Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний



Дисциплина завершается зачетом, в рамках которого проверяется усвоение фактического и теоретического материала, усвоение базовых понятий и проверяется следующие компетенции:

· способность анализировать историко-литературные и общекультурные проблемы в русской традиции XVIII в.;

· способность понимать значение секулярной культурной традиции в истории русской литературы и руководствоваться этим в культурном диалоге;

· способность различать и осознавать основные закономерности в динамике историко-литературного процесса указанного периода;

· способность использовать полученный при изучении дисциплины опыт в преподавательской и культурно-просветительской деятельности.

Тематический план дисциплины

очное отделение

Раздел (модуль) дисциплины Всего Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа студентов
Раздел 1. Миропредставление человека XVII – XVIII вв. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. Лекция № 1. 2  
Раздел 2. Литература первой трети XVIII века. Лекция № 1. 2  
Раздел 3. Классицизм в русской литературе
Тема 1. Классицизм как художественный метод. Нормативные акты русского классицизма. Реформа русского стихосложения. Лекция № 2. Практическое задание № 1. 6
Тема 2. Сатиры А. Кантемира. Лекция № 2. Практическое задание № 2. 6
Тема 3.Ода и анакреонтика в творчестве М.В. Ломоносова. Практическое задание № 3. 4  
Тема 4.Творчество В.К. Тредиаковского. Лекция № 3. 2  
Тема 5.Творчество А.П. Сумарокова. Лекция № 3. Практическое задание № 4. 6
Раздел 4. Литература третьей трети XVIII в.
Тема 1.Комедия В.И. Лукина. Лекция № 4. 2  
Тема 2.Сатирическая публицистика 1769 – 1774 гг. Лекция № 4. 2  
Тема 3.Повествовательная проза (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков). Лекция № 5. Практическое задание №5. 6
Тема 4.Жанр лиро-эпической поэмы в русской литературе XVIII в. Лекция № 5. 2  
Тема 5.Комедия Д.И. Фонвизина. Лекция № 6. Практическое задание № 6. 6
Тема 6.Стихотворная высокая комедия в творчестве В.В. Капниста. Лекция № 6. 2  
Раздел 5. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе конца XVIII – начала XIX вв.
Тема 1.Лирика Г.Р. Державина. Лекция № 7. Практическое задание № 7. 6
Тема 2.Пародия в творчестве И.А. Крылова. Лекция № 7. 2  
Тема 3.Сентиментальная проза А.Н. Радищева. Лекция № 8. Практическое задание № 8. 8
Тема 4.Проза Н.М. Карамзина. Лекция № 9. Практическое задание № 9. 8
Итого

ЗАочное отделение

Раздел (модуль) дисциплины Всего Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа студентов
Раздел 1. Миропредставление человека XVII – XVIII вв. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. 2,5 0,5  
Раздел 2. Литература первой трети XVIII века. 2,5 0,5  
Раздел 3. Классицизм в русской литературе
Тема 1. Классицизм как художественный метод. Нормативные акты русского классицизма. Реформа русского стихосложения.   7  
Тема 2. Сатиры А. Кантемира.   2,5 0,5  
Тема 3.Ода и анакреонтика в творчестве М.В. Ломоносова.   5  
Тема 4.Творчество В.К. Тредиаковского. 2,5 0,5  
Тема 5.Творчество А.П. Сумарокова. 5  
Раздел 4. Литература третьей трети XVIII в.
Тема 1.Комедия В.И. Лукина. 2,5 0,5  
Тема 2.Сатирическая публицистика 1769 – 1774 гг. 2,5 0,5  
Тема 3.Повествовательная проза (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков). 4,5 0,5  
Тема 4.Жанр лиро-эпической поэмы в русской литературе XVIII в. 2,5 0,5  
Тема 5.Комедия Д.И. Фонвизина. 4,5 0,5  
Тема 6.Стихотворная высокая комедия в творчестве В.В. Капниста. 4,5 0,5  
Раздел 5. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе конца XVIII – начала XIX вв.
Тема 1.Лирика Г.Р. Державина. 4,5 0,5  
Тема 2.Пародия в творчестве И.А. Крылова. 2,5 0,5  
Тема 3.Сентиментальная проза А.Н. Радищева. 6,5 0,5
Тема 4.Проза Н.М. Карамзина. 6,5 0,5
Итого

Основное содержание (по разделам, темам, модулям, с указанием основной и дополнительной литературы)

Раздел 1. Миропредставление человека XVII – XVIII вв. Проблема периодизации русской литературы XVIII в.

