По справедливому мнению Л.А. Лунца, признание и исполнение иностранных судебных решений – одна из основных проблем международного гражданского процесса.[4]
Само по себе решение иностранного суда не имеет юридической силы на территории чужого государства. Оно получает юридическую силу лишь в том случае, если процессуальное законодательство этого государства допускает его признание и принудительное исполнение. Эта же проблема решается и с помощью международных соглашений.
Признаниесудебного решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда.
А. предъявил иск к Б. во Франции, и французский суд, рассмотрев дело, отказал в иске. После этого А. предъявляет иск к Б. из этого же правоотношения в российском суде с соблюдением правил подсудности ГПК РФ. Может ли Б. привести возражение об уже состоявшемся решении (exceptio rei judicatae)? Утвердительный ответ означал бы, что российский суд должен признать иностранное судебное решение.
Принудительное исполнение иностранного судебного решения возможно лишь в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где испрашивается такое исполнение. Можно ли по решению французского суда обратить взыскание на имущество ответчика, находящееся в России? Это уже вопрос о принудительном исполнении иностранного решения на территории РФ, и ответ на него зависит от российского гражданско-процессуального законодательства.
Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой для его принудительного исполнения.
Для некоторых решений достаточно, чтобы они были только признаны, например, решение о расторжении брака. Другие решения требуют принудительного исполнения. Национальное процессуальное законодательство стран, а также международные соглашения предусматривают условия для признания и принудительного исполнения иностранных решений. Обычно условия для признания и исполнения совпадают, но для исполнения требуются и дополнительные условия, например, срок давности для принудительного исполнения не должен истечь.
Как правило, предварительным условием для исполнения решения иностранного суда является требование взаимности в отношении решений отечественных судов. Однако в ряде стран требование взаимности отсутствует. Российское законодательство (как и законодательство ряда других стран, например, Франции) при отсутствии международных соглашений не ставит признание и исполнение решений иностранных судов в зависимость от взаимности, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, решения иностранных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами, а при отсутствии международных договоров на началах взаимности.[5]
Общим признаком международной практики (международные соглашения) и национального законодательства различных стран является правило о том, что суды не вправе пересматривать иностранное решение по существу. Например, ст. 29 как Брюссельской, так и Луганской конвенций о юрисдикции и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым спорам императивно устанавливает, что иностранное решение не может стать предметом его пересмотра по существу.
Основания отказа в признании и исполнении иностранных судебных решений в законодательстве различных стран сформулированы по-разному. Однако, по мнению Л.П. Ануфриевой, по существу их можно свести к двум группам[6].
Во-первых, это такие основания, которые имеют целью защиту частного интереса лица, участвующего в споре. К ним относятся следующие: спор разрешён некомпетентным судом, по делу между теми же лицами о том же предмете и по тому же основанию имеется вступившее в законную силу решение суда, сторона не была извещена о процессе, истёк срок давности для предъявления решения к исполнению и т.п.
Во-вторых, это те основания, с помощью которых обеспечивается защита публичных интересов государства и общества в целом (решение противоречит публичному правопорядку государства, в котором испрашивается исполнение, нарушает исключительную компетенцию судебных учреждений этого государства и т.п.).
В вопросах признания и исполнения иностранных решений некоторые авторы считают необходимым различать:
Во-первых, систему экзекватуры, при которой речь идёт о признании или исполнении иностранного решения как такового (Франция, Германия, английская система регистрации иностранных решений по Акту 1933 года). В последнем случае речь идёт об особом порядке регистрации судебных решений, вынесенных в тех иностранных государствах, которые обеспечивают для английских решений условия взаимности.
Во-вторых, систему англо-американского «общего права», при которой иностранное судебное решение служит основой для нового (в английском или американском суде) суммарного судебного разбирательства. При этом иностранное судебное решение создаёт презумпцию для того, в пользу кого оно вынесено, которая может быть опровергнута. Иностранное судебное решение порождает перераспределение бремени доказывания.[7]
Экзекватурой признаётся вынесение судом запрашиваемого государства после рассмотрения соответствующего ходатайства специального постановления о разрешении исполнения. При этом система экзекватуры допускает различные варианты: в одних странах допускается ревизия дела по существу, в других – лишь ограниченный контроль со стороны суда, дающего экзекватуры.
