Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ІІ. СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Д.КОБАЛЕВСКОГО



Рассмотрим самые существенные аспекты концепции Д.Кобалевского. Цель музыкального воспитания по его мнению – формирования музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности.

В музыкальной эстетике под музыкальной культурой общества следует понимать единство музыки и ее социального функционирования. Это сложная система, которая объединяет музыкальные ценности, все виды деятельности относительно их создания, сохранения. Воссоздание, распространение, восприятие и использование; субъектов такого вида деятельности с их знаниями, умениями и навыками; соответствующие заведения с их материальной базой, которые обеспечивают эту деятельность.
Музыкальная культура личности характеризуется тем, в какой мере она способна усваивать музыкальные ценности.

По мнению Д. Кабалевского, музыкальную культуру личности определяют любовь к музыке и пониманию ее во всем богатстве форм и жанров; особенное "ощущение музыки", которая побуждает воспринимать ее эмоционально, отличая хорошую музыку от плохой; умение слышать музыку как содержательное искусство, которое несет в себе чувство и мнения человека, жизненные обиды и ассоциации, способность чувствовать внутренняя связь между характером музыки и характером выполнения и тому подобное. Следовательно, под музыкальной культурой личности понимают ее индивидуальный социально художественный опыт в сфере музыкального искусства, содержание эстетичного, личностного отношения к музыке.

В отличие от Е. Жак-Далькроза, К. Орфа и 3. Кодая, Д. Кабалевский считал, что в основе музыкального воспитания лежит активное восприятие музыки. "Лишь тогда музыка может исполнить свою эстетичную, познавательную и воспитательную роль, когда деть научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней, — подчеркивал педагог. — Настоящее, почувствованное и продумано восприятия музыки — основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учеников, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует".

Ученики должны учиться воспринимать музыку в любой форме общения с ней, во время пения, игры, на музыкальных инструментах, в процессе собственно слушания и тому подобное.

Д. Кабалевский подчеркивал важность хорового пения для формування музыкальной культуры школьников. Весь процесс учебы пения имеет сприяти активному, заинтересованному и творческому отношению учеников к музыке. Постепенное приобретение исполнительского мастерства и обогащения общей музыкальной культуры детей становятся предпосылками их стремления к достижению, даже при массовом музыкальном воспитании, уровня настоящего искусства. "Каждый класс — хор! — вот идеал, к которому должно направляться это стремление", — писал педагог.

При этом для детей не должно существовать никаких правил и упражнений, отделённых от живой музыки, что требуют заучивания и многоразовых повторений. В течение всей работы должно господствовать захватывающее искусство.

Достижению цели музыкального воспитания подчинено и изучение музыкальной грамоты, какую Д. Кабалевский понимает значительно шире — как музыкальную грамотность, то есть способность воспринимать музыку как живое и образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно связано с ним. Усвоение нотной грамоты не является самоцелью и полностью подчинено воспитательным заданием.

Рассмотрены концептуальные подходы к музыкальному воспитанию определили методическую новизну созданной под руководством Д. Кабалевского школьной программы из музыки, ее особенностью является, в первую очередь, тематическое построение, что дало возможность объединить все виды музыкальной деятельности детей (зрел, изучение музыкальной грамоты, игра, на музыкальных инструментах, Импровизация, ритмичные движения, под музыку, собственное слушание и тому подобное) на одном уроке. Целостность урока достигается за счет единства всех составных элементов, поскольку в основу его построения положенные не разные виды деятельности, а разные грани музыки как единственного целого.

Это дает возможность вносить в урок любые контрасты, необходимые для поддерживания внимания учеников, создания творческой атмосферы. Формирование музыкальной культуры — основа урока, его содержание, которое может иметь разное художественно педагогическое воплощение, ведь бесконечно разнообразным является музыкальное искусство и жизнь, какое оно отображает.
Предложенный принцип тематизма, как и вся музыкально-педагогическая концепция, прорастает из музыки и на музыку опирается, естественно связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом. Темы программы имеют музыкально эстетичный, а не только учебно-музыкальный характер и открывают реальную возможность достижения целостности и единства учебного процесса не только в пределах одного урока, но и в течение четверти, полугодия', учебного года и всего учебного курса.

Эти темы — своеобразные этапы развития музыкального восприятия школьников. Содержание и логика тематизма определяются особенностями развития художественного мышления детей, накопление практического опыта, возможностями осознания связей музыки с жизнью. Вокально хоровыми, музыкально ритмичными и другими практическими навыками ученики овладевают в тесной связи с усвоением конкретной темы. Таким образом, принцип тематизма выступает важным выходным положением, на котором выстраивается школьная программа.

Следующей особенностью программы является ее ориентация на предыдущей жизненный и музыкальный опыт учеников, который, постепенно обогащаясь, дает возможность накапливать, развивать и закреплять приобретенные музыкальные впечатления. Точками отправления выступают песня, танец и марш — главные типы (жанры) музыки, наиболее распространенные, простые и доступные детям. Как основа всей музыки вообще, песня, танец и марш, дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, сделать процесс учебы эмоционально привлекательным и захватывающим. Они становятся надежными мостиками, которыми ученики не созерцательное и теоретически, а непосредственно, через собственно восприятия и выполнение, могут войти в любую область музыкального искусства.

Идеи Д. Кабалевского открыли реальный путь к решению таких основополагающих проблем музыкальной педагогики, как воспитание интереса к музыке, увлечение ею; определение основы музыкального воспитания, его цели и заданий; достижение целостности урока музыки вопреки традиционному дроблению его на малосвязанные между собой части (зрел, музыкальная грамота, слушание музыки и тому подобное); преодоление противоречий между содержанием и структурою учебы, разрыва, между декларацией высоких идей и конкретным содержанием программы и тому подобное. Они положены в основу методической системы, способной практически обеспечить раскрытие общечеловеческих ценностей в музыке и на этой основе сформировать духовную сферу личности. А это качественно

новый этап разработки проблем музыкально творческого развитию детей. В научном решении этих проблем заключается основа той следующей, которая связывает программу Д. Кабалевского с поисками Бы. Асафьева, П. Блонского, Н. Брюсовой, Н. Гродзенской, С. Шацкого и В. Шацкой, Бы. Яворского, накопленным передовым педагогическим опытом.

Как целостная система, музыкально-педагогическая концепция Д. Кабалевского ведет:

 

 

1. от узкой цели (музыкального развития — в старых программах) — к цели в широком культурном контексте: формирование духовной культуры;

2. от музыки как средства учебы — к музыке как источнику и предмету духовного общения;

3. от преподавания музыки как школьного предмета (науки) к преподаванию музыки как искусству, как части духовной культуры человечества;

4. от содержания предмета "Музыка" как суммы знаний, умений и навыков, — к содержанию как живому художественно педагогического процессу, как художественно- педагогического общения;

5. от отождествления процесса восприятия музыки лишь с одним видом деятельности (слушание) — к восприятию как основе музыкального воспитания;

6. от узких социальных заданий, связанных с формированием навыков слушания музыки, пения, по нотам, хоровых навыков, — к заданиям целостно личностного развитию человека;

7. от общедидактивных принципов, формально перенесенных на урок музыки, — к принципам педагогики искусства, предопределенных интонационно-образною природой музыки;

8. от программы, в основе которой лежит репертуарный принцип, — к программы, что прорастает из музыки и на музыку опирается, органически совмещает разнообразный материал и виды деятельности;

9. от стихийного накопления музыкально слухового опыту — до целенаправленного формирования этого опыта как прообраза художественной культуры.

10. Называя программу Д. Кабалевского новаторской, подчеркнем, что не все ее положения являются новыми. В частности, выдвинутая Д. Кабалевским идея первоосновы трех сфер музыки значительно раньше нашла своеобразное отображения во взглядах С. Людкевича, который выделял песню, танец и марш, как фундамент сложных форм вокальной и инструментальной музыки. Однако именно Д. Кабалевскому принадлежит заслуга в педагогическом осмыслении и методичному воплощении этой идеи, которая положена в основу его концепции.

11. Не новым является и тематический принцип построения учебной программы — он уже много веков используются в программах из математики, физики, истории, встречался и в некоторых программах из музыки. Однако новаторство Д. Кабалевского оказалось в том, что он открыл такое содержание и логику тематизма, который выходит из музыки и особенностей ее усвоения и овладения детьми, сделал высокое музыкальное искусство доступным и понятным школярам. Музыкант-педагог опирался на опыт отечественной школы, теоретические разработки, выделяя, в первую очередь, труду Бы. Асафьева, В. Шацкой, Н. Гродзенской. Однако, взятая в целом, программа указывает на принципиально новые направления в музыкальной педагогике.

12. Методическая система д. Кабалевского выступает венцом музыкальной педагогики XX ст., поскольку вобрала идеи его предшественников и основывается на крепком методологическом фундаменте современных наук: музыковедения, педагогики, психологии, социологии, и тому подобное.

13. ІІІ. МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБЫ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

14. Ведущим заданием музыкальной педагогики является художественно творческий развитие детей. Учитель должен развить чувствительность учеников к музыке, ввести их в мир красоты и добра, открыть в музыке животворный источник человеческих чувств и переживаний. Большое значение в этом процессе приобретает умелая и целеустремленная учебно-воспитательная работа в общеобразовательных школах. На ее качестве отражаются проблемы, связанные с поиском эффективных путей, определения конечной цели, заданий и методов музыкального воспитания детей, выбором конкретной учебной программы и тому подобное.

15. Методология любой науки включает разные уровни научных знаний. Общая методология характеризуется системой знаний обобщающего, универсального уровня. Методология, музыкальной педагогики является системой знаний об основах теории музыкальной учебы и воспитания, принципах и способах исследования музыкально-педагогических явлений.

16. Второй проблемой является восприятие музыки. Функции самого совершенного художественного произведения реализуются лишь при наличии соответствующей культуры художественного восприятия. Искусство действительно воспитывает лишь тогда, когда оно дидактично, не морализирует, не проповедует, а я в живых художественных обидах воспроизводит богатые и неожиданные коллизии жизни и времени. Музыка выступает способом целостного воспитания духовного мира личности, а не лишь художественного или эстетичного воспитания. Методологически важным для музыкальной педагогики является отношение к художественному образу как много пошагового явления, которое в разное время может быть воспринято по-разному даже одним и тем самым слушателем. Имеет ли большую ценность музыка для личности, тем полнее активизируется эстетичное восприятие. Поэтому музыкальное восприятие должно сопровождаться переживанием ценности произведения, быть ценностным по своей природе.

17. Творческая активность художественного восприятия прямо пропорциональная сложности музыкального произведения, разнообразия и повторности музыкальных впечатлений, мере доступности и трудности восприятия.

18. Также существенным для музыкальной учебы является методологическое положение о необходимости между личностного контакта учителя и учеников. Умение выслушать учеников, стать на их позицию, считать ее такой же как и свою собственную – является необходимым условием занятий музыкой, создания творческой атмосферы, на уроке. Вне личностного общения между учителем и учениками такая атмосфера возникнуть не может.

19. Музыковеды, указывают на важный методологический ориентир музыкального воспитания – научить детей пониманию музыки как искусства интонированного смысла, который функционирует в общей системе эстетичных отношений.

 

 

Учитель из первых шагов должен ориентировать детей на осмысление интонационно пластичных истоков музыки, самостоятельную интерпретацию ее художественного мира.

Важной метрологической проблемой музыкальной педагогики раскрытия соотношения объективного и субъективного в музыкальном восприятии. Учителю следует доверчивее относиться к эмоциональным впечатлениям учеников, опираться не только на музыкальные знания но и на широкие жизненные и художественные ассоциации. Навязывание школьникам определенной интерпретации музыкального произведения, нередко чужой им, приводит к снижению активности музыкального слуха.

