Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность и критерии профессионально-речевой культуры. Нормативный, коммуникативный и этический компоненты культуры речи



Контрольные вопросы

1. Понятие о профессионально – речевой культуре.

2. Сущность и критерии профессионально-речевой культуры.

3. Компоненты культуры речи.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятель­ности. Его речь специализирована, насыщена определенными терминами и профессионализмами — слова­ми, понятными и доступными, в первую очередь, кол­легам, специалистам из этой или смежной области зна­ний. Таким образом, профессиональная речь — это языковое общение, характеризующееся исполь­зованием профессиональной лексики. Профессиональную речь характеризуют следующие компоненты:

• установка на специфическое, специализированное общение;

• ориентация на процесс непосредственной комму­никации;

• связь профессиональной речи с языковой систе­мой;

• обязательное соответствие профессиональных вы­сказываний различным стилям и жанрам речи.

Однако представители многих профессий, осуществ­ляя свою трудовую деятельность, используют, помимо речи, разнообразные средства и орудия производства: инструменты, приборы, машины, компьютеры. Среди немногих профессий, где слово представляет собой одно из главных и действенных средств профессиональной са­мореализации, являются профессии педагога и медицинского работника. Эти профессии ориентированы на владение речью во всей ее полноте и значимости. Являясь сред­ством передачи информации, профессиональная речь в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи лечения.

Профессионально-речевая культура это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие коммуникантов и позволяющая наиболее эффективно организовать производственный процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений.
Хороший профессионал должен:

1) владеть различными видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, переговоры, чувствовать себя уверенно как в обиходно-бытовой, так и в профессиональной сфере общения;
2) выражать мысли не только правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и находить для них самые удачные, целесообразные речевые средства;
3) владеть национально ориентированной социально обусловленной системой ценностей;
4) в совершенстве владеть речевым этикетом, правилами коммуникативного кодекса;
5) владеть системой аргументации, правилами убеждения, делать корректные обобщения и выводы;
6) правильно и грамотно составлять любой деловой документ, вести деловую переписку;
7) быть готовым к любым публичным выступлениям.

Критерии профессионально-речевой культуры включают в себя культуру языка грамотность, собственно культуру речи, включая речевой этикет, культуру мышления, культуру соматического поведения.
Если со­отнести характеристики индивидуальной культуры лич­ности и профессиональной культуры специалиста, оп­ределенные в современной науке, то можно прийти к такому выводу:

Индивидуальная культура личности включает в себя следующие компоненты:

— культура мыслительная,

— культура этическая

— культура деятельности,

— культура нравственная,

— культура эмоциональная,

— культура речевая,

— культура коммуникативная.

Профессиональная культура личности, помимо вы­шеназванных компонентов, содержит:

— умение мыслить самостоятельно,

— наличие глубокой эрудиции,

— осознание профессиональной этики,

— знание методов, форм и средств воздействия,

— высокую коммуникативную культуру,

— свободное владение речью.

Как видим, понятие профессиональной культуры, в частности, культуры медицинского работника, объединяет в себе как личностные человеческие качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех ее механизмах — чтении, говорении, аудировании и письме.

Профессиональная речь существует не сама по себе, она — отражение внутреннего мира, особенностей интеллек­туального и духовного развития его личности. Ведь при желании и соответствующем старании говорить красиво и правильно можно. Но если моральные прин­ципы и ценностные установки личности далеки от со­вершенства, то не стоит испытывать судьбу, стремясь стать медиком-профессионалом. В этом случае не по­могут ни знания, ни коммуникативная компетентность, ни опыт работы, ни дар живописного изложения. Настоящий профессионал должен быть личностью.

Суммировать сказанное можно в следующей таблице.

Культура речи и профессиональная культура

Таблица 1.

ИКЛ – индивидуальная культура личности ПКМР – профессиональная культура медицинского работника
- культура мыслительная - культура этическая - культура деятельности - культура нравственности - культура эмоциональности - культура речевая - культура коммуникативная   - культура мыслительная - культура этическая - культура деятельности - культура нравственности - культура эмоциональности - высокая культура речи - умение мыслить самостоятельно - эрудиция - осознание профессиональной этики - знание методов, форм, средств воздействия

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.