Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принятие новой программы из музыки в школе



Основные принципы и методы, изложенные выше, направлены на музыкальное воспитание всех школьников нашего многонационального государству. Они носят обобщенный характер.

Таким образом, «Основные принципы и методы» сохраняют свое значение в условиях любой союзной республики, тем более что возможность творчески-вариативного построения занятий предусмотрена самой программой.

Иначе обстоит дело с конкретным содержанием программы и конкретной методикой проведения занятии. Здесь встает вопрос не о простой, формальной "адаптации программы к новым условиям ее существования, а о творческом подходе в ней.

В программе по музыке высказанные соображения должны быть отражены и в самом тексте программы, и в репертуаре. Для, того чтобы новая программа стала «своей» программой именно для этих школ, недостаточно внести то или иные изменения в музыкальный материал. В ней должны найти отражение важнейшие особенности национальной музыкальной культуры.

Классик украинской музыки Н. Лысенко сказал еще в конце прошлого века: «В музыке, как и во вторых областях культуры, — взаимодействие духовных богатств русского народа на Севере и на Юге есть один из условий несомненно великой нашей музыкальной будущности».

После революции русские музыканты с такой охотой, увлечением и сознанием своего братского долга оказывали помощь в развитии музыкальной культуры в тех союзных республиках, где эта помощь была необходима.

Но нельзя при этом забывать о том, как обогатило русских музыкантов тесное общение с незнакомыми им ранее музыкальными культурами. Именно с этого момента стал исчезать термин «восточная музыка». Музыка каждого народа обретала свою самостоятельность и становилась в то же время частью большого целого — советской музыкальной культуры. Стали возникать такие произведения, как «Таджикская сюита» Л. Книппера, «Туркмения» Бы. Шехтера, «"Киргизская увертюра», Д. Шостаковича, и многие другие.

В республиканских школьных программах естественно, должны быть отражены такие, например, факты, как рождение в Узбекистане хорового многоголосия (хоры М. Бурханова), отсутствовавшего в узбекской народной" музыке; как рождение танцевальной музыки в Киргизии, не знавшей раньше искусства, танца и, следовательно, танцевальной музыки (примечательно, что сегодня киргизский балет относится к наиболее высоким достижениям советского балетного искусства).

Да, в школьную программу по музыке войдут то особенно значительные, характерные и яркие факты, которыми богата история республик Советского Союза.

При творческом освоении новой программы в союзных республиках, естественно, должны быть сохранены сложившиеся к настоящему времени прогрессивные традиции, способствующие наиболее успешному развитию национальной музыкальной культуры данной республики.

Во всей системе школьного музыкального образования важнейшую роль играет музыкальный материал, положенный в основу программы. Материал этот должен быть художественным и увлекательным для учащихся, вон должен быть педагогически целесообразным (учит чему-то полезному) и должен выполнять определенную воспитательную роль (способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетического вкуса школьников).

Материал этот прежде всего включает народную музыку — своего народа, народов нашей страны, народов вторых стран мира.

Большое место должны, естественно, занимать произведения мировой музыкальной классики, имеющие равное значение для дорогого народа, для любой национальности. Это — произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Грига, Глинки, Мусоргского», Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и вторых. В этом же ряду стоят завоевавшие мировое признание классики советской музыки — Прокофьев, Шостакович, Хачатурян.

Достойное место в республиканских программах должны занятий произведения выдающихся композиторов народов Советского Союза: Н. Лысенко и Н. Леонтовича (Украина), 3. Палиашвили, Д. Аракишвшш .(Грузия), Уз. Гаджибекова (Азербайджан), С. Комитаса, А. Спендиарова (Армения), К. Чюрлениса (Литва) и вторых.

Все эти соображения о необходимых и возможных изменениях в новой программе по музыке необходима завершит одним в высшей степени важным замечанием: творчески подходя к программе, учитель ни, в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение потому что последовательное развитие определенных тем—основа основ программы.

Тематизм новой программы — это лестницы, ступени которой (темы) ведут учащихся к овладению музыкальной культурой. Заменить одну ступней другой, вынуть хотя бы одну из них вообще — значит разрушить всю лестницу, оставит программу не только ее цельности, но и изъять из нее весь творческий, музыкально-педагогический смысл.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.