Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Советы по подготовке к экзамену (зачету)



При подготовке к зачету (экзамену) необходимо прежде всего выяснить, как усвоен вами курс. Для этого вновь обратитесь к Программе, внимательно читая ее, выявите, какие вопросы вы усвоили хорошо, какие хуже, в чем есть пробелы. Сделайте соответствующие записи.

Определите, опираясь на Программу, какие из требуемых умений у вас сформированы, какие нет.

Для развития языковых умений следует регулярно выполнять упражнения на нахождение и исправление ошибок (см. соответствующие задания в Практикуме и Приложении, а также в учебном пособии Е.В. Скворецкой).

Чтобы усовершенствовать правописные умения, надо выяснить причины орфографических и пунктуационных ошибок: если они вызваны незнанием правил, то следует не просто повторить (выучить) правила, но и определить алгоритм, логику их применения, т.е. порядок действий. Если же правила вы знаете, то ошибки вызваны неумением видеть ошибкоопасные места. Для развития этого умения следует сначала анализировать недеформированный текст, т.е. такой, в котором все написано правильно, нет пропущенных букв и знаков препинания; в этом тексте необходимо найти все орфограммы и пунктограммы, объяснить написание. Следующий этап самостоятельной работы – анализ деформированного текста и проверка выполнения по “ключу”: выберите упражнение на те правила, на которые вы допускаете ошибки, вставьте пропущенные буквы или расставьте знаки препинания, а затем проверьте себя. Третий этап – решение орфографических и пунктуационных задач без образца выполнения. После того как вы отработали таким образом несколько правил, переходите к выполнению упражнений, в которых требуется применить не одно-два, а более правил, постепенно увеличивая количество встречающихся в тексте орфограмм и пунктограмм. В такой работе вам помогут как школьные учебники русского языка для 5-9, 10-11 классов, так и сборники упражнений по орфографии и пунктуации.

Для развития коммуникативных умений речевые задания желательно выполнять в парах, группах, самостоятельно составлять и подбирать коммуникативные упражнения, наблюдать за разными видами общения в реальной речевой практике и на телевидении.

Внимательно изучите вопросы для итогового контроля, постарайтесь на них ответить, сравните выявленные пробелы с теми, которые установили ранее.

Еще раз обратитесь к тестовым заданиям и проверьте результативность их выполнения.

Таким образом вы сможете выявить все слабые места в собственной подготовке. Имея перечень вопросов, тем, умений, которые вызвали затруднения, вы можете вернуться к Теоретическим положениям, Хрестоматии, Практикуму, словарикам УМК, основной и дополнительной литературе, чтобы ликвидировать пробелы. Делайте это целенаправленно, ища ответы на те вопросы, которые не знаете, выполняя те задания, которые вызывают трудности. После такой работы вернитесь к вопросам для итогового контроля и списку умений, чтобы убедиться в своей подготовленности к экзамену (зачету).

Содержание, особенности проведения, форма зачета (экзамена), критерии допуска студента к итоговому контролю определяются преподавателем в связи со спецификой специальности.


3. Программа курса “Русский язык и культура речи”
(
нефилологические специальности, иностранный язык);
“Риторика”
(специальность русский язык и литература)
высших учебных заведений

Пояснительная записка

Современные требования к подготовке специалистов в разных областях предполагают формирование у них комплекса компетенций. Перед высшей школой стоят новые задачи, одна из которых - развитие коммуникативной компетенции будущего журналиста, педагога, менеджера, адвоката и т.п.

Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). А для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения в той или иной сфере деятельности, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения стоящих перед ним профессиональных задач.

Сравнивая стандарты разных специальностей, мы пришли к выводу, что большинство из них идентичны; стандарт специальностей «менеджмент организации» и «управление персоналом» отличаются от остальных формулировками, но суть их одинакова. При этом, приводя выписки из стандартов, мы исправили в них очевидные опечатки и лексическую ошибку (понятливость … публичной речи). Заметим также, что в разных стандартах и учебных пособиях понятие «речевое взаимодействие» рассматривается то как родовое по отношению к речевому событию, речевой ситуации, та как видовое по отношению к другим единицам общения.Невербальная коммуникация в некоторых стандартах вынесена как отдельная дидактическая единица, в других представлена как роль внеязыковых факторов (применительно к разговорной речи), что некорректно: невербальные средства общения играют важную роль и в публичной, ораторской речи.

Русский язык как учебная дисциплина позволяет понять функции языковых средств, их роль в создании высказываний различных жанров и стилей, усвоить нормы современного русского литературного языка, осознать суть основных речеведческих понятий и правил, способствует обогащению речи учащихся и формированию умений создавать устные и письменные жанры речи.

Так как дисциплина «Культура речи» изучает стили и содержание эффективной, образцовой речи, ставит целью овладение нормами русского литературного языка, повышение интеллектуально-речевой культуры, овладение речевыми умениями, она позволяет развивать у учащихся коммуникативные качества речи, что способствует эффективному общению.

Курс «Риторика» как интегративный (лингвистика речи, по определению Т.А. Ладыженской) предполагает два основных блока: общение (что соотносится с общей риторикой) и речевые жанры (вопросы частной риторики), усвоение основных риторических категорий и речеведческих понятий, решает задачи обучения искусной, эффективной речи.

Дисциплины «Русский язык и культура речи» и «Риторика» должны содержательно различаться весьма значительно, однако их цели и задачи (обучение эффективному, результативному общению, формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции, культуры русской речи), а также дидактические единицы во многом совпадают, несмотря на отличия формулировок: общение, речевая деятельность, качества речи; большое внимание уделяется публичному выступлению, т.е. ораторике.

Значимым представляется прикладной характер той и другой дисциплины. Т.А. Ладыженская отмечает, что содержанием курса риторики являются также нравственно-риторические идеи. Однако в аспекте компетентностного подхода современное обучение должно способствовать развитию у студентов не только коммуникативных компетенций, но и ценностно-смысловых, общекультурных, информационных, учебно-познавательных, социальных, что неразрывно связано с нравственным компонентом человеческого общения. Таким образом, дисциплины «Русский язык», «Культура речи», «Риторика» оказываются очень близкими, связанными.

Все это позволяет предложить для разных специальностей единые УМК и программу, которые покажут студентам общий подход к изучаемым дисциплинам, позволят им при желании глубже освоить курс, увидеть его межпредметные и внутрипредметные связи за счет того, что содержание дисциплины раскрывается не только в теоретических положениях, но и в хрестоматии, практикуме. А конкретные темы, материал, объем теории и практических заданий для студентов той или иной специальности укажет преподаватель.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.