Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Применения лингвоконфликтологического метода



Сегодня мы все чаще наблюдаем ситуацию, когда социальные изменения сначала отрабатываются на уровне повседневных практик, причем именно посредством лингвистических механизмов конструирования реальности (посредством PR-технологий и пр.), а затем уже проецируются на изменения социальных институтов. Опираясь на сконструированные мифы, можно легитимизировать определенные социальные изменения, на утверждение которых «работают» ключевые символы, образы и идеи, не без помощи СМИ закрепляемые в общественном сознании. Ситуация конфликта обостряет восприятие, вызывает интерес к событию, позволяет ввести его в поток информации СМИ и акцентировать на нем внимание. Особое значение в данном случае имеет язык конфликта как способ этой легитимизации. Например, закрепление в повседневных практиках коммуникации, а также в различных формах проявления протестного поведения крымских татар привело к легитимизации их названия «коренное население». В дальнейшем это дало возможность поставить вопрос об изменении в земельном законодательстве, в котором предлагалось зафиксировать приоритетное право на приобретение земли крымскими татарами как коренным населением.

Язык конфликта - это определенная семиотическая система, обладающая свойством маркировать и передавать уровень конфликтного потенциала, который может быть оценен по шкале «конфликт-согласие». Язык конфликта имеет свои нормы, непосредственно связанные с нормами и ценностями той социальной системы, применительно к которой он рассматривается. Взаимосвязь ценностных и речевых ориентаций позволяет измерять лингвистические характеристики языка конфликта через аксиоконфликтные индикаторы [26], обнаруживающие потенциальную деструктивную конфликтость путем соотнесения с ценностными характеристиками. В основе этих индикаторов – аксиология конфликта, которая выступает как ценностно-интегрированная стратегия гармонизации социальных отношений.

Аксиология конфликта позволяет интегрировать различные подходы к анализу конфликтов с позиций ценностной морфологии коммуникативных процессов, вырабатывая интегральные ценностные параметры классификации конфликтов и методик их решения. Конфликтологическая интерпретация идей Т. Парсонса не только дает ориентиры проведения структурного анализа конфликта, но и позволяет понять экзистенциальную роль этики личности в сохранении и выживании социальных систем [26]. Обращение к микросоциологии И.Гофмана, к социологии повседневности А.Щюца позволяет дополнить макросоциологическую теорию Т.Парсонса с учетом особенностей межличностной коммуникации. Объединение этих подходов позволяет перейти от ценностей личности, определяющих характер межличностных коммуникаций и способы реализации определенных образцов поведения, их символическое наполнение и интерпретацию (согласно И.Гофману), к ценностям общества, отображенным в «типовых переменных действия». Эта методологическая схема может быть реализована на уровне методики социологического исследования через обращение к лингвистическим характеристикам языка конфликта, характерным для определенных социальных систем. Язык конфликта характеризуется и как система знаков, сигнализирующих об уровне конфликтности, и как набор специфических лексических единиц, их взаимосвязанных подсистем.

Исследуя коммуникативные процессы в трансформирующемся обществе, целесообразно рассматривать систему «язык конфликта - язык согласия». В ней оказывается целый ряд лексических подсистем, отображающих два противоположных полюса (язык агрессии, сопротивления, революции и язык консенсуса, компромисса, солидарности) и характеристики, сопряженные с конфликтом и возможностью его разрешения: язык доверия/недоверия, язык толерантности/нетерпимости и т. д. По наличию определенных лексических единиц можно диагностировать уровень доверия, готовность к компромиссу, измерить остроту конфликтной ситуации, выявить тенденции дальнейшего развития конфликта, готовность к его завершению. Исследуя язык конфликта как систему знаков, передающих определенный уровень социальной напряженности или согласия, можно выявить важнейшие характеристики различных социальных институтов общества.

Значения, стоящие за определенными лексическими системами, единицами и знаками языка социальных конфликтов целесообразно объединить в смысловые блоки, а их, в свою очередь, в систему, которая может быть ранжирована, во-первых, по шкале «конфликт-согласие», и, во-вторых, – по ценностной шкале. Возникает возможность, соотнося язык конфликта с аксиоконфликтными характеристиками социальных систем, прогнозировать тенденции социальных изменений.

Исследовать язык конфликтов позволяет лингвоконфликтологический метод. Его ключевой принцип - рассмотрение конфликтов как системы структурных коммуникаций через взаимосвязь ценностных и речевых ориентаций (см. рис. 1).

Рисунок 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.