Рационалистическое мировоззрение (основные категории: разум, идеал, иерархичность). Своеобразие национальной литературной традиции. Взаимосвязи с древнерусской словесностью и смена эстетических ориентаций. Влияние западноевропейской литературы и философской мысли на формирование русского художественного сознания XVIII в. Секуляризация общества. Прагматизм. Идеология и мораль как ведущие факторы литературного процесса XVIII в.

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?PageContentID=191&tabid=2349.

3. Погосян Е. Петр I накануне петровских реформ // Лотмановский сборник. Вып. 3. – М., 2004. – С. 13–40.

 

Дополнительная литература:

4. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006.

5. Михайлов А.В. Методы и стили литературы // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005.

6. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.

 

Раздел 2. Литература первой трети XVIII века. Эпоха государственных преобразований первой трети XVIII в. и новый герой безавторских гисторий. "Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Иракли Флоренской земли" - типичный образец жанра бытовой повести Петровских времен. Влияние фольклорной сказки и любовно-авантюрного романа на формирование фабульно-сюжетной основы повести. Своеобразие героя гистории (эпичность, авантюризм, куртуазность, проблема жизнестроительства).

Влияние риторических жанров на становление русской литературной традиции XVIII в. Светское ораторское "Слово" Ф. Прокоповича и секуляризация церковной проповеди. Соотношение утилитарных и художественных моментов в жанре Слова. Основные принципы и приемы похвального Слова (речь на случай, задача убеждения и эмоционального давления на слушателя, формулировка общественно-политического или морального тезиса, разворачивание системы его аргументации, устойчивые риторические формулы, интонационно-стилевые приемы). "Слово похвальное о флоте российском", "Слово на похвалу ... Петра Великого" Ф. Прокоповича как представители жанра светского панегирика. Проблема "русского" барокко.

 

Основная литература:

1. Киселева Л. К формированию концепта национального героя в русской культуре первой трети XVIII в. // Лотмановский сборник. Вып. 3. – М., 2004. – С. 69–92.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

3. Прокопович Елисей (Елеазар) // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=851.

4. Прокопович Ф. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/p/prokopowich_f/.

 

Дополнительная литература:

5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1999. См.: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Aver_Ritor.php

6. Вдовина Л.Н. Феофан (Прокопович) // Общественная мысль России XVII – начала ХХ века: Энциклопедия. – М., 2005. – С. 577–579.

7. Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сборник 9. – М., 1974. – С. 50–80. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6961.

 

 

Раздел 3. Классицизм в русской литературе.

 

Тема 1. Классицизм как художественный метод. Нормативные акты русского классицизма. Реформа русского стихосложения.

Общественно-исторические и философские основы возникновения классицизма. Нормативная эстетика классицизма как отражение рационалистического миропредставления. Типология героев произведений классицизма (общественное - личное, добродетельное - порочное). Формирование русского литературного языка и системы изобразительно-выразительных приемов. Этапы реформы русского стихосложения: "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий" (1735) В.К. Тредиаковского, "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739) М.В. Ломоносова, "Две эпистолы" (1748) А.П. Сумарокова, "Предисловие о пользе книг церковных в русском языке" (1758).

 

Основная литература:

1. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 1937. См.: http://libelli.ru/works/boilau_n.htm.

2. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962–1978.

3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

4. Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства. О пользе книг церковных в российском языке (предисловие) // Ломоносов М. В. Избранные произведения. - М. -Л., 1965. См.: http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0250.shtml.

5. Сумароков А. П. Две эпистолы // Сумароков А. П. Избранные произведения. - М. -Л., 1957. См.: http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/01versus/06epistles/041.htm.

6. Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В. К. Избранные произведения. - М. -Л., 1963. См.: http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/02theory/140.htm.

6. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учебное пособие. – М.-СПб., 2004.

 

Дополнительная литература:

7. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006.

8. Михайлов А.В. Методы и стили литературы // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005.

9. Модзалевский Л.Б. Литературная полемика Ломоносова и Тредиаковского в «Ежемесячных сочинениях» 1755 года // XVIII век. Сборник 4. – М., 1959. – С. 45–65. См.: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6280.

10. Сквозников В.Д. К понятию творческого метода // Теория литературы: в 4 т. Т. 1. – М., 2005.

