Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III.8. СОЦИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ И КУЛЬТУРА РЕЧИ



 

Одной из характерных черт современной языковой ситуации является жаргонизация русской речи. Жаргонные слова активно функционируют в средствах массовой информации, многие молодые люди пользуются жаргоном в своей повседневной речи. Целый ряд жаргонных слов и значений постепенно переходит в общее употребление (ср.: беспредел, тусовка, прикол, кайф, стёб, кинуть, зачистка и т. п.).

То, что мы называем жаргоном, или арго, или сленгом, или социальным диалектом, – все это находится за рамками современного русского литературного языка и, соответственно, не подлежит нормализации, а, напротив, относится к области ненормативных языковых проявлений. Конечно же, знание того или иного жаргона и постоянное его использование ни в коей мере не свидетельствует о речевой культуре и лингвистической грамотности. Любой социальный диалект имеет узкую сферу распространения (используется лишь в пределах определенной социальной группы или прослойки), ограничен территориально (можно обнаружить существенные различия, например, в жаргоне рокеров Сочи и Санкт-Петербурга) и, более того, ограничен временем своего существования (исчезает или изменяется какая-либо социальная группа или прослойка – исчезает или изменяется используемый в этой среде жаргон). Постоянная ориентация на преимущественное использование какого-либо жаргона во многом обедняет языковую личность: человек, владеющий литературной нормой, интересен всем и со всеми способен найти общий язык, в то время как общающийся посредством жаргона может быть понят и принят лишь ограниченной группой людей. И тем не менее мы не можем не замечать такого языкового явления, как социальные диалекты, или, как это было в недавнем прошлом, объявлять им непримиримую войну, запрещать и искоренять.

Социальные диалекты – явление объективное и древнее. Язык знати всегда отличался от языка простолюдинов, язык духовенства – от языка мирян, язык мастеровых – от языка торговых людей и т. п. По мере развития общества и его социальной дифференциации развивались и дифференцировались социальные диалекты. Практически каждый из нас является членом конкретной семьи, был школьником, имеет свой круг общения, входит в определенную социальную группу или группу по интересам, овладел или овладевает какой-либо профессией, – а все это так или иначе связано с приобщением или по крайней мере знакомством с тем или иным социальным диалектом.

С другой стороны, все мы читаем художественную литературу, посещаем театры, смотрим фильмы и т. п. и наблюдаем, как использование элементов жаргона выполняет определенную художественную функцию. Трудно представить, например, чтобы одна из героинь популярного фильма «Место встречи изменить нельзя» Манька Облигация называла себя настоящим именем – Марья Ивановна Колыванова, а вместо крылатой фразы: «Не бери на понт, мусор!» – произнесла: «Товарищ милиционер, пожалуйста, не обманывайте и не провоцируйте меня»... Если бы другого героя этого же фильма называли не Промокашка, а, допустим, Иван Матвеевич, и он попросил бы Шарапова исполнить не «Мурку», а фортепьянный концерт П. И. Чайковского и, обращаясь к главному герою, называл бы его не «лось сохатый», а «уважаемый товарищ Шарапов», – были бы эти герои столь колоритными и запоминающимися?.. А главное – поверили бы мы этим героям?..

Однако роль социальных диалектов и наше к ним отношение не должны определяться и ограничиваться лишь рассмотрением их в качестве емкого и многофункционального художественного средства, используемого в литературе, кинематографии и театре.

Необходимо помнить, что подавляющее большинство жаргонных слов обладает размытой семантикой, т. е., во-первых, часто даже члены какой-либо социальной группы понимают одно и то же слово не совсем одинаково, для каждого в его значении актуализируется что-то свое (например, слово стрелка может восприниматься как встреча вообще, в том числе и случайная; или обязательно обусловленная встреча; или встреча юноши и девушки; или встреча для выяснения каких-либо отношений и т. п.). Во-вторых, одно и то же слово может обозначать разные понятия для представителей разных социальных групп.

В то же время практически любое жаргонное слово способно придать высказыванию сниженный характер, внести в него определенную оценочность, экспрессию и т. п.

Конечно, эти особенности арготизмов обусловливают абсолютную невозможность их использования в определенных сферах (например, в официально-деловой, научной и т. п.). Но и в обиходно-бытовой сфере употребление жаргонного слова может привнести в высказывание определенную двусмысленность и затруднить восприятие сообщаемого, породить непонимание или эстетическое неудовольствие слушающего (иногда – даже оскорбить), а также составить у последнего определенное представление о говорящем.

Поэтому прежде чем использовать тот или иной арготизм, говорящий обязательно должен подумать, уместно ли данное жаргонное слово в конкретной речевой ситуации, целесообразно ли его применение в настоящий момент.

ЗАДАНИЯ

 

1. В приложении к своей книге «Язык, который ненавидит» (М., 1991) С. Снегов приводит шутливый текст, составленный в свое время Л. Н. Гумилевым. Прочитайте этот текст. Что вы можете сказать об уместности использования в этом тексте арготизмов? Какие из встречающихся здесь жаргонных слов и выражений вам известны? Используются ли они сейчас и где (в какой сфере, в каких условиях, с какой целью)? Попробуйте подобрать литературные соответствия встречающимся здесь жаргонным словам. Всегда ли это возможно? Что произойдет с текстом при замене арготизмов литературными соответствиями?

 

ИСТОРИЯ ОТПАДЕНИЯ НИДЕРЛАНДОВ ОТ ИСПАНИИ

 

В 1565 году по всей Голландии прошла параша, что папа – Антихрист. Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри. Римская курия, обиженная за пахана, подначила испанское правительство. Испанцы стали качать права – нахально тащили голландцев на исповедь. Отказчиков сажали в кандей на трехсотку, отрицаловку пускали налево. По всей стране пошли шмоны и стук. Спешно стряпали липу. Граф Эгмонт на пару с графом Горном попали в непонятное. Их по запарке замели, пришили дело и дали вышку.

Тогда работяга Вильгельм Оранский поднял в стране шухер. Его поддержали гезы. Мадридская малина послала своим наместником герцога Альбу. Альба был тот герцог! Когда он прихилял в Нидерланды, голландцам пришла хана. Альба распатронил Лейден, главный голландский шалман. Остатки гезов кантовались в море, а Вильгельм Оранский припух в своей зоне. Альба был правильный полководец. Солдаты его гужевались от пуза, в обозе шло тридцать тысяч шалашовок.

Но Альба вскоре даже своим переел плешь. Все знали, что герцог в законе и в лапу не берет. Но кто-то стукнул в Мадрид, что он скурвился и закосил казенную монету. Альбу замели в кортесы на общие работы, а вместо него нарисовались Александр Фарнези и Маргарита Пармская – рядовые придурки испанской короны.

В это время в Англии погорела Мария Стюарт. Машке сунули липовый букет и пустили на луну. Доходяга Филипп II послал на Англию непобедимую армаду. В Бискайском море армаду драла пурга. Матросы по трое суток не кимарили, перед боем не покиряли. Английский адмирал из сук Стефенс и знаменитый порчак Френсис Дрей разложили армаду, как бог черепаху. Половина испанцев натянула на плечи деревянный бушлат, оставшиеся подорвали в ховиру.

Голландцы вусмерть покатились, когда дотыркали про армаду. Испанцы лепили от фонаря про победу, но им не посветило – ссученных становилось меньше, чесноки шерудили рогами. Голландцы восстали по новой, а Маргарита Пармская и Александр Фарнезе смылись во Фландрию, где народ клал на Лютера.

Так владычество испанцев в Голландии накрылось мокрой...

 

2. Прочитайте следующие фрагменты текстов. Что вы можете сказать об авторе каждого из них? Есть ли какая-нибудь разница или, напротив, что-то общее в том, как и какие арготизмы используются в этих текстах? Все ли используемые здесь слова вам понятны?

 

Хиппующие студенты истфака университета Игорь Мальский и Феликс Виноградов и сопровождающая их герла, чье имя не стало достоянием истории, сидят в центре с беломоринами в зубах и ловят кайф под весенним солнышком. Кайф-то, впрочем, кайфом, а стусовались по делу: уже, наверно, с полгода-год пиплы то там, то здесь гнали про какую-то хип-поэму. Мы с Феликсом особо не аскали: город маленький (или прослойка тонкая), сама выплывет. И вот указанная герла подбросила (только прочесть – и вернуть) десяток потрепанных машинописных листочков и теперь сидела в ожидании неизбежных восторгов. Как оказалось, ее ждал облом (Не такая это лажа... // Хиппи-лэнд. 1994. № 3).

