Народы древности свято верили, что наука — понимание происходящего на небе и на земле — принадлежит богам. Это была «тайна богов», которую либо скрывали от человечества, либо время от времени частично открывали избранным людям — посвященным в божественные секреты.
Шумеры утверждали, что все свои знания они получили от богов, и именно боги заложили сохранившийся на протяжении нескольких тысячелетий фундамент Науки и Религии, рационального и оккультного.
Сначала было Тайное Знание, которое после того, как человечеству был дарован Разум, превратилось в Священную Мудрость — основу человеческой цивилизации и прогресса. Что касается секретов, которые боги не открыли людям, они в конечном итоге оказались разрушительными для человечества. Остается лишь гадать, чем вызван непрекращающийся поиск (иногда под маской мистицизма) «того, что скрыто», — желанием сравняться с богами или страхом перед судьбой, которую боги — на тайных совещаниях или в секретных кодах — предназначили человечеству.
О знаниях, которыми боги поделились с человеком после того, как даровали ему мудрость и разум, можно судить по упреку, с которым обратился Господь к Иову, указывая ему, что он (в отличие от Бога) не знает. «Скажи, если знаешь», — обращается Господь к страдающему Иову.
Кто положил мер)' ей, если знаешь?
или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее...
Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых.
Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли
и видит под всем небам.
Этими словами библейский Бог возразил Иову (глава 28), желавшему знать, почему ему выпала такая судьба. Знания человека — мудрость и разум — не могут сравниться со знаниями Бога, и поэтому нет никакого смысла задавать вопросы или пытаться постичь волю божью.
Такое отношение древних к мудрости и пониманию тайн неба и земли — то есть науке как к божественной области, доступ в которую позволен лишь немногим избранным из простых смертных, — нашло отражение не только в канонических текстах, но и в мистическом учении Каббалы, согласно которому Божественное Присутствие, символом которого является Венец Бога, покоится на Мудрости (Чохма) и Разуме (Бина) (рис. 45). Это те же самые компоненты научного знания, о которых было сказано Иову.
Упоминания о Чохме («мудрости») в Ветхом Завете свидетельствуют о том, что она считалась даром Бога, поскольку именно Владыка Вселенной обладал мудростью, необходимой для создания неба и земли. «Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих», — гласит 104 псалом, в котором шаг за шагом описывается работа Творца. Когда Господь наделяет мудростью избранных людей, говорит Библия, он делится с ними тайными знаниями о небе, земле и всем, что населяет землю. В Книге Иова эти знания называются «тайнами мудрости», которые не были открыты главному герою.
Знакомство человечества с тайными знаниями — через избранных богами людей — началось еще до Великого потопа. Адапе, сыну Энки, которому были дарованы мудрость и разум (но не вечная жизнь), Ану показал вселенную «от края небес до выси небесной», причем не только как захватывающую картину. Адапе приписывают авторство текста под названием «Сочинения, касающиеся времени; (от) божественного Ану и божественного Энки». В этом труде рассматривались вопросы измерения времени и составления календаря. С другой стороны, в «Мифе об Адапе» прямо указывается, что Адапа обучался искусству медицины и врачевания в Эриду. Это был разносторонний ученый, владевший знанием как небесных, так и земных материй; кроме того, его назначили верховным жрецом Эриду — возможно, это было первое объединение науки и религии.
Шумерские источники рассказывают еще об одном избранном, который жил до Великого потопа. Он тоже побывал в небесной обители аннунаков, где ему были открыты божественные тайны. Этот человек происходил из города Сиппара («город птиц»), культового центра Уту/Шамаша, и вполне возможно, был сыном этого бога, то есть полубогом. Его звали ЭН.МЕДУР.АН-НА или ЭН.МЕ.ДУР.АН.КИ («Хозяин Божественных Таблиц, касающихся Небес» или «Хозяин Божественных таблиц, касающихся связи небо—земля»), и он был вознесен на небо, где получил тайные знания. В роли его учителей и покровителей выступали боги Уту/Шамаш и Ишкур/Адад.
В Яркам Храме Шамаш назначил, его (жрецом).
Шамаш иАдад (взяли его) на собрание (богов)...
Ему открыли, как наблюдать за водой и маслом, (открыли) тайну Ану, Энлила и Энки.
Они передали ему Божественную Табличку
(с выгравированными?) тайнами Небес и Земли.
Они вложили в его руку стило из кедра, любимый инструмент великих богов.
