Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прочитайте текстовые фрагменты и на их основании сделайте вывод об уровне общей культуры говорящих



 

Михаил Михайлович Жванецкий в программе «Зеркало» рассказал, что регулярно встречает надписи на заборах: «Мы за Зюганова».

– А что бы вы сами написали на заборе? – спросил Николай Сванидзе.

– Я никогда не писал на заборе, – сказал М. Жванецкий. – Я мог бы ответить им очень распространенным выражением, которое всегда на заборах есть. Но вот эта внутренняя воспитанность…

В студии орал, ругался и плевался лидер фронта «Память» Дмитрий Васильев, нападая на председателя Антифашистского комитета Евгения Прошечкина. «Ну почему же вы не хочете пожать друг другу руки?» – сокрушался ведущий Александр Любимов.

Любимое пушкинское стихотворение вспомнил лишь один из приглашенных в студию: «Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» Начал было читать, потом смешался:

– Ой, извините, это Некрасов.

– Да уж, молодой человек, – укорила ведущая. – Ну, ничего, бывает.

Читая по бумажке знаменитый монолог Нины Заречной из «Чайки» («Люди, львы, орлы и куропатки…»), одна из певичек группы «Блестящие» прыскает: «У меня что, зоология?»

Снисходительно улыбаясь, Барщевский начал разговор с Ренатой Литвиновой так:

– Вы очаровательная женщина, а передача у нас серьезная, а вот я не умею серьезно разговаривать с красивыми женщинами.

– Чего это вы такое спросили, я не поняла? – пробормотала несколько растерянная героиня.

Прочитайте текст и выявите средства установления контакта между собеседниками.

Вольтер работал над новой книгой и велел прислуге никого к себе не пускать.

И вот в двери его замка постучался какой-то толстяк, судя по разговору, англичанин.

– Господина Вольтера нет дома. Будет поздно! – отрезал слуга.

– Я подожду, – ответил англичанин и на самом деле остался у ворот.

Услышав, что гость не уходит, Вольтер подал голос:

– Я болен.

– Я поставлю вас на ноги, – ответил гость, – ведь я изучал в молодости медицину!

– Я умер! – крикнул Вольтер.

– Тогда я поклонюсь вашему праху, отслужу панихиду и, с вашего позволения, похороню вас, – ответил находчивый гость.

Тогда Вольтер уже с любопытством выглянул из-за двери, пораженный не только настойчивостью, но и остроумием гостя.

– Входите, – проворчал он и добавил, желая оставить за собой последнее слово. – За вход в мой дом я беру шесть су.

– Вот двенадцать, – ответил гость, – я приду и завтра.

Вольтер расхохотался и протянул англичанину руку. С тех пор они стали друзьями – Вольтер и знаменитый историк, умнейший из людей той эпохи – Гиббон.

Исторические анекдоты

Определите компоненты речевых ситуаций и, проиграв их в парах, группах, найдите выход из создавшегося положения.

1. Вас вызывает декан факультета для разговора о конфликте в группе (с преподавателем, с однокурсником) и путях его разрешения (тему беседы выберите самостоятельно, например: постоянные опоздания студента на занятия, использование грубой лексики в разговоре с преподавателем и др.).

2. Вы учитель, ведете урок, в класс входит классный руководитель и просит разрешения сделать объявление, но речь его затягивается. Ваши действия?

3. Руководитель фирмы проводит совещание, на котором выступает служащий, выражая свое неудовольствие по поводу ... (возможные варианты: отсутствие материалов, недостаток информации и т.д.). Как вы отреагируете (вы – начальник, вы – сочувствующий, вы – оппонент)?

 

7. Ситуация представления себя. Вам нужно рассказать о себе в незнакомом коллективе. Определите цель представления, компоненты речевой ситуации и содержание речи. О чем следует сказать обязательно? Какая информация является дополнительной? О чем не стоит говорить? Можете воспользоваться следующим планом:

· назовите имя, отчество, фамилию;

· объясните причину поступления на выбранный вами факультет;

· назовите предметы, которые вам нравятся больше всего;

· расскажите, как вы проводите свободное время (ваше любимое занятие и т.п.);

· какие трудности в общении с людьми вы испытываете и как справляетесь с этими проблемами?

 

Составьте рассказ об известном человеке (политике, актере, педагоге и т.п.), не называя его имени, охарактеризуйте его речевое поведение (реплики, манеру общения, интонацию) – см. «Глоссарий». Опишите наиболее яркие, примечательные внешние черты, привычки, манеры, жесты, мимику и прочее так, чтобы этого человека могли узнать ваши сокурсники. Какие черты языковой личности данного человека оказались наиболее узнаваемыми?

 

Литература

Основная

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2005.

2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – М., 2002.

3. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2005.

Дополнительная

Введенская, Л. А. Русский язык и культура: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2005.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.