Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАЗВАНИЯ И ЧИСЛА КАРТ ТАРО 1 страница



АЛИСТЕР КРОУЛИ

КНИГА ТОТА

Предисловие переводчика

 

Об Алистере Кроули (1875-1947) написано и наговорено много плохого - пожалуй, больше, чем о любом другом крупном деятеле оккультизма последних столетий. Он был и шарлатаном, и черным магом, и духовным отцом всех нынешних фашистов - сатанистов, и наркоманом, и половым извращенцем, и, конечно же, агентом самых разных заговоров и разведок. Даже лох-несское чудовище он лично породил. «Великого Зверя» боятся и ненавидят - особенно, как водится, добрые граждане, не потрудившиеся прочесть ни одной из его книг, но привыкшие безоговорочно верить своим политическим и религиозным лидерам.

Но есть и такие люди, которые предпочитают мыслить и искать Истину самостоятельно. Многие из них не боятся читать и изучать работы Кроули. Некоторые даже становятся его последователями Они говорят, что в невероятно бурной жизни этого человека - поэта, художника, путешественника, альпиниста, мага, ученого - скандалы, оргии и провокации нужно отделять от серьезнейшей, напряженной интеллектуальной и духовной работы А может быть, и не нужно. Согласно одной из гипотез, Кроули намеренно надевал устрашающие и отвратительные маски, чтобы оградить себя и свое Учение от толп праздных, легкомысленных «учеников».

Что же это за учение? С юных лет Алистер взял себе за правило: прочитав книгу, найти и прочесть все произведения, на которые в ней есть ссылки (многие ли из нас могут похвастать подобной полезнейшей привычкой?). Увлекшись «оккультизмом», то есть теориями о скрытых силах Природы и Человека, он подошел к делу со свойственной ему дотошностью Он штудировал горы книг, вживался в практику всех известных ему религий, экспериментировал с психотропными веществами (напомним, что сто лет назад наркомания еще не была всемирной проблемой) и старинными магическими ритуалами, проходил посвящения в одних герметических орденах и сам учреждал другие. В конце концов Кроули удалось (вос)создать целостную версию Западной Традиции, в которой астрология гармонично сочетается с Каббалой, алхимией, Таро, геомантией, енохианской магией Джона Ди, мистическими учениями и практиками Древнего Египта, Древней Греции, кельтов, мусульман, индийцев и китайцев В системе Кроули нашлось место и магам европейского Ренессанса, и йоге, и триграммам «Книги Перемен», и новому истолкованию символов Апокалипсиса. Духовной же основой всех этих доктрин и практик стала новая религия Телемы, мистически открывшаяся «Зверю» в марте 1904 года, - религия Нового Зона, то есть новой большой эпохи, в которой Законом является Любовь, а каждый человек должен осознать себя самостоятельной сияющей Звездой и действовать только на основании своей собственной божественной Воли.

Шарлатан от религии старается продать свое учение как можно большему количеству доверчивых людей и наслаждаться мирскими удовольствиями. Кроули, как уже было сказано, подвергал потенциальных последователей мучительным испытаниям (кстати, об одном из таких рассказывается в эзотерическом триллере Р. А. Уилсона «Маски иллюминатов», который скоро выйдет в издательстве «Янус») и вел типичную жизнь Пророка - бывал и нищ, и гоним. Он, безусловно, верил в то, что проповедовал, и сам делал то, к чему призывал. Каждая минута его жизни была магическим приключением. Каждый абзац каждой его книги - продуманным мессианическим актом.

Вот почему для полного понимания любой книги Кроули надо хорошо знать его биографию и все его остальные работы. В этом заключается колоссальная сложность для читателя - не говоря уже о переводчике. Я не дерзну утверждать, что понял в «Книге Тота» все до конца. Тем более, что этот итоговый текст Кроули - самый «пророческий» по стилю. Это слова старого Мага, который уже прозревает сквозь Великую Завесу и мало заботится о том, чтобы быть понятным всем и каждому. Кое-что в «Книге Тота» можно постичь лишь интуитивно. Некоторые пассажи кажутся просто бессмысленными. Другие - гениальными. Впрочем, читатель увидит сам. Я просто хотел бы подчеркнуть, что, при всей своей сложности, эта книга - незаменимый первоисточник для каждого, кто изучает Таро (особенно, конечно, сверхпопулярное ныне «Таро Тота») и для каждого, кто хочет войти в магический мир Алистера Кроули - одного из тех людей, без которых весь двадцатый век «невозможно представить и еще труднее понять». И перевести ее на русский язык было необходимо - в том числе и для дальнейшего обогащения нашей культуры, всегда впитывавшей в себя все лучшее из культур Запада и Востока. Да простят читатели несовершенство моего труда. Надеюсь и верю, что последующие переводы «Книги Тота» будут все лучше и лучше.

В заключение хочу выразить глубочайшую признательность Джеймсу Риваку (США) за ценные консультации в ходе перевода и Евгению Колесову за предоставленные полезные материалы и моральную поддержку.

 

 

ОСЕЛОКОЛЕСО1

 

Великое Колесо Сансары. Колесо Закона (Дхармы). Колесо Таро. Колесо Небес. Колесо Жизни.

Все эти Колеса - одно и то же, но из всех них сознательно воспользоваться ты можешь только Колесом ТАРО.

Размышляй, о человек, над этим Колесом долго, широко и глубоко, вращай его в своей голове!

Твоей задачей да будет увидеть, как карты проистекают одна из другой -от Дурака вплоть до Десятки Монет.

Затем же, познав все Колесо Судьбы, да воспримешь ТУ Волю, что привела его в движение. (Нет ни первого, ни последнего.)

Смотри! Вот ты и перешел через Бездну.

«Книга Лжей», КЕФ.ОН.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

18 ноября 1898 года Алистер Кроули был посвящен в Герметический Орден Золотой Зари, взяв себе девиз «РERDURABO» - «Выдержу».

В феврале следующего года он достиг степени Практика и ему были доверены тайные соответствия Таро - в частности, Ату.

Над этими манускриптами он работал ежедневно, большей частью под руководством Брата 7° = 4°, D.D.C.F.. (С. Лидделла Матерса) и Братьев 5° = 6° IEHI АOUR (Аллана Беннетта, впоследствии известного как Сайядав Ананда Меттейя) и VOLO NOSCERE (Джорджа Сесила Джонса), приглашая к себе либо посещая одного из этих Адептов.

Он продолжал учебу в одиночку во время своего первого кругосветного путешествия в поисках Сокрытой Мудрости.

8,9 и 10 апреля 1904 года он принял «Книгу Закона». Избранный Учителями для осуществления их возвышенного плана, он начал готовить путь Новому Зону, как Они его научили. (Подробный отчет об этом важнейшем событии его карьеры см. в «Равноденствии богов».) В частности, он обнародовал бывшие прежде тайными соответствия Таро в «Книге 777».

Следуя традиции Элифаса Леви, многие свои магические писания он основывал на Таро или украшал на него ссылками. Примечательны в этой связи:

«Меч Песни», 1904.

«Мир пробужденный» 1907.

«Видение и Голос», 1911.

«Книга Лжей» (1913).

«Магия в теории и на практике» («Книга 4», Часть III, 1929).

Он опубликовал все сведения о Таро, содержавшиеся в манускриптах Герметического Ордена Золотой Зари, в журнале «Равноденствие»: том 1, №№ 7и8(1912).

На протяжении всей жизни Таро было его каждодневным спутником, наставником и объектом исследования. Ему удалось объединить в рамках Святой Каббалы (крупнейшим из отдельных элементов которой является Таро) все философские и магические системы, включая китайскую.

Этот синтез, а также «Неапольский Порядок»2, несомненно, являются величайшими достижениями его учености.

Многие годы Кроули сожалел об отсутствии аутентичной Книги по Таро. Средневековые колоды, составленные сторонниками различных политических систем, бывают безнадежно искажены и во всяком случае далеки от того, чтобы представлять Древнюю Истину Книги в связном и ясном виде. Поэтому с самого начала своего обучения он загорелся идеей создания достойного Текста.

Подобную задачу ставил перед собой и сам Элифас Леви, но он оставил нам только два Ату: «Колесницу» и «Дьявола»3. За эту работу брались и многие другие, но они

совершенно не знали правильных Соответствий. Результаты их попыток выглядели грубо, бездушно и до прискорбия гротескно.

Но Учителя, наблюдавшие, направлявшие и наказывавшие автора настоящего тома, наградили его труды по достоинству. Они познакомили его с опытной художницей Фридой Харрис, которая, почти ничего не зная о Таро, обладала внутренним пониманием Духа этой книги.

Вместе они посвятили свои энергии внушительной задаче подготовки 78 карт «Книги Тота».

Первоначально он намеревался создать колоду в средневековом стиле4, исправленную в свете описаний, данных в «Равноденствии», том 1, №№ 7 и 8. Но художница столкнулась с техническими трудностями - такими, например, как изображение «10 лучистых ангельских рук», создававших гротескный эффект. Кроме того, она заметила, что учение Кроули по мере его объяснений уходило все выше и глубже - за пределы любых доступных моделей. Поэтому она заставила его - самого большого лентяя на трех континентах! -создать, фактически, оригинальную работу, включив в нее новейшие открытия современной науки, математики, философии и антропологии; одним словом, воспроизвести весь его Магический Ум в картинах, основанных на древней каббалистической традиции. Он взвалил на себя это колоссальное бремя, которое на самом деле лишь придало ему новых сил и энтузиазма.

Но бремя было и болезненным: предполагавшиеся три месяца работы растянулись на пять лет. Успех Фриды Харрис в качестве толковательницы Кроули превзошел все ожидания. Она вложила в Работу весь свой талант. Невероятно быстро она вошла в ритм и с неисчерпаемым терпением вносила в рисунки исправления этого надсмотрщика, которого она накликала на свою голову. Часто одну карту приходилось перерисовывать по восемь раз, прежде чем она начинала соответствовать жестким требованиям Кроули.

Пусть же сострадательная «любовь согласно воле», которую художница собрала в этой Сокровищнице Истины и Красоты, струится из Великолепия и Силы ее работы и просветляет весь мир! Да послужит это Таро картой для смелых мореплавателей Нового Зона и да направит их через Великое Море Понимания к Городу Пирамид!

Сестра I.W.E. 8° = 3° А.'.А.'.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТАРО

 

ТАРО - это колода из семидесяти восьми карт. В ней четыре масти, как и в современных игральных картах, произошедших от нее. Но фигурных карт в каждой масти не три, а четыре. Кроме того, есть двадцать две карты, называемых «Козырями», каждая из которых представляет собой символическую картинку с особым названием. На первый взгляд такое устройство колоды кажется произвольным, но это не так. Оно обусловлено, как прояснится позже, структурой вселенной и, в частности, Солнечной системы, как ее изображает Святая Каббала. Это будет объяснено в надлежащее время.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАРО

 

Происхождение этой колоды карт весьма туманно. Некоторые знатоки стремятся отдалить его до Египетских Мистерий; другие пытаются приблизить до пятнадцатого или даже шестнадцатого столетия. Но Таро определенно существовало в, можно сказать, классическом виде уже в четырнадцатом веке; тогдашние колоды сохранились, и форма Таро с тех пор не изменилась в сколь-нибудь значительной степени. В Средние Века эти карты часто применялись для предсказания судьбы, особенно цыганами, поэтому привычно стало называть Таро «цыганским» или «египетским»5. Когда же выяснилось, что цыгане, несмотря на этимологию их названия6, происходят из Азии, кое-кто пытался найти истоки Таро в индийском искусстве и литературе. Нам здесь нет необходимости вступать в обсуждение этих спорных вопросов.

 

ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВИЙ В ТАРО

 

Для наших нынешних целей предания и авторитеты не важны. Эйнштейнова теория относительности не опирается на тот факт, что, будучи подвергнута испытанию, она подтвердилась. Единственная по-настоящему интересная теория Таро - это теория, согласно которой Таро есть символическое изображение Вселенной, основанное на данных Священной Каббалы. Уместно будет далее в нашем обзоре дать сколь-нибудь полное описание Священной Каббалы и обсудить ее детали, относящиеся к делу. К делу относится, в частности, гематрия - наука, в которой числовое значение любого древнееврейского слова (где каждая буква является также и числом) связывает это слово со всеми другими, обладающими тем же числовым значением. Например, АСhD «единст-

во»(1 + 8 + 4)=13;и АНВН «любовь» (1+5 + 2 + 5)= 13 Считается, что этот факт означает: «Природа Единства есть Любовь». Затем, IHVH «Иегова» (10 + 5 + 6 + 5) = 26 = 2х 13. Следовательно, «Иегова есть Единство, проявленное в Двойственности». И так далее. Одна из важных интерпретаций Таро заключается в том, что это нотарикон8 еврейского слова Тора, «Закон»; а также ТhRОА, «врата». Далее: по йециратическим атрибутам9 - см. таблицу в конце книги -это слово может читаться как «Вселенная - новорожденное Солнце - Ноль». Это истинное магическое учение Телемы10: Ноль равен Двум. Кроме того, гематрически числовое значение ТhRОА есть 671 = 61 х 11. Но 61 - это AIN, «ничто» или «ноль»; а 11 - это число Магического Расширения; следовательно, и в этом случае ТЬКОА провозглашает то же учение - единственное удовлетворительное философское объяснение Космоса, его происхождения, способа и цели существования. Происхождение же самой системы окутано тайной; любая удовлетворяющая фактам теория требует допущений, совершенно абсурдных. Например, приходится предположить в далеком прошлом фантастическое собрание ученых раввинов, которые, торжественно вычислив все возможные комбинации букв и чисел, создали на основе таких манипуляций еврейский язык. Совершенно ясно, что эта теория противоречит не только здравому смыслу, но и историческим фактам и всему тому, что мы знаем о формировании языков. Но не менее ясно и то, что в соответствиях между словами и числами существует нечто (и не маленькое нечто, а очень даже большое), исключающее все разумные доводы о совпадении.

Невозможно отрицать тот факт, что любое число - это не просто число, на единицу большее предшествующего числа и на единицу меньшее последующего, но самостоятельная, индивидуальная идея, вещь в себе, духовная, моральная и интеллектуальная субстанция - и не настолько же, а даже в большей степени, чем человек. Математические отношения числа действительно суть законы его бытия, но они составляют само число не в большей степени, чем законы химических и физических реакций человеческой физиологии дают нам полную картину человека.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ В ТАРО ТРАДИЦИИ ПОСВЯЩЕННЫХ

 

1. ЭлифасЛеви и Таро

Хотя происхождение Таро совершенно туманно, один эпизод совсем недавней истории, свидетели которого еще живы, весьма интересен, крайне важен и, как будет далее показано, имеет очень замечательное продолжение. В середине девятнадцатого столетия появился великий каббалист и ученый, который до сих пор раздражает людей своей привычкой забавляться за их счет, дурача их даже посмертно. Звали его Альфонс Луи Констан, и был он аббатом Римской Церкви. Выбирая себе «nom-de-guerre»", он переиначил собственное имя на древнееврейский лад - Элифас Леви Захед - и стал широко известен как просто Элифас Леви. Он был философом и художником, а кроме того, прекрасным литератором и шутником-практиком того типа, который называется «Рinсе sans rire»12; художника и глубокого символиста, его чрезвычайно привлекало Таро. Будучи в Англии, Леви предложил Кеннету Маккензи, известному ученому оккультисту и франкмасону высокой степени, воссоздать научно обоснованную колоду.

В своих письменных трудах он по-новому представил козыри Таро, называемые Колесницей и Дьяволом. Похоже, он понимал, что Таро - это, фактически, образная форма каббалистического Древа Жизни, каковое является фундаментом всей Каббалы, и даже основывал на нем композицию своих работ. Он задумал написать самый полный трактат о Магии. Этот предмет Леви разделил на две части - Теорию и Практику, - которые назвал Догмой и Ритуалом. Каждой из частей посвящено двадцать две главы, по главе на козырь Таро; и каждая глава раскрывает тему, представленную картиной соответствующего козыря. Насколько важна точность соответствий, станет понятно в должное время. И тут мы подходим к небольшому усложнению. Главы-то соответствуют козырям Таро, но соответствие - неверное; это можно объяснить лишь тем, что Леви ощущал себя связанным обетом тайны перед Орденом Посвященных, передавшим ему секреты Таро.