Они научили его делать вычисления с помощью цифр
В «Мифе об Адапе» прямо не говорится об этом, но главному герою, по всей видимости, разрешили — или даже потребовали — поделиться своими знаниями с человечеством. Иначе зачем он писал свою знаменитую книгу? В случае с Энмедуранки тоже было дано разрешение поделиться приобретенными знаниями — только с ограниченным кругом людей — жрецами, передающими свой титул от отца к сыну, начиная с Энмедуранки.
Мудрый ученый муж, охраняющий тайны великих богов, свяжет своего любимого сына клятвой
перед Шамашем и Ададом.
Перед Божественной Табличкой со стилом в руке
он раскроет ему тайны богов.
На глиняной табличке с древним текстом (в настоящее время она хранится в Британском музее) имеется постскриптум: «Так была создана линия жрецов, тех, кому разрешается приближаться к Шамашу и Ададу».
В Библии упоминается о вознесении на небо жившего до Великого потопа патриарха Еноха — седьмого по счету, как и Энмедуранки в Шумерском царском списке. Об этом необычном событии в Священном Писании сказано лишь то, что Енох в возрасте 365 лет был взят Богом. К счастью, до нас дошли два варианта апокрифической Книги Еноха, в которой подробно описывается пребывание главного героя на небесах. Нам, однако, неизвестно, насколько древним является ее оригинальный источник и какова доля фантазии и домыслов в этих двух версиях, составленных на заре христианской эпохи. Тем не менее содержание книги заслуживает анализа — если не из-за параллелей с мифом о Энмедуранки, то в связи с еще одним — более кратким, но не менее обстоятельным — изложением этой истории в другом апокрифе — Книге Юбилеев.
Рис. 46.
Из этих источников становится ясно, что Енох совершил не одно, а два путешествия на небо. Во время первого путешествия его познакомили с «тайнами Небес» и поручили по возвращении поделиться полученными знаниями с сыновьями. Попав в обители Господа, Енох прошел череду небесных сфер. На седьмом небе он получил возможность увидеть форму планет, а на восьмом небе стал различать созвездия. Девятое небо было «домом двенадцати знаков Зодиака». На десятом небе находился Небесный Престол.
(Следует отметить, что по утверждению шумерских текстов обитель Ану находилась на Нибиру, считавшейся десятой планетой Солнечной системы. В учении Каббалы путь в обители Всемогущего Бога лежит через десять сефирот — этот термин обычно переводится как «сияние», но изображается в виде концентрических сфер (рис. 46). Центральная сфера носит название Йесод («Основание»), восьмая и девятая называются соответственно Чохма и Бина, десятая Кетер, или «Венец» Всевышнего. За пределами сфер простирается Эйн Соф, или «Бесконечность».)
www.e-puzzle.ru
В сопровождении двух ангелов Енох прибыл к цели своего путешествия, Престолу Господа. Здесь ангелы сняли земные одежды Еноха, умастили его тело благовониями и облачили в небесные одежды (как Адапу). Один из служителей Господа, архангел Вревоиль, принес книги из «тайного хранилища», вручил Еноху «трость писчую» и повелел записывать все, что архангел будет диктовать ему. В течение тридцати дней и тридцати ночей Вревоиль диктовал, а Енох записывал «о солнце, луне, звездах, об их движении и изменении; о временах года, летах, днях и часах; о восхождении облаков и дуновении ветров; об ангельских числах и песнях воинства; о жизни человеческой, заповедях и поучениях; о сладкоголосом пении и обо всем, чему следует поучиться».
Согласно Книге Еноха все эти обширные знания, «тайны ангелов и Бога», были записаны в 360 священных книгах, которые Енох взял с собой на землю. Призвав к себе сыновей, он показал им книги и растолковал их содержание. Во время объяснений небо внезапно потемнело, и те же ангелы, что вернули Еноха на землю, вновь вознесли его на небеса; произошло это в 365 день рождения патриарха. В Библии об этом событии имеется лишь краткое упоминание: «Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его».
Примечательно, что во всех этих трех историях (об Адапе, Энмедуранки и Енохе) присутствуют два божественных существа. У ворот Ану Адапу встретили и стали сопровождать два юных бога, Думузи и Гизидда; учителями и покровителями Энмедуранки были Шамаш и Адад, а Еноха наставляли два архангела. Вероятно, именно эти мифы послужили прообразом для ассирийского рисунка Ворот Ану, которые охранялись двумя «орлами». На воротах виден символ Нибиру, а их местоположение на небе подчеркивается символом Земли (седьмая планета), Луны и всей Солнечной системы (рис. 47).
