Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конечные результаты обучения



ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Гигиена – 1, физическая культура с валеологией»

СИЛЛАБУС

Дисциплина, код дисциплины:Гигиена детей и подростков, GDP 4302

Специальность:051102 «Общественное здравоохранение»

Обьём учебных часов/ кредитов:360 часов / 8 кредитов

Курс и семестр изучения:4 курс, 7 - 8 - семестр

Учебный год

 

Силлабуссоставлен кафедрой гигиена-1, физическая культура с валеологией на основании рабочей программыпо гигиене детей и подростков

 

 

Утвержден на заседании кафедры от «____» _________ 2014г.

Протокол № _____

 

Зав. кафедрой к.м.н., доцент _____________ Долтаева Б.З.

 

 


 

1.7. Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. тьюторов Учёнаяи академи-ческаястепень, звание. Долж-ность Приоритетные научные интересы Эл.адрес
Долтаева Бибигуль Зайдуллаевна К.м.н., доцент Зав. каф. Изучение физического развития и состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Научных трудов- 45, из-них 1 методическое пособие. Doltaeva 68@ mail.ru
Ермолаева Ольга Александровна   Преп Изучение физического развития и состояния здоровья детей и подростков в современных условиях. Научных трудов-2. 83olga_2009@mail.ru
Нуралиева Гульмира Нурпапаевна   Преп. Гигиена ЛПУ. Научных трудов-2. nuralieva1970@bk.ru

1.8. Контактная информация: г. Шымкент, пл. Аль-Фараби,1. контактный телефон 40-82-22 (4013) аудтория – 202, 203, 205, 209.

1.9. Политика дисциплины:

1. Приходить на занятия вовремя.

2. Иметь халат, колпак.

3. Активно участвовать в учебном процессе.

4.При пропуске одного лекционного занятия без уважительной причины штрафной балл составляет не более 0,66% и вычитается из рейтинга допуска (при пропуске большего количества лекций штрафной балл высчитывается следующим образом: количество пропущенных лекций × 0,66).

5.Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку.

6. Своевременно выполнять задания по СРС.При несвоевременном выполнении штрафной балл составляет не более 0,66% и вычитается из рейтинга допуска (высчитывается следующим образом: количество невыполненных СРС × 0,66).

7. Посещение занятий СРСП является обязательным. Пропуск одного СРСП оценивается в 1,3 балла по 100- балльной шкале (1нб СРСП = «-» 1,3 балла ОРД)

 

Программа

Введение

Гигиена детей и подростков - профилактическая дисциплина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияния этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функ­ций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая отрасль здраво­охранения призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направ­ленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Она изучает влия­ние различных факторов окружающей и социальной среды, анализирует, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм.

Гигиена детей и подростков является профильной дисциплиной, занимает особое место в системе подготовки бакалавров общественного здравоохранения, так, как призвана, ввести студента в мир возрастной гигиены.

2.2 Цель дисциплины:дать представление о гигиене детей и подростков как науке, ее фун­даментальных основах, принципах, методологических подходах, заложить знания и умения, необходимые для освоения законодательной базы, теоретических и прикладных аспектов предупредительного и текущего надзора в области гигиены детей и подростков.

2.3 Задачи обучения:

• ознакомить с теоретическими и методологическими основами гигиены детей и подрост­ков и принципами гигиенического нормирования факторов среды обитания и деятельности детей;

• дать представление о природе и характере воздействия на растущий организм различ­ных факторов учебно-воспитательной, производственной среды;

• обучить методикам изучения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков;

• научить разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обуче­ния детей и подростков;

• обучить осуществлять государственный санитарный надзор за оздоровлением условий жизни детского и подросткового населения.

Конечные результаты обучения.

