Эффективность усвоения учебного материала темы во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности.
Принцип наглядности — это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Этот принцип был сформулирован еще в трудах Я.- А. Коменского, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими.
Необходимо чётко разграничивать понятие принципа наглядности и наглядных методов обучения. Наглядный метод характеризуется как способ реализации этого исходного положения, заключающийся в построении системы обучения с использованием средств наглядности. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников [21].
Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект. В связи с этим, рассмотрим ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности:
1) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся;
2) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
3) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
4) детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т. п.);
5) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материал;
6) привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве;
7) необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Учитывая данные рекомендации, мы разработали презентацию к лекции на тему «Педагогический процесс».