При экзекватуре юридическую силу, равную силе отечественного решения получает иностранное решение, тогда как англо-американское «общее право» предусматривает порядок, при котором иностранное судебное решение играет роль доказательства при новом суммарном пересмотре дела по существу, так что иностранное решение заменяется английским (американским) решением по тому же делу.[8]
В научной литературе предлагаются и иные походы к анализу существующих систем исполнения иностранных решений.[9]
Международные соглашения по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов. Универсальная конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.[10] (Россия в ней также участвует как преемница СССР) содержит правила лишь об исполнении судебных решений об уплате судебных издержек и расходов, а также о последующем взыскании судебных расходов (ст.18 - 19).
Во исполнение ст. 220 Римского договора о создании ЕЭС 27 сентября 1968 г. была принята Брюссельская конвенция ЕС, а затем 16 сентября 1988 г. в Лугано подписана «параллельная» аналогичная конвенция в рамках ЕАСТ «О юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам».[11] Конвенции распространяются на гражданские и торговые дела и не касаются решений по административным, таможенным или налоговым и ряду других вопросов.
Признание и исполнение решений иностранных судов на территории РФ регулируется следующим национальным законодательством.
ГПК РФ 2002 года, глава 45, статьи 409-417.
АПК РФ 2002года, глава 31, статьи 241- 246.
ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2.10.2007 г.[12]
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 года «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей».[13]
Россия является участницей двусторонних, региональных и универсальных международных соглашений, в которых решаются те или иные вопросы признания и исполнения судебных и арбитражных решений.
В РФ вопросы признания и исполнения решений иностранных судов урегулированы в ГПК РФ. Решения иностранных судов признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ (п.1 ст.409 ГПК). Под решениями иностранных судов понимаются:
- решения по гражданским делам за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,
- приговоры по делам в части возмещения ущерба, причинённого преступлением (п.2 ст.409 ГПК).
Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трёх лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п.3 ст.409 ГПК).
Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника в РФ. Если должник не имеет места жительства или места нахождения в РФ либо место его нахождения неизвестно, - по месту нахождения его имущества (ст.410 ГПК).
В ГПК подробно определяется содержание ходатайства о принудительном исполнении, а также документы, которые должны быть приложены к ходатайству. Ходатайство рассматривается в открытом судебном заседании с обязательным извещением должника, после чего суд выносит определение о принудительном исполнении решения или отказе в этом.
На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполнении этого решения выдаётся исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда (ст.411).
Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случае, если:
1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;
2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;
3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ;
4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ;
6) истёк срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом РФ по ходатайству взыскателя.
Определение об отказе может быть обжаловано в вышестоящий суд (ст.412).
Признание решений иностранных судов, не требующих принудительного исполнения. Такие решения признаются без какого-либо дальнейшего производства, если от заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо может заявить возражение против признания такого решения. Возражение подаётся по месту жительства или месту нахождения лица в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа. Возражение подаётся в течение одного месяца после того, как лицу стало известно о поступлении решения иностранного суда. Возражение рассматривается в открытом судебном заседании с извещением заинтересованного лица. После рассмотрения возражений судом выносится определение, которое может быть обжаловано в вышестоящий суд (ст.413 ГПК).
Отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается в тех же случаях, что и отказ в принудительном исполнении (кроме требования трёхлетнего срока для предъявления решения к исполнению).
Согласно ст.415 ГПК в России признаются следующие решения иностранных судов, не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства:
относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение;
о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ;
о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ;
в других, предусмотренных законом случаях.
Признание и приведение в исполнение решений судов иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды) урегулированы в АПК РФ. Такие решения признаются и приводятся в исполнение, если это предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом. Вопросы признания и исполнения разрешаются арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом (ст.241 АПК). В АПК подробным образом урегулировано содержание заявления, перечень документов, прилагаемых к заявлению (ст.242 АПК), порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (ст. 243 АПК). Принципиально важное значение имеет пункт 4 ст.243 АПК, согласно которому при рассмотрении дела арбитражный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу.
В АПК исчерпывающим образом перечислены основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (п.1 ст.244 АПК). Практически, это те же основания, что и предусмотренные в ГПК РФ (ст. 412).
Международные соглашения РФ. Страны СНГ создали в пределах СНГ упрощённый порядок исполнения решений судов общей юрисдикции и арбитражных (хозяйственных, экономических) судов.
Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.[14] содержит раздел III «Признание и исполнение решений», статьи 51-55. Конвенция применяется к решениям учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утверждённые судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств, а также к решениям судов по уголовным делам о возмещении ущерба (ст.51).
Решения, вступившие в законную силу и не требующие исполнения (к их числу относятся также решения по опеке и попечительству, решения о расторжении брака, вынесенные компетентными органами государства, на территории которого они вынесены), признаются на территориях других Договаривающихся государств без специального производства при наличии двух условий:
1) учреждения юстиции запрашиваемой Договаривающейся стороны не вынесли ранее по этому вопросу решения, вступившего в законную силу;
2) дело, на территории которой решение должно быть признано, не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции этой Договаривающейся стороны (ст. 52).
Отказ в признании таких решений может иметь место по тем же основаниям, что и отказ в принудительном исполнении (подпункты а - д статьи 55), если заинтересованная сторона не согласна с признанием.
Признание и принудительное исполнение решенийосуществляется по решению суда о принудительном исполнении. Ходатайство о принудительном исполнении решения подаётся в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение должно быть исполнено. К ходатайству должны быть приложены документы, перечисленные в Конвенции, в том числе решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению. Ходатайство и документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемого государства или на русский язык. Суды не рассматривают решение по существу, а лишь ограничиваются установлением соблюдения условий, установленных Конвенцией. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству государства, на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение (ст.53-54).
В исполнении решения может быть отказано в следующих случаях:
1. В соответствии с законодательством страны, на территории которой решение вынесено, оно не вступило в законную силу или не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу.
2. Ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручён вызов в суд;
3. По делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории государства, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено решение, вступившее в законную силу. Или имеется признанное решение суда третьего государства. Либо учреждением этого государства было ранее возбуждено производство по данному делу.
4. Дело относится к исключительной компетенции учреждения государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено.
5. Отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу о договорной подсудности.
6. Истёк срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством государства, суд которого исполняет поручение (ст.55).
Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г.[15]устанавливает признание и исполнение решений, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности между субъектами, находящимися в разных государствах - участниках СНГ (ст. 7-10). В соответствии с Соглашением государства – участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства – участника подлежат исполнению на территории других государств – участников.
Решения, вынесенные компетентным судом одного государства – участника в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства – участника органами, назначенными судом либо определёнными законодательством этого государства (абзац 3 ст.7).
Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны (ст.8). К ходатайству прилагаются:
· должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;
· официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;
· доказательства извещения другой стороны о процессе;
· исполнительный документ.
В приведении в исполнение решения может быть отказано практически при тех же условиях, что и предусмотрены в Минской конвенции. Однако Соглашение устанавливает срок давности исполнения в три года (ст.9). Спорные вопросы в связи с приведением в исполнение решений компетентных судов регулируются высшими судебными органами государств – участников СНГ (ст.10).
Киевское соглашение установило упрощённый порядок исполнения судебных актов стран СНГ на территории каждой из этих стран. Этот упрощённый порядок заключается в следующем.
Во-первых, суды государств – участников Киевского соглашения при оказании правовой помощи сносятся друг с другом непосредственно, минуя центральные органы юстиции государств.
Во-вторых,при обращении за правовой помощью представляемые документы могут излагаться на общедоступном для стран СНГ русском языке.
В-третьих,основанием для исполнения судебного акта одного государства на территории другого является непосредственно исполнительный документ, выданный иностранным судом на основании вынесенного им судебного акта.[16]
В развитие Киевского соглашения 1992 г. принято Московское Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территории государств – участников содружества 1998.[17]В соответствии с данным Соглашением ходатайство об исполнении решения подаётся взыскателем в компетентный суд (арбитражный, хозяйственный или экономический), определяемый в соответствии с законодательством государства места нахождения должника. Вступившее в законную силу решение суда одного государства исполняется на территории другого государства в бесспорном порядке. Основанием для исполнения судебного акта суда одного государства – участника Соглашения на территории другого является непосредственно исполнительный документ, выданный иностранным судом на основании вынесенного им судебного решения.
Признание и исполнение иностранных судебных решений регулируется многочисленными двусторонними договорами РФ о правовой помощи и правовых отношениях (со странами СНГ, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, КНР, Кубой, Латвией, Литвой, Эстонией, Алжиром, Аргентиной, Испанией, Италией и др. странами). Между РФ и Республикой Беларусь заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г.