В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года, аудиторская деятельность — аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.
Законодательно признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля:
- Счетная палата Российской Федерации;
- Центральный банк Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);
- Министерство РФ по налогам и сборам (правопреемник бывшей Государственной налоговой службы РФ);
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
- контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
- иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2. Бюджетный процесс: подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
3. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
Субъектами НП права являются:
1) организации
2) физические лица
3) государственные органы и органы местного самоуправления
4) сами публичные территориальные образования как таковые (РФ и субъекты РФ).
Понятие «налогоплательщик» характеризует участника налоговых отношений.
Физические лица как субъекты НП
НК использует понятие «физическое лицо», а не «гражданин» и т.п.
Такой подход не является случайным. Гражданство не имеет решающего значения для определения порядка налогообложения (решающим является критерий резидентства).
Понятие «физическое лицо» объединяет граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Им охватывается также и понятие «индивидуальный предприниматель». Понятие ИП содержится в ст.11 НК РФ. ИП понимается аналогично ст.2 ГК РФ.
НК содержит более широкое (по отношению к ГК РФ) понятие: к индивидуальным предпринимателям ст.11 НК в целях налогообложения таких лиц приравнивает таких лиц, которые с точки зрения других отраслей права таковыми не являются:
ü частные нотариусы
ü адвокаты, учредившие адвокатский кабинет.
Понятие ИП в силу ст.23 ГК распространяется и на главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Организация как субъект НП
В НК используется понятие «организация», а не «юридическое лицо» - это не случайно. Понятие организации является более широким; НК вводит его для того, чтобы охватить им некоторых коллективных субъектов, не обладающих статусом юридического лица. Например:
1) филиалы и представительства иностранных юр. лиц
2) филиалы и представительства международных организаций
По смыслу ст.55 ГК у них отсутствуют признаки юр. лица.
Это продиктовано необходимостью обособленного налогообложения этих структурных подразделений, т.к. налоговые органы не обладают возможностью оценить результаты деятельности всего юр. лица.
3) иностранные корпоративные образования, не обладающие статусом юридического лица, но обладающие гражданской правоспособностью (ст.11 НК).
Билет №16
1. Предмет НП.
2. Общая характеристика местных налогов
3. Общие положения об ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ
Билет №17
1. Государственные внебюджетные фонды
2. Система местных и региональных налогов
3. Бюджетный кредит по российскому бюджетному праву.
Билет №18
1. Изменение срока уплаты налога (сбора, пени): общие условия изменения срока уплаты налога (сбора, пени); обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога; органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога или сбора
2. Бюджетный процесс: этапы исполнения бюджетов по расходам и блокировка расходов.
3. Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
Билет № 19
1. Бюджетный процесс: основы составления проектов бюджетов
2. Изменение срока уплаты налога (сбора, пени): порядок и условия предоставления налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, прекращение действия налогового кредита и инвестиционного налогового кредита
3. Бюджетная система РФ
Билет №20
1. Бюджетная классификация РФ (понятие, состав, классификация доходов и расходов)
2. Общие условия установления налогов и сборов: налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога
3. Налоговые органы в РФ: права и обязанности
Билет №21
1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: приостановление операций по банковским счетам организаций, арест имущества
2. Налоговая декларация: основания для подачи
3. Бюджетное право, бюджетное законодательство и бюджетные правоотношения
Билет №22
1. Бюджетный процесс: утверждение ФЗ о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете.
2. Налогоплательщики и плательщики сборов: обеспечение и защита прав, обязанности
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
2) обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);
4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Если указанные сообщения переданы в электронной форме, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.
Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
3. Участники бюджетного процесса: главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, бюджетное учреждение, получатель бюджетных средств
Билет №23
1. Зачёт и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога, сбора, пени
2. Налоговый контроль: налоговая тайна; недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля; порядок взыскания налоговых санкций; издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
3. Понятие бюджета. Компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений
Билет № 24
1. Понятие и система государственных доходов, доходов субъектов и муниципальных доходов
2. Сроки в налоговом праве: понятие, порядок исчисления и виды сроков.
Исковая давность.
Под «сроком» следует понимать устанавливаемый законом либо налоговым (таможенным) органом период времени, исчисляемый годами, кварталами, месяцами или днями, либо момент во времени, определяемый календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, предназначенный для своевременной реализации субъектами налоговых правоотношений прав и исполнения обязанностей, а также влекущий иные юридически значимые последствия. (Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено).
