Более чем за полвека существования советской общеобразовательной школы накоплен значительный опыт в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания учащихся.
О том, что наступило время для внесения коренных изменений в систему музыкальных занятий в общеобразовательной школе, говорит уже факт переименования «Уроков пения» в «уроки музыки». За этим, казалось бы, внешним фактом кроется в высшей степени важное содержание.
Уроки пения, как правило, ограничивали свою задачу обучением школьников хоровому пению и основам музыкальной грамоты. Знакомство с музыкой сводилось почти исключительно к репертуара, разученному в классе, неизбежно ограниченному сравнительно небольшими исполнительскими возможностями учащихся.
Уроки музыки, ни в какой мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научит их любит и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей- их духовной культуры.
Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных занятий в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?
Проблема интереса, увлеченности —одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение трудно для успешного ведения занятий по любому -школьнику предмета. Но особое значение оная приобретает в области искусства.
На протяжении многих течение музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов Д. Кобалевский стремился найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой так же естественно связала бы с реальной жизнью.
Главное, к чему я стремился, — это вызвать в детях и, .подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все искусства) — не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни.
То принципы, методы и приемы, которые выдержали проверку временем, получили одобрение большого числа педагогов и, если так можно выразиться, были приняты самими школьниками.
В своих исканиях Д. Кобалевский опирался в первую очередь на музыкально-педагогические воззрения Б" В. Асафьева. А. В. Луначарским в «Основных принципах единой трудовой школы»: с точностью научного закона Н. К. Крупской: «Надо помочь ребенку через искусство. яснее мыслить н глубже чувствовать».
Постоянным источником размышлений и, если так можно сказать, педагогических эмоций стали для меня взгляды и убеждения В. А. Сухомлинского. Из советских музыкантов-педагогов прежде всего должны быть названы В. Н. Шацкая и Н. Л. Гродзенская, нашедшие в своей педагогической и научно-методической работе немало нового прогрессивного.
«Три кита» - песня, танец, марш — три, основные сферы музыки, Каждой из них променитмы такие широкоохватные определения, как «жанр», «форма», «тип», «характер». Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трех китов». Однако они всегда фигурировали и сегодня продолжают фигурировать лишь как образцы наиболее простых музыкальных форм, как простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже на самой начальной стадии их музыкального развития.
Многие песни, танцы и марши по богатству внутреннего содержания и развитости формы относятся к числу сложнейших произведений мирового музыкального искусства.
Песня, танец и марш бают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.
Песня, танец и марш становятся надежными мостиками, по которым школьники не умозрительно, не теоретически, а непосредственно своим слуховым восприятием и своим исполнением, творчески, активно, шаг за шагом могут войти в любую область музыкального искусства, наглядно обнаруживая при этом, как песня перерастает в песенность, танец – в танцевальность, марш - в маршевость.
Опора на «Трех китов» устанавливает естественную связь школьных занятий музыкой и повседневной жизнью школьников. Да, изучая музыку, ребята уже с первого класса почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь. Важнейшей особенностью новой программы, которую сотворил Д. Кобалевский является ее тематическое построение.
Творчески подходя к программе, учитель ни, в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем — основа основ данной программы.
Для них урок музыки всегда должен, быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство.
Перед учителем музыки стоит непростая задача: объединить все элементы, из которых складывается урок, подчинить их основной теме урока, четверти, года, всего школьного курса, - не утеряв при этом специфическую логику развития, присущую каждому из этих элементов в отдельности.
Новая программа почти полностью исключает из начального этапа обучения (первого класса) то, что принято называть музыкальную грамоту.
Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное это особое «Чувство музыки» это способность на слух определить характер музыки и определить автора незнакомой музыки, если оная характерная для данного автора.
Запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано. Не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хороший ее исполнять( петь, играть, дирижировать).
Творческое начало может проявятся в ребятах уже с первого класса: в своеобразии ответов, в стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предложениях о характере исполнения, в остроте слуховой наблюдательности.