11. Томашевский Б.В. Русское стихосложение. Метрика. – Пг., 1923.

12. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996. См.: http://philologos.narod.ru/tomash/poetika.htm.

 

Тема 2. Сатиры А. Кантемира. Жанр сатиры в европейской литературной традиции (Гораций, Марциал, Ювенал, Буало). Роль риторических жанров в формировании сатиры. Своеобразие поэтики сборника сатир А.Д. Кантемира (бытовой мирообраз, два типа героев: герой быта и герой идеи, назидательная позиция автора). Роль сатиры Кантемира в русской литературной традиции.

 

Основная литература:

1. Бахтин М.М. Собр.соч.: в 6 тт. Т. 5. – М., 1996.

2. Кантемир А. Собрание стихотворений. – Л., 1956. См.: http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/toc.htm.

3. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М., 1962–1978.

4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

5. Римская сатира. – М., 1989. См.: Гораций. Сатиры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russianplanet.ru/filolog/horatius/sermones.htm.

6. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. – Л., 1985.

 

Дополнительная лиетратура:

7. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1999. См.: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Aver_Ritor.php.

8. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1984.

9. Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6279.

10. Прийма Ф.А. А.Д. Кантемир [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvb.ru/18vek/kantemir/03article/article.htm.

 

 

Тема 3.Ода и анакреонтика в творчестве М.В. Ломоносова. Литературная позиция Ломоносова, ее отражение в "Письме о пользе стекла" (1752) и в "Разговоре с Анакреоном" (1771). Торжественная ода как ораторский жанр. Одический канон. Своеобразие одического мирообраза и поэтика оды. Влияние религиозных текстов на формирование поэтики духовной оды.

Анакреонтика (основные темы и проблемы, ключевые метафоры, автобиографизм как основа поэтического изображения). Значение поэзии Ломоносова в развитии русского литературного процесса.

 

Основная литература:

1. Абрамзон Т.Е. «Письмо о пользе Стекла» М.В. Ломоносова. Опыт комментария просветительской энциклопедии. – М., 2010.

2. Александрова И.Б. Поэтическая речь XVIII века: Учебное пособие. – М., 2005.

3. Западов А.В. В глубине строки. – М., 1975.

4. Западов А.В. Поэты XVIII в. – М., 1984.

5. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

6. Ломоносов М.В. Избранные произведения. – М.-Л., 1965. См. также: Ломоносов М.В. Тексты // Библиотека Комарова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilibrary.ru/author/lomonosov/index.html.

7. Серман И.З. Наука на службе поэзии // Серман И.З. Литературное дело Карамзина. – М., 2005. – С. 50–83.

8. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 227–252. См.: http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet2.htm.

 

Дополнительная литература:

9. Алексеева Н.Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. – СПб., 2005.

10. Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика» XVII века. Текст. Перевод. Исследование. – М., 2006.

11. Аннушкин В.И. М.В. Ломоносов и задачи изучения его «Краткого руководства к красноречию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centr-zlatoust.ru/index.php?name=encyclopediya&id=1.

12. Берков П.Н. Проблема литературного направления Ломоносова // XVIII век. Сборник 5. – М., 1962. – С. 5–32. См.: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6333.

13. Западов А.В. Ломоносов и журналистика. – М., 2011.

14. Карпеев Э.П.Русская культура и Ломоносов. – СПб, 2005.

15. Михаил Васильевич Ломоносов. Электронная научная библиотека. См.: http://iling.spb.ru/lomonosov/Publications.htm.

16. Поэтический строй русской лирики. – Л.. 1973.

17. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. – М.-Л., 1966.

 

 

Тема 4.Творчество В.К. Тредиаковского. "Стихи на разные случаи" (1730) В.К. Тредиаковского: проблема циклизации лирических текстов, формирование категории лирического героя, универсализм авторского мышления, проблема создания метафорического языка поэзии, принципы словоупотребления, особенности формы. Переводы западноевропейского романа в творчестве Тредиаковского: "Езда в остров Любви" (1730) - прообраз романа воспитания чувств. "Тилемахида" (1766) - социально-политический роман. Своеобразие поэтического языка романа, создание русского гекзаметра. Перспективы, намеченные Тредиаковским в русской литературе XVIII в.

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Пумпянский Л.В. Тредиаковский // История русской литературы: В 10 т. – М.; Л., 1941–1956. – Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. – 1941. – С. 215–263. См.: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il3/il322152.htm.

