Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткая характеристика дисциплины



Волгоградский государственный университет

Кафедра экономической теории и экономической политики

УТВЕРЖДЕНО УЧЕНЫМ СОВЕТОМ Протокол № от «___» _________ 2014   Директор института Мировой экономики и финансов ________________Е.Г. Русскова   «___» ___________ 2014   РЕКОМЕНДОВАНО КАФЕДРОЙ Протокол № от «___» __________ 2014   Заведующий кафедрой ЭТиЭП   ______________ Н.Н. Лебедева   «___» ___________ 2014  

 

Программа учебной дисциплины

 

МИКРОЭКОНОМИКА – ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Для обучающихся по основной образовательной программе
подготовки магистра
080100 «Экономика»

 

Количество зачетных единиц: 5

 

Автор: д.э.н., профессор Тимофеева Г.В.

 


Раздел 1. Пояснительная записка

(методические указания)

Требования к студентам.

Исходный уровень компетенций, знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины:

Код Содержание
Общекультурные
ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОК-2 способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-6 владеть навыками публичной и научной речи
Профессиональные
  аналитическая, научно-исследовательская деятельность
ПК-1 способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований
ПК-2 способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования
ПК-9 способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов

Краткая характеристика дисциплины.

Современная микроэкономика - это наука о принятии решений отдельными экономическими субъектами: потребителями, менеджерами, инвесторами, фирмами. Теория микроэкономики объясняет, как и почему принимаются те или иные решения на микроуровне экономики, и какие факторы влияют на выбор конкретного решения экономическим субъектом. Микроэкономика подробно анализирует также экономические взаимоотношения субъектов в процессе образования различных рынков. Знание теории микроэкономики помогает разобраться в поведении потребителей, фирм и предприятий, правительства, инвесторов и других субъектов экономики.

Необходимость принятия решений связана с задачей выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих между собой целях. Данные решения обеспечивают функционирование экономики. Микроэкономика изучает эти решения и то, какие факторы оказывают на них влияние, прежде всего - это цены, а также какую роль играют в развитии экономики различные экономические и социальные институты (правительство, рынок, семья).

Методика микроэкономики основывается на: применение теории, которая может (упрощенно) помочь объяснить действия отдельных экономических субъектов и сделать соответствующий прогноз на будущее; моделировании, которое позволяет исследовать экономические явления путем построения и изучения моделей.

Основной целью преподавания дисциплины «Микроэкономика - продвинутый уровень» является углубление у магистров экономического мышления, понятийной базы, а также представлений об экономических процессах функционирования рыночного механизма, особенностях экономических явлений в условиях различных рыночных структур, о моделях поведения различных экономических субъектов (потребителей, производителей) в рыночном хозяйстве и о том, как данные субъекты делают выбор в условиях ограниченности ресурсов.

Задачи изучения дисциплины:

1) дать углубленные представления о закономерностях поведения потребителей и производителей, факторов влияющих на выбор потребителя и производителя;

2) познакомить со спецификой микроэкономического моделирования и анализа;

3) углубить анализ концепции экономической эффективности в широком смысле на основе моделей общего равновесия.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

1. Основные характеристики поведения потребителя на рынке:кардиналистская и ординалистская концепции поведения потребителя на рынке. Законы Г. Госсена. Общая и предельная полезность. Функция полезности. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя. «Выигрыш» потребителя. Функциональный и нефункциональный спрос. Расширенное бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление». Кривые Э. Энгеля. Кривые «цена-потребление». Построение кривых индивидуального спроса. Прямая и обратная задачи оптимизации индивидуального спроса. Нормальные и худшие товары. Заменяющие и дополняющие товары. Эффекты дохода и замены. Расчет эффекта дохода и эффекта замены. Подход Дж. Хикса. Эффекты дохода и замены по Е.Е. Слуцкому. Уравнение Слуцкого. Товары Р. Гиффена.

2. Прямую и косвенную функции полезности. Функция потребительских расходов. Связь между косвенной функцией полезности и функцией расходов.

3. Аксиомы выявленных предпочтений потребителя:понятие «выявленных предпочтений потребителя». Принцип выявленного предпочтения. Косвенно выявленные предпочтения. Слабая аксиома выявленных предпочтений (WARP). Сильная аксиома выявленных предпочтений (SARP).

4. Индексы реального дохода, цен и расходов: индексы Ласпейреса и Пааше. Индекс расходов.

5. Основные стратегии поведения монополии:максимизация прибыли монопольными фирмами. Монопольное равновесие. Теоретико-игровые модели двусторонней монополии. Долгосрочное монопольное равновесие. Влияние налогов на прибыль монополиста. Монопольное предложение. Монопольное равновесие и конкурентное равновесие. Последствия поглощения монополией конкурентной отрасли. Социальная цена монополии.Потеря «мертвого груза» от монополии. Ценовая дискриминация. Совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках. Регулирование частных монополий. Естественная монополия. Регулирование естественных монополий. Монополия: выгоды и потери.

6. Основные стратегии поведения олигополистических фирм: выбор стратегии. Ценовая война или сговор. Лидерство в ценообразовании. Доминирующая фирма. Ломаная кривая спроса. Картели. Вход и потенциальная конкуренция. Барьеры входа.

7. Основы теории игр:теория игр и взаимозависимые решения. Теоретико-игровые модели олигополистической конкуренции. Некооперативная игра. Платежная матрица. Дилемма заключенного.

8. Наиболее важные концепции равновесия:равновесие по Парето. Равновесие по Курно. Равновесие Нэша.

9. Суть проблемы неполной информации:статические и динамические игры с неполной информацией. Модель информационного взаимодействия «заказчик-исполнитель». Теоретико-игровые модели морального риска на рынке страхования и неблагоприятного отбора.

10. Закономерности формирования спроса на общественное благо.Частное предоставление общественного блага. Проблема безбилетника. Различные типы общественных благ. Квазилинейные предпочтения и общественные блага. Сопоставление с распределением частных благ. Голосование. Обнаружение спроса. Налог Кларка. Проблемы, связанные с налогом Кларка.

11. Причины, последствия и условия регулирования внешних эффектов.Квазилинейные предпочтения и теорема Коуза. Внешние эффекты, связанные с производством. Интерпретация условий эффективности по Парето. Рыночные сигналы. Равновесие в условиях внешних эффектов.

12. Первую и вторую теоремы экономики благосостояния:диаграмма Эджуорта. Распределения, эффективные по Парето. Рыночный обмен. Закон Вальраса. Относительные цены. Существование единственности равновесия. Равновесие и эффективность. Значение первой теоремы экономики благосостояния. Значение второй теоремы экономики благосостояния.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.