Задание 2. Подготовьте диалог «Медработник – пациент», в котором попытайтесь решить психологическую проблему пациента (условия стационара, социальное окружение и т.д.).
Задание 3. Перед вами две задачи, примеры из многолетнего опыта работы старшей медсестры психоневрологического отделения. Закройте правый столбик с правильным ответом и попробуйте решить эти проблемы с точки зрения этических норм. Сверьте решения.
задачи
решение
1. Родители детей - пациентов отделения с такими стигматизирующими диагнозами, как умственная отсталость, детский аутизм, шизофрения, эпилепсия и др., —просят выдать им две выписки из истории болезни ребенка: одну (объективную) — только им “на руки”, а другую (с завуалированным или смягченным диагнозом) для предоставления в ЛПУ по месту жительства (проживают в небольшом поселке).
Из этой ситуации можно сделать вывод о том, что проблема сохранения (защиты, гарантий неразглашения) конфиденциальной медицинской информации, даже после введения в действие ст. 49 Основ “Экспертиза временной нетрудоспособности”, запрещающей вписывать в листки нетрудоспособности диагноз заболевания без согласия самого пациента, остается чрезвычайно острой и ее решение прежде всего зависит от уровня этической подготовки врачей, медицинских сестер, других медработников всех учреждений здравоохранения.
2. Кто-то звонит по телефону, называется громким именем и требует сообщить диагноз и прогноз заболевания одного из пациентов отделения.
Приходится всегда отвечать, что без согласия пациента или его окружения информация не может быть предоставлена, т. к. является медицинской тайной.
Задание 4. Решите ситуационные задачи.
1.Ксюше П.(4 года) назначено биохимическое исследование крови.
Вариант убеждающей беседы:
- Здравствуй! Меня зовут Аня. Я хочу рассказать тебе историю. Внутри тебя живут маленькие человечки (показывает рисунок). Они появились в тебе, как только ты родилась. Человечки очень симпатичные, добрые и весёлые. Это твои маленькие друзья, все они находятся в крови и тоже имеют красный цвет. Вместе с кровью человечки гуляют из одной части тела в другую. Они очень любят играть. Но ещё эти человечки, как и ты, малышка, растут. У них тоже есть мамы и папы, бабушки и дедушки, много братиков и сестричек. Твоё тело не успевает расти так быстро, как они, и поэтому им становится так тесно, что даже нельзя поиграть. А ты ведь знаешь как трудно жить без игры. Давай им поможем!?
- А как?
- Это очень просто! У меня есть специальная трубочка, по которой человечки могут смело перейти в новый дом. Сейчас мы поможем им пробраться к выходу верёвочкой (жгутом). Ты не пугайся, будет немножко неприятно. Чувствуешь, как человечки переходят через туннельчик в новый дом? Вот и всё! Теперь благодаря тебе у них есть свой домик, вот в этой пробирке. Ты очень смелая! Спасибо!
Задание:
- предложите свой вариант терапевтической игры.
- снабдите игру красочными рисунками.
2.Коля И.(12 лет) госпитализирован в детское пульмонологическое отделение. У пациента стойкая боязнь к проведению назначенных процедур, особенно негативное отношении к инъекциям. Кроме того, мальчик боится отстать от школы. В ходе беседы сестра выяснила, что Коля хорошо учится, является победителем школьных олимпиад. Ему часто звонят школьные друзья.
Задание:
-смоделируйте беседу с пациентом.
- приведите убедительные доводы в необходимости назначенного лечения и обследования.
- привлеките в союзники тех детей в отделении, которые не боятся лечения, а также школьных друзей.
3.В приёмное отделение детской гематологической больницы поступила девочка Юля И. (10 лет). Привезла её мама, обеспокоенная тем, что у девочки на теле появились линейные синяки различной формы. При этом девочка не получала каких-либо травм. Когда доктор сказал, что ребёнка следует положить в больницу и обследовать, девочка заплакала и стала требовать, чтобы мама скорее увезла её домой.
Задание:
- убедите ребёнка в необходимости остаться в больнице.
Задание 5.Выберите наиболее уместный вариант ответа в следующих ситуациях. Аргументируйте свой ответ. 1. У больного печеночная колика, сопровождающаяся приступами рвоты. У него подозрения на аппендицит или инфаркт. Он вызвал «скорую» и поделился опасениями с фельдшером. Тот отвечает:
а) да, Вы правы. Надо обязательно снять ЭКГ, а до тех пор соблюдать строгий постельный режим!
б) Я, думаю, Вы тревожитесь напрасно. Сердце у Вас хорошее, живот также не внушает опасений, рвота вызвана печеночной коликой. На всякий случай ЭКГ мы сделаем, но я уверен, что она окажется нормальной. Пока побудьте дома, полежите, но инфарктный режим я вам не назначаю.
2. Фельдшер выписывает пациенту таблетки: «Принимайте по одной три раза в день» «А как долго?»
а) да недели две или три. До свидания.
б) две недели, после чего обязательно покажитесь мне. До встречи через две недели.
3. Больной приходит на прием. У него страшные боли, он стонет, ему тяжело. Фельдшер:
а) Сейчас, голубчик, я постараюсь Вам помочь, только сначала мне надо Вас осмотреть и задать несколько вопросов. Так что потерпите немного.
б) Фамилия, имя? На что жалуетесь?
4.При расспросе о симптомах заболевания фельдшер задает вопрос:
а) Есть ли у Вас одышка при ходьбе?
б) - Если Вы опаздываете, можете ли Вы подбежать к остановке или быстро перейти улицу?
–Нет.
– Что же Вам мешает: Вы устаете, ноги болят или одышка появляется или сердце начинает сильно биться?
5.Пациент на приеме: «Я к Вам по поводу своей ишемической болезни». Фельдшер:
а) направляю Вас на ЭКГ, назначаю …
б) подождите, сейчас нам важно выяснить, что Вас беспокоит, Что мешает Вам жить, а уже потом Вы расскажете нам про свои диагнозы.
6.Фельдшер ставит заключительный диагноз, на вопрос пациента: «У меня астма?» отвечает: