Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правописание местоимений. 1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не



1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения – ни. Частицы не и ни пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога, который ставится между частицей и местоимением (ни в ком).

2. Сочетание не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как имеют значение противопоставления, в силу чего в них пишется (отдельно) отрицательная частица не.

Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, в которых имеется отрицание (никто иной лучше этого не сделает). В этих сочетаниях используется частица ни, которая пишется слитно с местоимением.

3. Суффиксы – то, – либо, – нибудь, приставка кое– в составе неопределенных местоимений пишутся через дефис (что-либо). При наличии предлога после частицы кое-(кой) последняя пишется раздельно (кое с кем).

 

Задание 16.Перепишите, раскрывая скобки и вставляя не или ни.

1. Гость был (…) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков.

2. Это был (…) кто иной, как наш бочар Вавила.

3. Хорек есть (…) что иное, как полевая или каменная куница.

4. Домик в лесу оказался (…) чем иным, как жилищем лесника.

5. (…) кого иного, кроме друга, я не ожидал здесь встретить.

6. Базаров (…) в ком не нуждается, (…) кого не боится, (…) кого не любит и вследствие этого (.) кого не щадит.

7. По шоссе, идущему мимо кладбища и пропадающему среди волнистых полей, (.) кто (.) когда не ездит.

8. Я (…) чего не слышал, кроме шума листьев.

9. Мне (…) на кого пенять – сам виноват.

10. (…) кто иной, как И.А.Крылов, сделал басню доступной для людей самых разных сословий.

 

Задание 17.Дайте на поставленные вопросы такие ответы, чтобы в них были отрицательные местоимения.

1. Был(а) ли ты когда-нибудь на Памире?

2. К кому же ты собираешься поехать во время каникул?

3. От кого ты получил сегодня посылку?

4. Есть ли тебе с кем пойти в театр?

5. С кем ты встречаешься в читальном зале?

Правописание глаголов

1. К глаголам II спряжения (с личными окончаниями – ишь, – ит ит. д. в настоящем или будущем простом времени) относятся глаголы на – ить в инфинитиве (строить – строят), кроме глаголов брить и зиждиться, и следующие 11 глаголов (7 на– етьи 4 на – ать): вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать. Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению (т. е. к глаголам с личными окончаниями – ешь, – ет и т. д.: полоть – полют). Глагол стелить употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени; личные формы образуются от глагола стлать I спряжения.

2. В форме прошедшего времени сохраняется гласная, имеющаяся в суффиксе неопределенной формы: слышать – слышал, видеть – видел, таять – таял.

3. Переходные глаголы с приставкой обез-(обес) имеют в неопределенной форме и в прошедшем времени суффикс – и (обессилить кого-либо), а непереходные – е (обессилеть самому).

 

Задание 18.Поставьте в нужной форме настоящего или простого будущего времени глаголы, данные в скобках, определите тип спряжения.

1. И не (знать) ты, что зарей в Кремле легче (дышаться), чем на всей земле.

2. Там, где вечно (дремать) тайна, есть нездешние поля.

3. И ветер теплый пар (колыхать).

4. Зачем (притворяться) ты то ветром, то камнем, то птицей?

5. На небе (брезжить) утренняя заря.

6. То (сеяться) едва заметный дождь.

7. Золотые клочья тумана (стелиться) над рекой.

8. Мне снова (мерещиться) скалы, руины.

9. Что-то не (клеиться) мой фельетон.

10. Тихо (плескать) море, чьи-то голоса (слышаться) вдали.

11. Готовую жатву (подрезать) серпами, в снопы (перевязать), на ригу (свезти), (просушить), (колотить) – (колотить) цепами и хлеб (испечь).

 

Задание 19.Образуйте от следующих глаголов форму прошедшего времени, выделите гласную суффикса.

Лаять, блеять, лелеять, хаять, маяться, каяться, учуять, клеить, кашлять, нянчить, маячить, стелить, брезжить, зиждиться, возненавидеть, выздороветь, опостылеть, мучить.

 

Задание 20.Разделите глаголы на две группы: 1) с суффиксами – ова(-ева); 2) с суффиксами – ыва(-ива).

Исслед. вать, навед. ваться, совет. вать, развед. вать, коман-д. вать, вывед. вать, завяз. вать, планир. вать, увеш. вать, пот-ч. вать, польз. вать, поч. вать (на лаврах), затм. вать.

 

Задание 21.Закончите пословицы, подчеркните окончания глаголов.

1. За двумя зайцами погон…ш…ся

2. Одной рукой узла не.

3. Мягко стел. т, да.

4. Правда глаза.

5. Руки не протян.ш., так и с полки не.

6. Плотник теш…т, работа его…

7. Пустая мельница и без ветра…

8. Кто старое помян…т – тому..

9. Розы кол…ся, а пчелы…

10. Как постел…ш, так и…

11. Как аукн. тся, так и.

12. Много слыш. тся, да мало.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.