 

Через три дня я пошел потусоваться с друганами, пивка подтянуть, девочек поклеить. Зная, что после всего этого буду нетрезв, я оставил логин и пароль от ночного Инета соседу. В ту ночь он без проблем смог подсоединиться и полазить по сети через мой логин. После бодуна до меня доперло: у прова отсутствовали определители номеров и можно было лазать в Инет из-под одного логина мне и моим корефанам, с единственным условием – не коннектиться в сеть одновременно. Узнав сей факт, мы решили распределить всю ночь на троих: каждый лазал в Инете в строго отведенное ему время. Но мне опять стало мало, и я решил попробовать одновременно подключиться с разных телефонов по одному логину. И опять эта фишка прокатила на «ура». Это означало, что у прова не учитывается количество подключенных с одного логина. Глупый провайдерчик думал, что в сети только один чел с моим логином. Так мы наклоняли моего провайдера в течение двух месяцев: шестеро корефанов обнимались со своей палочкой-выручалочкой с 0:00 до 8:00 и платили всего 2 бакса с рыла. Нехилая экономия? (Натягиваем провайдера // Хакер. 2000. № 4).

 

– Как не любит?! Ты нормально просил-то?

– Я ее в мороженицу приглашал.

– И что?

– Не пошла.

– Во, морковка! Давай я с ней побазарю. Чего выкобенивается? Шоугерл рыночная. Затащу во дворик и объясню – либо с Дыней в мороженицу идешь, либо морду ножиком накрашу. Не пойму я баб. Чего им надо?

– На фиг мне Светка с порезанной рожей? Она некрасивая будет по жизни.

– Торчу я с тебя, Дыня. Ты и рыбку хочешь съесть, и бутылки сдать.

– Какие бутылки?

– Из под «фанты», блин (А. Кивинов «Сделано из отходов»).

 

Привет, братуха! Извини, что долго не чиркал. Сам волокёшь, дальняк по четвертой ходке на Печору, к комикам, по новой – за рупь сорок четыре (моя кровная). Кича локшовая. Все брушат, вантажа нет и хвостом не бьют. Это не на малолетках и не во взросляке на Металлке, и не в Гореловской девятке. Питерских мало. Встретил Леху-Жука и Витька-Стоху. Живем семьей. Они оттянули по семиряку. На этапе покнацал Чугунка и Пашку-Скобаря. Оба доходные, идут с крытой. Блатные масть не держат. Редко в какой зоне северика и дальняка есть воровское благо, воровские мужики и паханы с кодлой (Письма «авторитетов» // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Сост.: Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов. – М., 1992).

 

3. Ответьте на следующие вопросы.

Как вы думаете, с какой целью некоторые авторы используют арготизмы в своих произведениях? Можно ли обойтись без них?

Какие социальные диалекты вам знакомы? Часто ли вы используете в своей речи жаргонные слова и выражения? В каких случаях это происходит?

Считаете ли вы, что арготизмы засоряют нашу речь? Если да, то нужно ли с этим бороться и каким образом? Если нет, объясните, почему вы так думаете.

Допустимо ли использование жаргонных слов в средствах массовой информации? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?

Нужен ли, на ваш взгляд, специальный комитет по контролю за использованием арготизмов в средствах массовой информации? Если да, то каким он должен быть – государственным или общественным?

Как вы поступаете, если встречаете непонятное вам жаргонное слово (например, при просмотре детективного фильма или чтении специального молодежного издания, в разговоре с кем-либо и т. п.)? Бывают ли случаи, когда незнакомое слово нравится вам своей экспрессивностью, звуковым обликом, метафоричностью и т. п.?