3. Серман И.З. Поэзия на службе науке: «Феоптия» // Серман И.З. Литературное дело Карамзина. – М., 2005. – С. 84–108.

4. Тредиаковский В.К. Избранные произведения. – М.-Л., 1953. См.: http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/toc.htm.

5. Тредиаковский В.К. Сочинения, написанные как стихами, так и прозою. – М., 2010.

6. Лотман Ю.М. «Езда в остров Любви» Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века (1985) // Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958–1993). – СПб., 1997. – С. 168–175.

 

Дополнительная литература:

7. Гречаная Е.П. Первый поэтический сборник Тредиаковского и французская галантная поэзия конца XVII – начала XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/grechanaya-trediakovskij-i-francuzskaya-poeziya.htm.

8. Русская литература XVIII в. Классицизм. – М., 2009.

9. Топоров В.Н. «Езда в остров Любви» Тредиаковского и «Le voyage de l’Isle d’Amour» Талемана // Из истории русской культуры. Т. IV: XVIII – начало XIX века. – М., 2000.

10. Тредиаковский В.К. Собрание сочинений // Libru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/t/trediakowskij_w_k/.

11. Тредиаковский В.К. Тексты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/authors/2231.

 

Тема 5.Творчество А.П. Сумарокова. Жанровое своеобразие трагедий А.П. Сумарокова (смешение трагического и комического в сюжетно-композиционном целом пьес драматурга, конфликт как отражение национального своеобразия жанра, риторические приемы изображения: самохарактеристика, раздвоение системы персонажей; организующая роль идеи общезначимого в структуре трагедий).

Комедия А.П. Сумарокова: основная проблематика, разработка комических приемов изображения персонажей (каламбур, зооморфизация, овеществление), финал комедии как отражение жанрового синкретизма.

Влияние традиций жанров оды и сатиры на формирование драматургии Сумарокова.

Поэзия Сумарокова. Драматическое изображение внутреннего переживания в песнях; риторические (дидактические) и художественные элементы в баснях, разработка вольного ямба в качестве басенного размера. Специфика пародии Сумарокова.

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. - Л., 1973. См.: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3465102.

3. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. - Л., 1982.

4. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.

5. Сумароков А.П. Димитрий Самозванец // Сумароков А.П. Избранные произведения. – М., 1957. См.: http://www.rvb.ru/18vek/sumarokov/01text/02tragedies/262.htm.

 

Дополнительная литература:

6. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – Л.,1977. См. также: http://www.theatre-library.ru/files/b/berkov_pn/berkov_pn_1.txt.

7. История русской драматургии. XVII - первая половина XIX в. - Л., 1982.

8. Гуковский Г.А. О сумароковской трагедии // Поэтика. - Л., 1926.

9. Стенник Ю.В. О художественной структуре трагедии А.П. Сумарокова // XVIII век: Сб. 5. - М.-Л., 1962. См.: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6344.

10. Теория драмы: Словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teatre.com.ua/upload/all/lib/teoriyadrama.pdf.

11. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. – М., 1999.

 

 

Раздел 4. Литература третьей трети XVIII в.

Тема 1.Комедия В.И. Лукина. "Елагинский кружок". Теоретические размышления о жанре комедии в предисловиях Лукина. Своеобразие "прелагательного" направления в русской драматургии XVIII в. "Мот, любовью исправленный" как комедия нравов. Синтез жанровых тенденций комедии и трагедии. Мотив нравственной метаморфозы как отражение дидактической позиции автора.

Национальное своеобразие комедии в одноактной пьесе "Щепетильник": отсутствие интриги, сатирическая направленность, тип "драмы для чтения".

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Лукин В.И. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/l/lukin_w_i/.

3. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – Л.,1977. См. также: http://www.theatre-library.ru/files/b/berkov_pn/berkov_pn_1.txt.

Дополнительная литература:

4. История русской драматургии. XVII - первая половина XIX в. - Л., 1982.

5. Теория драмы: Словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teatre.com.ua/upload/all/lib/teoriyadrama.pdf.

 

 

Тема 2.Сатирическая публицистика 1769 – 1774 гг. Общественно-политическая ситуация 1760-70-х гг. Своеобразие взаимоотношений государственной власти и частного человека, монархии и литературы в русской культуре XVIII в. Фигура Н.И. Новикова и формирование общественно-политического сознания второй половины XVIII в. Полемика журналов Новикова со "Всякой всячиной" (спор о функциях сатиры, крестьянский вопрос). Традиции "старших" жанров и их пародирование в публицистических изданиях Новикова. Роль журналов Новикова в развитии русской литературы в целом и формировании русской прозы.

