Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель, принципы, содержание, метод, средства, форма, результат, рефлексия.
Это классическая структура деятельности педагогического процесса, выстроенная всей историей теоретической и практической педагогики. Из шести компонентов состоит деятельность любого педагога по организации воспитательных отношений. Дадим краткую характеристику данным компонентам.
Цель как начальный компонент педагогического процесса состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.
Семантическое определение понятия «цель» позволяет выделить - следующие аспекты:
1) результативно-итоговый - цель как будущий результат деятельности;
2) функциональный - цель как направление и регулирование человеческой деятельности;
3) ценностно-значимый - цель как отношение человека к требованиям общества;
4) рефлексивный - цель как осознанное, разумное, логически осмысленное побуждение к деятельности;
5) абстрактно-логический - цель как мысленный образ, намерение, представление процесса и результата деятельности;
6) слова-синонимы: цель - задача, намерение, план, замысел, задумка;
- назначение, миссия, послание;
- идеал, образец, нечто совершенное;
- мишень, место, куда нужно попасть, предмет стремлений. Таким образом, в профессиональной педагогике «цель» понимается как социально-педагогическая категория, выражающая идею развития личности обучающегося, включающую в себя развитие воспитанности, образованности, социализации, профессионализации, профессиональной мобильности [1].
Принципы, предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Ю.К. Бабанский предлагает выделить ведущие педагогические принципы:
1) воспитывающий характер обучения;
2) принцип научности обучения;
3) принцип систематичности;
4) принцип доступности обучения;
5) принцип наглядности обучения;
6) принцип сознательности и активности учения школьников;
7) принцип прочности обучения;
8) принцип индивидуализации обучения.
Среди вновь появившихся педагогических принципов следует отметить:
• принцип трудности обучения (Л.В. Занков);
• принцип проблемности обучения (П.Ф. Харламов);
• принцип сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении в контексте связи интересов личности и общества (В. Оконь).
Содержание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.
Сущность понятия «содержание» можно определить через следующие аспекты:
1) гносеологический - содержание как единство природной и социальной реальности;
2) информационный - содержание как сведения об окружающем нас мире;
3) структурный - содержание как система связей между частями целого;
4) организационный - содержание требует формы выражения, определенной упорядоченности;
5) аксиологический - содержание как система ценностей человека в мире;
6) социальный - содержание как система деятельности;
7) процессуальный - содержание как прием и передача информации [6].
Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание, перерабатывается и затем воспроизводится.
Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Педагогические средства как составная часть материально-технического обеспечения — это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.
Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность. Формы организации обучения - способы выражения содержания (уроки, консультации, экзамен) каждая форма отличается друг от друга, но обязательно включает одни и те же компоненты (цель, принцип и т.д.). Формы обозначают внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых; временем обучения; местом обучения; порядком его осуществления.
В педагогическом процессе все совершается последовательно: определив цели и направления их достижения, мы в соответствии с ними отбираем содержание, затем выбираем методы, средства его подачи и усвоения и все это «объединяем» в форме [7].
Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. У каждого учащегося есть своя цель обучения. В период учебы в училище учащиеся имеют свои сформировавшиеся принципы, которые проявляются в отношении к учебе, преподавателям. Усваивая содержание материала, учащиеся используют свои методы, средства учения. Педагогический процесс, подготовленный преподавателем, отражается на учащемся, охватывая его внутреннюю сферу, но это не зеркальное отражение. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одного урока могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения учащегося, тем успешнее идет педагогический процесс и, как его результат, лучше строятся воспитательные отношения. Таким образом, педагогический процесс создается преподавателем для учащихся, в него вовлекаются все внутренние силы самовоспитания, самообразования и самообучения учащихся.