Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура деятельности педагогического процесса



Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель, принципы, содержание, метод, средства, форма, результат, рефлексия.

Это классическая структура деятельности педагогического процесса, выстроенная всей историей теоретической и практической педагогики. Из шести компонентов состоит деятельность любого педагога по организации воспитательных отношений. Дадим краткую характеристику данным компонентам.

Цель как начальный компонент педагогического процесса состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.

Семантическое определение понятия «цель» позволяет выделить - следующие аспекты:

1) результативно-итоговый - цель как будущий результат деятельности;

2) функциональный - цель как направление и регулирование человеческой деятельности;

3) ценностно-значимый - цель как отношение человека к требованиям общества;

4) рефлексивный - цель как осознанное, разумное, логически осмысленное побуждение к деятельности;

5) абстрактно-логический - цель как мысленный образ, намерение, представление процесса и результата деятельности;

6) слова-синонимы: цель - задача, намерение, план, замысел, задумка;

- назначение, миссия, послание;

- идеал, образец, нечто совершенное;

- мишень, место, куда нужно попасть, предмет стремлений. Таким образом, в профессиональной педагогике «цель» понимается как социально-педагогическая категория, выражающая идею развития личности обучающегося, включающую в себя развитие воспитанности, образованности, социализации, профессионализации, профессиональной мобильности [1].

Принципы, предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Ю.К. Бабанский предлагает выделить ведущие педагогические принципы:

1) воспитывающий характер обучения;

2) принцип научности обучения;

3) принцип систематичности;

4) принцип доступности обучения;

5) принцип наглядности обучения;

6) принцип сознательности и активности учения школьников;

7) принцип прочности обучения;

8) принцип индивидуализации обучения.

Среди вновь появившихся педагогических принципов следует отметить:

• принцип трудности обучения (Л.В. Занков);

• принцип проблемности обучения (П.Ф. Харламов);

• принцип сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении в контексте связи интересов личности и общества (В. Оконь).

Содержание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Сущность понятия «содержание» можно определить через следующие аспекты:

1) гносеологический - содержание как единство природной и социаль­ной реальности;

2) информационный - содержание как сведения об окружающем нас мире;

3) структурный - содержание как система связей между частями цело­го;

4) организационный - содержание требует формы выражения, опреде­ленной упорядоченности;

5) аксиологический - содержание как система ценностей человека в ми­ре;

6) социальный - содержание как система деятельности;

7) процессуальный - содержание как прием и передача информации [6].

Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание, перерабатывается и затем воспроизводится.

Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Педагогические средства как составная часть материально-технического обеспечения — это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность. Формы организации обучения - способы выражения содержания (уроки, консультации, экзамен) каждая форма отличается друг от друга, но обязательно включает одни и те же компоненты (цель, принцип и т.д.). Формы обозначают внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых; временем обучения; местом обучения; порядком его осуществления.

В педагогическом процессе все совершается последовательно: определив цели и направления их достижения, мы в соответствии с ними отбираем содержание, затем выбираем методы, средства его подачи и усвоения и все это «объединяем» в форме [7].

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. У каждого учащегося есть своя цель обучения. В период учебы в училище учащиеся имеют свои сформировавшиеся принципы, которые проявляются в отношении к учебе, преподавателям. Усваивая содержание материала, учащиеся используют свои методы, средства учения. Педагогический процесс, подготовленный преподавателем, отражается на учащемся, охватывая его внутреннюю сферу, но это не зеркальное отражение. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одного урока могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения учащегося, тем успешнее идет педагогический процесс и, как его результат, лучше строятся воспитательные отношения. Таким образом, педагогический процесс создается преподавателем для учащихся, в него вовлекаются все внутренние силы самовоспитания, самообразования и самообучения учащихся.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.