Правила подачи ИЗ: 1. правом обладают: ю/л, ИП, прокурор, ОГВ РФ, субъектов, ОМС, гр-не; 2. оспариваемый ненпа/действие нарушает права и зак-е интересы в сфере предприн-й и иной эк-кий д-ти; 4. ненпа противоречит з-ну / вышестоящему нпа; 4. если расм-ние данного ненпа не отнесено к компетенции КСРФ, судов о/ю. срок обращения 3 мес со дня, когда стало известно о нарушении, срок м/б восстановлен судом при наличии уважительных причин. Спец-ные требования к ИЗ: наименование органа, ДЛ, принявшего акт, наименование ненпа и дата принятия, права, к-е нарушаются, з-н / вышестоящий нпа,; к ИЗ д/б приложена копия акта / решения, требования о признания акта недействительным, сведения об исп-м док-те, в связи с исполн-м которого оспариваются действия/решения суд-пристава. К заявлению прилагается уведомление о вручении копии приставу. Дела рассматриваются по общим правилам искового, возбуждаются по заявлению. Дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в АС. Указанный срок м.б. продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем АС до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса. (см. текст в предыдущей редакции)
Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) ДЛ службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий 10дней со дня поступления заявления в АС. (см. текст в предыдущей редакции)
АС извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или ДЛ, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
АС может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, осуществляющих публичные полномочия, ДЛ, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Их неявка является основанием для наложения штрафа. При рассмотрении дела АС в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному НПА, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. (см. текст в предыдущей редакции)
Обязанность доказывания соответствия возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В случае непредставления органом или лицом доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, АС может истребовать их по своей инициативе. Суд м. принять решения: 1. об уд-нии ИЗ, т/е признания ненпа / решения недйствит-м (если не соотв-вет з-ну / вышестоящему нпа и нарушает права заявителя); 2. об отказе в уд-нии ИЗ. При уд-нии суд в резолютивной части решения указывается: наименование орана или лица, сов оспариваемые действия, сведения о действиях, решениях; название закона или иного нпа, на соответствие которым проверены оспариваемые действия/решения; указания на признание оспариваемых действий/ решений незаконными и обяз-ет орган / ДЛ в опред-й срок совершить определенное действие, принять решение / иным образом устранить допущенное нарушение, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Решение подлежит немедленному исп-нию, если иной срок не уст-н Ас. Со дня принятия решения данный акт или отдельные его положения не подлежат применению. Копии решения в 5дн срок направляются лицам, уч-м в деле и по усм-ию суда вышестоящему органу. Решение м/б обжаловано в общем порядке.
75. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, §1 гл 25 АПК.
Новое:Статья 203 подкорректирована ФЗ №228, теперь по сути здесь установлена альтернативная подсудность для подачи заявлений о привлечении к административной ответственности: либо по МЖ лица/МН, в отнош-ии которого составлен протокол ,либо такое заявление может быть подано и по месту совершению административного правонарушения. Привлекается ЮЛ или ИП в связи с осущ-ем предпринимательской или иной эк-кой деят-ти, дело д/б подведомственно АС. Перечень составов определен КОАП. Обратиться с иском м органы и ДЛ, составляющие протоколы об адм-х нарушениях по МЖ ИП/по месту рег-ции орг-ции/по месту правонарушения. Спец-ные требования к ИЗ: дата и место сов-ния действия, послужившего основанием для составления протокола об адм-м правонарушении, должность, ФИО лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении кого составлен протокол, нормы КОАП, к-е предусматривает АО, требования о привлечения к АО. К ИЗ прилагается протокол, прилагаемые к нему док-ты, а т уведомление о вручении копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол. Дела рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления в АС заявления о привлечении к АО. (см. текст в предыдущей редакции)
АС может продлить срок рассмотрения дела не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока суд выносит определение.
АС извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка лиц, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
АС может признать обязательной явку в судебное заседание представителя адм-ого органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об адм п/н, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. При неявке указанных лиц – наложения штрафа.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола, не м.б. возложена на лицо, привлекаемое к АО.