2. Таро и Шифрованные Манускрипты

Во времена французского оккультного Ренессанса, в 1850-е годы, похожее движение зародилось и в Англии. Его интересы были сосредоточены на древних религиях и их традициях посвящения и тауматургии. Основывались или возрождались ученые общества, в том числе тайные или полутайные. Членами одной такой группы, были некие доктор Винн Весткотт, лондонский коронер, доктор Вудфорд и доктор Вудмен. До сих пор спорят, кто из них как-то раз отправился на Фаррингдон-роуд, и была ли это именно Фаррингдон-роуд; но нет сомнения, что один из них купил там старинную книгу - не то в каком-то книжном магазине, не то с лотка, а может даже и нашел в библиотеке. Это случилось году в 1884 или 1885. Не подлежит спору то, что в этой книге нашлись вложенные листы, покрытые шифрованными письменами; то, что эти шифрованные манускрипты содержали материалы, необходимые для основания тайного общества, дающего посвящение посредством ритуала; и то, что в манускриптах указывалось соответствие козырей Таро буквам еврейского алфавита. При рассмотрении этого вопроса становится вполне ясно, что неверные соответствия букв у Леви были приняты намеренно; он знал правильные соответствия, но счел своей обязанностью скрыть их. (Маскировка глав далась ему нелегко!)

Шифрованные манускрипты были отнесены к самому началу девятнадцатого столетия, и на одной из страниц есть примечание, похоже, принадлежащее Элифасу Леви. Кажется в высшей степени вероятным, что он получил доступ к манускрипту во время своего визита в Англию к Бульвер-Литтону. Во всяком случае, как уже указано, Леви постоянно демонстрировал свое знание правильных соответствий (конечно, за исключением цадди, - почему, станет ясно позже) и старался использовать их, не открывая при этом никаких секретов, которые он поклялся держать в тайне.

Для того, кто владеет истинными соответствиями козырей, Таро оживает. Их правильность интеллектуально потрясает его. Мгновенно исчезают все трудности, созданные традиционными соответствиями, как их понимает рядовой исследователь, и появляется склонность поверить утверждению публикаторов шифрованных манускриптов о том, что они были хранителями Истинной традиции.

 

3. Таро и Герметический Орден Золотой Зари

 

Обратимся теперь к истории Герметического Ордена Золотой Зари, общества, воссозданного д-ром Весткоттом и его коллегами, которая также свидетельствует в пользу справедливости утверждений публикаторов шифрованных манускриптов

В этих документах, помимо соответствий Таро, описывались особые ритуалы, содержавшие секреты посвящения; указывалось имя (и адрес в Германии) их автора, некой фройляйн Шпренгель. Д-р Весткотт написал к ней и, с ее разрешения, в 1886 году был основан Герметический Орден Золотой Зари.

(С .'.D '.13 - это лишь название Внешнего, или Предварительного, Ордена R.R.. и А.С.14, в свою очередь, являющегося внешним проявлением А/. А/. '5, который и есть истинный Орден Учителей - см. «Магию», стр. 229-244.) Гением, который сделал это возможным, был человек по имени Сэмюэль Лидделл Матерс. Спустя некоторое время фройляйн Шпренгель умерла; на написанное к ней письмо с просьбой о более высоком знании ответил один из ее коллег. Он сообщил д-ру Весткотту о смерти фройляйн Шпренгель и о том, что ни сам автор ответного письма, ни его товарищи никогда не одобряли ее действий, разрешавших ту или иную форму групповой работы, однако, ввиду почтения и признания ее заслуг, воздержались от открытого противостояния. Далее было сказано, что «переписка должна теперь прекратиться», а если англичане хотят дальнейших познаний, то вполне могут получить их, правильно применяя те знания, которыми уже обладают. Другими словами, они должны использовать свои магические силы для установления контакта с Тайными Вождями Ордена. (Это, кстати, вполне нормальный и традиционный подход.) Вскоре после этого Матерс, пробравшийся к практическому руководству Орденом, объявил, что таковой контакт им установлен и что Тайные Вожди уполномочили его продолжать работу Ордена и быть его единственным руководителем. Нет, однако, никаких доказательств того, что он говорил правду, поскольку к Ордену не пришло никаких сколь-нибудь важных знаний, кроме таких, которые Матерс мог приобрести обычными способами из вполне доступных источников - например, из Британского Музея. Это обстоятельство, а также и многие интриги, вызвали среди членов Ордена серьезное недовольство. Стало очевидно, что мнение фройляйн Шпренгель о возможности групповой работы в ордене такого типа было в данном случае неверным. В 1900 году Орден в его тогдашней форме распался.