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Николаев С.И. Образ писателя и эстетика творчества в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 82–95.

3. Клейн Й. «Немедленное искоренение всех пороков»: о моралистических журналах Екатерины II и Н.И. Новикова // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 153–165.

4. Новиков Н.И. Избранные сочинения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvb.ru/18vek/novikov/01text/02criticism/09.htm.

Дополнительная литература:

5. Степанов В.П. Новиков Николай Иванович // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=962.

6. Рак В.Д. Русские литературные сборники и периодические издания второй половины XVIII в. – СПб., 1998.

 

Тема 3.Повествовательная проза (Ф.А. Эмин, М.Д. Чулков).

Традиции прозаических жанров в русской литературе XVIII в. Демократизация героя и романная форма. Эпистолярный роман "Письма Ернеста и Доравры" (1766, опубл. в 1769г.) Ф.А. Эмина. Полемика русских прозаиков с концепцией "естественного человека" Ж.-Ж. Руссо.

Роман-путешествие М.Д. Чулкова "Пригожая повариха, или похождения развратной женщины" (1770). Своеобразие сюжетно-композиционного построения, проблема нравственного преображения героев, авантюризм и рефлексия героини, структура рассказывания, "открытый" финал и реалистические тенденции.

Роль новаторских открытий Эмина и Чулкова в формировании русской художественной прозы.

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Николаев С.И. Оригинальность, подражание и плагиат в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 23. – М., 2006. – С. 3–19.

3. Николаев С.И. Образ писателя и эстетика творчества в представлениях русских писателей XVIII в. // XVIII век. Сборник 24. – М., 2006. – С. 82–95.

Дополнительная литература:

4. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009.

5. Русская литература XVIII в.: хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей / под ред. проф. О.М. Буранка. – М., 2007.

6. Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005.

 

Тема 4.Жанр лиро-эпической поэмы в русской литературе XVIII в.

Жанр поэмы в русской литературе XVIII в. Понятие ирои-комической поэмы, травести, бурлеска. Европейская традиция бурлеска. Распад жанровой системы классицизма. Поэма В.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх" (1771). Сатирическая направленность сюжета, мифо-героический и бытовой планы поэмы. Своеобразие формы (александрийский стих и просторечная лексика).

Поэма И.Ф. Богдановича "Душенька" (1775): синтез античных, западноевропейских и русских фольклорных традиций, ирония и игра со стихом. Проблема нравственного выбора героев и скрытый дидактизм автора.

Значение ирои-комической поэмы для формирования русского художественного сознания. Традиции бурлеска в раннем творчестве А.С. Пушкина ("Монах", "Гавриилиада", "Руслан и Людмила").

Основная литература:

1. Западов А. Творчество В.И. Майкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/m/majkow_w_i/text_0050.shtml.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

3. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2008.

Дополнительная литература:

4. Кочеткова Н.Д. И.Ф. Богданович // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=573.

5. Стенник Ю.В. В.И. Майков // Словарь русских писателей XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1004.

 

 

Тема 5.Комедия Д.И. Фонвизина. Комедия "Бригадир"(1769). Своеобразие сюжета (Бытописательная, идеологическая, метафизическая линии) и многоуровневая структура конфликта. Проблема статичной "драмы разговоров". Синтез комического и трагического в драме. Образ Страшного Суда. Поэтика названия.

Комедия "Недоросль": одические и сатирические традиции (герой идеи и герой быта). Трагический финал для сатирических персонажей и комическое разрешение конфликта для добродетельных героев. Поэтика названия. Проблема "трех единств".

 

 

Основная литература:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

2. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. - Л., 1973. См.: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3465102.

3. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.

4. Степанов В.П. Полемика вокруг Д.И. Фонвизина в период создания "Недоросля"// XVIII век. - 1986. - Сб. 15. - С. 204-229. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7262.

5. Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. – М., 1959. См.: http://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html.

 

Дополнительная литература:

6. Всеволожский - Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. - М., 1960.

7. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д.И. Фонвизине. - М., 1985. См.: http://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0120.shtml.

8. Бухаркин П.Е. О философской проблематике "Недоросля" Д.И. Фонвизина // Вестник Ленинградского ун-та. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. - 1986. - Вып. 3. - С. 32-38.

9. Назаренко М.И. Типы и прототипы в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/f/fonwizin_d_i/text_0100.shtml.

10. Стенник Ю.В. Проблема народности в литературе XVIII века и Фонвизин // Русская литература. - 1987. - № 3. - С. 57-71.

8. Щеблыкин И.П. "Недоросль" Д.И. Фонвизина в историческом объяснении В.О. Ключевского // Русская словесность. - 1997. - № 3. - С. 17-18.

 

 

Тема 6.Стихотворная высокая комедия в творчестве В.В. Капниста.

"Ябеда" В.В. Капниста. Многоуровневая структура конфликта. Роль библейских аллюзий и реминисценций. Символика каламбура в пьесе (взятка - даяние, обед - обедня и др.). Поэтика названия. Своеобразие развязки.

Основная литература:

  1. Капнист В. Ябеда // Русская комедия и комическая опера. – М., 1950. См.: http://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0090.shtml.
  2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.
  3. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. - Л., 1973. См.: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3465102.
  4. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. – СПб., 2004.

Дополнительная литература:

  1. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в. – М., 2006.
  2. Смирнов-Сокольский Н. Арестованная комедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/k/kapnist_w_w/text_0070.shtml.

 

Раздел 5. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе конца XVIII – начала XIX вв.

Тема 1.Лирика Г.Р. Державина. Феномен преромантизма в поэзии Державина. Основные тематические группы лирики Державина: трансформированная торжественная ода, духовная ода, гражданская поэзия, тема поэта и поэзии, "легкая" поэзия. Традиции оды и сатиры в поэзии Державина. Автобиографизм как особая форма проявления автора. Античные и фольклорные образы. Роль поэзии Державина в русской литературе.

 

Основная литература:

1. Державин Г.Р. Стихотворения. – М., 1957. См.: http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/toc.htm.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

3. Западов А.В. Державин. - М., 1958. Или: Западов А.В. Поэтический путь Державина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/d/derzhawin_g_r/text_0090.shtml.

4. Западов В.А. Работа Державина над "Рассуждением о лирической поэзии, или об оде" // XVIII век. - 1986. - Сб. 15. - С. 229 - 282. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7264.

5. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX вв. - Л., 1969. – (XVIII век. Сборник 8). См.: http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5023.

 

Дополнительная литература:

6. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. – Магнитогорск, 2006.

7. Афанасьева К.А. Г.Р. Державин и преромантизм // Филологические науки. - 1994. - № 3.

8. Жирмунская Т. Библия и Державин: Беседа 1-3 // Юность. - 1994. - №№ 1-3.

9. Ионин Г.Н. Г.Р. Державин // Литература в школе. - 1997. - № 6. - С. 127-138.

10. Луцевич Л. Ф. Псалтырь в русской поэзии. - СПб., 2002.

11. Машевский А. "Подай, Фелица, наставленье ..." // Вопросы литературы. - 2000. - № 2. - С. 198-215.

12. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009.

13. Пэн Д. Рождение лирического "я" в русской поэзии // Дон. - 1998. - № 2. - С. 208-227.

14. Серман И. Державин в новом веке // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 27. - С. 54-66.

 

Тема 2.Пародия в творчестве И.А. Крылова. Журнал "Почта духов" (сюжетно-композиционные особенности, проблематика и сатирические приемы). Ложный панегирик "Похвальная речь в память моему дедушке" (1792). Восточная повесть "Каиб" (1792): своеобразие сюжета и композиции, пародия на образ идеального монарха, использование символики восточной сказки в целях пародии, литературная полемика с классицизмом (пародия на жанры оды, панегирика, сказки, идиллии). Шутотрагедия "Подщипа" (1800) как политический памфлет и литературная пародия.

Основная литература:

1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. – М., 2005.

2. Коровин В. Поэт и мудрец. – М., 1996.

3. Крылов И.А. Сочинения: В 2 т. – М., 2006. См.: Крылов И.А. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/k/krylow_i_a/.

4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

Дополнительная литература:

5. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. – М., 2003.

6. Степанов Н. Л. Крылов: Жизнь и творчество. – М., 2003.

 

Тема 3.Сентиментальная проза А.Н. Радищева. Историко-философские предпосылки европейского сентиментализма. Эстетика и поэтика сентиментализма, его своеобразие по сравнению с классицизмом. Особенности русского сентиментализма.

"Письмо к другу, жительствующему в Тобольске" А.Н. Радищева (1782): формирование повествовательной структуры (временное - вечное, общезначимое - личное, рациональное - эмоциональное). Трансформация жанра жития в "Житии Ф.В. Ушакова" (1788): своеобразие композиции, автобиографизм и структура повествовательной речи, мотив испытания. "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790): проблематика, своеобразие композиции, формирование системы рассказчиков и повествователей, эмоциональный и аналитический пласты сюжета, символика образов. "Дневник одной недели": попытка психологического исследования человеческой личности, полемика с Руссо.

Национальное своеобразие прозы Радищева и ее значение для русской художественной повествовательной традиции.

 

Основная литература:

1. Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник?.. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева) // Вопросы литературы. – 2006. – Июль-август. – С. 83–138.

2. Коптева Э.И. «Видения» и «разговоры в царстве мертвых» в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6 (25). – С. 27–30.

3. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". Комментарий. - Л., 1974.

4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

5. Лотман Ю.М. А.Н. Радищев[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sobolev.russianeurope.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=78:2011-03-03-20-51-17&catid=30:xviii-&Itemid=6.

6. Макогоненко Г.П. Радищев и его время. - М., 1956.

7. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – М., 1975. См.: http://az.lib.ru/r/radishew_a_n/text_0010.shtml.

8. Серман И.З. А.С. Шишков и А.Н. Радищев: стилистический симбиоз // Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005. – С. 109–131.

 

Дополнительная литература:

9. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему. Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. – СПб.: Алетейя, 2005.

10. Западов В.А. Александр Радищев - человек и писатель // Радищев А.Н. Сочинения. – М., 1988.

11. Кочеткова Н.Д. Радищев // История русской литературы: В 4 тт. – Л., 1980. – Т.1.

12. Лотман Ю.М. О русской литературе. История русской прозы. – СПб., 1997.

13. Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн/non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия. – М., 2007.

14. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы в русской литературе второй половины XVIII – начала XIX века. — Екатеринбург, 2009.

15. Радищев: исследования и комментарии. – Тверь, 2001.

16. Радищев: русское и европейское Просвещение. – СПб., 2003.

 

Тема 4.Проза Н.М. Карамзина. "Письма русского путешественника" (1791-1792): структура повествования, автор и герой-повествователь, проблема жизнестроительства. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести "Бедная Лиза" (1792). Жанр исторической повести: "Наталья, боярская дочь" (1792) и "Марфа-посадница" (1802). Предромантические тенденции и традиция готического романа в повести "Остров Борнгольм" (1794). Своеобразие романного повествования в "Рыцаре нашего времени" (1803). "История государства Российского" как синтез исторических и художественных начал. Значение творчества Карамзина для русской литературной традиции XIX в.

 

Литература:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – Л., 1984. См.: http://ilibrary.ru/author/karamzin/index.html.

2. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. - Л., 1994.

3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М., 2001.

4. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. - М., 1987. См.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_karam/01.php.

5. Топоров В.Н. "Бедная Лиза" Карамзина: опыт прочтения. - М., 2006.

6. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // XVIII век: Сб. 8. Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - начала XIX века. - Л., 1969. – С. 259–268. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6922.

7. Бухаркин П.Е. О "Бедной Лизе" Н.М. Карамзина (Эраст и проблемы типологии литературного героя) // XVIII век: Сб. 21. - СПб., 1999. - С. 318-326. См.: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7661.

 

Дополнительная литература:

8. Алпатова Т. Карамзин-филолог на страницах «Писем русского путешественника»: О механизме взаимодействия «своего» и «чужого» // Вопросы литературы. – 2006. – Июль-август. – С. 159–175.

9. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм. Карамзин // Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-7262.htm.

10. Макогоненко Г.П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0290.shtml.

11. Серман И.З. Литературное дело Н.М. Карамзина. – М., 2005.

 

Основные понятия (тезаурус)

Рационалистическое мировоззрение (основные категории: разум, идеал, иерархичность), гистории, риторические жанры, ораторское "слово", секуляризация, классицизм, нормативная эстетика классицизма, система жанров классицизма, риторические жанры, демократизация, поэма, ирои-комическая поэма, травести, бурлеск, преромантизм, сентиментализм, ода, сатира, песня, комедия, трагедия, пародия, анакреонтика, «легкая» поэзия, роман, повесть, малые эпические жанры.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.