Основные принципы и методы, изложенные выше, направлены на музыкальное воспитание всех школьников нашего многонационального государству. Они носят обобщенный характер.
Таким образом, «Основные принципы и методы» сохраняют свое значение в условиях любой союзной республики, тем более что возможность творчески-вариативного построения занятий предусмотрена самой программой.
Иначе обстоит дело с конкретным содержанием программы и конкретной методикой проведения занятии. Здесь встает вопрос не о простой, формальной "адаптации программы к новым условиям ее существования, а о творческом подходе в ней.
В программе по музыке высказанные соображения должны быть отражены и в самом тексте программы, и в репертуаре. Для, того чтобы новая программа стала «своей» программой именно для этих школ, недостаточно внести то или иные изменения в музыкальный материал. В ней должны найти отражение важнейшие особенности национальной музыкальной культуры.
Классик украинской музыки Н. Лысенко сказал еще в конце прошлого века: «В музыке, как и во вторых областях культуры, — взаимодействие духовных богатств русского народа на Севере и на Юге есть один из условий несомненно великой нашей музыкальной будущности».
После революции русские музыканты с такой охотой, увлечением и сознанием своего братского долга оказывали помощь в развитии музыкальной культуры в тех союзных республиках, где эта помощь была необходима.
Но нельзя при этом забывать о том, как обогатило русских музыкантов тесное общение с незнакомыми им ранее музыкальными культурами. Именно с этого момента стал исчезать термин «восточная музыка». Музыка каждого народа обретала свою самостоятельность и становилась в то же время частью большого целого — советской музыкальной культуры. Стали возникать такие произведения, как «Таджикская сюита» Л. Книппера, «Туркмения» Бы. Шехтера, «"Киргизская увертюра», Д. Шостаковича, и многие другие.
В республиканских школьных программах естественно, должны быть отражены такие, например, факты, как рождение в Узбекистане хорового многоголосия (хоры М. Бурханова), отсутствовавшего в узбекской народной" музыке; как рождение танцевальной музыки в Киргизии, не знавшей раньше искусства, танца и, следовательно, танцевальной музыки (примечательно, что сегодня киргизский балет относится к наиболее высоким достижениям советского балетного искусства).
Да, в школьную программу по музыке войдут то особенно значительные, характерные и яркие факты, которыми богата история республик Советского Союза.
При творческом освоении новой программы в союзных республиках, естественно, должны быть сохранены сложившиеся к настоящему времени прогрессивные традиции, способствующие наиболее успешному развитию национальной музыкальной культуры данной республики.
Во всей системе школьного музыкального образования важнейшую роль играет музыкальный материал, положенный в основу программы. Материал этот должен быть художественным и увлекательным для учащихся, вон должен быть педагогически целесообразным (учит чему-то полезному) и должен выполнять определенную воспитательную роль (способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетического вкуса школьников).
Материал этот прежде всего включает народную музыку — своего народа, народов нашей страны, народов вторых стран мира.
Большое место должны, естественно, занимать произведения мировой музыкальной классики, имеющие равное значение для дорогого народа, для любой национальности. Это — произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Грига, Глинки, Мусоргского», Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и вторых. В этом же ряду стоят завоевавшие мировое признание классики советской музыки — Прокофьев, Шостакович, Хачатурян.
Достойное место в республиканских программах должны занятий произведения выдающихся композиторов народов Советского Союза: Н. Лысенко и Н. Леонтовича (Украина), 3. Палиашвили, Д. Аракишвшш .(Грузия), Уз. Гаджибекова (Азербайджан), С. Комитаса, А. Спендиарова (Армения), К. Чюрлениса (Литва) и вторых.
Все эти соображения о необходимых и возможных изменениях в новой программе по музыке необходима завершит одним в высшей степени важным замечанием: творчески подходя к программе, учитель ни, в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение потому что последовательное развитие определенных тем—основа основ программы.
Тематизм новой программы — это лестницы, ступени которой (темы) ведут учащихся к овладению музыкальной культурой. Заменить одну ступней другой, вынуть хотя бы одну из них вообще — значит разрушить всю лестницу, оставит программу не только ее цельности, но и изъять из нее весь творческий, музыкально-педагогический смысл.