Принцип единства налоговой системы проявляется в том, что российское законодательство не предусматривает возможности изобретать и вводить какие-либо налоги на региональном и местном уровне, если они не предусмотрены федеральным законодательством. Реализуется идея закрытого перечня налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. Перечень представлен в ст.18, 19, 20, 21 закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (остальные статьи этого закона уже не действуют), а также в ст.13, 14, 15 НК (эти статьи, закрепляющие перечень налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, пока не действуют; предполагается введение их в силу тогда, когда будут введены все остальные главы НК и отменены оставшиеся статьи закона.
Принцип единства налоговой системы выражается в том, что признаётся недопустимым введение налогов и сборов, которые вели бы к формированию налоговых доходов одного субъекта федерации или муниципального образования за счёт другого субъекта федерации или муниципального образования. Т.о., недопустимо (незаконно) установить такой порядок определения объектов налогообложения, чтобы исполнение налоговой обязанности производили те налогоплательщики, которые должны рассчитываться с бюджетом другого субъекта федерации или муниципального образования. Например: если бы налог на имущество организаций (региональный) был установлен не только по принципу местонахождения имущества, а одновременно – и по месту регистрации, то налоговая обязанность налогоплательщика возникала бы одновременно перед двумя субъектами, что недопустимо
Билет №7
1. Понятие и система НП. Предмет НП.
Налоговоеправо как подотрасль финансового права входит в единуюсистему российского права и, в свою очередь, является системой более низкого уровня. Налоговое право представляет собойсистемупоследовательнорасположенныхивзаимноувязанныхправовыхнорм,объединенныхвнутреннимединством:* цели; задач; предмета регулирования; принципов; методов регулирования.
Нормы налогового права группируются в две части - Общую и Особенную. Системаналоговогоправаделитсянаследующиечасти: Общую; • Особенную. Части системы налогового права представляют собой также системы более низкого порядка, объединяющие обособленныесовокупностиюридическихнорм: институты; субинституты;
• нормы. 2,Общаячасть включает в себянормы,устанавливающие: принципы налогового права; систему и виды налогов и сборов в РФ; права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом; основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов; порядок ее добровольногои принудительного исполнения; порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля; способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Большинство норм Обшей части налогового права кодифицировано и содержится в первой (Общей) части Налогового кодекса Российской Федерации.
«Особеннаячасть включает в себя нормы, регулирующие порядок взиманияотдельныхвидов налогов. В настоящее время завершается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (Особенную) часть Налогового кодекса Российской Федерации, например: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; единый сельскохозяйственный налог; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; транспортный налог; налог на игорный бизнес.
Согласно ст.2 НК РФ налоговое право регулирует 5 основных групп налоговых отношений:
1)отношения по установлению и введению налогов и сборов
2)отношения по взиманию налогов и сборов
3)отношения по осуществлению налогового контроля
4)отношения по привлечению к налоговой ответственности
5)отношения по обжалованию действий и решений налоговых органов.
В НК РФ нет общего определения налоговых отношений. Предмет налогового права очерчен путём перечисления составляющих его отношений.
Налоговые отношения – это властно-имущественные отношения по распределению бремени публичных расходов между гражданами и их объединениями.