Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, задачи, принципы, стадии и участники бюджетного процесса



Тема 2. Бюджетный процесс в Российской Федерации

Понятие, задачи, принципы, стадии и участники бюджетного процесса

Этапы составления проектов бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях

Принятие бюджета

Исполнение бюджета

Составление отчетов об исполнении бюджетов

Понятие, задачи, принципы, стадии и участники бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Перед бюджетным процессом стоят следующие задачи[1]:

- определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема доходов в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

- установление расходов бюджета по целевому назначению, а также объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий, предусмотренных бюджетом;

- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

- погашение долговых обязательств;

- автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через автоматизированную систему финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Бюджетный процесс основывается на следующих принципах:

- принцип разграничения бюджетной компетенции между органами представительной и исполнительной власти, проистекающей из того, что конституционное и бюджетное законодательство устанавливает следующее распределение компетенции по стадиям бюджетного процесса между ветвями власти: составление и исполнение бюджета отнесено к полномочиям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета – к полномочиям представительных органов власти. Каждый орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет бюджетные полномочия относительно своего уровня бюджета;

- принцип специализации бюджетных показателей, реализующийся через бюджетную классификацию;

- принцип ежегодности бюджета, означающий обязательное принятие бюджета на каждый календарный год до начала планируемого года;

- принцип гласности в бюджетном процессе, предполагающий широкое обсуждение проекта бюджета представительным органом соответствующего уровня, доведение его до сведения населения, опубликование утвержденного бюджета.

Стадиями бюджетного процесса являются:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение проектов бюджетов;

- исполнение бюджета;

- составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В соответствии Бюджетным кодексом участниками бюджетно­го процессаявляются[2]:

- Президент РФ опре­деляет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете, имеет право «вето» на финансовое законодатель­ство, принятое Федеральным Собранием РФ.

- Главы администраций республик, краев, областей в составе РФ определяют цели финансовой политики на соответствующих территориях, а также подписывают региональные законы о бюджете и иные законы, связанные с формированием доходной базы и принятием расходных обязательств.

- Главы муниципальных органов власти устанавливают порядок составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период; вносят на рассмотрение и утверждение в представительные органы власти проекты бюджета, проекты изменений в бюджеты, отчет об их исполнении; вносят на рассмотрение представительных органов власти проекты решений, предусматривающих установление, изменение или отмену местных налогов, сборов, применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и неналоговых платежей; устанавливают порядок разработки прогноза социально-экономического развития Волгограда на очередной финансовый год и плановый период и долгосрочных муниципальных целевых программ (подпрограмм).

- Законодательные (представительные) органы государственной власти. К их полномочиямотносятся: рассмотрение и утверждение бюджетов соответствующего уровня, а так­же отчетов об их исполнении; осуществление последующе­го контроля за исполнением соответствующих бюджетов; формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответству­ющих бюджетов.

- Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы му­ниципальных образований), к их полномочиям относятся: обеспечение состав­ления проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов; разработка и утверждение методики распределения и (или) порядков предоставления межбюджетных трансфертов; обеспечение исполнения бюд­жета и составление бюджетной отчетности; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законода­тельных (представительных) органов; управление государ­ственным (муниципальным) долгом.

- Финансовые органы, их полномочиямив бюджетном про­цессе являются: составление проекта соответствующего бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансово­го плана); представление его с необходимыми документа­ми и материалами для внесения в законодательный (пред­ставительный) орган; организация исполнения бюджета; установление порядка составления бюджетной отчетности. Финансовые органы обязаны ежемесячно составлять отчет о кассовом исполнении бюджета.

- Федеральное казначейство, его основная функцияв бюд­жетном процессе заключается в осуществлении бюджетных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюд­жетов бюджетной системы РФ.

- Банк России, будучи участником бюджетного процесса, совместно с Правительством РФ разрабатывает и представ­ляет на рассмотрение Государственной Думы основные на­правления денежно-кредитной политики. Кроме назван­ных полномочий Банк России обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по го­сударственным ценным бумагам РФ.

- Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представитель­ными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годо­вой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, про­водят экспертизы проектов указанных бюджетов, долго­срочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства РФ.

- Главный распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значи­мое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассиг­нования и лимиты бюджетных обязательств между подве­домственными распорядителями и получателями бюджет­ных средств. Примеры ГРБС: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» и пр.

- Распорядитель бюджетных средств – это орган госу­дарственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, име­ющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственны­ми распорядителями и получателями бюджетных средств. Примеры РБС: Городская Дума, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

- Главный администратор доходов бюджета – это опре­деленный законом (решением) о бюджете орган государ­ственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государствен­ным внебюджетным фондом, Банк России или иная орга­низация, имеющие в своем ведении администраторов до­ходов бюджета и являющиеся администраторами доходов бюджета. Пример: Федеральная налоговая служба; Банк России; Комитет по управлению муниципальным имуществом; Департамент земельных ресурсов (в Москве).

- Администратор доходов бюджета – это орган государ­ственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, бюджетное учрежде­ние, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчис­ления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной систе­мы РФ. Пример: ИФНС; бюджетные учреждения; ПФР, ФСС.

- Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета – это определенный законом (реше­нием) о бюджете орган государственной власти (государ­ственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государствен­ным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансиро­вания дефицита бюджета и являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

- Администратор источников финансирования дефицита бюджета – это орган государственной власти, орган мест­ного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право осуществлять операции с ис­точниками финансирования дефицита бюджета.

- Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного само­управления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджет­ных средств бюджетное учреждение, имеющие право на при­нятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. По­лучателем бюджетных средств осуществляется непосредственное использование бюджетных средств и исполнение бюджетных обязательств.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.