Дублинские дескрипторы Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА Результаты обучения дисциплины Результаты обучения по концепции (ГОСО)
А Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области Компетенция в области естественных и специальных наук - знает предмет, цели, основные задачи и методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков; - знает взаимосвязь гигиены детей и подростков с другими науками; - знает историю возникновения и основные этапы развития гигиены детей и подростков, -знает закономерности роста и развития детского организма; -знает принципы и особенности гигиенического нормирования факторов среды обитания и дея­тельности детей; -знает методические подходы к исследованию и оценке факторов учебно-воспитательной и производственной среды и их влияние на организм детей и подростков. - знает методику проведения санитарного надзора в области гигиены -знает работу с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений; - знает современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований Р1     Р3
Компетенция предпринимательст-ва - знает основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков; - знает содержание основных нормативных правовых актов и методических документов по ги­гиене детей и подростков; - знает формы и методы санитарного просвещения и формирования основ здорового образа жиз­ни среди детского населения. Р6   Р13
Компьютерная и информационная компетентность - знает основные принципы работы на персональной вычислительной технике с использованием современного программного обеспечения Exсel, MicrosoftWord, PowerPoint; -знает, как вести поиск и применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки профессиональной информации из различных источников, т.ч. с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний по гигиене детей и подростков Р2
    Компетенция «Адвокат здоровья» -знает и понимает законодательство РК в области гигиены детей и подростков; -знает нормативные правовые акты в области гигиены детей и подростков; Р6 Р19
Компетенция «Навыки научных исследований» -знает методологию научного исследования в области гигиены детей и подростков; -знает принцип работы приборов, используемых в научных исследованиях: термогигрометр, динамометр, спирометр; -знает методологию и приемы работы с учебной, научной литературой и нормативными документами в области гигиены детей и подростков; - демонстрирует знания по наблюдаемым фактам Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). -представляет свою работу в команде; - умеет находить общий язык с людьми для получения достоверной информации при проведении научно-практической работы по санитарно-гигиеническому обследованию детских и дошкольных учреждений; -знает основные направле­ния организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия фак­торов среды обитания и деятельности на здоровье детей   Р8
В Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне Компетенция в области естественных и специальных наук   - умеет проводить гигиеническую оценку помещениям детских и подростко­вых учреждений; - умеет оценивать размещение детей и подростков в детских дошкольных и школьных учреждениях, используя данные о параметрах микроклимата, освещения, на­значения помещений; - умеет определять суточные энергозатратыхронометражным методом и физиологическую по­требность детей в основных пищевых веществах и энергии; - умеет составлять и рассчитывать меню-раскладки согласно «Нормам потребности в основных пищевых веществах и энергии»; - умеет проводить витаминизацию при организации рационального питания и профилактике алиментарных заболеваний; - умеет рассчитывать дозу ультрафиолетового облучения и проводить профилактические УФО облучения детей с использованием ламп различного типа; - умеет проводить определение основных показателей физического развития детей и подростков, дать их оценку по шкалам регрессии и центильным методом; - умеет рассчитать интенсивные и экстенсивные показатели заболеваемости детей и подростков, дать комплексную оценку состояния здоровья и физического развития индивидуума и коллектива; - умеет подобрать мебель для детей и дошкольных учреждениях и школах, оборудование в школьных мастерских; - умеет подобрать индивидуальный режим дня для детей в зависимости от возраста и состояния здоровья; - умеет составить программу лабораторных и инструментальных исследований условий внешней среды детского учреждения и провести анализ результатов исследования; - умеет проводить комплексное обследование детских и подростковых учреждений, составить санитарное описание с заключением и предложениями Р9
    Компетенция предпринимательст-ва - умеет использовать действующие законодательные, инструктивные и методические ма­териалы по разделу гигиены детей и подростков в практической деятельности; - умеет составить план и отчет о работе отделения гигиены детей и подростков по санитарно-гигиеническому обучению, воспитанию, пропаганде гигиенических знаний; - умеет составить тематический план лекций и бесед для детей и подростков, персонала детских дошкольных учреждений, учебных заведений, родителей и населения района Р7
Компьютерная и информационная - обладает современными средствами обмена информацией для решения проблемы в области гигиены детей и подростков; - обладает навыками работы с различными информационными ресурсами; - умеет работать с научной литературой по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений; - делает критический обзор литературных данных; - использует современную аппаратуру для проведения гигиенических исследований; Р2
Компетенция «Адвокат здоровья» - использует действующие законодательные, инструктивные и методические ма­териалы гигиены детей и подростков в практической деятельности; Р19
Компетенция «Навыки научных исследований» - совершенствует существующие методики по санитарной оценки проектных материалов; -понимает актуальность и новизну тематики научных исследований; - принимает участие по выбранной тематике в научных конференциях; - обсуждает актуальность и новизну тематики научных исследований. Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). - формулирует собственные суждения по проведению углубленного, рейдового и планового обследования детских и подростковых учреждений; -выдвигает креативные идеи и мышление для составления выводов; - умеет применять знания и выступать перед населением по вопросам состояния здоровья детского и подросткового населения в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды Р27
С Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области Компетенция в области естественных и специальных наук - выявляет проблемы по влиянию учебно-воспитательной и производственной среды на организм детей и формулирует пути их решения; - умеет планировать и аргументировать оценку состояния физического развития детей и подростков; - умеет планировать и организовать мероприятии по улучшению здоровьядетей и подростков Р9
Компетенция предпринимательст-ва    
Компьютерная и информационная - использует из Интернета и обрабатывает достоверную информацию при проведении научно-практической работы по гигиене детей и подростков Р10
Компетенция «Адвокат здоровья» - владеет основами законодательства по оздоровлению состояния здоровья детей и подростков. Р6
Компетенция «Навыки научных исследований» - аргументирует студентам собственные результаты научных исследований; - формулирует общие выводы по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений; - использует полученные знания при составлении научных докладов для участия в научно - практической конференции по теме «Гигиена детей и подростков» Р21
    Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). - способен: работать в команде; - корректно отстаивать свою точку зрения; - предлагать новые решения по оценке состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды Р8
D Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений   Компетенция в области естественных и специальных наук     - осуществляет сбор материалов с баз данных PUBMED, MEDLINE, Webonscience, WebonKnowledgeпо гигиене детей и подростков; - представляет результаты собственных исследований по санитарно-гигиеническим обследованиям детских и подростковых учреждений; - делает заключение по результатам собственных исследований Р26
Компетенция предпринимательства - знает организационно-экономические аспекты деятельности в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены детей и подростков; - знает общие методы исследования; - прогнозирует состояние состояния здоровья детей и подростков в связи с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды Р27
Компьютерная и информационная компетентность - собирает материалы по тематике с базы данных; - владеет информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности Р2
Компетенция «Адвокат здоровья» - формулирует аргументы из нормативно-правовых документов регламентирующих управленческие решения на разных уровнях государственного санитарно-эпидемиологического надзора; - проводит сбор информации об эффективности профилактических мероприятий Р19
    Компетенция «Навыки научных исследований» - владеет навыками оформления научных докладов и статьей для участия в научно-практических конференциях по теме: «Гигиена детей и подростков» - владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа научных результатов в изучаемой области; - способен представить результаты собственных исследований, оформить в виде презентаций, доклада и представить на студенческих научных конференциях и др.; Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). - владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений в области санитарно-гигиенических обследований детских и подростковых учреждений   Р27
Е Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам Компетенция в области естественных наук - сообщаетинформациюсбазданных PUBMED, MEDLINE, Web of science, Web of Knowledge; - представляет собственные исследования работы в виде презентаций как специалистам, так и не специалистам; Р17
Компетенция предпринимательства - сообщает информацию о новых законодательных документах в области гигиены детей и подростков; - сообщает информацию о дополнениях и внесенных изменениях в законодательные документы в гигиену детей и подростков, как специалистам, так и не специалистам; Р27
Компьютерная и информационная компетентность - сообщает информацию по вопросам улучшения состояния здоровья детского и подросткового населения через информационные технологии Р10
    Компетенция «Адвокат здоровья» - сообщает информацию из нормативно-правовых документов, регламентирующих комплекс оздоровительных мероприятий и санитарно-гигиенических рекомендаций, обеспечивающих благоприятные условия воспитания и обуче­ния детей и подростков Р6
Компетенция «Навыки научных исследований» - анализирует необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации для сохранения и укрепления здоровья населения; - обобщает и сообщает полученую информацию по сохранению и укреплению здоровья населения. - представляет собственные суждения, анализ научных результатов в изучаемой области; - оформляет полученные результаты в виде презентации, докладов и представляет результаты научных исследований на студенческих научных конференциях и др.; Р21
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, к, способность работать в команде, иноязычная компетентность). - владеет навыками публичного выступления с представлением анализа и синтеза информации в изучаемой области; - способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении научных исследований; - объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения Р26
  Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение   общественное здравоохранение, гигиена труда.  

 

2.5Пререквизиты:экология и устойчивое развитие, анатомия, физиология, окружающая среда и здоровье, общественное здоровье.

2.6 Постреквизиты:общественное здравоохранение, гигиена труда.

2.7 Краткое содержание дисциплины

Рост и развитие детского организма, гигиена деятельности детей и подростков, гигиена питания детей и подростков, гигиенические принципы планировки и строительства детских и подростковых учреждений, противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков, гигиеничес­кое воспитание, оздоровительные мероприятия среди детей и подростков.

2.8. Тематический план (лекции, практические):темы, форма проведения и продолжительность.

2.8.1.Тематический план лекций

Темы Форма проведения Продолжи-тельность (в часах)
  1-семестр    
  1-кредит    
Предмет гигиены детей и подростков, цели, задачи, методы исследования. История развития гигиены детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Обзорная
Состояние здоровья детей и подростков. Критерии здоровья, комплексная оценка со­стояния здоровья детей. Обзорная
Физическое развитие как один из основных показателей здо­ровья. Акселерация и ретардация физического развития. Методы изучения и оценки показателей физического развития детей и подростков. Проблемная
  Всего часов:  
  2-кредит    
Гигиена обучения и воспитания в школе. Гигиенические основы трудового обучения в школе. Обзорная
Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков. Медико-физиологические аспекты профессиональной ориентации школьников. Проблемная
Гигиенические принципы организации учебно-производственного и воспитательного процессов в профессионально-технических школах. Обзорная
  Всего часов:  
  3-кредит    
Физиолого-гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Су­точная двигательная активность. Формы и средства физического воспитания. Врачеб­ный контроль. Проблемная
Физиолого-гигиенические основы закаливания. Принципы закаливания. Обзорная
Организация и проведение закаливающих воздействий в дошкольных учреждениях. Медицинский контроль. Обзорная
  Всего часов:  
  4-кредит    
Гигиеническиеосновы питания детей и подростков. Обзорная
Гигиенические требования к организации питания в детских дошкольных учреждениях. Обзорная
Физиологические основы режима дня. Методы изучения режима дня. Режим дня и ги­гиенические принципы организации обучения детей в детских дошкольных учрежде­ниях. Режим дня детей школьного возраста. Гигиенические принципы организации обучения детей 6-ти летнего возраста. Проблемная
  Всего часов:  
  Всего часов: 1-семестр  
  2-семестр    
  5-кредит    
Гигиенические требования к детской и школьной мебели, техническим средствам обучения. Обзорная
Гигиенические требования кдетской одежде и обуви. Обзорная
Гигиенические требования к школьным учебникам и детским книгам. Гигиенические требования к организации работы детей на компьютерах. Воздействие сотовой связи и современных технологий коммуникаций на организм детей. Проблемная
  Всего часов:  
  6-кредит    
Гигиенические принципы проектирования и строительства детских и подростковых учреждений. Обзорная
Гигиенические требования к планировке и строительству детских дошкольных учреждений. Обзорная
Гигиенические требования к планировке и строительству общеобразовательных и профессионально-технических школ, гимназий и лицеев. Обзорная
  Всего часов:  
  7-кредит    
  Санитарно-гигиенические требования к детско-юношеским спортивным школам. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях. Обзорная    
  Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков. Гигиенические вопросы организации летней оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах. Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских оздоровительных лагерей. Проблемная    
Санитарно-гигиенические требования к детским санаториям. Противоэпидемическая работа в учреждениях для детей и подростков. Обзорная  
  Всего часов:  
  8-кредит    
Гигиенические требования к режиму внешкольной деятельности. Гигиенические принципы планировки, благоустройства внешкольных учреждений. Гигиеническое воспитание в детских и подростковых учреждениях. Обзорная    
Формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков. Гигиенические аспекты полового воспитания детей и подростков. Обзорная    
Гигиенические принципы организации обучения учащихся с нарушениями зрения и отклонениями в развитии двигательного аппарата в коррекционных школах. Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений. Проблемная    
  Всего часов:  
  Всего часов: 2-семестр  
  ИТОГО:  

2.8.2 Тематический план практических занятий:

Темы Форма проведения Продолжи-тельность (в часах)
  1 - семестр    
  1-кредит    
Ведение. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков. Основы организации, формы и методы работы врача по гигиене детей и подростков. Обсуждение теоретических вопросов  
Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детей и подростков. Методы исследования и оценки физического развития. Лаборатор-ное занятие  
Режим дня детей и подростков. Особенности его составления. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях. Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся. Дискуссия  
Гигиеническая оценка физического воспитания и закаливания в детских подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль за организацией физического воспитания. Работа в малых группах
  Всего часов:  
  2-кредит    
Гигиеническая оценка питания в детских и подростковых учреждениях. Методика санитарно-гигиенического обследования пищеблока. Обсуждение теоретических вопросов  
Методика проведения врачебной профессиональной консультации и определения профессиональной пригодности подростков. Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских и подростковых учреждениях. Обсуждение теоретических вопросов, дискуссия  
Гигиенические требования к предметам детского обихода. Дискуссия  
Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских дошкольных учреждений. Гигиенические требования к планировке и благоустройству общеобразовательных школ. Работа в малых группах
  Всего часов:  
  3-кредит    
Гигиенические требования к планировке и благоустройству школ-интернатов. Гигиенические требования к планировке и благоустройству летних оздоровительных учреждений. Дискуссия  
Гигиенические требования к планировке и благоустройству высших учебных заведе­ний. Изучение состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Критерии распределения детей на группы здоровья. Пресс-кон-ференция, работа в малых группах  
Методика изучения показателей, характеризующих состояние здоровья детских и подростковых контингентов. Прямые и косвенные показатели здоровья. Работа в малых группах  
Методика разработки стандартов физического развития. Показатели физического развития детей. Соотношение паспортного и биологического возраста. Круглый стол
  Всего часов:  
  4-кредит    
Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в детских и подростковых учреждениях. Методика исследования организации учебного процесса. Дискуссия  
Методика исследования функционального состояния и работоспособности учащихся. Интеллек-туальный футбол
Гигиеническая оценка физического воспитания в детских и подростковых учреждениях. Методика гигиенической оценки организации физического воспитания. Медицинский контроль физического воспитания. Интеллек-туальный футбол, работа в малых группах  
Медицинский контроль организации закаливания в детских и подростковых учреждениях. Работа в малых группах
  Всего часов:  
  Всего часов: 1-семестр  
  2-семестр    
  5-кредит    
Организация питания в общеобразовательных школах и гимназиях. Организация питания в детских оздоровительных учреждениях. Работа в малых группах  
Организация питания в детско-юношеских спортивных школах. Организация питания в детских дошкольных учреждениях. Работа в малых группах.
Организация питания в профессионально-технических колледжах. Работа в малых группах  
Организация питания в детских коррекционных учреждениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Пресс- конференция
  Всего часов:  
  6-кредит    
Гигиенические принципы планировки и строительства детских учреждений. Дискуссия    
Гигиенические принципы планировки и строительства школ. Гигиенические принципы планировки и строительства школ-интернатов. Круглый стол
Гигиенические принципы планировки и строительства ЛОУ. Гигиенические принципы планировки и строительства ПТШ. Работа в малых группах  
Гигиенические принципы планировки и строительства высших учебных заведений. Дискуссия  
  Всего часов:  
  7-кредит    
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов ДДУ. Круглый стол
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов общеобразовательных школ. Круглый стол  
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов профессионально-технических школ. Обсуждение теоретических вопросов
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов загородных лагерей для детей и подростков. Обсуждение теоретических вопросов
  Всего часов:  
  8-кредит    
Санитарно - гигиеническое обследование детского дошкольного учреждения с оформлением учебного акта обследования. Работа в малых группах
Санитарно - гигиеническое обследование общеобразовательной школы с оформлени­ем учебного акта обследования. Работа в малых группах  
Санитарно - гигиеническое обследование профессионально-технической школы с оформлением учебного акта обследования. Дискуссия
Содержания работы врача по гигиене детей и подростков. Дискуссия  
  Всего часов:  
  Всего часов: 2-семестр  
  ИТОГО:  

2.8.3. Задания для самостоятельной работы студентов:

Темы Форма сдачи График контроля (с указанием сроков) Коли- чество часов
  1-семестр      
  1-кредит      
Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 2-7неделя
Содержание работы медицинских работников детских учреждений. 2-7неделя
Основные закономерности роста и развития. Факторы, влияющие на процессы роста и развития детей. 2-7неделя
Медико-психологические проблемы акселерации физического развития детей, гигиеническое значение. 2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного возраста (до 3-х лет). Характерные заболевания, их профилактика. 2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного воз­раста (7-10 лет). Характерные заболевания, их профилактика. 2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста (11-14 лет). Характерные заболевания, их профилактика. 2-7неделя
Возрастные анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста (15-18 лет). Заболевания, характерные для данного возраста, их профилактика. 2-7неделя
Теоретические принципы гигиенического нормирования в возрастной гигиене. 2-7неделя
Роль гигиены детей и подростков в улучшении уровня здоровья взрослого населения и продлении трудоспособной жизни человека. 2-7неделя
Возрастная структура населения РК, удельный вес детского, подросткового и юношеского населения. 2-7неделя
Детские, подростковые и юношеские коллективы, как объекты социально-гигиенического изучения. 2-7неделя
Типы учреждений для детей и подростков. 2-7неделя
Связь гигиены детей и подростков с биологическими науками. 2-7неделя
Взаимосвязь гигиены детей и подростков с педиатрией, гигиеническими и другими медицинскими науками.   2-7неделя
Связь гигиены детей и подростков с техническими науками, химией, архитектурой. 2-7неделя
  Всего часов:    
  2-кредит      
Профилактика переутомления детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 2-7неделя
Закаливание детей и подростков. 2-7неделя
Профилактика ультрафиолетовой недостаточности у детей и подростков. 2-7неделя
Организация воспитательного режима в детском саду. 2-7неделя
Гигиенические требования к мебели, оборудованию и игрушкам в дошкольных учре­ждениях. 2-7неделя
Гигиенические требования к школьной мебели и учебникам. 2-7неделя
Гигиенические требования к детской одежде и обуви. 2-7неделя
Особенности моделирования одежды и обуви для детей разных возрастных групп. 2-7неделя
Профилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах. 2-7неделя
Гигиена воспитания в ХYI-ХYIII веках. 2-7неделя
Народная медицина и вопросы воспитания детей. 2-7неделя
Роль прогрессивных общественных деятелей (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, И.И.Беукой) и русских профессоров энциклопедистов (С.Г.Зыбелин), Н.М.Амбодик) в развитии гигиены воспитания. 2-7неделя
Школьная гигиена XIX - начала XX века. 2-7неделя
Роль педиатров (С.В.Хотовицкий, Н.А.Толький, Н.П.Гундобин, А.А.Кисель), терапев­тов (Г.А.Захарьин, С.П.Боткин), педагогов (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская) в развитии школьной гигиены. 2-7неделя
Развитие гигиены детей и подростков в советский период. Гигиены детей и подрост­ков в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. 2-7неделя
Видные советские ученые в области гигиены детей и подростков (А.В.Мольков, П.М.Ивановский, А.Я.Гуткин, С.Е.Советов, М.И., М.И. Корсунская, М.Д. Большакова, Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах) и их роль в разработке основных проблем гигиены детства. 2-7неделя
Развитие гигиены детей и подростков в Казахстане на современном этапе. 2-7-неделя
Рубежный контроль Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование 8-неделя
  Всего часов:    
  3-кредит      
Особенности высшей нервной деятельности детей различного возраста. Гигиениче­ское значение. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 9-14неделя
Профилактика близорукости у детей и подростков. 9-14неделя
Особенности заболеваемости детей, пребывающих в ДДУ, их профилактика. 9-14неделя
Распространенность заболеваний среди школьников, меры профилактики. 9-14неделя  
Гигиенические требования к оформлению школьных учебников и детских книг и со здоровьем детей. 9-14неделя
Теории, объясняющие явление акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков. 9-14неделя
Факторы, влияющие на формирование правильной осанки у детей. 9-14неделя
Биологические и социальные факторы, влияющие на рост и развитие детей. 9-14неделя
Возрастная периодизация, основанная на биологических и социальных принципах. 9-14неделя
Акселерация как проявление секулярного тренда, ее социальное и гигиеническое зна­чение. 9-14неделя
Влияние социальных факторов на физическое развитие детских и подростковых контингентов. 9-14неделя
Динамика физического развития детей и подростков. 9-14неделя
Центильные шкалы и шкалы регрессии (по росту), используемые при оценке показателей физического развития детей. 9-14неделя  
Возрастная структура заболеваемости детского и подросткового населения.   9-14неделя
Детский травматизм.   9-14неделя
  Всего часов:    
  4-кредит      
Деятельность как фактор роста, развития и укрепления здоровья. Биологические ритмы организма. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 9-14неделя
Режим дня детей с ослабленным здоровьем в специализированных детских учреждениях. 9-14неделя
Режим дня учащихся средних профессионально-технических школ. 9-14неделя
Оздоровительное значение сна, его физиологическая сущность. 9-14неделя
Продолжительность, методика проведения занятий в дошкольном учреждении. 9-14неделя  
  Гигиенические основы обучения учащихся начальных классов, в группах и школах продленного дня. 9-14неделя
Гигиенические рекомендации к подготовке домашних заданий. Гигиенические требования к экзаменам. 9-14неделя
Гигиенические основы учебного процесса в профессионально-технических школах. 9-14неделя
Гигиенические требования к организации отдыха в учебное и внеучебное время. Нормирование внешкольной работы в зависимости от возраста. 9-14неделя
Влияние труда на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.   9-14неделя
Трудовое воспитание в дошкольных учреждениях и гигиенические условия его организации. 9-14неделя
Гигиенические и физиологические основы трудового и политехнического обучения учащихся. 9-14неделя
Гигиенические требования к организации общественно-полезного труда детей и подростков. 9-14неделя
Влияние факторов производственной среды на организм подростка. 9-14неделя  
Техника безопасности и профилактика травматизма детей в процессе трудового обучения. 9-14неделя
Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением. Законода­тельство РК по трудуподростков. 9-14неделя
Рубежный контроль: Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование 15 неделя
  Всего часов:    
  Всего часов: 1-семестр    
  2-семестр      
  5-кредит      
Особенности обмена веществ и энергии растущего организма. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 2-7неделя
Значение белкового компонента в детском питании. 2-7неделя
Физиологическое значение углеводов и жиров. 2-7неделя
Минеральные вещества их пластическая функция и роль в обмене веществ. 2-7неделя
Роль витаминов, их участие в обменных процессах. 2-7неделя
Роль продуктов животного и растительного происхождения в питании детей. 2-7неделя
Гигиенические требования к организации питания детей в походах, экскурсиях. 2-7неделя
Роль медицинского персонала детских учреждений в организации питания и профилактике токсикоинфекций. 2-7неделя
Контроль за состоянием здоровья работников пищеблоков в учреждениях для детей и подростков. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки питания ребенка и подростка в зависимости от возраста, состояния здоровья характера деятельности. 2-7неделя
Алгоритм санитарно-гигиенического обследования пищеблоков детских и подростко­вых учреждений. 2-7неделя
Питание учащихся технических колледжей. 2-7неделя
Физиологические нормы питания детей. 2-7неделя
Грудное вскармливание детей. 2-7неделя
Гигиенические принципы здорового питания детей. 2-7неделя
Школьное питание в современных условиях. 2-7-неделя
  Всего часов:    
  6-кредит      
  Санитарно-гигиеническая оценка предметов детского обихода. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки мебели. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки школьных учебников и детских книг. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки игрушки. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки детской одежды. 2-7неделя
Методика гигиенической оценки детской обуви. 2-7неделя
Методика размещения мебели и рассаживания учащихся в классе. 2-7неделя
Гигиенические требования к детскому инструментарию. 2-7неделя
Гигиенические требования к оборудованию спортивных залов. 2-7неделя
Гигиенические рекомендации к использованию технических средств в учебном про­цессе (кино, телевидение). 2-7неделя
Гигиенические требования к использованию компьютеров в школах. 2-7неделя
Гигиенические требования к освещению детских и подростковых учреждений. 2-7неделя
Гигиенические нормативы естественного и искусственного освещения групповых комнат дошкольных учреждений, классных комнат, учебных кабинетов, мастерских в школах и профессионально-технических школах. 2-7неделя
Профилактика ультрафиолетовой недостаточности в детских учреждениях. 2-7неделя
Водоснабжение и нормы водопотребления в учреждениях для детей и подростков.   2-7неделя
Удаление нечистот. Нормативы для исчисления количества умывальников, душей, ножных ванн, унитазов. 2-7-неделя
Рубежный контроль Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование 8-неделя
  Всего часов:    
  7-кредит      
Борьба с заносом инфекций в детское учреждение. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 9-14неделя
Организация карантинных мер в детском учреждении. 9-14неделя
Правила личной гигиены детей в организованных коллективах. 9-14неделя
Содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию в учреждениях для детей и подростков. 9-14неделя  
Гигиенические основы полового воспитания детей и подростков. 9-14неделя
Санитарно-просветительная работа в школьных коллективах. 9-14неделя
Содержание санитарно-просветительной работы среди родителей. 9-14неделя
Формирование здорового образа жизни в школьной среде. 9-14неделя
Значение планировки, степени благоустройства соблюдения санитарного и противоэпидемического режима в профилактике инфекционных заболеваний. 9-14неделя  
Профилактические осмотры персонала детских учреждений. 9-14неделя
Особенности соблюдения противоэпидемического режима в дошкольных учреждени­ях.   9-14неделя
Условия соблюдения индивидуальной изоляции детей в дошкольном учреждении. 9-14неделя
Групповая изоляция в дошкольном учреждении. 9-14неделя
Иммунопрофилактика. Виды прививок. Календарь профилактических прививок Республики Казахстан. 9-14неделя  
Основы профилактики инфекционных заболеваний у детей. 9-14неделя
Значение профилактических осмотров детей, осмотры персонала детских учреждений. 9-14неделя
  Всего часов:    
  8-кредит      
Типы оздоровительных учреждений для детей различного возраста. Рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи проекты ДДУ, школ. 9-14неделя
Предупредительный санитарный надзор в связи с подготовкой к летней оздоровительной работе. 9-14неделя
Текущий санитарный надзор за летними оздоровительными учреждениями. 9-14неделя
Гигиенические требования к организации и проведению походов в период летнего отдыха. 9-14неделя  
Гигиенические принципы организации питания в летних оздоровительных учреждениях для детей. 9-14неделя
Гигиенические требования к организации пляжей для купания детей в летних оздоровительных учреждениях. 9-14неделя
Режим дня детей в летних оздоровительных учреждениях. 9-14неделя
Организация медицинского обслуживания в летних оздоровительных учреждениях. Эффективность летней оздоровительной работы среди детей и подростков. 9-14неделя
Деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на ох­ране общественного здоровья по материалам Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». 9-14неделя  
Задачи государственного санитарного надзора в охране здоровья детского и подрост­кового населения. 9-14неделя
Содержание и методы работы врача по гигиене детей и подростков учреждений госсанэпиднадзора РК. 9-14неделя
Лечебно-профилактическое обслуживание организованных детских и подростковых контингентов в городе и на селе. 9-14неделя
Содержание и методы работы школьного врача. 9-14неделя
Организация санитарно-курортной помощи детям и подросткам. 9-14неделя  
Врачебная деонтология и ответственность врача по гигиене детей и подростков за здоровье подрастающего поколения. 9-14неделя
Правовые и моральные принципы взаимоотношений санитарного врача с медицин­ским персоналом, административно-хозяйственным аппаратом детских, подростковых лечебно-профилактических учреждений и с населением обслуживаемого района.   9-14-неделя
Рубежный контроль Собеседование, решение ситуационных задач, тестирование 15-неделя
  Всего часов:    
  Всего часов: 2-семестр    
  ИТОГО:    

