В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях административные проступки подведомственны соответствующим органам государственного управления, а также должностным лицам. Компетенция государственных органов и должностных лиц (органов внутренних дел, налоговых и таможенных органов, органов по охране окружающей среды, исполнительных органов власти, комиссий по делам несовершеннолетних и других) определяется Кодексом об административных правонарушениях.
Согласно законодательству некоторые административные проступки рассматриваются судьями судов общей компетенции. В этой связи следует заметить, что при рассмотрении административных правонарушений в судах общей юрисдикции суды привлекают граждан к административной ответственности по правилам административного процесса.
В то же время, при рассмотрении гражданских дел, вытекающих из гражданских правоотношений, суды руководствуются нормами ГПК.
С целью правильного применения законодательства, при рассмотрении и разрешении в судах дел об административных проступках 25 марта 1999 г. Пленум Верховного суда Республики Беларусь принял постановление №1 “ О практике применения судами законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях”.
Кроме того, 20 сентября 1990 г. Пленум Верховного суда Республики Беларусь принял постановление № 7 “О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий ”(с последующими изменениями и дополнениями).
Рассматривая дела по жалобам о наложении административного взыскания суд должен выяснить, соблюдены ли правоприменителем, постановление которого обжалуется, правила привлечения к административной ответственности.
Суд обязан установить, правомочен ли орган или должностное лицо привлекать гражданина к ответственности; не превысил ли он своих полномочий; правильно ли выбрана мера наказания; соблюден ли порядок привлечения лица к административной ответственности; не истекли ли процессуальные сроки; учтены ли личность правонарушителя, его семейное и материальное положение; смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и другие существенные сведения.
Суд проверяет соответствует ли выбранная мера наказания видам административной ответственности, установленным Кодексом об административных правонарушениях. В качестве мер административного наказания могут применяться: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация имущества; лишение специального права; взыскание стоимости товаров и транспортных средств; исправительные работы; административный арест.
Административные органы по фактам правонарушений в сфере административного права выносят постановления и решения. Однако в некоторых случаях факт правонарушения фиксируется в протоколе, или иным образом. Если орган или лицо привлекают граждан к ответственности без вынесения постановления, то в суд могут быть обжалованы эти действия как неправомерные.
В качестве субъектов административной ответственности могут выступать граждане Республики Беларусь, иностранцы и лица без гражданства. Не могут быть субъектами административной ответственности юридические лица.
В то же время, в качестве потерпевшего могут выступать как граждане, так и юридические лица.
Следует отметить, что административные взыскания, наложенные судьями судов общей юрисдикции, не полежат обжалованию и могут только опротестовываться прокурором, судьей вынесшим постановление, а при невозможности повторного рассмотрения дела этим судьей- председателем областного суда.
Жалобы на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях подаються в суд по месту жительства заявителя.
Жалоба подается в 10-дневный срок со дня вручения копии постановления или со дня объявления гражданину постановления о наложении административного взыскания. Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы (ст.345 ГПК).
Жалоба рассматривается судом с извещением заявителя, должностного лица и представителя государственного органа. Судья вправе признать их явку обязательной, о чем указывается в извещении. Неявка этих лиц в таких случаях влечет наложение судом штрафа (ст.346 ГПК).
По результатам рассмотрения дела суд выносит одно из следующих мотивированных решений:
- Оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
- Отменяет постановление и возвращает дело на новое рассмотрение;
- Отменяет постановление и прекращает дело;
- Изменяет меру и вид взыскания.
Если будет установлено, что постановление вынесено неправомочным государственным органом или должностным лицом, то постановление отменяется и дело направляется в надлежащий орган или должностному лицу.
При истечении срока привлечения к административной ответственности суд выносит определение о прекращении дела. Если неправомерно решен вопрос о возмещении ущерба, то постановление отменяется в этой части (ст. 347 ГПК).