В случае непредставления адм органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, АС может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
При рассмотрении дела АС в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие адм п/н и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол, имелись ли основания для составления протокола и полномочия адм органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом АО за совершение данного п/н и имеются ли основания для привлечения к АО лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры АО. Выносится решение: либо о привлечении к АО, т/е об уд-нии ИЗ, либо об отказе в уд-нии ИЗ и привлечения к АО. При назначении наказания необ-мо учитывать правила: о презумпции невиновности, о действии КОАП во времени и пространстве, об отв-ти юл при его реорганизации, о возм-ти освобождения от АО в виду малозначительности деяния, об общих правилах назначения адм наказания, о смягчающих и отягчающих обст-вах, о давности привлечения к АО, о назначении адм наказания за совершении нескольких правонарушений. В резолютивной части решения ук-ся наименование лица, привлеченного к АО, сведения о его гос рег-ции, нормы КОАП, вид адм наказания и санкции, возложенные на лицо. Решение вступает в силу в 10дн срок, если не подана апел-я жалоба. Копия решения направляется в 3дн срок лицам, уч-м в деле + вышестоящему ад-му органу. Суд м. внести представления об устранении указанных причин и условий, к-е д/б рассм-но в течении месяца. Если штраф для ЮЛ не более 100 т.р., для ИП не более 5т.р. – решение м.б. обжаловано в апелляцию. Такое решение и постановление апелл инст м.б. обжалованы в кассацию в порядке ч 4 ст 228 (отмена решения). Решение м/б обжаловано в 10дн срок. Исполнительный лист не выдается – исполнение на основании суд.акта.
76. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, §2 гл. 25 АПК.
Производство по делам об оспаривании решений адм органов возбуждается на основании заявлений ЮЛ и ИП, привлеченных к АО в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также на основании заявлений потерпевших.Заявление подается в АС по МН или МЖ заявителя, либо по МН адм органа (альтернативная подсудность). Заявление м.б. подано в АС в течение 10дней со дня получения копии оспариваемого решения. Срок мб восстановлен судом по ходатайству заявителя. По ходатайству заявителя АС может приостановить исполнение оспариваемого решения. Данное заявление гос пошлиной не облагается. Требования к ИЗ:1) наименование адм органа, принявшего оспариваемое решение; 2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем; 3) права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением; 4) требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение адм органа. К заявлению прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления в адм орган, его принявший. Дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 2х мес. со дня поступления в АС заявления. (см. текст в предыдущей редакции)
АС извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
АС может признать обязательной явку представителя адм органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. При неявке влечет наложение штрафа. О
бязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к АО, возлагается на адм орган, принявший оспариваемое решение.
В случае непредставления адм органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, АС может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.
АС в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий адм органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к АО, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к АО, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела АС не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. АС м. принять решение: 1. об отказе в уд-нии ИЗ; 2. о признании решения адм-го органа незаконным и об его отмене полностью / частично, т/к: а)оспариваемое решение или порядок его принятия не соотв-ет з-ну; б)отсутствуют основания для привлечения к АО или применения конкретной меры отв-ти; в)решение принято с превышением полномочий; г)имелись обст-ва, исключающие производство по делу об адм-ном п/н. Если имеются основания для снижения меры отв-ти в пределах соотв-щей санкции, то решение адм-го органа подлежит отмене. В резолютивной части решения ук-ся название, №, дата, место принятия оспариваемого решения, наименование лица, привлеченного к отв-ти, сведения о его гос рег-ции, указание на признание решения незак-м и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовл-ии требования заявителя полностью или в части, либо на меру отв-ти, если она изменена судом. Решение АС вступает в зак. силу по истечении 10 дн, если не была подана апел-ная жалоба. Копия решения в 3х дневный срок направляется лицам, уч-щим в деле, а вслучае необх-ти вышестоящему адм органу. Если размер штрафа для юл 100 тыс рублей, а для ИП не превышает 5 тыс рублей – то обжалуется в апелляционную инстанцию и такое решение мб потом обжаловано в кассационной инстанции только лишь в одном случае – безусловные процессуальные нарушения – имеются ввиду те случаи, которые предусмотрены в части 4 статьи 288 АПК (незаконный состав суда, нарушение правил о языке и так далее). К чему это – законодатель стремится разгрузить дела кассационной инстанции. Для всех остальных штрафов – там есть общий порядок обжалования. Принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого решения.