Рис. 47.
Другой заслуживающий внимания аспект (правда, не такой очевидный в случае с Енохом) состоит в том, что дарованные богами мудрость и разум делают избранного человека не просто ученым, но и жрецом — более того, основателем династии священников. С этой же традицией мы сталкиваемся в Библии: во время скитаний по Синайской пустыни библейский Бог выбрал Аарона (брата Моисея) и его сыновей в качестве священников (Исход, 28:1). Моисей и Аарон, принадлежавшие к избранному колену Левиев — причем как со стороны отца, так и со стороны матери (исход, 2:1), — получили сверхъестественные способности, позволявшие им совершать чудеса и вызывать бедствия, что должно было убедить фараона отпустить народ Израиля. Затем Аарон и его сыновья были посвящены в сан священников — говоря современным языком, «повышены в должности» — и наделены мудростью и знаниями. Третья книга Моисеева, или Левит, проливает свет, какие именно знания были открыты Аарону и его сыновьям: тайны ведения календаря (довольно сложного, поскольку он был лунно-солнечным), знание человеческих болезней и искусство врачевания, а также сведения в области ветеринарии. Подробная анатомическая информация, содержащаяся в некоторых главах Левита, позволяет предположить, что израильские священники могли получать «практические» уроки анатомии. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что глиняные модели человеческих органов с написанными на них медицинскими текстами были распространены в Вавилоне задолго до Исхода (рис. 48).
Рис. 48.
(Библия описывает царя Соломона как «мудрейшего из людей», знавшего многие виды растений, животных и рыб. Помимо Мудрости и Разума — данных Богом — у него были обширные приобретенные знания.)
Династия священников, начавшаяся с Аарона, должна была строго соблюдать законы благочестия, включавшие в себя и ограничение на браки. Существовали строгие предписания, на ком могли жениться священники, чтобы их род не «осквернялся», а при появлении у мужчины неполноценного потомства всем последующим поколениям запрещалось исполнять обязанности священника — Бог, благословивший род Аарона, следил за его чистотой.
Эти ограничения вызывали удивление у многих поколений исследователей Библии, и их истинный смысл открылся лишь после начала изучения ДНК В 1997 году интернациональный коллектив ученых опубликовал в журнале «Science» статью, в которой сообщалось, что у евреев, ведущих свое происхождение от Аарона, был обнаружен «ген священников». Иудейские традиции, сохранившиеся неизменными до наших дней, требуют, чтобы определенные ритуалы и молитвы во время субботы и других праздников исполняли только «коэн». Этот термин, который означает «священник», впервые употребляется в Библии в отношении Аарона и его сыновей. С тех пор это звание передавалось через поколения от отца к сыну, и стать «коэн» можно было единственным способом — родиться у отца священника. Это привилегированное положение часто подчеркивалось использованием термина «коэн» в качестве фамилии (он трансформировался в такие фамилии, как Кан, Коган, Кун) или в качестве прилагательного, добавлявшегося к имени человека (например Ха-Коэн, или «священник»).
Именно генеалогия по мужской линии в иудейской традиции, связанной со священниками «коэн», заинтересовала группу исследователей из Израиля, Англии, Канады и США. Сосредоточив свое внимание на мужской Y-хромосоме, передающейся от отца к сыну, они обследовали сотни «коэнов» из разных стран и обнаружили, что большинство из них имеют уникальные «маркеры» на хромосоме. Это справедливо как для евреев ашкенази (из Восточной Европы), так и для сефардов (из Ближнего Востока и Африки). Две ветви еврейского народа разделились после разрушения римлянами Иерусалимского Храма в 70 году нашей эры, и это обстоятельство указывает на древность общих генетических «маркеров».
«Простейшее и самое понятное объяснение заключается в том, что все эти мужчины имеют Y-хромосому Аарона», — писал доктор Карл Скореки из Израильского технологического института в Хайфе.
