Обьём учебных часов/ кредитов:360 часов / 8 кредитов
Курс и семестр изучения:4 курс, 7 - 8 - семестр
Учебный год
Силлабуссоставлен кафедрой гигиена-1, физическая культура с валеологией на основании рабочей программыпо гигиене детей и подростков
Утвержден на заседании кафедры от «____» _________ 2014г.
Протокол № _____
Зав. кафедрой к.м.н., доцент _____________ Долтаева Б.З.
1.7. Сведения о преподавателях:
№
Ф.И.О. тьюторов
Учёнаяи академи-ческаястепень, звание.
Долж-ность
Приоритетные научные интересы
Эл.адрес
Долтаева Бибигуль Зайдуллаевна
К.м.н.,
доцент
Зав. каф.
Изучение физического развития и состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Научных трудов- 45, из-них 1 методическое пособие.
Doltaeva 68@ mail.ru
Ермолаева Ольга Александровна
Преп
Изучение физического развития и состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Научных трудов-2.
83olga_2009@mail.ru
Нуралиева Гульмира Нурпапаевна
Преп.
Гигиена ЛПУ. Научных трудов-2.
nuralieva1970@bk.ru
1.8. Контактная информация: г. Шымкент, пл. Аль-Фараби,1. контактный телефон 40-82-22 (4013) аудтория – 202, 203, 205, 209.
1.9. Политика дисциплины:
1. Приходить на занятия вовремя.
2. Иметь халат, колпак.
3. Активно участвовать в учебном процессе.
4.При пропуске одного лекционного занятия без уважительной причины штрафной балл составляет не более 0,66% и вычитается из рейтинга допуска (при пропуске большего количества лекций штрафной балл высчитывается следующим образом: количество пропущенных лекций × 0,66).
5.Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку.
6. Своевременно выполнять задания по СРС.При несвоевременном выполнении штрафной балл составляет не более 0,66% и вычитается из рейтинга допуска (высчитывается следующим образом: количество невыполненных СРС × 0,66).
7. Посещение занятий СРСП является обязательным. Пропуск одного СРСП оценивается в 1,3 балла по 100- балльной шкале (1нб СРСП = «-» 1,3 балла ОРД)
Программа
Введение
Гигиена детей и подростков - профилактическая дисциплина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияния этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая отрасль здравоохранения призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Она изучает влияние различных факторов окружающей и социальной среды, анализирует, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм.
Гигиена детей и подростков является профильной дисциплиной, занимает особое место в системе подготовки бакалавров общественного здравоохранения, так, как призвана, ввести студента в мир возрастной гигиены.
2.2 Цель дисциплины:дать представление о гигиене детей и подростков как науке, ее фундаментальных основах, принципах, методологических подходах, заложить знания и умения, необходимые для освоения законодательной базы, теоретических и прикладных аспектов предупредительного и текущего надзора в области гигиены детей и подростков.
2.3 Задачи обучения:
• ознакомить с теоретическими и методологическими основами гигиены детей и подростков и принципами гигиенического нормирования факторов среды обитания и деятельности детей;
• дать представление о природе и характере воздействия на растущий организм различных факторов учебно-воспитательной, производственной среды;
• обучить методикам изучения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков;
• научить разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обучения детей и подростков;
• обучить осуществлять государственный санитарный надзор за оздоровлением условий жизни детского и подросткового населения.
Конечные результаты обучения.
Дублинские дескрипторы
Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА
Результаты обучения дисциплины
Результаты обучения по концепции (ГОСО)
А
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
Компетенция в области естественных и специальных наук
- знает предмет, цели, основные задачи и методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков;
- знает взаимосвязь гигиены детей и подростков с другими науками;
- знает историю возникновения и основные этапы развития гигиены детей и подростков,
-знает закономерности роста и развития детского организма;
-знает принципы и особенности гигиенического нормирования факторов среды обитания и деятельности детей;
-знает методические подходы к исследованию и оценке факторов учебно-воспитательной и производственной среды и их влияние на организм детей и подростков.