 

4. Составьте небольшую картотеку, иллюстрирующую употребление арготизмов в средствах массовой информации (в газетных и журнальных статьях, в речи дикторов радио, ведущих ТВ-программ и т. п.), и подберите несколько примеров использования жаргонных слов в современной художественной литературе. Оцените уместность/неуместность такого использования. Попробуйте ответить на вопрос, зачем некоторые авторы используют эти слова. Наиболее яркие, на ваш взгляд, случаи, представьте на карточке, которая должна включать само слово, его значение и пример употребления с указанием источника (см. образец).

 

Образец:

ТУСОВАТЬСЯ1.Проводить время в общении, разговорах с кем-либо. Тем временем каждый тусовался или с теми, с кем пришел, или сам по себе (АиФ. 1992. № 3). 2. Находиться где-либо, занимать какое-либо место. «Динамо» уже который год тусуется на пьедестале или возле него (Я – молодой. 1998. №6). 3. Приятно проводить время в ночном клубе, на вечеринке. Приехав в Питер, группа почти нигде не тусовалась (MTV-Россия. Музыкальное чтиво. 14.09.1999).

 

5. В следующих фрагментах из сочинений абитуриентов найдите ошибки и объясните их. Предложите правильный вариант.

 

1. Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ни фига себе, отдохнул! 2. Однообразие и бедная жизнь тяготили Родиона, вот он и погружался в свои мысли и отплывал в неизвестном направлении. Вот и приплыл. 3. Потроха Кутузова похоронены в Венгрии, а все остальное в Петербурге. 4. Национальный характер русской женщины – это не тусовки, а вести оседлую домашнюю жизнь. 5. Анна Морозова стучала советскому командованию, доносила ценную информацию и понимала, что это ей грозит жизнью. 6. Даже самые жестокие пытки казались ей пустяком и туфтой. 7. Печорин закадрил и увлек дикую Бэлу. 8. Она конкретно погибает чисто мужской смертью: типа тонет в трясине.

 

6. В следующих предложениях и фрагментах, выбранных из газет «Петербург-экспресс» и «МК в Питере» за 2000 год, найдите арготизмы и определите уместность/неуместность, целесообразность/нецелесообразность их употребления.

 

1. В свое время из-за несговорчивости экологических экспертов был завернут проект строительства сверхскоростной магистрали между Москвой и Питером. 2. В школу-студию MX AT он пришел поступать с золотой фиксой во рту. 3. Каждое воскресенье на 5-м канале в эфире ЛОТ смотрите нехилый закос под футбольно-аналитическую программу «"Зенит" – фан-клуб». 4. Мы не могли выпускать некачественный продукт, поэтому решили подождать до лучших времен – когда в России перестанут гнать лоходэнс, так называемую музыку для быдла. 5. Для литераторов, музыкантов и артистов было предусмотрено все: журнальная и телефонная комнаты, бильярдная, отдельные кабинеты и общие залы, в которых эта продвинутая публика могла отрываться по полной программе.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

Васильев А. Д. Крутой // Русская речь. 1993. № 6.

Воротников Ю. Л. Красив ли черт?// Русская речь. 1990. № 2.

Геращенко И. Г. «Шнурки в стакане» // Русская речь. 1995. № 5.

Грачев М. А. По фене ботаю – тюрьму схлопотаю // Русская речь 1993. №4.

Грачев М. А. Третья волна // Русская речь. 1992. № 4.

Грачев М. А. Как появляются арготизмы в нашей речи // Русская речь. 1996. №4.

Грачев М. А. Об этимологии русского арго // Русская речь. 1994. №4.

Зайковская Т. В. Можно мозжечокнуться? Сабо самой! // Русская речь. 1993. №6.

Копорский В. И. О культуре языка и речи молодежи (20-е годы) // Русская речь. 1990. № 1.

Лихолитов П. В. Компьютерный жаргон // Русская речь. 1997. № 3.

Лихолитов П. В. Жаргонная речь уличных торговцев // Русская речь. 1994. №6.

Муравьева Н. В. О любви к «особым» словам // Русская речь 1998 № 5.

Хан-Пира Эр. По жизни // Русская речь. 1995. № 5.

Хан-Пира Эр. Как их называть? // Русская речь. 1998. № 5.

Харченко В. К. Молодежи о сквернословии // Русский язык в школе. 1997. № 1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.