Кризис сознания российской молодёжи в период глобализации
Авторы: Гостев А.Ю., Глухов Р.В., Пугачев М. В.
студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана группы СМ3-11
Научный руководитель: Моторина Ирина Егоровна, зам. зав. кафедрой СГН-2 "Социология и культурология" по научной работе, кандидат философских наук, доцент.
E-mail: ra-ff-ael@yandex.ru
Введение
Молодёжь является самым динамичным пластом общества, который определяет будущее страны. По большей части свободная от оков, сдерживающих зрелый пласт социума, молодёжь свободно перемещается, пробует всё новое – ей нечего терять, она ещё ничего не нажила. Двадцатипятилетние юноши и девушки разъезжают по стране в поисках своего места в жизни. Они формируют страну, какой она будет через пять – десять лет. То, как сформировано их мировоззрение, ценностные взгляды, то, что они понимают под словом мораль – всё это неизбежно будет властвовать в стране в скором времени.
Сейчас по всему миру активно протекают процессы глобализации. Появление глобальной сети Интернет значительно ускорило этот процесс. Но глобализация очень сильно влияет на формирующееся сознание молодого поколения – доступ к громадному количеству информации, размывание четких границ между государствами и др. факторы формируют новые системы ценностей, меняют понятия о морали, религии, положении человека в обществе.
В связи с этим возникает проблема – кризис сознания молодёжи в период глобализации.
Цель: составить и рассмотреть модель кризиса сознания российской молодёжи в период глобализации.
Объект исследования – массовое сознание молодёжи в условиях влияния на него новых явлений и процессов, вызванных глобализацией.
Предмет исследования – социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе.
Гипотезы исследования
Современные теоретико-методологические основания социально-психологического исследования массового сознания, выразившиеся в новых принципах и подходах к его анализу, создают новые предпосылки определения как самого феномена массового сознания, так и социально-психологических особенностей его функционирования в современном обществе.
Результатом новых трансформационных социально-психологических процессов является изменение субъекта массового сознания – массы. В современных условиях масса должна рассматриваться как совокупность неорганизованных социальных групп. Социально-психологической основой образования этих групп выступают процессы массовизации общества и коммуникативно-информационные процессы, влияющие на новые качественные характеристики массового сознания.
В соответствии с целью и гипотезами исследования определены задачи исследования:
Задачи:
· изучить и проанализировать социально-психологическое состояние сознания современной российской молодёжи в целом и по отдельным, ярко выраженным её, частям;
· систематизировать и раскрыть процессы глобализации, влияющие на становление сознания современной молодёжи;
· сопоставить влияние процессов глобализации с психологическим сознанием молодёжи, выявить основные характеристики кризиса;
· составить и рассмотреть модель кризиса для российской молодёжи по основным выявленным его характеристикам.
Кризис – это масштабная ситуация неопределённости, предельно некомфортная для большинства людей. Ситуация, когда старые схемы перестают работать, а новые ещё не выработаны. Когда становятся актуальными проблемы, которые пока не очень понятно, как решать. Поэтому кризис – это потрясающая возможность для молодых проявить себя.
Не пытаться занять ниши, уже занятые другими людьми, а создать новые точки роста. Не пережёвывать старые фразы, а вкинуть свежую повестку дня. Предложить свои решения актуальных для страны проблем, и, главное, первыми начать их решать. Скорейший выход из кризиса – в значительной степени ответственность молодёжи. Чем быстрее и масштабнее мы включимся в эту работу, тем отчётливей будет виден наш вклад. Только так, а не лозунгами «молодым везде у нас дорога», снимаются вопросы о молодёжи в политике. Кризис – это наше испытание на прочность. Проверка боем. Он отчётливо покажет, в состоянии ли мы предложить стране и обществу что-то по-настоящему новое и эффективное, или ограничимся переписыванием старых сказок на новый лад. И это – наш общий выбор и вызов.
Социализация молодого поколения и её проблемы.
{
Социализация молодежи протекает в условиях, связанных с процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом таких институтов социализации, как институты семьи, армии, школы; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации обнаруживается много насущных проблем, таких как рост преступности, употребление наркотиков, алкоголизм и суицид среди молодежи, социальное сиротство и беспризорность, бездуховность, моральная деформация.
Все механизмы социализации касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.
1. связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. Сознание молодого человека обладает специфичной восприимчивостью, перерабатывая и усваивая огромный поток информации. Критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. На этапе молодости проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание.
2. также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
3. социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков: противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей; недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений; абстрактные идеалы и жизненные планы; трудность адаптации к условиям нынешней жизни; стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения; эгоцентризм и сознание своей собственной исключительности; желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.
Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводят к деформации социализации, доминированию в ней приспособительного аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социально-политических ориентиров и норм.
Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь.
Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодого поколения, когда в роли социализирующего агента выступают улица, неформальные молодежные организации. Сюда же добавляется возможное негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.
Самое опасное в нынешнем состоянии общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности и бренности всего происходящего. Распространяется психология «ноувизма», т. е. «здесь и сейчас», нигилизма, снижаются нравственные критерии.
Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что обособленное настоящее остается в замкнутом, безвыходном пространстве. Социализация современного общества – это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, существовать на базе пустоты. Социализация – процесс с отложенным эффектом. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества.