3. Компетенция государственных судов РФ по гражданским делам с участием иностранных лиц.
4. Процессуальное положение иностранных лиц в гражданском судопроизводстве.
5. Установление содержания норм иностранного права и последствия неправильного применения этих норм
6. Исполнение иностранных судебных поручений и оказание иных видов правовой помощи. Предварительные обеспечительные меры.
7. Легализация документов. Апостиль.
8. Признание и принудительное исполнение иностранных судебных и арбитражных решений.
9. Трансграничная несостоятельность.
10. Нотариальные действия и международное частное право
Легализация документов. Апостиль
Подлинность и юридическая сила иностранных документов и актов в международном общении должна быть подтверждена путём легализации.
Консульская легализациязаключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания консула, а в случае необходимости подлинности печати и штампа, которыми скреплён акт. В ряде стран легализация может удостоверять и наличие у лица компетенции подписывать акт (Великобритания, Германия, Дания, Португалия, Швейцария).
Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении. В соответствии со ст.27 Консульского Устава РФ консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания.
Российские органы принимают такие документы и акты к рассмотрению лишь при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено российским законодательством или международным договором, участниками которого являются РФ и государство страны пребывания.[1]
Если международным договором не установлено иное, легализация осуществляется в стране, где был совершён акт (составлен документ), полномочным должностным лицом государства, в котором данный акт (документ) должен быть впоследствии представлен, как правило, консулом соответствующего государства. Министерством иностранных дел РФ 26 мая 2008 г. (в редакции приказа МИД от 12.04.2010 г.) утвержден и Административный регламент исполнения государственной функции по консульской легализации иностранных документов. В данном акте изложены порядок информирования об осуществлении данной функции (как в РФ, так и за рубежом), условия и сроки ее осуществления, представляемые документы, последовательность совершаемых действий, порядок приема и регистрации документов, а также ряд иных положений.
В консульской легализации может быть и отказано. По общему правилу легализации не подлежат документы и акты, которые противоречат российскому законодательству, или могут по своему содержанию нанести вред интересам России, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.
Легализацию документов и актов, исходящих от организаций, учреждений и должностных лиц РФ и предназначенных для предъявления за границей, осуществляет Департамент консульской службы МИД РФ. Консульская легализация таких документов и актов заключается в удостоверении, совершаемом консулом иностранного государства, в котором будут использоваться российские документы. При этом используется процедура легализации, установленная в соответствующем консульстве иностранного государства на российской территории. Российские документы легализуются, как правило, в нотариально заверенных копиях. Учредительные документы российских организаций подлежат легализации при условии их государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Документы, происходящие из-за границы и предназначенные для использования в России, должны быть легализованы российским консулом на территории соответствующего иностранного государства. Документ должен быть предварительно удостоверен компетентным органом иностранного государства (Министерством иностранных дел, Министерством юстиции или др.) и только потом передаётся на легализацию российскому консулу. Для осуществления легализации документов и актов консул должен иметь образцы подписей и печатей должностных лиц властей консульского округа, уполномоченных удостоверять документы и акты, исходящие от организаций и учреждений государства пребывания.
В случаях, когда в порядке истребования документов из России консулу поступили документы и акты, составленные в России, но не легализованные в МИД РФ, и если по законам государства пребывания требуется легализация таких документов и актов, консул легализует их и передаёт заинтересованным лицам, организациям и учреждениям.
Кроме того, официальный документ иностранного происхождения может быть легализован в России консулом государства, где он был совершён. Такие документы также подлежат дополнительному удостоверению в ДКС МИД РФ в порядке, установленном МИД РФ.
Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. Участниками Конвенции являются более 80 государств мира, в том числе и Россия (с 31 мая 1992 г.).
Конвенция содержит исчерпывающий перечень таких официальных документов. К ним относятся:
a) Документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
b) Административные документы;
c) Нотариальные акты;
d) Официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие дату, удостоверение подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Вместе с тем Гаагская конвенция не распространяется на:
a) Документы, совершённые дипломатическими или консульскими агентами;
b) Административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
В соответствие с Конвенцией требование консульской легализации иностранных официальных документов, представляемых на территории договаривающихся государств, заменяется проставлением апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершён.
Апостиль -удостоверяет подписи, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, а также в отдельных случаях, подлинность штампа или печати, скрепляющих документ. Апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см и должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции.