2.9 Литература основная и дополнительная:

На русском языке:

основная:

1. Гигиенадетей и подростков: Учебник /Под ред. В.Р.Кучма. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.- 480 с.

дополнительная:

1. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обу­чения и трудовой деятельности. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. М.Медицина. - 2006. -

2. Голубев В,В, и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Из­дательский центр «Академия».2000.-200 с.

3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с видео-дисплейными терминалами.- М.: Медицина, 2000,- 160 с.

2.10 Методы обучения и преподавания:

Лекции - обзорные и проблемные.

Практические занятия:обсуждение теоретических вопросов, лабораторные занятия, работа в малых группах, дискуссия, пресс-конференция, круглый стол, интеллектуальный футбол.

Самостоятельная работа студентов:рефераты, глоссарий по теме, составление тестовых заданий, интеллект-карта, разработка ситуационных задач, подготовка иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы), презентации, анализ научно-популярной статьи, научной статьи, написание отчетов по обследованию ДДУ, школ..

2.11. Критерии и правила оценки знаний:шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС).

· Текущий контроль:тестирование,устный вопрос.

· Рубежный контроль: собеседование, решение ситуационных задач, тестирование.

· Итоговый контроль:экзамен, включающий компьютерное тестирование и оценка практических навыков (ОСПЭ).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.