Под влияние как позитивных, так и негативных факторов глобализации в первую очередь попадает молодежь, которая является наиболее уязвимым к внешнему воздействию слоем общества.
Огромным достижением глобализации считается развитие мировой информационной сети - Интернета. Молодежью, как основным пользователем, Интернет признается самым выдающимся источником информации. Молодые люди наиболее восприимчивы и легко осваивают различные технические нововведения. Для них пользование Интернетом является таким же признаком «символического потребления» и «жизненного комфорта», как собственный автомобиль или путешествие за границу. В 65 % случаев они обращаются к Интернету для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего досуговых целей.
Однако расширение круга общения, которое зачастую имеет эмоциональный окрас, приобретение «малой кровью» жизненного опыта – это положительные последствия распространения мировой информационной сети
Существуют также и негативные последствия Интернета. Виртуальные чувства дружбы и любви требуют от молодых людей несравненно меньших моральной ответственности и материальных затрат, чем в реальной жизни. Это ведет к различным видам «интернет-зависимости». Интернет открывает доступ к таким негативным явлениям, как порнография, облегчает поиск наркотиков, формирует различные психические патологии у пользователей. Кроме того, в киберпространстве имеют место компьютерная преступность, вандализм, другие негативные явления. Растут предпосылки отчуждения человека в общественной среде.
Наибольшая опасность в процессах глобализации заключается в построении культуры, о которой никто не может сказать: «Это моя культура». Тем самым строится «ничья» культура, у нее нет субъекта, за нее никто не несет ответственности. Поэтому она может быть какой угодно: бездуховной, низкой, злобной, разрушающей. Если эта культура ничья, то никто не обязан овладевать ею, развивать ее, улучшать ее. Она превращается в набор формализованных реакций на проблемные ситуации и перестает выполнять свою сущностную функцию: понимание человеком окружающего мира, придание смысла его жизни и бытия. Вследствие этого в молодежной культуре начинает доминировать склонность к единообразию.
Без влияния глобализации не остается и образование, в том числе и российское. Как известно, 19 сентября 2003г. на конференции министров образования, проходившей в Берлине, наша страна присоединилась к Болонскому процессу. Создание единого европейского образовательного пространства предполагает развитие академической мобильности студентов, являющейся одной из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международный образовательный процесс. В последние годы академический обмен стал неотъемлемой частью жизни практически любого российского университета. Академическая мобильность - это реальный шанс окунуться в студенческую жизнь другой страны, понять её культуру, ценности, взгляды на жизнь, изучить новые дисциплины, пробрести незаменимый жизненный опыт, приподнять свой образовательно-научный статус
Участие в программе академического обмена позволяет российской молодежи лучше осознать наличие конкуренции на рынке труда и условия свободного перемещения квалифицированных работников; усиливает стремление к определенному уровню благосостояния, выравниванию условий жизни, индивидуализации сознания и поведения.
Из-за глобализации становится актуальной проблема взаимодействия языков. Наряду с широким применением единого общепринятого разговорного языка – английского студенты осваивают другие иностранные языки. Межкультурное взаимодействие, возникающее вследствие межстрановых университетских перемещений студентов, способствует обогащению духовных ценностей молодежи, росту интереса к другим культурным традициям, религиям, воспитывает терпимость к другим этносам и народам.