Следовательно индивидуальность музыкального восприятия – объективная необходимость, связанная с личностным смыслом. Музыкальное восприятие не может быть следствием усвоения определенной суммы знаний.

Нельзя навязывать ученику конкретный образ, не нарушив законы художественного восприятия.

Невозможно “вложить” у ученика личное отношение к музыке, как невозможно чувствовать “за него”. Важным фактором влияния искусства на учеников является создание условий для самостоятельного открытия ими эстетичных ценностей произведений, а не только адаптации, к устоявшимся ценностям.

Равенство между учениками на уроках музыки должно достигаться не за счет одинаковости знаний и умений для всех, а благодаря выявлению уникальности каждого ребенка. Отмечаем необходимость неразрывного единства музыкальной учебы – воспитания как органической связи знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, с одной стороны, и настилание эстетичной суде музыкального искусства – из другого.

Музыка и деть – вот что должен направлять педагогическое творчество учителя. Ученик должен интересовать учителя не как субъект музыкальной деятельности, а как личность с ее интересами и запросами.

Наибольшей проблемой методики музыкального воспитания является развитие музыкального слуха. Предложенная программа основывается именно на художественном интонационно образному понимании музыкального слуха, то есть на способности воспринимать музыку как содержательное искусство.

При этом предлагается такая логика развития музыкального слуха детей:

 

 

1. развитие музыкального слуха происходит от воспитания музыкального слуха в широком значении к музыкальному слуху в узком значении, через их взаимовлияние и взаимосвязь к полному единству;

2. на начальную этапе особенно важная связь музыкального слуха с другими сенсорными и сенсомоторными способностями; искусственное разъединение зрительных, двигательных и других ощущений тормозит развитие музыкального слуха;

3. основой для развития звуковысотного слуха у школьников является формирование методического слуха как обобщенной музыкальной способности;

4. показателем уровня развития музыкального слуха у школьников является способность содержательно воспринять сугубо инструментальную музыку (без внешней программности).

Рассмотрение методологических и методических проблем музыкальной учебы и воспитания школьников обнаруживает тесную взаимосвязь этих проблем, зависимость эффективности педагогической деятельности от понимания учителем теоретических основ музыкально воспитательного процессу.

Вывод

Эффективность музыкального воспитания школьников зависит от личности учителя, его мировоззрения и профессиональной подготовки педагогического баланса и мастерства, высокого уровня интеллекта и душевной чуткости. Он должен не только любить музыку, но и уметь заинтересовать ею детей, знать и понимать ее в значительно большем объеме, чем хочет научить этого своих воспитанников, быть поинформированным в вопросах педагогики и психологии, эстетики и искусства, постоянно обогащаться новыми знаниями. Учителю следует помнить, что овладение музыкальными знаниями не является самоцелью, а является необходимым дидактичным средства музыкальной учебы, развития их интереса, к музыке, формирование эстетичного отношения к ней.

Педагогическая концепция Д.Кобалевского вобрала у себя достижение мировой и отечественной педагогики и выделяется научной обоснованностью, подчиненностью гуманистическим идеалам, направленностью на формирование музыкальной культуры личности средствами музыки как неотъемлемой части ее духовной культуры. Основой музыкального воспитания активно, заинтересовано музыкальное восприятие.

Главное содержание учебы и воспитания по системе Д.Кобалевского заключалось в усвоении особенностей музыкального искусства, в формировании музыкального восприятия, в хоровом пении. Главными средствами учебы и воспитания было: достижение целостности урока музыки, активизация музыкального мышления, связки музыки, с жизнью, акцент на три главных сферы музыки – песню, танец и марш.

Жизненность и перспективность, созданных на основе метисной системы Д.Кобалевского, программ заключается в том, что они отвечают перестроек чем процессу в школе, дают возможность преодолеть стереотипы обветшалого педагогического мышлении. В полной мере использовать передовой педагогический опыт, учесть региональные традиции, обеспечить формирование музыкальной культуры школьников на основе украинской национальной культуры.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.