Цель этих строк - лишь показать, что в то время все серьезные члены Ордена были озабочены лишь тем, как бы войти в контакт с самими Тайными Вождями. В 1904 году успеха добился один из самых молодых членов, Брат Пердурабо16. Наиболее подробный рассказ об этом приводится в «Равноденствии богов».* Здесь бесполезно обсуждать свидетельство, устанавливающее истинность этого заявления. Надо лишь заметить, что свидетельство это -внутреннего характера. Оно содержится в самом манускрипте. Ничего бы не изменилось, если бы утверждения любых заинтересованных лиц оказались ложными.

 

4. Характер свидетельства

 

Этот исторический экскурс был необходим для понимания условий нашего исследования. Теперь уместно рассмотреть особенности нумерации козырей. Математик находит естественным начинать ряд натуральных чисел с нуля; но это очень непросто для ума, не получившего математического образования. В традиционных эссе и книгах о Таро17 карте под номером О отводится место между картами XX и XXI. Вот секрет толкования посвященных, проясняющий весь смысл козырей: карту, помеченную «О», надо просто поставить на естественное для нее место, куда бы ее поставил любой математик, то есть перед единицей. Но есть еще одна особенность, одно нарушение естественной последовательности. Это то, что карты VIII и XI надлежит поменять местами для сохранения соответствий. Ибо карта XI называется

«Сила»; на ней фигурирует лев, и она вполне очевидно относится к зодиакальному знаку Льва. Карта же VIII называется «Справедливость» и представляет общеизвестную символическую фигуру на троне, с мечом и весами, таким образом явно соответствуя зодиакальному знаку Весов.

Брат Пердурабо после своего посвящения в Орден 18 ноября 1898 года провел очень глубокое исследование Таро и уже через три месяца получил степень Практика; в этом качестве он стал достойным узнать Тайные Соответствия. Он постоянно изучал их и сопутствующие пояснительные манускрипты. Он проверил все эти соответствия чисел природным формам и не нашел ничего неуместного. Но позже (8 апреля 1904 года), записывая «Книгу Закона» под диктовку посланника Тайных Вождей, он, похоже, задал мысленный вопрос, вызванный словами в главе I, стих 57: «закон Крепости и великую тайну Дома Божия» («Дом Божий» - одно из названий козыря Таро под номером XVI). Он спросил: «Правильно ли я понял эти соответствия?», на что в продолжение текста пришел ответ: «Все эти старые буквы моей книги правильны; но X -не Звезда. Это тоже секрет; мой пророк откроет его мудрецу». Это очень раздражало. Если не буква Цадди была «Звездой», тогда какая? И чем была Цадди? Годами он пытался поменять местами эту карту, «Звезду», под номером XVII, с какой-нибудь другой. Безуспешно. Лишь много позже к нему пришло решение. Цадди - это «Император», и потому поменять местами нужно было карты XVII и IV. Такое соответствие является вполне удовлетворительным.

И даже намного больше, чем удовлетворительным; ясному уму оно представляет самое убедительное доказательство того, что «Книга Закона» есть подлинное послание от Тайных Вождей.

Ибо «Звезда» соответствует зодиакальному Водолею, а «Император» -Овну. Овен же и Водолей находятся по обе стороны от Рыб, как Лев и Весы -по обе стороны от Девы; иначе говоря, поправка «Книги Закона» устанавливает совершенную симметрию в зодиакальных атрибутах: с одной стороны эллипса образуется как бы петля, в точности соответствующая петле на противоположной стороне.18 Эти рассуждения кажутся весьма специальными; собственно, так оно и есть; просто, чем больше изучаешь Таро, тем яснее воспринимаешь восхитительную симметрию и совершенство его символизма. Впрочем, даже непосвященному должно быть очевидно, что для всякого совершенства необходимы равновесие и уместность, и прояснение двух вышеупомянутых темных вопросов за последние 150 лет - это, несомненно, весьма замечательное достижение.

 

РЕЗЮМЕ ВОПРОСОВ, ОБСУЖДАВШИХСЯ ДО СИХ ПОР

1. Вопрос происхождения Таро не ясен, да и не так уж важен; Таро как

система должно быть принято или отвергнуто только на основании его цен

ности.

2. Вне всякого сомнения, Таро есть сознательная попытка представить в

образной форме учения Каббалы.