В рассказах о тех людях, которым было открыто тайное знание, утверждается, что полученная информация была записана в «книгах». Разумеется, речь идет не о современных книгах — скрепленных вместе листах с текстом. Многие тексты, найденные в пещерах неподалеку от Мертвого моря в Израиле, получили название «Свитков Мертвого моря», потому что они написаны на листах пергамента (сделанных преимущественно из козьих шкур), сшитых между собой и скрученных в трубку. Аналогичным образом и в наши дни свернуты «Свитки Торы» (первые пять книг Еврейской Библии). Библейские пророки (особенно Иезекииль) считали свитки частью божественных посланий. В Древнем Египте записи велись на папирусе — листах «бумаги», изготавливавшейся из тростника, который рос на берегах Нила. Самые первые памятники письменности — шумерские — представляли собой глиняные таблички; на сырой глине тростниковой палочкой наносились значки, а после высыхания глины табличка становилась твердой и прочной.
В какой же форме были написаны «книги» Адапы, Энмедуранки и Еноха (перу последнего принадлежали 360 книг)? Помня о том, что все эти мудрецы жили еще до Всемирного потопа — за тысячи лет до возникновения шумерской цивилизации — можно предположить, что их книги отличались от тех разновидностей «книг», которые появились в более поздние времена (несмотря на хвастливые заявления ассирийского царя Ашурбани-пала, что он может прочесть «до-потопные письмена»). Поскольку в каждом случае содержание книг диктовали боги, логично допустить, что все записи делались значками, которые в некоторых шумерских и аккадских текстах называются «китаб илани» — «письмо богов». Упоминание о письменности аннунаков можно встретить, к примеру, в текстах, связанных с восстановлением старых храмов; в них утверждается, что реконструкция велась по древним рисункам и «записям Верхнего Неба». Кроме того, шумеры поклонялись богине Нисабе (иногда ее имя произносилось как Нидаба), покровительнице писцов, которая вела все записи богов; символом этой богини считалось Священное Стило.
Упоминание о «письме богов» встречается также в древнем хеттском тексте, названном учеными «Песнь об Улликумми». Этот текст написан на глиняных табличках, найденных на месте древней столицы хеттов Хатту-ши (в центральной части Турции). В нем рассказывается о том, как бог, которого хетты называли Кумарби, породил каменное чудовище Улликумми, создав его из «диоритовой скалы» — чудовище должно было бросить вызов другим богам. Боги, которые не могли справиться с Улликумми, поспешили в обитель Энки в Нижнем мире, чтобы получить от него «таблички древних слов», на которых записана их судьба. Однако после того, как были открыты «старые склады» и сняты «древние печати», выяснилось, что надписи сделаны древним текстом и для их прочтения нужно призвать «богов минувшего».
В Египте Божественным Писцом считался бог Тот. Именно он запечатлел на табличке решение Совета Богов, признавшего Гора законным наследником Осириса, и поместил эту табличку «в небесный Зал Записей». Помимо записей для нужд богов Тоту приписывалось сочинение книг для обучения простых смертных. Египтяне утверждали, что Книга Мертвых была собственноручно написана Тотом как руководство для путешествия в загробную жизнь. В более кратком труде, который египтяне называли Книгой Дыхания, мы также находим утверждение, что писал ее сам Тот. А в «Рассказах магов», о которой мы уже упоминали выше, содержится рассказ о живых, но лишенных возможности двигаться царе и царице, наказанных Тотом и охранявших собственноручно написанную им книгу. В этой книге были изложены тайные знания, касающиеся строения Солнечной системы, астрономии и ведения календаря. Когда охотник за «древними книгами и священными текстами» проник в подземную комнату, он увидел, что эта книга сияет, подобно солнцу.
Что представляли собой эти божественные книги и на каком языке они были написаны?
Имя-эпитет Энмедуранны, «Хозяин Божественных Таблиц, касающихся Небес», привлекает наше внимание к термину ME, который в данном случае переводится как «божественные таблицы». На самом деле нам неизвестно, как выглядели ME — были ли это таблицы или нечто похожее на современные компьютерные чипы памяти или компакт-диски. Они достаточно малы, чтобы их можно было держать в одной руке — вспомним, как Инанна/Иштар, желая возвысить свой город, обманом получила у Энки несколько ME с тайными знаниями, составлявшими основу высокоразвитой цивилизации. Вспомним также эпизод, когда бог Зу похитил у Энлиля Таблицы Судеб с «небесными формулами». Возможно, нам удастся представить, как они выглядели, лишь заглянув в технологию грядущих тысячелетий.
Отложив вопрос о записях богов и сохранении информации для собственных нужд, попробуем понять, какой язык и какая система письма применялись при передаче тайных знаний землянам. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с описанными в Библии событиями на горе Синай.
