Алмонд проводит исследование политической культуры демократий тех социальных структур и процессов, которые поддерживают демократию. Сравнивая политические культуры пяти современных демократий, он использует несколько концепций и классификаций, которым необходимо дать определения. Он говорит о "политической культуре" нации, о "политической социализации", о "культурно-личностных", или "психокультурных" феноменах. Термин "политическая культура" относится именно к политическим ориентациям - взглядам и позициям относительно политической системы и ее разных частей и позициям относительно собственной (индивидуальной) роли в этой системе. Когда мы говорим о политической культуре какого-либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения.
Трактуя компоненты политической системы, мы различаем, во-первых, три широких класса объектов: (1) специфические роли или структуры, такие как законодательные органы, исполнители или бюрократия; (2) ролевые обязанности, такие как монархи, законодатели, администраторы; (3) конкретная общественная политика, решения или обстоятельства, порождающие решения. Эти структуры, обязанности и решения могут быть классифицированы шире: вовлечены ли они в политический, "на входе", или в административный, "на выходе", процессы.
Таблица, приведенная ниже, позволяет систематизировать политические ориентации индивидов, если мы установим следующее:
1. Каким знанием обладает индивид о своей нации и о политической системе вообще, о ее истории, размере, расположении, силе, «консти-туциональных» характеристиках и т.д. ? Каковы его чувства относительно этих системных характеристик? Каковы его более или менее осознанные взгляды и суждения о них?
2. Что знает индивид о структуре и ролях разнообразных политических элит и о политических предложениях, инициативах, которые вовлечены в «восходящий» поток «делания» политики? Каковы его чувства и взгляды относительно этих структур, лидеров и политических предложений и инициатив?
3. Что знает индивид о «нисходящем» потоке политического принуждения, о структурах, индивидах и решениях, вовлеченных в этот процесс? Каковы его чувства и взгляды относительно их?
4. Как осознает себя индивид в качестве члена политической системы? Что знает он о своих правах, возможностях, обязанностях и о доступе к влиянию на систему? Как ощущает он эти свои возможности? Какие нормы участия и исполнения усваивает и использует он при формировании политических суждений и взглядов?
Характеристика политической культуры нации по сути представляет собой заполнение табл. 1.1 для репрезентативной выборки населения. Политическая культура — это разнообразные, неустойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора.
Культуры
1 Система
2 Вход
3 Выход
4 Индивид
Патриархальная(Парохиальная)
Подданническая
Участия
Алмонд выделяет 4 типа политической культуры. Патриархальная политическая культура. В этих обществах нет специализированных политических ролей. Подданническая политическая культура – в ней существуют устойчивые ориентации относительно дифференцированной политической системы. Политическая культура участия - такая культура, в которой члены общества определенно ориентированы на систему вообще.
Гражданская культура - это политическая культура участия, в которой политическая культура и политическая структура находятся в согласии и соответствуют друг другу. Существует ли Демократитческая политическая культура? У Алмонда 2 примера – США и Великобритания. Он утверждает, что в наиболее процветающих демократиях существует сложно переплетенная, смешанная гражданская культура. Поддержание должного равновесия между правительственной властью и правительственной ответственностью - одна из наиболее важных и сложных задач демократии. Если нет какой-то формы контроля за правительственными элитами со стороны неэлит, то политическую систему вряд ли можно назвать демократической. Чтобы политическая система была эффективной, должен быть механизм, с помощью которого правительственные чиновники наделялись бы полномочиями, позволяющими им принимать властные решения.
Проблема демократий – проблама лидерства, организации, альтернатив и систем ответственности и доверия. Электоральная система может обеспечить баланс между властью и ответственностью. Существует так же противоречие между правительственной властью и ответственностью. Гражданская культура поддерживает выполнение ее субъектом как активно-влиятельной, так и более пассивной роли: с одной стороны, в обществе происходит распределение индивидов, преследующих одну из двух конфликтующих гражданских целей; с другой - определенная непоследовательность в позициях индивида позволяет ему одновременно преследовать эти, казалось бы, несовместимые цели.
Гражданин, существующий в рамках гражданской культуры, располагает резервом влиятельности. Он не включен в политику постоянно, не следит активно за поведением лиц, принимающих решения в данной сфере. Его нельзя назвать активным гражданином. Он потенциально активный гражданин. Прерывистый и потенциальный характер политической активности и включенности граждан зависит, однако, от более устойчивых типов политического поведения. Живя в гражданской культуре, обычный человек в большей, чем в иной ситуации, степени склонен поддерживать на высоком и постоянном уровне политические связи. Баланс между активностью и пассивностью может поддерживаться лишь в том случае, если политические вопросы стоят не слишком остро