Дисциплина завершается зачетом, в рамках которого проверяется усвоение фактического и теоретического материала, усвоение базовых понятий и проверяется следующие компетенции:
· способность анализировать историко-литературные и общекультурные проблемы в русской традиции XVIII в.;
· способность понимать значение секулярной культурной традиции в истории русской литературы и руководствоваться этим в культурном диалоге;
· способность различать и осознавать основные закономерности в динамике историко-литературного процесса указанного периода;
· способность использовать полученный при изучении дисциплины опыт в преподавательской и культурно-просветительской деятельности.
Тематический план дисциплины
очное отделение
Раздел (модуль) дисциплины
Всего
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа студентов
Раздел 1. Миропредставление человека XVII – XVIII вв. Проблема периодизации русской литературы XVIII в.
Лекция № 1.
2
Раздел 2. Литература первой трети XVIII века.
Лекция № 1.
2
Раздел 3. Классицизм в русской литературе
Тема 1. Классицизм как художественный метод. Нормативные акты русского классицизма. Реформа русского стихосложения.
Лекция № 2.Практическое задание № 1.
Тема 4.Жанр лиро-эпической поэмы в русской литературе XVIII в.
2,5
0,5
Тема 5.Комедия Д.И. Фонвизина.
4,5
0,5
Тема 6.Стихотворная высокая комедия в творчестве В.В. Капниста.
4,5
0,5
Раздел 5. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе конца XVIII – начала XIX вв.
Тема 1.Лирика Г.Р. Державина.
4,5
0,5
Тема 2.Пародия в творчестве И.А. Крылова.
2,5
0,5
Тема 3.Сентиментальная проза А.Н. Радищева.
6,5
0,5
Тема 4.Проза Н.М. Карамзина.
6,5
0,5
Итого
Основное содержание (по разделам, темам, модулям, с указанием основной и дополнительной литературы)
Раздел 1. Миропредставление человека XVII – XVIII вв. Проблема периодизации русской литературы XVIII в.
Рационалистическое мировоззрение (основные категории: разум, идеал, иерархичность). Своеобразие национальной литературной традиции. Взаимосвязи с древнерусской словесностью и смена эстетических ориентаций. Влияние западноевропейской литературы и философской мысли на формирование русского художественного сознания XVIII в. Секуляризация общества. Прагматизм. Идеология и мораль как ведущие факторы литературного процесса XVIII в.
Основная литература:
1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
2. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?PageContentID=191&tabid=2349.
3. Погосян Е. Петр I накануне петровских реформ // Лотмановский сборник. Вып. 3. – М., 2004. – С. 13–40.
Дополнительная литература:
4. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006.
5. Михайлов А.В. Методы и стили литературы // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005.
6. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.
Раздел 2. Литература первой трети XVIII века. Эпоха государственных преобразований первой трети XVIII в. и новый герой безавторских гисторий. "Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Иракли Флоренской земли" - типичный образец жанра бытовой повести Петровских времен. Влияние фольклорной сказки и любовно-авантюрного романа на формирование фабульно-сюжетной основы повести. Своеобразие героя гистории (эпичность, авантюризм, куртуазность, проблема жизнестроительства).
Влияние риторических жанров на становление русской литературной традиции XVIII в. Светское ораторское "Слово" Ф. Прокоповича и секуляризация церковной проповеди. Соотношение утилитарных и художественных моментов в жанре Слова. Основные принципы и приемы похвального Слова (речь на случай, задача убеждения и эмоционального давления на слушателя, формулировка общественно-политического или морального тезиса, разворачивание системы его аргументации, устойчивые риторические формулы, интонационно-стилевые приемы). "Слово похвальное о флоте российском", "Слово на похвалу ... Петра Великого" Ф. Прокоповича как представители жанра светского панегирика. Проблема "русского" барокко.
Основная литература:
1. Киселева Л. К формированию концепта национального героя в русской культуре первой трети XVIII в. // Лотмановский сборник. Вып. 3. – М., 2004. – С. 69–92.
2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
3. Прокопович Елисей (Елеазар) // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=851.
4. Прокопович Ф. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/p/prokopowich_f/.
Дополнительная литература:
5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1999. См.: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Aver_Ritor.php
6. Вдовина Л.Н. Феофан (Прокопович) // Общественная мысль России XVII – начала ХХ века: Энциклопедия. – М., 2005. – С. 577–579.
7. Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сборник 9. – М., 1974. – С. 50–80. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6961.
Раздел 3. Классицизм в русской литературе.
Тема 1. Классицизм как художественный метод. Нормативные акты русского классицизма. Реформа русского стихосложения.
Общественно-исторические и философские основы возникновения классицизма. Нормативная эстетика классицизма как отражение рационалистического миропредставления. Типология героев произведений классицизма (общественное - личное, добродетельное - порочное). Формирование русского литературного языка и системы изобразительно-выразительных приемов. Этапы реформы русского стихосложения: "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий" (1735) В.К. Тредиаковского, "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739) М.В. Ломоносова, "Две эпистолы" (1748) А.П. Сумарокова, "Предисловие о пользе книг церковных в русском языке" (1758).
Основная литература:
1. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 1937. См.: http://libelli.ru/works/boilau_n.htm.
2. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962–1978.
3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
4. Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства. О пользе книг церковных в российском языке (предисловие) // Ломоносов М. В. Избранные произведения. - М. -Л., 1965. См.: http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0250.shtml.
5. Сумароков А. П. Две эпистолы // Сумароков А. П. Избранные произведения. - М. -Л., 1957. См.: http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/06epistles/041.htm.
6. Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В. К. Избранные произведения. - М. -Л., 1963. См.: http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/02theory/140.htm.
7. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006.
8. Михайлов А.В. Методы и стили литературы // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005.
9. Модзалевский Л.Б. Литературная полемика Ломоносова и Тредиаковского в «Ежемесячных сочинениях» 1755 года // XVIII век. Сборник 4. – М., 1959. – С. 45–65. См.: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6280.
10. Сквозников В.Д. К понятию творческого метода // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005.
12. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996. См.: http://philologos.narod.ru/tomash/poetika.htm.
Тема 2. Сатиры А. Кантемира. Жанр сатиры в европейской литературной традиции (Гораций, Марциал, Ювенал, Буало). Роль риторических жанров в формировании сатиры. Своеобразие поэтики сборника сатир А.Д. Кантемира (бытовой мирообраз, два типа героев: герой быта и герой идеи, назидательная позиция автора). Роль сатиры Кантемира в русской литературной традиции.
Основная литература:
1. Бахтин М.М. Собр.соч.: в 6 тт. Т. 5. – М., 1996.
2. Кантемир А. Собрание стихотворений. – Л., 1956. См.: http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/toc.htm.
3. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962–1978.
4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
5. Римская сатира. – М., 1989. См.: Гораций. Сатиры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russianplanet.ru/filolog/horatius/sermones.htm.
6. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. – Л., 1985.
Дополнительная лиетратура:
7. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1999. См.: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Aver_Ritor.php.
8. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1984.
9. Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6279.
10. Прийма Ф.А. А.Д. Кантемир [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/03article/article.htm.
Тема 3.Ода и анакреонтика в творчестве М.В. Ломоносова. Литературная позиция Ломоносова, ее отражение в "Письме о пользе стекла" (1752) и в "Разговоре с Анакреоном" (1771). Торжественная ода как ораторский жанр. Одический канон. Своеобразие одического мирообраза и поэтика оды. Влияние религиозных текстов на формирование поэтики духовной оды.
Анакреонтика (основные темы и проблемы, ключевые метафоры, автобиографизм как основа поэтического изображения). Значение поэзии Ломоносова в развитии русского литературного процесса.
Основная литература:
1. Абрамзон Т.Е. «Письмо о пользе Стекла» М.В. Ломоносова. Опыт комментария просветительской энциклопедии. – М., 2010.
2. Александрова И.Б. Поэтическая речь XVIII века: Учебное пособие. – М., 2005.
3. Западов А.В. В глубине строки. – М., 1975.
4. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1984.
5. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
6. Ломоносов М.В. Избранные произведения. – М.-Л., 1965. См. также: Ломоносов М.В. Тексты // Библиотека Комарова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilibrary.ru/author/lomonosov/index.html.
7. Серман И.З. Наука на службе поэзии // Серман И.З. Литературное дело Карамзина. – М., 2005. – С. 50–83.
8. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 227–252. См.: http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet2.htm.
Дополнительная литература:
9. Алексеева Н.Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. – СПб., 2005.
10. Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика» XVII века. Текст. Перевод. Исследование. – М., 2006.
11. Аннушкин В.И. М.В. Ломоносов и задачи изучения его «Краткого руководства к красноречию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centr-zlatoust.ru/index.php?name=encyclopediya&id=1.
12. Берков П.Н. Проблема литературного направления Ломоносова // XVIII век. Сборник 5. – М., 1962. – С. 5–32. См.: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6333.
13. Западов А.В. Ломоносов и журналистика. – М., 2011.
14. Карпеев Э.П.Русская культура и Ломоносов. – СПб, 2005.
15. Михаил Васильевич Ломоносов. Электронная научная библиотека. См.: http://iling.spb.ru/lomonosov/Publications.htm.
16. Поэтический строй русской лирики. – Л.. 1973.
17. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. – М.-Л., 1966.
Тема 4.Творчество В.К. Тредиаковского. "Стихи на разные случаи" (1730) В.К. Тредиаковского: проблема циклизации лирических текстов, формирование категории лирического героя, универсализм авторского мышления, проблема создания метафорического языка поэзии, принципы словоупотребления, особенности формы. Переводы западноевропейского романа в творчестве Тредиаковского: "Езда в остров Любви" (1730) - прообраз романа воспитания чувств. "Тилемахида" (1766) - социально-политический роман. Своеобразие поэтического языка романа, создание русского гекзаметра. Перспективы, намеченные Тредиаковским в русской литературе XVIII в.
Основная литература:
1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
2. Пумпянский Л.В.Тредиаковский // История русской литературы: В 10 т. – М.; Л., 1941–1956. – Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. – 1941. – С. 215–263. См.: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il3/il322152.htm.
3. Серман И.З. Поэзия на службе науке: «Феоптия» // Серман И.З. Литературное дело Карамзина. – М., 2005. – С. 84–108.
5. Тредиаковский В.К. Сочинения, написанные как стихами, так и прозою. – М., 2010.
6. Лотман Ю.М. «Езда в остров Любви» Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века (1985) // Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958–1993). – СПб., 1997. – С. 168–175.
Дополнительная литература:
7. Гречаная Е.П. Первый поэтический сборник Тредиаковского и французская галантная поэзия конца XVII – начала XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/grechanaya-trediakovskij-i-francuzskaya-poeziya.htm.
8. Русская литература XVIII в. Классицизм. – М., 2009.
9. Топоров В.Н. «Езда в остров Любви» Тредиаковского и «Le voyage de l’Isle d’Amour» Талемана // Из истории русской культуры. Т. IV: XVIII – начало XIX века. – М., 2000.
10. Тредиаковский В.К. Собрание сочинений // Libru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/t/trediakowskij_w_k/.
11. Тредиаковский В.К. Тексты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/authors/2231.
Тема 5.Творчество А.П. Сумарокова. Жанровое своеобразие трагедий А.П. Сумарокова (смешение трагического и комического в сюжетно-композиционном целом пьес драматурга, конфликт как отражение национального своеобразия жанра, риторические приемы изображения: самохарактеристика, раздвоение системы персонажей; организующая роль идеи общезначимого в структуре трагедий).
Комедия А.П. Сумарокова: основная проблематика, разработка комических приемов изображения персонажей (каламбур, зооморфизация, овеществление), финал комедии как отражение жанрового синкретизма.
Влияние традиций жанров оды и сатиры на формирование драматургии Сумарокова.
Поэзия Сумарокова. Драматическое изображение внутреннего переживания в песнях; риторические (дидактические) и художественные элементы в баснях, разработка вольного ямба в качестве басенного размера. Специфика пародии Сумарокова.
Основная литература:
1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
9. Стенник Ю.В. О художественной структуре трагедии А.П. Сумарокова // XVIII век: Сб. 5. - М.-Л., 1962. См.: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6344.
10. Теория драмы: Словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teatre.com.ua/upload/all/lib/teoriyadrama.pdf.
11. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. – М., 1999.
Раздел 4. Литература третьей трети XVIII в.
Тема 1.Комедия В.И. Лукина. "Елагинский кружок". Теоретические размышления о жанре комедии в предисловиях Лукина. Своеобразие "прелагательного" направления в русской драматургии XVIII в. "Мот, любовью исправленный" как комедия нравов. Синтез жанровых тенденций комедии и трагедии. Мотив нравственной метаморфозы как отражение дидактической позиции автора.