3. Свидетельства этого весьма напоминают свидетельства человека,

разгадывающего кроссворд. Из подсказок по вертикали он получает по горизон

тали слово «ХРУ(пробел)Т»; можно безошибочно определить, что последняя

неустановленная буква - С.

4. Соответствия Таро можно назвать удобной символической картой;

таковая могла быть изобретена человеком или людьми, обладавшими огром

ным художественным воображением и изобретательностью в сочетании с почти

немыслимой ученостью и философской ясностью ума.

5. Но даже такие личности, сколь угодно выдающиеся, вряд ли смогли бы

создать систему, настолько запутанную в своей целостности, без старших

помощников, чьи ментальные процессы принадлежали (или принадлежат)

более высокому Измерению.

 

 

 

 

Непрерывная гексаграмма Дни недели

 

Непрерывная гексаграмма. Утверждали, что начертить гексаграмму, или шестиконечную звезду, не отрывая пера от бумаги, невозможно; тем не менее, это сделано. Эти линии, однако, строго эвклидовы; у них нет толщины.

Дни недели. По периметру семиугольника читайте порядок Семи Священных (Планет. По вершинам семиконечной звезды читайте порядок дней в неделе.

 

 

Диаграмма двойной петли в Зодиаке

Возьмем в качестве аналогии игру в шахматы. В начале шахматы были очень просты. Это была игрушечная битва для уставших воинов; тонкости современной игры - которая теперь благодаря Рихарду Рети" перестала быть простым расчетом и оказалась в сфере эстетического творчества - в первоначальном варианте были невостребованы. Но изобретатели игры «строили лучше, чем сами осознавали»20. Конечно, можно предположить, что все тонкости появились лишь в ходе исторического развития игры; и действительно, из исторических свидетельств вполне ясно, что древние игроки и в мыслях не имели ничего, кроме самых грубых и элементарных стратагем. Можно также предположить, что шахматы лишь по случайности оказались в ряду игр совершенствовавшихся, в то время как другие игры были позабыты. Можно предположить и то, что лишь по случайности возможности современных шахмат оказались заложены в первоначальной игре.

Теория вдохновения действительно намного проще: она учитывает факты, не нарушая закона экономии мышления.

 

ТАРО И СВЯЩЕННАЯ КАББАЛА

 

СЛЕДУЮЩАЯ наша тема - Священная Каббала. Это очень простой предмет, не представляющий трудностей для обычного образованного ума. В десятичной системе десять цифр, и есть весомая причина, по которой в любой не просто математической, но и философской системе счисления должно быть десять, и только десять, цифр. Здесь необходимо познакомить ученика с «Неапольским Порядком». Но в первую очередь он должен понимать схе­матическое изображение Вселенной, принятое в Священной Каббале (см. диаграмму на стр. 208).

Это изображение представляет собой Древо Жизни - карту Вселенной. И начать следует, как сделал бы математик, с идеи Нуля, Абсолютного Нуля, который по ближайшем рассмотрении означает любое выбранное вами ко­личество, а не просто Ничто в вульгарном смысле «отсутствия чего бы то ни было», как мог бы предположить человек непосвященный. (См. «Бераишт», Париж, 1902. )

«НЕАПОЛЬСКИЙ ПОРЯДОК»

Каббалисты расширили эту идею о «Ничто» и получили второй тип «Ничто», назвав его «Айн Соф» - «Безграничное». (Весьма похоже на идею Пространства. ) Затем они решили, что для интерпретации этого простого отсутствия определений необходимо постулировать Айн Соф Аур - «Без­граничный Свет». Кажется, под этим они подразумевали примерно то же самое, что поздневикторианские ученые понимали (или думали, что понимают) как Светоносный Эфир. (Пространственно-временной континуум?) Очевидно, все это бесформенно и пусто; это еще абстрактные условия, а не позитивные идеи. Следующий шаг-идея Местоположения. Сформулируем такой тезис: если есть что-нибудь, кроме Ничто, оно должно существовать в этом Беспредельном Свете; в этом Пространстве; в этой непостижимой Ничтойности, каковая не может существовать как Ничтойность, но поневоле постигается лишь как Ничтойность, состоящая из уничтожения двух мнимых противоположностей. Так возникает Точка, не имеющая «ни частей, ни величины, лишь местоположение».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.