Практически каждый раздел Налогового кодекса РФ содержит определенные и различные сроки. И так к основным срокам относятся следующие, и данный перечень не является ограниченным:
· срок уплаты налогов и сборов;
· срок взыскания налогов и сборов, штрафов и пени;
· срок представления налоговой отчетности;
· срок представления заявлений и уведомлений;
· срок проведения налоговых проверок и мероприятий налогового контроля;
· срок на представление возражений по актам налоговых проверок и мероприятий налогового
контроля;
· срок на обжалование решений по результатам налоговых проверок и мероприятий налогового
контроля.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Правила исчисления
Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.
При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
3. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов: исполнение налоговой обязанности при ликвидации или реорганизации юридического лица
Билет №25
1. Налоговый контроль: формы проведения, учёт налогоплательщиков, порядок постановки на учёт, переучёт и снятие с налогового учёта, ИНН
2. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений: обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; давность привлечения к ответственности; налоговые санкции; давность взыскания налоговых санкций
3. Участники бюджетного процесса федерального уровня. Полномочия Министерства финансов РФ в бюджетном процессе и Федерального казначейства
Билет №26
1. Налоговый контроль: осмотр, истребование документов при проведении налоговой проверки, выемка предметов и документов
2. Виды налоговых правонарушений: невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога; незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение; непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; ответственность свидетеля, эксперта, переводчика или специалиста
3. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц
Перечень источников НП имеет особую структуру, а также источники НП характеризуются спецификой в части вступления их в юридическую силу.
В НП как отрасли публично-правового цикла закреплено правило о недопустимости обратной силы налогово-правовых источников, когда они устанавливают новые налоги, обязанности или иным образом отягощают положение налогоплательщиков.
Ст.5 НК предусматривает и особый порядок вступления в силу источников, который призван позволить налогоплательщику вперёд рассчитать результаты своей экономической деятельности с учётом изменяющихся положений налогового законодательства, учесть при планировании своей экономической деятельности изменения в налоговом законодательстве.
Это связано с тем, что налоговый закон не может вступить в силу немедленно.
По общему правилу (ст.5 НК) нормативно-правовой акт по налогам вступает в силу, как минимум, по истечении одного месяца с момента его официального опубликования.
Если речь идёт о вступлении в силу нового налога или о внесении изменений в порядок взимания уже существующего налога – то такие изменения должны происходить с начала нового налогового периода.
Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате (ст.55 НК).
Налоговый период ограничивает во времени экономическое основание налога (объект налогообложения). Например: налоговый период для НДС составляет 1 месяц, для налога на доходы физических лиц – 1 год. Нельзя изменить правила налогообложения до окончания налогового периода.
Это правило не действует, если речь идёт об улучшении положения налогоплательщика. Если изменения предусматривают снижение налогового бремени или иным способом улучшают положение налогоплательщика (отмена налога или отдельных обязанностей, связанных с его учётом и уплатой; снижение налоговых ставок или размеров сборов; введение дополнительных льгот и т.п.), то такие изменения будут иметь обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено в соответствующем законодательном акте (п.4 ст.5 НК).
Ограничения в сроках введения налогового закона в силу: когда вводится принципиально новый налог – нормативно-правовой акт должен вступать в силу, начиная со следующего календарного года.
Есть 3 критерия при введении налогового закона в силу:
1) по истечении месяца
2) по окончании налогового периода
3) со следующего календарного года.
В правоприменительной практике сложились следующие подходы к тому, как применять одновременно все эти три критерия:
1) самое серьёзное ограничение – вступление закона в силу со следующего года. Когда это требование выполняется, выполнения других – не требуется.
Например, можно ввести налог 31 декабря и взимать его уже с 1 января.
Кстати, на практике большое количество налоговых законов принимается в декабре.
2) необходимо выполнить последовательно все 3 требования
Например: закон принят 31 декабря 2003 года à отсчитываем месяц = 31 января 2004 года à до следующего налогового периода. Т.о. взиматься налог будет с 31 января 2004 г.
На практике требование выдержки месячного срока является обязательным (если закон принят 31 декабря, взиматься он будет с 31 января). Это обосновывалось тем, что
вводимые налоги имели аналоги в предыдущей правовой системе.
Действие налогового законодательства и иных источников НП
в пространстве
Этот вопрос необходимо рассматривать в 2-х аспектах: международно-правовом и внутригосударственном.
Международно-правовой аспект
действия налогового законодательства и иных источников НП в пространстве
Различные государства используют различные критерии для определения.
Основой для применения налогового закона выступает понятие налоговой территории, которая совпадает с территорией РФ (заключённой в границах + исключительная экономическая зона).
В качестве основного используется критерий резидентства: связь лица с определённой территорией определяется не по признаку (критерию) гражданства, а по постоянному (преимущественному) проживанию (пребыванию) лица на территории страны.
Налоговый резидент РФ – это физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году (ст.11 НК).
Налоговыми резидентами признаются граждане РФ, находящиеся на территории РФ более 183 дней в календарном году.