Подобно тому, как Енох оставался на небе тридцать дней и тридцать ночей, записывая диктовавшиеся ему сведения, Библия сообщает нам, что Моисей провел на вершине горы Синай «сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исход, 34:28).
Правда, это был второй комплект «скрижалей», поскольку первый Моисей в гневе разбил — после предыдущего посещения горы Синай. Библия приводит гораздо больше подробностей — причем удивительных — относительно первых священных текстов, прямо указывая, что они были собственноручно написаны Богом!
Начало этой истории рассказано в 24-й главе Книги Исхода. Моисей, Аарон с двумя сыновьями и семьдесят «старейшин Израилевых» были приглашены на гору Синай, на вершину которой опустился Господь в своем «каводе». Избранные видели присутствие Господа в виде сияния, проникавшего сквозь густое облако. Затем на вершину горы был приглашен один Моисей, где он получил Тору («Закон») и Заповеди, уже написанные самим Богом:
И сказал Господь Моисею:
взойди ко Мне на гору и будь там:
и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их.
Исход, 24:12.
«Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей». Затем Бон
...перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал
ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.
Исход, 31:17-
Другие удивительные подробности о скрижалях и о том, как они выглядели, содержатся в 32 главе Книги Исхода, в которой описываются события, произошедшие после того как необъяснимо (для народа) долго отсутствовавший Моисей спустился с вершины горы Синай.
И обратился и сошел Моисей с горы;
в руке его [были] две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон:
и на той и на другой стороне написано было;
скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий.
Исход, 32.15-16.
Две каменные скрижали, созданные самим Богом и исписанные с обеих сторон «письменами Божьими», что подразумевает и язык и шрифт. Господь собственноручно вырезал их на камне!
И этот язык и шрифт должен был понимать Моисей, поскольку ему предстояло научить народ Израиля...
Как нам известно из дальнейшего рассказа, Моисей разбил эти две скрижали, когда, вернувшись в лагерь, увидел, что в его отсутствие люди соорудили золотого тельца и стали поклоняться ему, подражая египетским обычаям. Когда кризис миновал, И сказал Господь Моисею:
вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях счива, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил.
Исход, 34:1
Моисей сделал так, как ему было сказано, и вновь поднялся на гору Синай. Там ему явился Господь, и Моисей тотчас пал на землю и поклонился, умоляя простить его и народ Израиля. В ответ Господь Бог продиктовал ему заповеди и сказал: «Напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем». Моисей провел на горе Синай сорок дней и сорок ночей, записывая на скрижалях «слова Завета, десятосло-вие» (Исход, 35:27-28). На этот раз Моисей писал под диктовку.
Священными книгами во все времена считались не только Исход, Левит и Второзаконие, в которых изложены заповеди и законы божьи, но все первые пять книг Библии (то есть в дополнение к трем перечисленным еще Бытие и Числа). Они носят общее название «Тора» и известны также как «Пятикнижие Моисея», поскольку считается, что все эти пять книг были написаны самим Моисеем, изложившим божественное откровение. Поэтому свитки Торы, которые извлекаются из ковчега по субботам и праздникам, должны копироваться (специально подготовленными писцами) в том же виде, как они дошли до нас через века — книга за книгой, глава за главой, стих за стихом, слово за словом, буква за буквой. Ошибка даже в одной букве делает непригодным весь свиток Пятикнижия.
Эта побуквенная точность отмечалась еврейскими мудрецами и исследователями Библии на протяжении многих веков (задолго до современного интереса к «тайным кодам» Торы), однако они полностью игнорировали еще более необычный аспект этой долгой диктовки и требования побуквенной точности.
1 , 159
Записи на горе Синай не могли быть сделаны ни медленной клинописью Месопотамии, которая обычно выдавливалась заостренной палочкой на влажной глине, ни монументальными египетскими иероглифами, больше похожими на картинки. Объем текста, скорость письма, по-буквенная точность требовали алфавитного шрифта!
Проблема заключается в том, что во времена Исхода, приблизительно в 1450 году до нашей эры, ни один из древних народов еще не пользовался алфавитным шрифтом.
Алфавит — это гениальное изобретение, но кем бы ни был этот гений, в своей работе он опирался на уже существующий фундамент. Египетское иероглифическое письмо родилось из знаков-картинок и со временем трансформировалось в значки, обозначающие слоги или даже отдельные согласные звуки, однако эта система письма оставалась необыкновенно сложной, состоящей из огромного числа пиктограмм (см. рис. 24Ь). Шумерская клинопись тоже развилась из пиктограмм (рис. 49) и приобрела слоговый характер, но и в этом случае полный словарь требовал нескольких сотен разных знаков. Неизвестный гений соединил простоту шумерской клинописи с египетским изобретением, когда значками обозначались отдельные согласные, и у него осталось всего двадцать два символа!
Затем гениальный изобретатель спросил себя и своего ученика: каким словом называется то, что ты видишь перед собой? Ответ — на языке израильтян, который относится к семитской группе, — звучал так: «алуф». Прекрасно, рассуждал далее изобретатель, назовем этот символ «алеф» и будем произносить его как «а». Затем он нарисовал пиктограмму дома. Как ты это назовешь, спросил он, и ученик ответил: «байит». Отлично, кивнул изобретатель, теперь мы будем называть этот значок «бет» и произносить его как «б».
ШУМЕРСКИЙ
Ориги- Повер- Древ-иальиый нутый ний
Произношение
Значение
КЛИНОПИСЬ ' Стан- Асснрий дартная екая
щ
ф
КИ
Земля Почва
<г
о
АО
*%
У
КУР
Гора
*
*
f
<фти
tfcSSb.
ЛУ
Домашний Мужчина
м=~
*П1
V
>
ь*
САЛ МУНУЗ
Вульва Женщина
*-
Г-
±\
db
4N
САГ
Голова
4t=r
Ч№
»
И
К
А
Вода
л
If
ь
ом
чм,
НАГ
Пить
т
чШ
г
Pd
tsd
ДУ
Идти
ж
С?
уФ
i
*
ХА
Рыба
%
W
V
х>
=»
ГУД
Вол Бык Сильный
я>
3*
ч
я»-
■т-
ШЕ
Ячмень
«
у
Рис. 49.
Разумеется, мы не можем знать, происходил ли такой разговор на самом деле, но именно так выглядел процесс создания алфавита. Третья буква, «гимель» (произ160
носится как «г»), обозначалась символом в виде верблюда («гамал» на древнееврейском языке), четвертая, или «далет» («д»), ведет свое происхождение от рисунка «де-лет» (дверь на петлях) — и так далее для всех двадцати
двух букв еврейского алфавита (рис. 50), каждая из которых является согласной, а три из них при удвоении образуют гласные.
Но кто же этот гениальный изобретатель?
Если придерживаться научной точки зрения, то это был раб, трудившийся в египетских каменоломнях на юге Синайского полуострова неподалеку от побережья Красного моря, где добывали бирюзу. Именно здесь сэр Флиндерс Петри в 1905 году обнаружил вырезанные на каменной стене значки, а десять лет спустя сэр Алан Гардинер расшифровал эти акрофонические символы. Надпись читалась как Л-Б-А-Л-Т (рис. 51) и означала «посвященный Госпоже» (по всей видимости, богине Хатхор) — на семитском, а не египетском языке! Другие похожие надписи, найденные в этом же районе, не оставили сомнений в том, что алфавитное письмо зародилось именно здесь, а затем попало в Ханаан и в Финикию (где была предпринята неудачная попытка — рис. 52 — воплотить гениальную идею при помощи клинописных значков).
Этот оригинальный «синайский шрифт» использовался в Иерусалимском Храме, а также иудейскими царями (рис. 53а), пока во времена Второго Храма его не сменил квадратный шрифт, позаимствованный у арамеев (именно им написаны свитки Мертвого моря, и он сохранился до наших дней, рис. 53Ь).
Однако приписывать такое гениальное изобретение, как алфавит, рабу из каменоломен, жившему в конце Бронзового века, не очень-то логично. Для этого требовалось глубокое знание языка, письменности и лингвистики, не говоря уже о мудрости и разуме. Вряд ли всем этим мог обладать обычный раб. И зачем было изобретать новый шрифт, когда в тот же самый период времени памятники и стены украшались египетскими иероглифическими надписями (рис. 54)? Как могла непонятная инновация, зародившаяся в изолированном месте, распространиться на территорию Ханаана и дальше, вытеснив письменность, которая исправно служила людям на протяжении двух тысячелетий? На первый взгляд это выглядит бессмыслицей.
Но если мы верно представили разговор, который привел к появлению алфавита, то учеником, которому пре подносился урок, вполне мог быть Моисей. Он был на Синае как раз в это время, он много писал, и у него был превосходный учитель— сам Бог.
Рис. 53а и 53Ь.
В библейском рассказе о событиях Исхода практически незамеченным остается тот факт, что Моисей получал указания Господа записывать происходящее еще до восхождения на вершину горы Синай за скрижалями Завета. В первый раз это случилось после войны с амале-китянами, племенем, которое из союзника превратилось во врага израильтян и предательски напало на них. Об этом предательстве, указал Господь, должны помнить следующие поколения: «И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу» (Исход, 17:14). Второе упоминание о рукописной книге встречается в 24 главе Исхода (24:4 и 24:7), в которой рассказывается, что после того, как Господь Бог с вершины горы Синай громовым голосом возвестил условия заключения завета между Ним и сынами Израиля, «...написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых». Затем он «взял книгу Завета и прочитал вслух народу».
Таким образом, Моисей начал писать под диктовку Бога еще до того, как дважды поднимался на вершину горы Синай за скрижалями Завета. Для того чтобы выяснить, где и когда мог появиться алфавит — язык и письменность, использованные Богом для общения с Моисеем, — следует обратиться к первым главам Книги Исхода. Там говорится, что Моисей, приемный сын дочери фараона, после убийства египетского чиновника вынужден был бежать, спасая свою жизнь. Его конечной целью был Синайский полуостров, где он поселился в семье «священника Мадиамского» (и женился на его дочери). Однажды, когда Моисей пас овец, он забрел в пустыню к «горе Божией». Там Господь явился ему и повелел вывести свой народ, сынов Израиля, из Египта.
Моисей вернулся в Египет только после того, как умер фараон, который вынес ему смертный приговор (согласно нашим расчетам, это был Тутмос III), приблизительно в 1450 году до нашей эры, и в течение семи лет добивался, чтобы новый фараон (мы полагаем, что это был Аменофис II) разрешил его народу покинуть страну. На протяжении семи лет после того, как Моисей услышал глас Господа Бога в пустыне, у него было достаточно времени, чтобы в совершенстве овладеть новой письменностью, которая была проще и гораздо быстрее, чем те, которыми пользовались в великих империях того времени — месопотамской, египетской и хеттской.
Рис. 54.
В Библии рассказывается об общении Господа с Моисеем и Аароном, начиная с того момента, когда Моисей подошел к горящему кусту терновника (Неопалимой Купине). В Священном Писании не говорится, излагал ли Бог свои инструкции — иногда довольно подробные — в письменном виде, однако придворные «маги» считали, что это «перст божий». Следует отметить, что в древнеегипетских текстах выражение «перст божий» использовалось, чтобы подчеркнуть, что та или иная книга написана самим богом Тотом.
Все это приводит нас к выводу, что алфавитное письмо зародилось на Синайском полуострове, что неудивительно, поскольку археологи пришли к такому же заключению — только они не смогли объяснить, каким образом посреди пустыни могло появиться такое важное и поистине гениальное изобретение.
Происходил ли представленный нами разговор на самом деле или Моисей изобрел алфавит самостоятельно? Как бы то ни было, он жил на Синайском полуострове именно в это время, получил блестящее образование при дворе египетского фараона (где поддерживалась переписка и с хеттами, и с государствами Месопотамии), а также овладел семитским языком мадиан (если не знал его раньше от своих сородичей в Египте). Может быть, во время своих скитаний он увидел обращенных в рабство израильтян, которые вырезали письмена на стенах копей, и эта сцена подтолкнула его к созданию новой письменности?
Мы бы очень хотели считать, что Моисей сделал это блестящее изобретение самостоятельно, приписать вождю израильтян, который по свидетельству Библии единственный удостоился беседы с Богом, заслугу создания алфавита и последовавшей за этим революции в области культуры. Однако многочисленные упоминания в Ветхом Завете о «письменах Божьих», созданных самим Господом, а также о том, что Моисей лишь писал под диктовку, указывают на то, что алфавит и письменность составляли одну из «божественных тайн». И действительно, именно Богу приписывает Библия создание различных языков — после разрушения Вавилонской башни.
Так или иначе, мы полагаем, что Моисей был тем посвященным, через которого это новшество было передано человечеству. Поэтому мы с полным основанием можем назвать новую систему письма «мозаичным алфавитом».