Текст апостиля должен содержать следующие реквизиты:
1. наименование государства, выдавшего апостиль;
2. фамилия лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ;
3. должность лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ;
4. наименование учреждения, печатью/штампом которого скреплён документ, удостоверяемый апостилем;
5. название города, в котором проставлен апостиль;
10. подпись должностного лица, проставившего апостиль.
Апостиль может быть составлен как на одном из официальных языков Конвенции (французском либо английском), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль. Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке.
Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.
Каждое государство – участник назначает органы, компетентные на проставление апостиля. В РФ право проставления апостилей предоставлено следующим органам.
ФРС России как правопреемник Министерства юстиции РФ - на документах, исходящих от организаций и учреждений, непосредственно подведомственных службе. Органы ФРС в субъектах РФ как правопреемники органов юстиции в субъектах РФ – на документах, исходящих от подведомственных им органов и учреждений юстиции, а также на копиях документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке в тех же субъектах Федерации.
Органы ЗАГС администраций субъектов РФ – на свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния, исходящих от этих органов, а также подведомственных им органов ЗАГС.
Отдел документально-справочной работы Комитета по делам архивов РФ – на документах, издаваемых центральными государственными архивами РФ. Архивные органы субъектов РФ – на документах, выдаваемых подведомственными им архивами. Управление делами Генеральной прокуратуры РФ – на документах, оформляемых по линии прокуратуры.
Арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными актов органов юстиции с отказом о проставлении апостиля на документах юридических лиц, направляемых в органы иностранных государств. Российская организация обратилась в арбитражный суд с иском к областному отделу юстиции о признании недействительным отказа от проставления апостиля на нотариальной надписи. Отказ был дан письмом от 12 марта 1996 г. № 280. Арбитражный суд признал указанное письмо ненормативным актом органа управления, пришёл к выводу о том, что спор подведомствен арбитражным судам, и принял дело к рассмотрению.[2]
В соответствии с абз.2 ст.3 Конвенции проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договорённость между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
Конвенция не препятствует заключению других договоров, конвенций или соглашений между договаривающимися государствами, в которых содержатся положения, требующие определённых формальностей для удостоверения подписи, печати или штампа. Однако если эти формальности являются более строгими, чем предусмотрены в Конвенции, действуют положения Конвенции (ст. 8).
Некоторые страны на основании двусторонних и многосторонних соглашений полностью освобождают иностранные документы от каких бы то ни было удостоверительных процедур, при условии, что они не требуют принудительного исполнения на территории другого государства.
Не требуется легализации или проставления апостиля в отношении иностранных официальных документов, происходящих из государств, с которыми Россия заключила соответствующие двусторонние соглашения или из стран – участниц Минской конвенции 1993 г.
Россия заключила с рядом государств мира двусторонние соглашения, согласно которым официальные документы, происходящие из одного государства, принимаются на территории другого без легализации. К таким государствам относятся: Азербайджан, Албания, Алжир, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Испания, Кипр, Киргизия, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Монголия, Польша, Румыния и мн.др.
В соответствии со ст.13 Минской конвенции 1993 г. документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. При этом документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов.
Приведём пример легализации документов, совершённых в Германии, Израиле, США и Украине, в рамках ведения наследственного дела.[3] Гражданин С. Иванов скончался в Москве по месту своего жительства, оставив 5 совершеннолетних детей. Наследство включает в себя движимое и недвижимое имущество в Москве. Только дочь Елизавета проживает в Москве, четверо остальных наследников проживают: Алексей в США, Пётр в Израиле, Василий в Украине, Наталья работает в консульстве России в Германии. Какие требования будут предъявляться к легализации заявлений о принятии наследства и доверенностей, выданных наследниками для представления их интересов в процессе урегулирования наследства? Документы Натальи, заверенные консулом России, являются российскими нотариальными актами, которые представляются в России без соблюдения каких-либо формальностей. Алексей для совершения доверенности и заявления в США обратился к lawyer (адвокату). На данных актах должен быть проставлен апостиль, так как США ратифицировали Гаагскую конвенцию 1961 г. На доверенности и заявлении, совершённые в Израиле Петром с участием местного адвоката также должен быть проставлен апостиль. Документы Василия, удостоверенные нотариусом Киева, освобождаются от какого – либо удостоверения на основании Минской конвенции 1993 г., участницами которой является и Россия, и Украина.