2. Сущность и критерии профессионально-речевой культуры.
3. Компоненты культуры речи.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Его речь специализирована, насыщена определенными терминами и профессионализмами — словами, понятными и доступными, в первую очередь, коллегам, специалистам из этой или смежной области знаний. Таким образом, профессиональная речь — это языковое общение, характеризующееся использованием профессиональной лексики. Профессиональную речь характеризуют следующие компоненты:
• установка на специфическое, специализированное общение;
• ориентация на процесс непосредственной коммуникации;
• связь профессиональной речи с языковой системой;
• обязательное соответствие профессиональных высказываний различным стилям и жанрам речи.
Однако представители многих профессий, осуществляя свою трудовую деятельность, используют, помимо речи, разнообразные средства и орудия производства: инструменты, приборы, машины, компьютеры. Среди немногих профессий, где слово представляет собой одно из главных и действенных средств профессиональной самореализации, являются профессии педагога и медицинского работника. Эти профессии ориентированы на владение речью во всей ее полноте и значимости. Являясь средством передачи информации, профессиональная речь в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи лечения.
Профессионально-речевая культура— это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие коммуникантов и позволяющая наиболее эффективно организовать производственный процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений. Хороший профессионал должен:
1) владеть различными видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, переговоры, чувствовать себя уверенно как в обиходно-бытовой, так и в профессиональной сфере общения; 2) выражать мысли не только правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и находить для них самые удачные, целесообразные речевые средства; 3) владеть национально ориентированной социально обусловленной системой ценностей; 4) в совершенстве владеть речевым этикетом, правилами коммуникативного кодекса; 5) владеть системой аргументации, правилами убеждения, делать корректные обобщения и выводы; 6) правильно и грамотно составлять любой деловой документ, вести деловую переписку; 7) быть готовым к любым публичным выступлениям.
Критерии профессионально-речевой культуры включают в себя культуру языка — грамотность, собственно культуру речи, включая речевой этикет, культуру мышления, культуру соматического поведения. Если соотнести характеристики индивидуальной культуры личности и профессиональной культуры специалиста, определенные в современной науке, то можно прийти к такому выводу:
Индивидуальная культура личности включает в себя следующие компоненты:
— культура мыслительная,
— культура этическая
— культура деятельности,
— культура нравственная,
— культура эмоциональная,
— культура речевая,
— культура коммуникативная.
Профессиональная культура личности, помимо вышеназванных компонентов, содержит:
— умение мыслить самостоятельно,
— наличие глубокой эрудиции,
— осознание профессиональной этики,
— знание методов, форм и средств воздействия,
— высокую коммуникативную культуру,
— свободное владение речью.
Как видим, понятие профессиональной культуры, в частности, культуры медицинского работника, объединяет в себе как личностные человеческие качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех ее механизмах — чтении, говорении, аудировании и письме.
Профессиональная речь существует не сама по себе, она — отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности. Ведь при желании и соответствующем старании говорить красиво и правильно можно. Но если моральные принципы и ценностные установки личности далеки от совершенства, то не стоит испытывать судьбу, стремясь стать медиком-профессионалом. В этом случае не помогут ни знания, ни коммуникативная компетентность, ни опыт работы, ни дар живописного изложения. Настоящий профессионал должен быть личностью.
Суммировать сказанное можно в следующей таблице.
Культура речи и профессиональная культура
Таблица 1.
ИКЛ – индивидуальная культура личности
ПКМР – профессиональная культура медицинского работника
- культура мыслительная
- культура этическая
- культура деятельности
- культура нравственности
- культура эмоциональности
- культура речевая
- культура коммуникативная
- культура мыслительная
- культура этическая
- культура деятельности
- культура нравственности
- культура эмоциональности
- высокая культура речи
- умение мыслить самостоятельно
- эрудиция
- осознание профессиональной этики
- знание методов, форм, средств воздействия