой заняться генетическими экспериментами. Результат получился просто ужасающим: «голова его была слаба, глаза его были слабы, шея его была слаба, жизнь дрожала, трепетала. Легкие слабые, сердце слабое, кишки его были слабы. Руки, голова трясутся, поднести ко рту хлеба он не может, его спина была слаба; его плечи дрожат, его ноги дрожат, по ровному месту ходить он не может». Однако Нинмах постепенно научилась исправлять различные дефекты и со временем достигла такого совершенства, что могла создавать существа с заранее известными характеристиками:
Человеческое созданье — хорошо ли оно, дурно ли оно —
Как мне сердце подскажет, такую судьбу ему
присужу — или добрую, или злую.
Современная наука тоже достигла той стадии, когда мы можем вставить или заменить тот или иной ген с известными функциями, а также попытаться предотвратить или вылечить определенное заболевание или дефект. Новые биотехнологии переживают бурный рост, открывая безграничные возможности для медицины (и рынка акций). Мы научились даже выполнять операции, получившие название трансгенной инженерии — перенос генов между различными видами. Такое стало возможно лишь потому, что весь генетический материал на планете, начиная с простейших бактерий и до самых сложных организмов (человек), все, что бегает по земле, летает по воздуху, плавает в воде или растет, состоит из букв единого генетического «алфавита» — одних и тех же нуклеиновых кислот, образующих «семена жизни», занесенные в нашу Солнечную систему планетой Нибиру.