По отношению (применительно) к этим субъектам налоговое законодательство применяется без ограничений. Независимо от того, на какой территории эти лица получают свои доходы. Если иное не установлено международным договором.
Применение налогового закона ограничено территориально, если речь идёт о
не-резиденте, проживающем на территории РФ менее 183 дней в году – в этом случае налогом облагаются только те доходы, которые получены от источников в РФ.
Применительно к юридическим лицам используется «тест инкорпорации» - учитывается место регистрации. Юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (созданы РФ) признаются налоговыми резидентами РФ,
остальные – нет.
Возможны также критерии:
1) место нахождения организации
2) место нахождения основных активов организации.
На основе учёта, на какой территории находится объект налогообложения. Этот критерий применяется, когда объектом выступает имущество (налог на имущество физических лиц и организаций). Во всех подобных случаях основанием применения норм НП РФ является нахождение объекта на территории РФ.
По тем налогам, по которым в качестве конечного объекта налогообложения выступает потребление (косвенные налоги: акцизы, налог на добавочную стоимость), по общему правилу: налоговые законы об этих налогах применяются в том случае, когда место потребления товаров и услуг находится на территории РФ (например, ст.148 НК).
Внутригосударственный аспект
действия налогового законодательства и иных источников НП в пространстве
Связан с тем, что в РФ есть несколько уровней власти (местный, субъектов федерации, федеральный). На каждом уровне публичной власти есть определённые полномочия для установления налогов.
Правовой акт, принимаемый субъектом федерации или органом местного самоуправления, действует лишь на той территории, которая относится к соответствующему субъекту или муниципальному образованию.
Вместе с тем, при применении в территориальном аспекте региональных и местных налогово-правовых источников учитывается, на какой реально территории осуществляет свою деятельность налогоплательщик.
Существует система правил, которые помогают распределить налоги между несколькими субъектами федерации или муниципальными образованиями, когда экономическая деятельность одного налогоплательщика осуществляется одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц.
Толкование
Специфика источников НП проявляется в особенностях их толкования.
Наиболее часто применяемая норма (п.7 ст.3 НК) закрепляет следующее правило толкования налогово-правовых источников: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Данная гарантия применяется достаточно широко.
Толкование делится на 2 вида: расширительное и ограничительное.
Суть классификации методов толкования опирается на следующий механизм:
Например, законом установлена ставка на доходы физических лиц – 12%. Однако есть положения, которые далеки от однозначности. Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (ч.1 ст.40 НК). Статьёй 40 НК установлена норма, в силу которой по общему правилу цена по заключённой сделке считается соответствующей рыночной. Т.о., НК установил презумпцию соответствия договорной цены уровню рыночных цен. Однако налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в частности при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п.4 ч.2 ст.40 НК).
Трактовки понятия «непродолжительный период времени» различны в зависимости от сферы производства и конкретных обстоятельств. Можно выделить 3 сферы значения этой нормы:
1) когда с фактической очевидностью обстоятельство подпадает под действие нормы
(например: 3 часа, 3 дня <=> 5 лет)
подпадают нет
2) от 2 недель до 6 месяцев – это сфера неопределённого значения, когда нельзя с определённостью сказать
Когда сфера неопределённого значения подпадает под действие нормы, говорят о расширительном толковании; когда считается, что подобные фактические обстоятельства выводятся из сферы действия нормы – это ограничительное толкование.
Согласно п.7 ст.3 НК: те нормы, которые устанавливают основание для взимания налогов, подлежат ограничительному толкованию, и нельзя применять подобные нормы по аналогии. В то же время в области применения различных налоговых вычетов законодатель позволяет расширительное толкование и применение аналогии (например, гл.25 НК).
Билет №27
1. Налоговый контроль: общие требования, предъявляемые к протоколу; оформление результатов проверки
2. Требование об уплате налогов и сборов. Период направления
Требование об уплате налога – это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.
(Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.
Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций).
Направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно содержать сведения:
- о сумме задолженности по налогу,
- о размере пеней, начисленных на момент направления требования,
- о сроке исполнения требования,
- а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Сроки исполнения требования об уплате налога и сбора
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Сроки направления требования об уплате налога и сбора
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора
В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
3. Налоговый контроль: формы проведения, учёт налогоплательщиков, порядок постановки на учёт, переучёт и снятие с налогового учёта, ИНН
Билет № 28
1. Налоговый контроль: обязанности органов, осуществляющих регистрационные процедуры, регистрацию места жительства физических лиц, актов состояния, учёт и регистрацию имущества и сделок с ним; обязанности банков по содействию в осуществлении налогового контроля
2. Принципы бюджетной системы РФ
3. Государственный и муниципальный долг. Реструктуризация долга