Национальное своеобразие комедии в одноактной пьесе "Щепетильник": отсутствие интриги, сатирическая направленность, тип "драмы для чтения".
Основная литература:
1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
2. Лукин В.И. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/l/lukin_w_i/.
3. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – Л.,1977. См. также: http://www.theatre-library.ru/files/b/berkov_pn/berkov_pn_1.txt.
Дополнительная литература:
4. История русской драматургии. XVII - первая половина XIX в. - Л., 1982.
5. Теория драмы: Словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teatre.com.ua/upload/all/lib/teoriyadrama.pdf.
Тема 2.Сатирическая публицистика 1769 – 1774 гг. Общественно-политическая ситуация 1760-70-х гг. Своеобразие взаимоотношений государственной власти и частного человека, монархии и литературы в русской культуре XVIII в. Фигура Н.И. Новикова и формирование общественно-политического сознания второй половины XVIII в. Полемика журналов Новикова со "Всякой всячиной" (спор о функциях сатиры, крестьянский вопрос). Традиции "старших" жанров и их пародирование в публицистических изданиях Новикова. Роль журналов Новикова в развитии русской литературы в целом и формировании русской прозы.
Основная литература:
1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
2. Николаев С.И. Образ писателя и эстетика творчества в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 82–95.
3. Клейн Й. «Немедленное искоренение всех пороков»: о моралистических журналах Екатерины II и Н.И. Новикова // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 153–165.
4. Новиков Н.И. Избранные сочинения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvb.ru/18vek/novikov/01text/02criticism/09.htm.
Дополнительная литература:
5. Степанов В.П. Новиков Николай Иванович // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=962.
6. Рак В.Д. Русские литературные сборники и периодические издания второй половины XVIII в. – СПб., 1998.
Традиции прозаических жанров в русской литературе XVIII в. Демократизация героя и романная форма. Эпистолярный роман "Письма Ернеста и Доравры" (1766, опубл. в 1769г.) Ф.А. Эмина. Полемика русских прозаиков с концепцией "естественного человека" Ж.-Ж. Руссо.
Роман-путешествие М.Д. Чулкова "Пригожая повариха, или похождения развратной женщины" (1770). Своеобразие сюжетно-композиционного построения, проблема нравственного преображения героев, авантюризм и рефлексия героини, структура рассказывания, "открытый" финал и реалистические тенденции.
Роль новаторских открытий Эмина и Чулкова в формировании русской художественной прозы.
Основная литература:
1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
2. Николаев С.И. Оригинальность, подражание и плагиат в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 23. – М., 2006. – С. 3–19.
3. Николаев С.И. Образ писателя и эстетика творчества в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 82–95.
Дополнительная литература:
4. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009.
5. Русская литература XVIII в.: хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей / под ред. проф. О.М. Буранка. – М., 2007.
6. Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005.
Тема 4.Жанр лиро-эпической поэмы в русской литературе XVIII в.
Жанр поэмы в русской литературе XVIII в. Понятие ирои-комической поэмы, травести, бурлеска. Европейская традиция бурлеска. Распад жанровой системы классицизма. Поэма В.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх" (1771). Сатирическая направленность сюжета, мифо-героический и бытовой планы поэмы. Своеобразие формы (александрийский стих и просторечная лексика).
Поэма И.Ф. Богдановича "Душенька" (1775): синтез античных, западноевропейских и русских фольклорных традиций, ирония и игра со стихом. Проблема нравственного выбора героев и скрытый дидактизм автора.
Значение ирои-комической поэмы для формирования русского художественного сознания. Традиции бурлеска в раннем творчестве А.С. Пушкина ("Монах", "Гавриилиада", "Руслан и Людмила").
Основная литература:
1. Западов А. Творчество В.И. Майкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/m/majkow_w_i/text_0050.shtml.
2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
3. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.
Дополнительная литература:
4. Кочеткова Н.Д. И.Ф. Богданович // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=573.
5. Стенник Ю.В. В.И. Майков // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1004.
Тема 5.Комедия Д.И. Фонвизина. Комедия "Бригадир"(1769). Своеобразие сюжета (Бытописательная, идеологическая, метафизическая линии) и многоуровневая структура конфликта. Проблема статичной "драмы разговоров". Синтез комического и трагического в драме. Образ Страшного Суда. Поэтика названия.