- знает методику проведения санитарного надзора в области гигиены
-знает работу с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений;
- знает современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований
Р1
Р3
Компетенция предпринимательст-ва
- знает основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков;
- знает содержание основных нормативных правовых актов и методических документов по гигиене детей и подростков;
- знает формы и методы санитарного просвещения и формирования основ здорового образа жизни среди детского населения.
Р6
Р13
Компьютерная и информационная компетентность
- знает основные принципы работы на персональной вычислительной технике с использованием современного программного обеспечения Exсel, MicrosoftWord, PowerPoint;
-знает, как вести поиск и применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки профессиональной информации из различных источников, т.ч. с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний по гигиене детей и подростков
Р2
Компетенция «Адвокат здоровья»
-знает и понимает законодательство РК в области гигиены детей и подростков;
-знает нормативные правовые акты в области гигиены детей и подростков;
Р6
Р19
Компетенция «Навыки научных исследований»
-знает методологию научного исследования в области гигиены детей и подростков;
-знает принцип работы приборов, используемых в научных исследованиях: термогигрометр, динамометр, спирометр;
-знает методологию и приемы работы с учебной, научной литературой и нормативными документами в области гигиены детей и подростков;
- демонстрирует знания по наблюдаемым фактам
Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
-представляет свою работу в команде;
- умеет находить общий язык с людьми для получения достоверной информации при проведении научно-практической работы по санитарно-гигиеническому обследованию детских и дошкольных учреждений;
-знает основные направления организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов среды обитания и деятельности на здоровье детей
Р8
В
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
Компетенция в области естественных и специальных наук
- умеет проводить гигиеническую оценку помещениям детских и подростковых учреждений;
- умеет оценивать размещение детей и подростков в детских дошкольных и школьных учреждениях, используя данные о параметрах микроклимата, освещения, назначения помещений;
- умеет определять суточные энергозатратыхронометражным методом и физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии;
- умеет составлять и рассчитывать меню-раскладки согласно «Нормам потребности в основных пищевых веществах и энергии»;
- умеет проводить витаминизацию при организации рационального питания и профилактике алиментарных заболеваний;
- умеет рассчитывать дозу ультрафиолетового облучения и проводить профилактические УФО облучения детей с использованием ламп различного типа;
- умеет проводить определение основных показателей физического развития детей и подростков, дать их оценку по шкалам регрессии и центильным методом;
- умеет рассчитать интенсивные и экстенсивные показатели заболеваемости детей и подростков, дать комплексную оценку состояния здоровья и физического развития индивидуума и коллектива;
- умеет подобрать мебель для детей и дошкольных учреждениях и школах, оборудование в школьных мастерских;
- умеет подобрать индивидуальный режим дня для детей в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- умеет составить программу лабораторных и инструментальных исследований условий внешней среды детского учреждения и провести анализ результатов исследования;
- умеет проводить комплексное обследование детских и подростковых учреждений, составить санитарное описание с заключением и предложениями
Р9
Компетенция предпринимательст-ва
- умеет использовать действующие законодательные, инструктивные и методические материалы по разделу гигиены детей и подростков в практической деятельности;
- умеет составить план и отчет о работе отделения гигиены детей и подростков по санитарно-гигиеническому обучению, воспитанию, пропаганде гигиенических знаний;
- умеет составить тематический план лекций и бесед для детей и подростков, персонала детских дошкольных учреждений, учебных заведений, родителей и населения района
Р7
Компьютерная и информационная
- обладает современными средствами обмена информацией для решения проблемы в области гигиены детей и подростков;
- обладает навыками работы с различными информационными ресурсами;
- умеет работать с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений;
- делает критический обзор литературных данных;
- использует современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований;
Р2
Компетенция «Адвокат здоровья»
- использует действующие законодательные, инструктивные и методические материалы гигиены детей и подростков в практической деятельности;
Р19
Компетенция «Навыки научных исследований»
- совершенствует существующие методики по санитарной оценки проектных материалов;
-понимает актуальность и новизну тематики научных исследований;
- принимает участие по выбранной тематике в научных конференциях;
- обсуждает актуальность и новизну тематики научных исследований.
Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
- формулирует собственные суждения по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений;
-выдвигает креативные идеи и мышление для составления выводов;
- умеет применять знания и выступать перед населением по вопросам состояния здоровья детского и подросткового населения в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды
Р27
С
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
Компетенция в области естественных и специальных наук
- выявляет проблемы по влиянию учебно-воспитательной и производственной среды на организм детей и формулирует пути их решения;
- умеет планировать и аргументировать оценку состояния физического развития детей и подростков;
- умеет планировать и организовать мероприятии по улучшению здоровьядетей и подростков
Р9
Компетенция предпринимательст-ва
Компьютерная и информационная
- использует из Интернета и обрабатывает достоверную информацию при проведении научно-практической работы по гигиене детей и подростков
Р10
Компетенция «Адвокат здоровья»
- владеет основами законодательства по оздоровлению состояния здоровья детей и подростков.
Р6
Компетенция «Навыки научных исследований»
- аргументирует студентам собственные результаты научных исследований;
- формулирует общие выводы по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений;
- использует полученные знания при составлении научных докладов для участия в научно - практической конференции по теме «Гигиена детей и подростков»
Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
- способен: работать в команде;
- корректно отстаивать свою точку зрения;
- предлагать новые решения по оценке состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды
Р8
D
Осуществлять сбор и интерпритацию информации для
формирования суждений с учетом социальных,
этических и научных соображений
Компетенция в области естественных и специальных наук
- осуществляет сбор материалов с баз данных PUBMED, MEDLINE, Webonscience, WebonKnowledgeпо гигиене детей и подростков;
- представляет результаты собственных исследований по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений;
- делает заключение по результатам собственных исследований
Р26
Компетенция предпринимательства
- знает организационно-экономические аспекты деятельности в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков;
- знает общие методы исследования;
- прогнозирует состояние состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды
Р27
Компьютерная и информационная компетентность
- собирает материалы по тематике с базы данных;
- владеет информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности
Р2
Компетенция «Адвокат здоровья»
- формулирует аргументы из нормативно-правовых документов регламентирующих управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- проводит сбор информации об эффективности профилактических мероприятий
Р19
Компетенция «Навыки научных исследований»
- владеет навыками оформления научных докладов и статьей для участия в научно-практических конференциях по теме: «Гигиена детей и подростков»
- владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа научных результатов в изучаемой области;
- способен представить результаты собственных исследований, оформить в виде презентаций, доклада и представить на студенческих научных конференциях и др.;
Р21
Компетенция
«Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление,
креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
- владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений в области санитарно-гигиенических обследований детских и подростковых учреждений
Р27
Е
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам
Компетенция в области естественных наук
- сообщаетинформациюсбазданных PUBMED, MEDLINE, Web of science, Web of Knowledge;
- представляет собственные исследования работы в виде презентаций как специалистам, так и не специалистам;
Р17
Компетенция предпринимательства
- сообщает информацию о новых законодательных документах в области гигиены детей и подростков;
- сообщает информацию о дополнениях и внесенных изменениях в законодательные документы в гигиену детей и подростков, как специалистам, так и не специалистам;
Р27
Компьютерная и информационная компетентность
- сообщает информацию по вопросам улучшения состояния здоровья детского и подросткового населения через информационные технологии
Р10
Компетенция «Адвокат здоровья»
- сообщает информацию из нормативно-правовых документов, регламентирующих комплекс оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обучения детей и подростков
Р6
Компетенция «Навыки научных исследований»
- анализирует необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации для сохранения и укрепления здоровья населения;
- обобщает и сообщает полученую информацию по сохранению и укреплению здоровья населения.
- представляет собственные суждения, анализ научных результатов в изучаемой области;
- оформляет полученные результаты в виде презентации, докладов и представляет результаты научных исследований на студенческих научных конференциях и др.;
Р21
Компетенция
«Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление,
к, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
- владеет навыками публичного выступления с представлением анализа и синтеза информации в изучаемой области;
- способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении научных исследований;
- объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения
Р26
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение
общественное здравоохранение, гигиена труда.
2.5Пререквизиты:экология и устойчивое развитие, анатомия, физиология, окружающая среда и здоровье, общественное здоровье.
Рост и развитие детского организма, гигиена деятельности детей и подростков, гигиена питания детей и подростков, гигиенические принципы планировки и строительства детских и подростковых учреждений, противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков, гигиеническое воспитание, оздоровительные мероприятия среди детей и подростков.
2.8. Тематический план (лекции, практические):темы, форма проведения и продолжительность.
2.8.1.Тематический план лекций
№
Темы
Форма проведения
Продолжи-тельность
(в часах)
1-семестр
1-кредит
Предмет гигиены детей и подростков, цели, задачи, методы исследования. История развития гигиены детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация.
Обзорная
Состояние здоровья детей и подростков. Критерии здоровья, комплексная оценка состояния здоровья детей.
Обзорная
Физическое развитие как один из основных показателей здоровья. Акселерация и ретардация физического развития. Методы изучения и оценки показателей физического развития детей и подростков.
Проблемная
Всего часов:
2-кредит
Гигиена обучения и воспитания в школе. Гигиенические основы трудового обучения в школе.
Гигиенические принципы организации учебно-производственного и воспитательного процессов в профессионально-технических школах.
Обзорная
Всего часов:
3-кредит
Физиолого-гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Суточная двигательная активность. Формы и средства физического воспитания. Врачебный контроль.
Проблемная
Физиолого-гигиенические основы закаливания. Принципы закаливания.
Обзорная
Организация и проведение закаливающих воздействий в дошкольных учреждениях.
Медицинский контроль.
Обзорная
Всего часов:
4-кредит
Гигиеническиеосновы питания детей и подростков.
Обзорная
Гигиенические требования к организации питания в детских дошкольных учреждениях.
Обзорная
Физиологические основы режима дня. Методы изучения режима дня. Режим дня и гигиенические принципы организации обучения детей в детских дошкольных учреждениях. Режим дня детей школьного возраста. Гигиенические принципы организации обучения детей 6-ти летнего возраста.
Проблемная
Всего часов:
Всего часов: 1-семестр
2-семестр
5-кредит
Гигиенические требования к детской и школьной мебели, техническим средствам обучения.
Обзорная
Гигиенические требования кдетской одежде и обуви.
Обзорная
Гигиенические требования к школьным учебникам и детским книгам. Гигиенические требования к организации работы детей на компьютерах. Воздействие сотовой связи и современных технологий коммуникаций на организм детей.
Проблемная
Всего часов:
6-кредит
Гигиенические принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений.
Обзорная
Гигиенические требования к планировке и строительству детских дошкольных учреждений.
Обзорная
Гигиенические требования к планировке и строительству общеобразовательных и профессионально-технических школ, гимназий и лицеев.
Обзорная
Всего часов:
7-кредит
Санитарно-гигиенические требования к детско-юношеским спортивным школам. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях.
Обзорная
Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков. Гигиенические вопросы организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских оздоровительных лагерей.
Проблемная
Санитарно-гигиенические требования к детским санаториям. Противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков.
Обзорная
Всего часов:
8-кредит
Гигиенические требования к режиму внешкольной деятельности. Гигиенические принципы планировки, благоустройства внешкольных учреждений. Гигиеническое воспитание в детских и подростковых учреждениях.
Обзорная
Формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков. Гигиенические аспекты полового воспитания детей и подростков.
Обзорная
Гигиенические принципы организации обучения учащихся с нарушениями зрения и отклонениями в развитии двигательного аппарата в коррекционных школах. Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений.
Проблемная
Всего часов:
Всего часов: 2-семестр
ИТОГО:
2.8.2 Тематический план практических занятий:
№
Темы
Форма проведения
Продолжи-тельность
(в часах)
1 - семестр
1-кредит
Ведение. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков. Основы организации, формы и методы работы врача по гигиене детей и подростков.
Обсуждение теоретических вопросов
Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детей и подростков. Методы исследования и оценки физического развития.
Лаборатор-ное занятие
Режим дня детей и подростков. Особенности его составления. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях. Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся.
Дискуссия
Гигиеническая оценка физического воспитания и закаливания в детских подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль за организацией физического воспитания.
Работа в малых группах
Всего часов:
2-кредит
Гигиеническая оценка питания в детских и подростковых учреждениях. Методика санитарно-гигиенического обследования пищеблока.
Обсуждение теоретических вопросов
Методика проведения врачебной профессиональной консультации и определения профессиональной пригодности подростков. Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских и подростковых учреждениях.
Обсуждение теоретических вопросов, дискуссия
Гигиенические требования к предметам детского обихода.
Дискуссия
Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских дошкольных учреждений. Гигиенические требования к планировке и благоустройству общеобразовательных школ.
Работа в малых группах
Всего часов:
3-кредит
Гигиенические требования к планировке и благоустройству школ-интернатов.
Гигиенические требования к планировке и благоустройству летних оздоровительных учреждений.
Дискуссия
Гигиенические требования к планировке и благоустройству высших учебных заведений. Изучение состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Критерии распределения детей на группы здоровья.
Пресс-кон-ференция, работа в малых группах
Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детских и подростковых контингентов. Прямые и косвенные показатели здоровья.
Работа в малых группах
Методика разработки стандартов физического развития. Показатели физического развития детей. Соотношение паспортного и биологического возраста.
Круглый стол
Всего часов:
4-кредит
Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в детских и подростковых учреждениях. Методика исследования организации учебного процесса.
Дискуссия
Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся.
Интеллек-туальный футбол
Гигиеническая оценка физического воспитания в детских и подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль физического воспитания.
Интеллек-туальный футбол,
работа в малых группах
Медицинский контроль организации закаливания в детских и подростковых учреждениях.
Работа в малых группах
Всего часов:
Всего часов: 1-семестр
2-семестр
5-кредит
Организация питания в общеобразовательных школах и гимназиях. Организация питания в детских оздоровительных учреждениях.
Работа в малых группах
Организация питания в детско-юношеских спортивных школах. Организация питания в детских дошкольных учреждениях.
Работа в малых группах.
Организация питания в профессионально-технических колледжах.
Работа в малых группах
Организация питания в детских коррекционных учреждениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Пресс-
конференция
Всего часов:
6-кредит
Гигиенические принципы планировки и строительства детских учреждений.
Дискуссия
Гигиенические принципы планировки и строительства школ. Гигиенические принципы планировки и строительства школ-интернатов.
Круглый
стол
Гигиенические принципы планировки и строительства ЛОУ. Гигиенические принципы планировки и строительства ПТШ.
Работа в
малых группах
Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений.
Дискуссия
Всего часов:
7-кредит
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов ДДУ.
Круглый стол
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов общеобразовательных школ.
Круглый стол
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов профессионально-технических школ.
Обсуждение теоретических вопросов
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов загородных лагерей для детей и подростков.
Обсуждение теоретических вопросов
Всего часов:
8-кредит
Санитарно - гигиеническое обследование детского дошкольного учреждения с оформлением учебного акта обследования.
Работа в
малых группах
Санитарно - гигиеническое обследование общеобразовательной школы с оформлением учебного акта обследования.
Работа в
малых группах
Санитарно - гигиеническое обследование профессионально-технической школы с оформлением учебного акта обследования.
Дискуссия
Содержания работы врача по гигиене детей и подростков.
Дискуссия
Всего часов:
Всего часов: 2-семестр
ИТОГО:
2.8.3. Задания для самостоятельной работы студентов:
№
Темы
Форма сдачи
График контроля
(с указанием сроков)
Коли-
чество часов
1-семестр
1-кредит
Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
2-7неделя
Содержание работы медицинских работников детских учреждений.
2-7неделя
Основные закономерности роста и развития. Факторы, влияющие на процессы роста и развития детей.
2-7неделя
Медико-психологические проблемы акселерации физического развития детей, гигиеническое значение.
2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного возраста (до 3-х лет). Характерные заболевания, их профилактика.
2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Характерные заболевания, их профилактика.
2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста (11-14 лет). Характерные заболевания, их профилактика.
2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста (15-18 лет). Заболевания, характерные для данного возраста, их профилактика.
2-7неделя
Теоретические принципы гигиенического нормирования в возрастной гигиене.
2-7неделя
Роль гигиены детей и подростков в улучшении уровня здоровья взрослого населения и продлении трудоспособной жизни человека.
2-7неделя
Возрастная структура населения РК, удельный вес детского, подросткового и юношеского населения.
2-7неделя
Детские, подростковые и юношеские коллективы, как объекты социально-гигиенического изучения.
2-7неделя
Типы учреждений для детей и подростков.
2-7неделя
Связь гигиены детей и подростков с биологическими науками.
2-7неделя
Взаимосвязь гигиены детей и подростков с педиатрией, гигиеническими и другими медицинскими науками.
2-7неделя
Связь гигиены детей и подростков с техническими науками, химией, архитектурой.
2-7неделя
Всего часов:
2-кредит
Профилактика переутомления детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС.
Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
2-7неделя
Закаливание детей и подростков.
2-7неделя
Профилактика ультрафиолетовой недостаточности у детей и подростков.
2-7неделя
Организация воспитательного режима в детском саду.
2-7неделя
Гигиенические требования к мебели, оборудованию и игрушкам в дошкольных учреждениях.
2-7неделя
Гигиенические требования к школьной мебели и учебникам.
2-7неделя
Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
2-7неделя
Особенности моделирования одежды и обуви для детей разных возрастных групп.
2-7неделя
Профилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах.
2-7неделя
Гигиена воспитания в ХYI-ХYIII веках.
2-7неделя
Народная медицина и вопросы воспитания детей.
2-7неделя
Роль прогрессивных общественных деятелей (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, И.И.Беукой) и русских профессоров энциклопедистов (С.Г.Зыбелин), Н.М.Амбодик) в развитии гигиены воспитания.
2-7неделя
Школьная гигиена XIX - начала XX века.
2-7неделя
Роль педиатров (С.В.Хотовицкий, Н.А.Толький, Н.П.Гундобин, А.А.Кисель), терапевтов (Г.А.Захарьин, С.П.Боткин), педагогов (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская) в развитии школьной гигиены.
2-7неделя
Развитие гигиены детей и подростков в советский период. Гигиены детей и подростков в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
2-7неделя
Видные советские ученые в области гигиены детей и подростков (А.В.Мольков, П.М.Ивановский, А.Я.Гуткин, С.Е.Советов, М.И., М.И. Корсунская, М.Д. Большакова, Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах) и их роль в разработке основных проблем гигиены детства.
2-7неделя
Развитие гигиены детей и подростков в Казахстане на современном этапе.
2-7-неделя
Рубежный контроль
Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
8-неделя
Всего часов:
3-кредит
Особенности высшей нервной деятельности детей различного возраста. Гигиеническое значение.
Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
9-14неделя
Профилактика близорукости у детей и подростков.
9-14неделя
Особенности заболеваемости детей, пребывающих в ДДУ, их профилактика.
9-14неделя
Распространенность заболеваний среди школьников, меры профилактики.
9-14неделя
Гигиенические требования к оформлению школьных учебников и детских книг и со здоровьем детей.
9-14неделя
Теории, объясняющие явление акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.
9-14неделя
Факторы, влияющие на формирование правильной осанки у детей.
9-14неделя
Биологические и социальные факторы, влияющие на рост и развитие детей.
9-14неделя
Возрастная периодизация, основанная на биологических и социальных принципах.
9-14неделя
Акселерация как проявление секулярного тренда, ее социальное и гигиеническое значение.
9-14неделя
Влияние социальных факторов на физическое развитие детских и подростковых контингентов.
9-14неделя
Динамика физического развития детей и подростков.
9-14неделя
Центильные шкалы и шкалы регрессии (по росту), используемые при оценке показателей физического развития детей.
9-14неделя
Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения.
9-14неделя
Детский травматизм.
9-14неделя
Всего часов:
4-кредит
Деятельность как фактор роста, развития и укрепления здоровья. Биологические ритмы организма.
Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
9-14неделя
Режим дня детей с ослабленным здоровьем в специализированных детских учреждениях.
9-14неделя
Режим дня учащихся средних профессионально-технических школ.
9-14неделя
Оздоровительное значение сна, его физиологическая сущность.
9-14неделя
Продолжительность, методика проведения занятий в дошкольном учреждении.
9-14неделя
Гигиенические основы обучения учащихся начальных классов, в группах и школах продленного дня.
9-14неделя
Гигиенические рекомендации к подготовке домашних заданий. Гигиенические требования к экзаменам.
9-14неделя
Гигиенические основы учебного процесса в профессионально-технических школах.
9-14неделя
Гигиенические требования к организации отдыха в учебное и внеучебное время. Нормирование внешкольной работы в зависимости от возраста.
9-14неделя
Влияние труда на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.
9-14неделя
Трудовое воспитание в дошкольных учреждениях и гигиенические условия его организации.
9-14неделя
Гигиенические и физиологические основы трудового и политехнического обучения учащихся.
9-14неделя
Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда детей и подростков.
9-14неделя
Влияние факторов производственной среды на организм подростка.
9-14неделя
Техника безопасности и профилактика травматизма детей в процессе трудового обучения.
9-14неделя
Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением. Законодательство РК по трудуподростков.
9-14неделя
Рубежный контроль:
Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
15 неделя
Всего часов:
Всего часов: 1-семестр
2-семестр
5-кредит
Особенности обмена веществ и энергии растущего организма.
Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
2-7неделя
Значение белкового компонента в детском питании.
2-7неделя
Физиологическое значение углеводов и жиров.
2-7неделя
Минеральные вещества их пластическая функция и роль в обмене веществ.
2-7неделя
Роль витаминов, их участие в обменных процессах.
2-7неделя
Роль продуктов животного и растительного происхождения в питании детей.
2-7неделя
Гигиенические требования к организации питания детей в походах, экскурсиях.
2-7неделя
Роль медицинского персонала детских учреждений в организации питания и профилактике токсикоинфекций.
2-7неделя
Контроль за состоянием здоровья работников пищеблоков в учреждениях для детей и подростков.
2-7неделя
Методика гигиенической оценки питания ребенка и подростка в зависимости от возраста, состояния здоровья характера деятельности.
2-7неделя
Алгоритм санитарно-гигиенического обследования пищеблоков детских и подростковых учреждений.
2-7неделя
Питание учащихся технических колледжей.
2-7неделя
Физиологические нормы питания детей.
2-7неделя
Грудное вскармливание детей.
2-7неделя
Гигиенические принципы здорового питания детей.
2-7неделя
Школьное питание в современных условиях.
2-7-неделя
Всего часов:
6-кредит
Санитарно-гигиеническая оценка предметов детского обихода.
Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
2-7неделя
Методика гигиенической оценки мебели.
2-7неделя
Методика гигиенической оценки школьных учебников и детских книг.
2-7неделя
Методика гигиенической оценки игрушки.
2-7неделя
Методика гигиенической оценки детской одежды.
2-7неделя
Методика гигиенической оценки детской обуви.
2-7неделя
Методика размещения мебели и рассаживания учащихся в классе.
2-7неделя
Гигиенические требования к детскому инструментарию.
2-7неделя
Гигиенические требования к оборудованию спортивных залов.
2-7неделя
Гигиенические рекомендации к использованию технических средств в учебном процессе (кино, телевидение).
2-7неделя
Гигиенические требования к использованию компьютеров в школах.
2-7неделя
Гигиенические требования к освещению детских и подростковых учреждений.
2-7неделя
Гигиенические нормативы естественного и искусственного освещения групповых комнат дошкольных учреждений, классных комнат, учебных кабинетов, мастерских в школах и профессионально-технических школах.
2-7неделя
Профилактика ультрафиолетовой недостаточности в детских учреждениях.
2-7неделя
Водоснабжение и нормы водопотребления в учреждениях для детей и подростков.
2-7неделя
Удаление нечистот. Нормативы для исчисления количества умывальников, душей, ножных ванн, унитазов.
2-7-неделя
Рубежный контроль
Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
8-неделя
Всего часов:
7-кредит
Борьба с заносом инфекций в детское учреждение.
Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
9-14неделя
Организация карантинных мер в детском учреждении.
9-14неделя
Правила личной гигиены детей в организованных коллективах.
9-14неделя
Содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию в учреждениях для детей и подростков.
9-14неделя
Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков.
9-14неделя
Санитарно-просветительная работа в школьных коллективах.
9-14неделя
Содержание санитарно-просветительной работы среди родителей.
9-14неделя
Формирование здорового образа жизни в школьной среде.
9-14неделя
Значение планировки, степени благоустройства соблюдения санитарного и противоэпидемического режима в профилактике инфекционных заболеваний.
9-14неделя
Профилактические осмотры персонала детских учреждений.
9-14неделя
Особенности соблюдения противоэпидемического режима в дошкольных учреждениях.
9-14неделя
Условия соблюдения индивидуальной изоляции детей в дошкольном учреждении.
9-14неделя
Групповая изоляция в дошкольном учреждении.
9-14неделя
Иммунопрофилактика. Виды прививок. Календарь профилактических прививок Республики Казахстан.
9-14неделя
Основы профилактики инфекционных заболеваний у детей.
9-14неделя
Значение профилактических осмотров детей, осмотры персонала детских учреждений.
9-14неделя
Всего часов:
8-кредит
Типы оздоровительных учреждений для детей различного возраста.
Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи
проекты ДДУ, школ.
9-14неделя
Предупредительный санитарный надзор в связи с подготовкой к летней оздоровительной работе.
9-14неделя
Текущий санитарный надзор за летними оздоровительными учреждениями.
9-14неделя
Гигиенические требования к организации и проведению походов в период летнего отдыха.
9-14неделя
Гигиенические принципы организации питания в летних оздоровительных учреждениях для детей.
9-14неделя
Гигиенические требования к организации пляжей для купания детей в летних оздоровительных учреждениях.
9-14неделя
Режим дня детей в летних оздоровительных учреждениях.
9-14неделя
Организация медицинского обслуживания в летних оздоровительных учреждениях. Эффективность летней оздоровительной работы среди детей и подростков.
9-14неделя
Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на охране общественного здоровья по материалам Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».
9-14неделя
Задачи государственного санитарного надзора в охране здоровья детского и подросткового населения.
9-14неделя
Содержание и методы работы врача по гигиене детей и подростков учреждений госсанэпиднадзора РК.
9-14неделя
Лечебно-профилактическое обслуживание организованных детских и подростковых контингентов в городе и на селе.
9-14неделя
Содержание и методы работы школьного врача.
9-14неделя
Организация санитарно-курортной помощи детям и подросткам.
9-14неделя
Врачебная деонтология и ответственность врача по гигиене детей и подростков за здоровье подрастающего поколения.
9-14неделя
Правовые и моральные принципы взаимоотношений санитарного врача с медицинским персоналом, административно-хозяйственным аппаратом детских, подростковых лечебно-профилактических учреждений и с населением обслуживаемого района.
9-14-неделя
Рубежный контроль
Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование
15-неделя
Всего часов:
Всего часов: 2-семестр
ИТОГО:
2.9 Литература основная и дополнительная:
На русском языке:
основная:
1. Гигиенадетей и подростков: Учебник /Под ред. В.Р.Кучма. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.- 480 с.
дополнительная:
1. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. М.Медицина. - 2006. -
2. Голубев В,В, и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр «Академия».2000.-200 с.
3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с видео-дисплейными терминалами.- М.: Медицина, 2000,- 160 с.
2.10 Методы обучения и преподавания:
Лекции - обзорные и проблемные.
Практические занятия:обсуждение теоретических вопросов, лабораторные занятия, работа в малых группах, дискуссия, пресс-конференция, круглый стол, интеллектуальный футбол.
Самостоятельная работа студентов:рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи, написание отчетов по обследованию ДДУ, школ..
2.11. Критерии и правила оценки знаний:шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС).
· Текущий контроль:тестирование,устный вопрос.
· Рубежный контроль: собеседование, решение ситуационных задач, тестирование.