Комедия "Недоросль": одические и сатирические традиции (герой идеи и герой быта). Трагический финал для сатирических персонажей и комическое разрешение конфликта для добродетельных героев. Поэтика названия. Проблема "трех единств".
Основная литература:
1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
3. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.
4. Степанов В.П. Полемика вокруг Д.И. Фонвизина в период создания "Недоросля"// XVIII век. - 1986. - Сб. 15. - С. 204-229. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7262.
5. Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. – М., 1959. См.: http://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html.
Дополнительная литература:
6. Всеволожский - Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. - М., 1960.
7. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д.И. Фонвизине. - М., 1985. См.: http://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0120.shtml.
8. Бухаркин П.Е. О философской проблематике "Недоросля" Д.И. Фонвизина // Вестник Ленинградского ун-та. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. - 1986. - Вып. 3. - С. 32-38.
9. Назаренко М.И. Типы и прототипы в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0100.shtml.
10. Стенник Ю.В. Проблема народности в литературе XVIII века и Фонвизин // Русская литература. - 1987. - № 3. - С. 57-71.
8. Щеблыкин И.П. "Недоросль" Д.И. Фонвизина в историческом объяснении В.О. Ключевского // Русская словесность. - 1997. - № 3. - С. 17-18.
Тема 6.Стихотворная высокая комедия в творчестве В.В. Капниста.
"Ябеда" В.В. Капниста. Многоуровневая структура конфликта. Роль библейских аллюзий и реминисценций. Символика каламбура в пьесе (взятка - даяние, обед - обедня и др.). Поэтика названия. Своеобразие развязки.
Основная литература:
Капнист В. Ябеда // Русская комедия и комическая опера. – М., 1950. См.: http://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0090.shtml.
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.
Дополнительная литература:
Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в. – М., 2006.
Смирнов-Сокольский Н. Арестованная комедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0070.shtml.
Раздел 5. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе конца XVIII – начала XIX вв.
Тема 1.Лирика Г.Р. Державина. Феномен преромантизма в поэзии Державина. Основные тематические группы лирики Державина: трансформированная торжественная ода, духовная ода, гражданская поэзия, тема поэта и поэзии, "легкая" поэзия. Традиции оды и сатиры в поэзии Державина. Автобиографизм как особая форма проявления автора. Античные и фольклорные образы. Роль поэзии Державина в русской литературе.
Основная литература:
1. Державин Г.Р. Стихотворения. – М., 1957. См.: http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/toc.htm.
2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
3. Западов А.В. Державин. - М., 1958. Или: Западов А.В. Поэтический путь Державина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/d/derzhawin_g_r/text_0090.shtml.
4. Западов В.А. Работа Державина над "Рассуждением о лирической поэзии, или об оде" // XVIII век. - 1986. - Сб. 15. - С. 229 - 282. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7264.
5. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX вв. - Л., 1969. – (XVIII век. Сборник 8). См.: http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5023.
Дополнительная литература:
6. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006.
8. Жирмунская Т. Библия и Державин: Беседа 1-3 // Юность. - 1994. - №№ 1-3.
9. Ионин Г.Н. Г.Р. Державин // Литература в школе. - 1997. - № 6. - С. 127-138.
10. Луцевич Л. Ф. Псалтырь в русской поэзии. - СПб., 2002.
11. Машевский А. "Подай, Фелица, наставленье ..." // Вопросы литературы. - 2000. - № 2. - С. 198-215.
12. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009.
13. Пэн Д. Рождение лирического "я" в русской поэзии // Дон. - 1998. - № 2. - С. 208-227.
14. Серман И. Державин в новом веке // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 27. - С. 54-66.
Тема 2.Пародия в творчестве И.А. Крылова. Журнал "Почта духов" (сюжетно-композиционные особенности, проблематика и сатирические приемы). Ложный панегирик "Похвальная речь в память моему дедушке" (1792). Восточная повесть "Каиб" (1792): своеобразие сюжета и композиции, пародия на образ идеального монарха, использование символики восточной сказки в целях пародии, литературная полемика с классицизмом (пародия на жанры оды, панегирика, сказки, идиллии). Шутотрагедия "Подщипа" (1800) как политический памфлет и литературная пародия.
Основная литература:
1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – М., 2005.
2. Коровин В. Поэт и мудрец. – М., 1996.
3. Крылов И.А. Сочинения: В 2 т. – М., 2006. См.: Крылов И.А. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/k/krylow_i_a/.
4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
Дополнительная литература:
5. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. – М., 2003.
6. Степанов Н. Л. Крылов: Жизнь и творчество. – М., 2003.
Тема 3.Сентиментальная проза А.Н. Радищева. Историко-философские предпосылки европейского сентиментализма. Эстетика и поэтика сентиментализма, его своеобразие по сравнению с классицизмом. Особенности русского сентиментализма.
"Письмо к другу, жительствующему в Тобольске" А.Н. Радищева (1782): формирование повествовательной структуры (временное - вечное, общезначимое - личное, рациональное - эмоциональное). Трансформация жанра жития в "Житии Ф.В. Ушакова" (1788): своеобразие композиции, автобиографизм и структура повествовательной речи, мотив испытания. "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790): проблематика, своеобразие композиции, формирование системы рассказчиков и повествователей, эмоциональный и аналитический пласты сюжета, символика образов. "Дневник одной недели": попытка психологического исследования человеческой личности, полемика с Руссо.
Национальное своеобразие прозы Радищева и ее значение для русской художественной повествовательной традиции.
Основная литература:
1. Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник?.. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева) // Вопросы литературы. – 2006. – Июль-август. – С. 83–138.
2. Коптева Э.И. «Видения» и «разговоры в царстве мертвых» в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6 (25). – С. 27–30.
3. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". Комментарий. - Л., 1974.
4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
5. Лотман Ю.М. А.Н. Радищев[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sobolev.russianeurope.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=78:2011-03-03-20-51-17&catid=30:xviii-&Itemid=6.
6. Макогоненко Г.П. Радищев и его время. - М., 1956.
7. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – М., 1975. См.: http://az.lib.ru/r/radishew_a_n/text_0010.shtml.
8. Серман И.З. А.С. Шишков и А.Н. Радищев: стилистический симбиоз // Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005. – С. 109–131.
Дополнительная литература:
9. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему. Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. – СПб.: Алетейя, 2005.
10. Западов В.А. Александр Радищев - человек и писатель // Радищев А.Н. Сочинения. – М., 1988.
11. Кочеткова Н.Д. Радищев // История русской литературы: В 4 тт. – Л., 1980. – Т.1.
12. Лотман Ю.М. О русской литературе. История русской прозы. – СПб., 1997.
13. Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн/non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия. – М., 2007.
14. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009.
15. Радищев: исследования и комментарии. – Тверь, 2001.
16. Радищев: русское и европейское Просвещение. – СПб., 2003.
Тема 4.Проза Н.М. Карамзина. "Письма русского путешественника" (1791-1792): структура повествования, автор и герой-повествователь, проблема жизнестроительства. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести "Бедная Лиза" (1792). Жанр исторической повести: "Наталья, боярская дочь" (1792) и "Марфа-посадница" (1802). Предромантические тенденции и традиция готического романа в повести "Остров Борнгольм" (1794). Своеобразие романного повествования в "Рыцаре нашего времени" (1803). "История государства Российского" как синтез исторических и художественных начал. Значение творчества Карамзина для русской литературной традиции XIX в.
Литература:
1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – Л., 1984. См.: http://ilibrary.ru/author/karamzin/index.html.
2. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. - Л., 1994.
3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
4. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М., 1987. См.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_karam/01.php.
5. Топоров В.Н. "Бедная Лиза" Карамзина: опыт прочтения. - М., 2006.
6. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // XVIII век: Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века. - Л., 1969. – С. 259–268. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6922.
7. Бухаркин П.Е. О "Бедной Лизе" Н.М. Карамзина (Эраст и проблемы типологии литературного героя) // XVIII век: Сб. 21. - СПб., 1999. - С. 318-326. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7661.
Дополнительная литература:
8. Алпатова Т. Карамзин-филолог на страницах «Писем русского путешественника»: О механизме взаимодействия «своего» и «чужого» // Вопросы литературы. – 2006. – Июль-август. – С. 159–175.
9. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин // Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-7262.htm.
10. Макогоненко Г.П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0290.shtml.
11. Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005.